Организация маркетинговой деятельности на предприятии на примере Торгово-технического Дома ОАО "Татнефть"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности; проанализировать маркетинговую и финансовую деятельность Торгово-технического Дома ОАО «Татнефть»; выявить и изучить проблемы ТТД по совершенствованию маркетинговой деятельностью; дать рекомендации по совершенствованию существующих систем по увеличению объемов продаж продукции сторонним организациям ОАО «Татнефть».

Содержание работы

Введение…………………………….…………………………………...3
1 Глава …………….............................................................................….5
1. 1 Теоретические основы организации маркетинга на предприятия...………………………....5
1.2 Принципы и методы маркетинга и его роль в деятельности предприятия……………..……….8
2 Глава……………………………………………………………….…..12
2.1 Общая характеристика предприятия………………………………12
2.2 Анализ продаж труб повышенной надежности, выявление их недостатков…………………….15
3 Глава……………………………………………………………….…..22
3.1 Предложения и рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия…………...22
3.2 Роль службы маркетинга Торгово-технического Дома ОАО
«Татнефть» в повышении эффективности предприятия……………25
Заключение……………………………………………………………..30
Список использованных источников……………………………………31

Файлы: 1 файл

маркетинг12.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы видно, что  ТТД в натуральном исчислении объем реализации трубной продукции увеличился по сравнению с 2004 годом на 51500 м.п. или на 88,1%, а по сравнению с планом 2005 года на 44536 м.п. или на 68,8%.

Данное перевыполнение плана произошло за счет увеличения объема продаж по всем типам труб за исключением труб ТИТ, которые имеют узко специфическое применение и по этому спрос на них ограничен. Недовыполнение плана по данной позиции объясняется отказом по одному из предварительно заключенному договору.

Исчисление объема реализации в натуральном исчислении имеет важное значение, но с точки зрения получения прибыли и дальнейшего формирования прибыли большее значение имеет стоимостная оценка объема реализации трубной продукции. Для определения объемов поступления выручки в 2004 и 2005 гг. используем данные таблицы 2.

 

 

Таблица 2 - Динамика объема реализации по трубной продукции  ТТД ОАО «Татнефть» за 2004 - 2005 гг.

Показатели

2004г

2005г

отклонение

абсолютное

относител

1. Трубы МПТ, тыс.  руб.

20333,8

43485

23151,2

213,9

2. Трубы ППТ, тыс.  руб.

533,1

10679

10145,9

20,1 раз

3. Трубы ТИТ, тыс.  руб.

6176,4

5237

-939,4

84,79

4. Трубы ЦПП и ПНИ,  тыс. руб.

2869,4

48284

45414,6

1682,7

5. Итого реализовано  трубной продукции

29912,7

107685

77772,3

360

6. Общий объем реализации  по ТТД

99879,6

506500

406620,4

507,11

7. Удельный вес трубной  продукции в общем объеме реализации, %

29,95

21,26

-8,69

-


 

Таблица позволяет сделать  вывод, что, как и в физическом объеме, так и в стоимостном  выражении объем реализации по трубной  промышленности увеличивается, при  этом значительное увеличение происходит по трубам ППТ и по трубам ЦПП и ПНИ. Удельный вес трубной продукции в общем объеме реализации уменьшился на 8,69%. Это произошло из-за увеличения объема реализации более быстрыми темпами по другим видам реализуемым товарам.

Анализ реализации должен вестись не только с позиций видов реализуемой продукции, но и с позиций выполнения договорных обязательств по поставкам. В таблице 3 рассмотрим, каким образом выполнялись договорные обязательства по отгрузке трубной продукции покупателям. В отличие от товаропроизводителей, объемы отгрузки продукции покупателям носят ритмичный характер, ТТД реализует продукцию по мере заключения договоров, с учетом наличия требуемой продукции у структурных подразделений ОАО «Татнефть», и на общих складах.

