Организация процесса исследования товарного рынка в торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:09, реферат

Описание работы

Посредством рыночных отношений осуществляется реализация товаров, обеспечивается признание общественного характера создающего их труда. В рамках товарного рынка протекает процесс товарного обращения, совокупность взаимосвязанных актов купли-продажи массы товаров, создаваемых в различных областях хозяйственной деятельности.
Комплексное исследование рынка и, прежде всего, рыночной конъюнктуры является инструментом, помогающим предпринимателю, избежать возможных ошибок, снизить риск при принятии им хозяйственных и управленческих решений.
Исследование экономической конъюнктуры не должно ограничиваться изучением лишь общих закономерностей развития среды обмена и ее взаимодействия с другими стадиями процесса воспроизводства. Оно должно быть направлено на осуществление обоснованного анализа и прогноза положения, складывающегося на том или ином товарном рынке.

Содержание работы

Введение
1.Сущность, содержание и основные направления исследования товарных рынков
Сущность и основные направления исследования товарных рынков
1.2 Виды исследования рынка
1.3 Содержание процесса исследования рынка
2.Методы сбора информации для исследования товарных рынков
3.Субъекты исследования товарных рынков в торговом предприятии
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

Исследование рынка(реферат).doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение  высшего профессионального  образования

«Российский экономический университет имени  Г.В. Плеханова»

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Организация  процесса исследования товарного рынка в торговом предприятии»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила Горбунова Алина

студентка группы  643

Факультета  Экономики торговли и товароведения

Содержание:

 

Введение

1.Сущность, содержание и основные направления исследования товарных рынков

    1. Сущность и основные направления исследования товарных рынков

    1.2 Виды исследования рынка

    1.3 Содержание процесса исследования рынка

2.Методы сбора информации для исследования товарных рынков

3.Субъекты исследования товарных рынков в торговом предприятии

Заключение

Список источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Исследование  товарного рынка - качественный и количественный анализ политических, экономических, научно-технических, социальных и иных факторов, оказывающих непосредственное или косвенное влияние на объем и эффективность продажи товара на конкретном рынке или его сегменте. Это исследование проводится в целях получения достоверной информации, необходимой для принятия оптимальных решений по разработке программ маркетинга и организации производственно-сбытовой деятельности предприятия.

  Объектами рыночного исследования являются структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Предметом исследования товарных рынков является соотношение спроса и предложения товаров при определенных экономических и социальных условиях. Основными результатами рыночных исследований являются прогнозы его развития, оценка конъюнктуры и выявление ключевых факторов успеха. Без исследования рынков невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять информацию, необходимую для принятия маркетинговых решений, определять объемы продаж и цен, а также планировать и прогнозировать рыночную деятельность.  

   Прогноз сбыта - научно обоснованное предсказание развития спроса и предложения на товары в будущем на основе изучения причинно-следственных связей, тенденций, закономерностей. Исследование любого товарного рынка всегда исходит из существования на нем определенной проблемы и направлено на ее решение. Необходимо подчеркнуть особую важность определения проблемы и целей исследования. От этого во многом зависит достижение намеченного результата и рациональность проведенных затрат.

   Деятельность огромного количества хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и реализацию товаров, иные виды бизнеса, упорядочивается и развивается под воздействием требований рынка. Рынок составляет экономическую среду торгового и другого предпринимательства. Он представляет собой сложный социально-экономический механизм, который требует изучения и постоянного совершенствования. 
Основу рыночной экономики составляет товарный рынок как система субъектов экономики и их отношений, целью которых является купля-продажа товаров. 
  Посредством рыночных отношений осуществляется реализация товаров, обеспечивается признание общественного характера создающего их труда. В рамках товарного рынка протекает процесс товарного обращения, совокупность взаимосвязанных актов купли-продажи массы товаров, создаваемых в различных областях хозяйственной деятельности. 
Комплексное исследование рынка и, прежде всего, рыночной конъюнктуры является инструментом, помогающим предпринимателю, избежать возможных ошибок, снизить риск при принятии им хозяйственных и управленческих решений. 
   Исследование экономической конъюнктуры не должно ограничиваться изучением лишь общих закономерностей развития среды обмена и ее взаимодействия с другими стадиями процесса воспроизводства. Оно должно быть направлено на осуществление обоснованного анализа и прогноза положения, складывающегося на том или ином товарном рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность, содержание и основные направления  исследования товарных рынков.

 

 

    1. Сущность и основные направления исследования товарных рынков.

 

Исследование  любого товарного рынка всегда исходит из существования на нем определенной проблемы и направлено на ее решение.

