Оценка рыночной стоимости товарного знака и знака обслуживания на примере ООО «Дикая Орхидея»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в научном обосновании и разработке концепции формирования комплексной оценки товарного знака и знака обслуживания с учетом их особенностей.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:
рассмотрение теоретических основ товарного знака и знака обслуживания;
анализ методов оценки товарного знака и знака обслуживания;
применение трех подходов для оценки товарного знака и знака обслуживания на примере ЗАО «Дикая Орхидея»;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Товарный знак как объект оценки………………………………………...5
1.1. Понятие и классификация товарного знака…………………………….…..5
1.2. Правовая охрана товарного знака…………………………………….........10
1.3. Методы оценки рыночной стоимости товарного знака…………………..14
Глава 2. Оценка рыночной стоимости товарного знака «Дикая Орхидея»…....23
2.1 Описание объекта оценки………………………………………………… ….23
2.2 Анализ отрасли объекта оценки………………………………………………27
2.3 Оценка рыночной стоимости товарного знака………………………………29
2.3.1 Оценка стоимости товарного знака «Дикая Орхидея» доходным подходом…………………………………………………………………………....30
2.3.2 Оценка стоимости товарного знака «Дикая Орхидея» затратным подходом……………………………………………………………………………37
2.3.3. Оценка стоимости товарного знака «Дикая Орхидея» методом сравнительного подхода…………………………………………………………...41
2.3.4 Согласование и обоснование полученных результатов……………….......44
Заключение…………………………………………………………………..……..46
Список использованной литературы………………………………………..…....48
Приложение………………………………………………………………………...51

Файлы: 1 файл

text_nov_NMA.doc

— 811.50 Кб (Скачать файл)

В последние  годы, вопросам правовой охраны интеллектуальной собственности, включая товарные знаки, уделяется значительное внимание. Необходимо отметить, что за последние годы была проведена большая работа по обновлению законодательства в данной области. С 1 января 2008 года вступила в силу часть четвёртая Гражданского кодекса Российской Федерации, которая заменила собой всё ранее действующее законодательство в области регулирования интеллектуальной собственности. До этого соответствующие нормы были разбросаны по большому количеству законов и иных подзаконных актов. Следует отметить, что Россия стала одной из не многих стран мира, которой удалось кодифицировать своё национальное законодательство. Принятие части четвёртой Гражданского кодекса позволило решить многие проблемы связанные с противоречиями норм существовавших в отдельных законах, что, безусловно, усложняло их применение. Кроме того, данное событие имело и ещё одно важное значение – способствовало привлечению внимания общества к вопросам охраны и защиты интеллектуальной собственности. Сегодня можно с уверенностью отметить, что новое российское законодательство отвечает всем международным стандартам в области охраны интеллектуальной собственности.

И это очень  важно, ведь сейчас не для кого ни секрет что в современных экономических  условиях развитие конкурентно-способного бизнеса не возможно без охраны интеллектуальной собственности. Практически любой  новый товар, который выходит  на рынок, должен быть надлежащим образом защищён от подделок. В противном случае вложения в его разработку, рекламу вряд ли окупятся.

Среди всех объектов интеллектуальной собственности особую роль занимает товарный знак. Товарный знак является средством индивидуализации товаров и услуг. Именно он позволяет потребителям ориентироваться на рынке, выбирать полюбившийся товар среди многих тысяч других аналогичных товаров. Следует отметить, что товарные знаки могут быть самыми различными. Как правило, это слова или изображения, этикетки, но это могут быть и объёмные фигуры (например, оригинальная форма флакона для парфюмерии), иногда даже звуки и запахи. Российское законодательство не содержит исчерпывающего перечня видов товарных знаков, главное чтобы они были узнаваемы и позволяли отличать одних производителей товаров от других.

Вложения в  рекламу могут существенно повысить узнаваемость товарного знака на рынке, что в свою очередь значительно  повышает и потребительский спрос  маркированного им товара. Однако известность товарного знака провоцирует и многочисленные подделки со стороны недобросовестных конкурентов. Для этого его владелец должен предпринимать определённое меры по его охране и защите.