 

Таблица 3 - Выполнение плана  по отгрузке трубной продукции покупателям  и заказчикам

Показатели

Объем отгрузки по договорам

Фактически отгружено  в срок

Фактически отгружено  с нарушением сроков поставки

Зачтено в выполнение плана по поставкам

1. Трубы МПТ, тыс. руб.

43485

43485

-

43485

2. Трубы ППТ, тыс.  руб.

10239

10679

-

10239

3. Трубы ТИТ, тыс.  руб.

6325

5237

 

5237

4. Трубы ЦПП и ПНИ,  тыс. руб.

45170

42196

6088

42196

Итого, тыс. руб.

105219

101597

6088

101157


 

Из таблицы видно, что  с точки зрения выполнения договорных обязательств ТТД имеет некоторые недостатки в работе, так по трубам ТИТ по одному из договоров был отказ. Это привело к уменьшению объема реализации по данному виду труб на 1088 тыс. руб. Причиной отказа стали условия поставки, предприятие покупатель после более глубокого изучения рынка трубной продукции нашло для себя более выгодным расторгнуть существующий договор и заключить новый с другим поставщиком на более выгодных условиях. Для ТТД, данный факт единичный, но с позиций расширения рынка сбыта необходимо учитывать, что вместе с увеличением количества покупателей и сервисный набор условия поставки должны становиться более дифференцированными и ориентированными на потребности покупателей.

По трубам ЦПП и  ПНИ ТТД не смогло вовремя обеспечить отгрузку труб в полном объеме. Это связано с недостаточным объемом данного вида труб к сроку отгрузки. По данному факту, при составлении договоров необходимо объективно оценивать производственные возможности структурных подразделений, наличие складских запасов по отдельным видам труб и сроки формирования необходимой партии.

На объем реализации в стоимостном выражении влияют два основных фактора – это  объем реализации в натуральном  исчислении и цены на реализуемую  продукцию.

Для оценки степени влияния этих факторов на изменение объема реализации рассчитаем уровень цен на реализуемую продукцию по плану и фактически в таблице 4.

 

 

Таблица 4 - Расчет средних  цен реализации на трубную продукцию

за 2005 год

Вид продукции

объем реализации в м.п.

Объем реализации в тыс. руб.

Средние цены реализации в руб.

план

факт

план

факт

план

факт

1 Трубы МПТ

35000

54176

20410

43485

583,1

802,7

2. Трубы ППТ

10000

22338

621

10679

62,1

478,1

3. Трубы ТИТ

9150

9137

6190

5237

676,5

573,2

4. Трубы ЦПП и ПНИ

11260

24395

2898

48284

265,5

1979,3

ИТОГО

65410

109946

30119

107685

-

-


 

На основании данных таблицы 14 рассчитаем влияние изменения  объема реализации по формуле (1) и средних  цен на величину объема реализации трубной продукции в 2005 году по формуле (2), используя метод абсолютных разниц.

 

∆Во =∑О1* Ц0 - ∑О00 , (1)

 

где О0,1 - объем реализации в м.п. по плану и фактически;

Ц0,1 – цена плановая и фактическая по видам труб.

 

∆Вц = ∑О11 - ∑О10 (2)

 

По данным таблицы 14 влияние  составит:

изменения объема и структуры реализуемой продукции = ((54176*583,1)+(22338*62,1)+(9137*676,5)+(24395*265,5)) – 30119 тыс. руб. = 18171 тыс. руб.

изменение средних цен = 107685 – 48290 = 59395 тыс. руб.

Факторный анализ показывает, что основной причиной увеличения объема реализации трубной продукции является не увеличение объемов, а повышение цен, потому что в результате увеличения объема реализации в

 

 

м.п. объем реализации в тыс. руб. вырос на 18171 тыс. руб., а в результате увеличения цен  объем реализации вырос на 59395 тыс. руб.