В Российской Федерации  товарные знаки охраняются не в силу их фактического использования (как например, в США), а на основании государственной регистрации в уполномоченном государственном органе – Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатенте). В случае если один и тот же знак подают на регистрацию несколько лиц, то преимущество имеет тот, кто подал его в Роспатент раньше. В этой связи производитель должен своевременно оформить и подать Роспатент заявку на регистрацию своего товарного знака. Не знание этого может привести к катастрофическим последствиям.

«Правообладатель  для оповещения о своем исключительном праве на товарный знак вправе использовать знак охраны, который помещается рядом  с товарным знаком, состоит из латинской  буквы «R» или латинской буквы  «R» в окружности ® либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак» и указывает на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, охраняемым на территории Российской Федерации» (ст.1485 ГК РФ)8.

Важно отметить, что иностранная компания не может самостоятельно подать заявку на товарный знак в Роспатент. В соответствии с законом иностранные компании ведут переписку с Роспатентом только через российских патентных поверенных. Патентный поверенный это специалист в области охраны интеллектуальной собственности, компетенция, которого подтверждена свидетельством, выданным Роспатентом. Следует отметить, что и без этого требования самостоятельная подача заявки практически не возможна, поскольку это требует хорошего знания законодательства и высокого практического опыта работы в данной области.

Срок рассмотрения заявки занимает около года. За это  время проводится экспертиза товарного  знака, в частности проверяется  наличии ранее зарегистрированных сходных товарных знаков. В случае положительных результатов экспертизы выдаётся свидетельство. Свидетельство удостоверяет исключительное право на товарный знак. Исключительное право позволяет его владельцу использовать его самому равно как разрешать или запрещать его использование другим лицам. Правообладатель может продать своё право на товарный знак (передать исключительное право) или предоставить его во временное пользование (дать лицензию). И в первом и во втором случае это возможно только на основании письменного договора, который подлежит обязательной регистрации в Роспатенте и без неё считается недействительным.

Необходимо  отметить, что российское законодательство устанавливает жёсткие меры ответственности  за нарушение права на товарный знак. За нарушение предусмотрена гражданско–правовая (запрет на использование и взыскание компенсации), административная и уголовная ответственность (штрафы и лишение свободы на срок до 6 лет). За защитой своего нарушенного права правообладатель может обратиться в суд, правоохранительные и антимонопольные органы.

Занимаются данными вопросами и таможенные органы. Таможенная служба РФ ведёт свой реестр интеллектуальной собственности. Владелец зарегистрированного товарного знака может предоставить в данный реестр сведения о своём товарном знаке, а также фирмах уполномоченных ввозить легальный товар. В этом случае все остальные компании, осуществляющие незаконный ввоз товара на российский рынок, будут останавливаться на границе.

Однако регистрация  товарного знака это не единственное, что должен предпринять правообладатель  для его охраны и защиты. Действующее законодательство требует, чтобы товарный знак обязательно использовался, в случае если он не будет использоваться надлежащим образом, его охрана может быть прекращена по заявлению заинтересованного лица. Российское законодательство содержит целый ряд требований, которые должен соблюдать владелец товарного знака при его использовании. В частности, если использование осуществляется на основании лицензионного договора, он в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в Роспатенте. В противном случае такое использование может быть признано ненадлежащим.9

Данной ситуацией  часто пользуются некоторое недобросовестные компании, которые пытаются оспорить по не использованию товарные знаки  иностранных правообладателей, пользуясь  тем, что данные компании, как правило, слабо ориентируются в требованиях национального законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методы  оценки рыночной стоимости товарного  знака

Теория оценки выделяет целую совокупность случаев, когда может иметь место оценка прав на товарные знаки.

1. Внесение товарного  знака в качестве вклада в  уставный капитал. 

Будучи средством идентификации  товаров и услуг, раскрученный товарный знак имеет несомненную ценность для вновь создаваемого предприятия  как залог успешного продвижения  на рынке его товаров. Поэтому, при внесении товарного знака в качестве вклада в уставный капитал требуется независимая оценка.

2. Купля-продажа прав на  товарный знак (договор уступки  прав на товарный знак).

В зарубежной и российской практике стороны все чаще стремятся определять стоимость прав на передаваемый товарный знак с привлечением независимого оценщика.

3. Заключение лицензионных  соглашений.

Оценка товарных знаков в  целях заключения лицензионных договоров  является одним из самых перспективных  направлений оценки товарных знаков. Развитие франчайзинга в РФ также дало толчок оценки товарных знаков применительно к данному случаю.

4. Определение ущерба  в результате нарушения прав  на товарный знак (производство и реализация контрафактной продукции).

В связи с частным использованием известных товарных знаков при производстве контрафактной продукции в Российской Федерации данный вид оценки имеет  весьма широкие перспективы.

5. Реструктуризация и  приватизация предприятия.

При слиянии, поглощении, разделении, выделении, а также при новой  эмиссии акций заинтересованные стороны должны выяснить всю совокупность активов, которыми владеет реструктуризируемое  предприятие. В их число входят и  нематериальные активы. В этой ситуации товарные знаки и другие объекты промышленной собственности могут составлять значительную долю в активной части баланса предприятия.

6. Получение предприятием  кредита. 

В качестве обеспечения кредита  могут выступать любые активы предприятия. Российская практика уже знает случаи оценки товарных знаков с целью определения стоимости кредитного обеспечения, хотя такие случаи пока носят единичный характер.10

Среди всех видов стоимости, применимых в оценочной деятельности, только некоторые применимы к интеллектуальной собственности и другим нематериальным активам, причем с целым рядом специальных оговорок. В соответствии с российским законодательством существуют следующие виды стоимости.

Рыночная стоимость - это «наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

  • одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
  • стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
  • объект оценки представлен на открытый рынок посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
  • цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо из сторон не было;
  • платеж за объект оценки выражен в денежной форме»11.

Инвестиционная  стоимость «определяется исходя из его доходности для конкретного  лица при заданных инвестиционных целях».

Стоимость объекта  оценки при существующем использовании  – стоимость актива, основанная на продолжении его использования, в предположении, даже если данный актив может быть продан на открытом рынке при соблюдении условий, содержащихся в установлении рыночной стоимости, вне зависимости от того, является ли существующее использование наиболее эффективным или нет.

Ликвидационная  стоимость – «стоимость, в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичного объекта»12.

         Оценка товарных знаков, как и  любого другого вида промышленной  собственности, традиционно осуществляется  тремя подходами: доходным, затратным и сравнительным. Применительно к оценке товарных знаков наибольший вес имеют методы доходного подхода, так как именно доход, получаемый от использования товарного знака, преимущественно определяет его стоимость. Использование сравнительного подхода в российских условиях затруднено в связи с крайне скудной базой сравнения (небольшим количеством уже оцененных товарных знаков), а также в связи с закрытостью информации о результатах проведенных оценок. Затратный подход в большей степени применим для оценки вновь создаваемых товарных знаков, то есть знаков, еще не выпущенных на рынок.

Доходный подход. Основой доходного подхода является предположение о том, что товарный знак является активом, который приносит дополнительный доход, т.е. генерирует дополнительные денежные потоки. Доходный подход объединяет

    • метод дисконтирования будущих прибылей
    • метод освобождения от роялти
    • метод преимущества в прибылях
    • метод чистой приведённой стоимости13

Данный подход является одним из самых трудоемких и требования к объему и качеству данных довольно высоки. При оценке товарного знака доходным подходом необходима следующая информация:

  1. свидетельство на товарный знак
  2. методы прогнозирования, которые можно использовать при оценке
  3. основные характеристики продукции, выпускаемой под анализируемым товарным знаком:
  • Полный перечень продукции
  • Прогноз объема выпуска данной продукции
  • Финансовые показатели (себестоимость, цены и т.д.)
  1. аналогичные показатели по соответствующей отрасли
  1. факты обременения оценки товарного знака какими-либо обязательствами
  2. доля чистого дохода, приходящаяся на товарный знак
  3. расходы, связанные с поддержанием защищенного товарного знака, включая продление срока действия его охранного документа
  4. стандартные (табличные) или вычисленные ставки роялти
  5. данные, необходимые для расчёта ставки дисконта14.

Информация о работе Оценка рыночной стоимости товарного знака и знака обслуживания на примере ООО «Дикая Орхидея»