Учитывая, что по мере стабилизации партнерских отношений  и заключения крупных контрактов, использовать ценовой фактор увеличения объема реализации все сложнее, так  как превышение цен по сравнению  с конкурентами может привести к  отказу от сотрудничества, следует более глубоко изучить рынок потребителей трубной продукции как в регионе, так и за его пределами и в первую очередь ориентироваться на увеличение объема реализации в физическом объеме. Решая эту проблему, ТТД окажет положительное воздействие на работу всех структурных подразделений ОПО «Татнефть» чья продукция реализуется. И именно данное направление деятельности является реальным резервом увеличения объема реализации трубной продукции повышенной надежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             

                                       3 Глава.

 

3.1 Предложения и рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.

Анализируя финансовую деятельность предприятия можно сделать следующие обобщения:

а) ТТД является прибыльным, за счет эффективной работы, реально помогает осуществлять сбытовую и маркетинговую политику ОАО «Татнефть»;

б) финансовое положение  его таково, что оно своевременно рассчитывается по всем обязательствам, в отношении ТТД;

в) с учетом заинтересованности в существовании данного структурного подразделения головной кампании запас финансовой прочности ТТД очень высок.

Для улучшения финансового  состояния предприятия можно выделить следующие предложения:

- снизить себестоимость;

- улучшить использование  рабочего времени;

- внедрить новую технику  и технологию;

- экономить энергетические  ресурсы;

- улучшить использование  всех материальных ресурсов;

- увеличить объем реализации;

- улучшить качество  продукции;

- уменьшить остатки  нереализованной продукции;

- успешно проводить  внереализационные операции.

Успех работы предприятия  определяется как общими условиями  хозяйствования, так и умением  руководителя эффективно использовать производственные факторы. В то же время каждый предприниматель стремится к получению максимальной прибыли, а это требует снижения издержек производства:

а) экономия всех видов  ресурсов, используемых в производстве, как трудовых, так и материальных;

б) снижение трудоемкости выпускаемой продукции;

в) рост производительности труда;

г) сокращение численности  администрационно - обслуживающего персонала.

Для реального увеличения объема реализации Торгово-технического Дома ОАО «Татнефть» необходимо предпринять  следующие шаги:

- обеспечить своевременность отгрузки реализуемой продукции;

- разработать систему  индивидуальной работы не только  по крупным, но и по малым  договорам, также не только  по постоянным, но и по разовым  покупателям;

- при заключении контрактов  на отгрузку учитывать реальные  способности производителей и складов на отгрузку труб;

- проводить постоянное  маркетинговое исследование и  контроль за изменением маркетинговой  среды по потенциальным и реальным  покупателям трубной продукции;

- более широко представлять  свою продукцию через средства массовой информации, на выставках, научно-практических конференциях и через другие информационные каналы;

- уделять большее внимание  долгосрочным контрактам, связанными  с значимыми и долгосрочными  объектами строительства (трубопроводы);

- не ограничиваться только региональной и национальной географией продаж, а ориентироваться на международный уровень, заключение контрактов с ближайшими соседями (Казахстан), максимально используя территориальное преимущество.

Задачами по совершенствованию  маркетинговой деятельности Торгово-технического Дома ОАО «Татнефть» являются:

 

 

  1. увеличение прибыли;
  2. производство продукции, реально удовлетворяющее потребности населения;
  3. повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
  4. ускорение реализации производственной продукции и оборачиваемости вложенных в них средств;
  5. увеличение числа покупателей.

Для реализации этих задач  предприятие должно большое внимание уделить следующим видам деятельности:

- исследованию рынка;

- разработке и планированию  ассортимента;

- формированию спроса и стимулированию сбыта;

- планированию и организации  торгово-сбытовой деятельности.

Каждая из этих функций  имеет большое практическое значение, а в совокупности они обеспечивают успешную реализацию принципов маркетинга.

Информация о работе Организация маркетинговой деятельности на предприятии на примере Торгово-технического Дома ОАО "Татнефть"