От правильно  определенной проблемы зависит достижение конечного результата. Не зря говорят, что правильно сформулированная проблема – наполовину решенная проблема. Конкретное проявление рыночных проблем выражается в чрезмерном превышении предложения отдельных товаров над спросом, либо наоборот, в отставании предложения от спроса и нехватке товара на рынке.

Все рыночные проблемы в зависимости от масштабов можно классифицировать на общие и частные.

Общие рыночные проблемы характеризуются нарушением соответствия между спросом и  предложением в пределах всего рынка, т.е. соответствия между общими размерами  товарного предложения и совокупным платежным спросом населения.

Частные проблемы характеризуются возникновением несоответствия между спросом и предложением на рынке отдельных товаров.

Это выражается в:.

- несоответствии  ассортимента и качества предлагаемых  товаров и структуры платежеспособного  спроса населения,

- в нарушении  соответствия между спросом и  предложением на различных территориях  (республиках, экономических районах,  городах).

Решение выявленной проблемы требует ее дальнейшего  уточнения.

Общие проблемы только констатируют ситуацию, но общие  проблемы решению не поддаются.

После определения  общей проблемы исследователь переходит  к серии специфических частных  проблем и анализирует возможности  их решения.

Задачи, решаемые в процессе изучения товарной структуры  рынка

1. Оценка конъюнктуры  рынка.

 

Исследование рынка осуществляется в 2-х направлениях:

- оценка рыночных  параметров на текущий момент, т.е. оценивается текущая ситуация  на рынке (конъюнктурная ситуация), затем определяется величина  емкости рынка и проводится  его сегментация;

- получение  прогнозов.

Таким образом, следующий шаг изучения товарной структуры рынка – анализ текущего состояния спроса и предложения  на данную продукцию, т.е. анализ конъюнктуры  рынка.

Конъюнктура рынка – это  совокупность условий, при которых  в данный момент протекает деятельность на рынке.

Эти условия определяются соотношением спроса и предложения  на товары данного вида, а также  уровнем и соотношением цен.

В практике маркетинга рассматриваются 3 уровня исследования конъюнктуры рынка:

- общеэкономический,

- отраслевой,

- товарный.

Если предприятием исследуется  текущее состояние определенного  товарного рынка, то при этом обязательно  учитываются общеэкономические  и отраслевые условия реализации.

Основная цель – изучения конъюнктуры товарного  рынка – установить в какой  мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать производственные возможности предприятия.

Результаты  исследования конъюнктуры – предназначены  для принятия оперативных решений  по управлению производством и сбытом товаров.

При исследовании конъюнктуры используются различные  виды информации:

- общая информация  – источники – данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности,

- коммерческая  информация,

– данные из деловой  документации предприятия,

- заявки и  заказы торговых организаций,

- материалы  служб предприятия по изучению  рынка - материалы о движении  товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента,

- специальная  информация,

- данные опросов  населения, покупателей, специалистов  торговли и промышленности,

- данные выставок-продаж, конъюнктурных совещаний,

- материалы  научно-исследовательских организаций,

Эта информация является особо ценной, т.к. ее нельзя получить другим путем.

- Собственные  источники информации.

Для обеспечения  наблюдения за товарным рынком или  рынком сбыта предприятия могут  создавать собственные источники информации в виде:

- магазинов-опорных  пунктов,

- сети торговых  посредников,

- специализированных  потребительских панелей.

Сеть магазинов  опорных пунктов – создается  предприятием для ведения наблюдения за развитием спроса населения в зоне сбыта (прямой маркетинг). Это, как правило, фирменные магазины, которые продают товар, а также на договорной основе наблюдают за развитием спроса.

Сеть торговых посредников – организуется для  наблюдения за развитием спроса оптовых  покупателей. Торговые посредники – оптовые фирмы и торговые предприятия.

Потребительская панель – организуется службой изучения рынка предприятия. Это выбранная  предприятием группа потребителей (семей), которые подвергаются повторяющимся  исследованиям.

Панель формируется  по правилам, которые позволяют оценить конъюнктуру в зависимости от ряда ключевых признаков, например, место жительства, пол, возраст, уровень личных дохода.

Главная цель информационного  обеспечения исследований конъюнктуры  рынка – создание системы показателей, отражающих количественную и качественную характеристику основных закономерностей и особенностей развития спроса населения.

К таким показателям  относятся:

• Производство товаров в ассортименте,

• Обновление товарного  ассортимента,

• Обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями,

• Запасы товаров  в ассортименте,

• Забраковка товаров  и рекламации,

• Продажа товаров  в ассортименте (в т.ч. оптовая, розничная, фирменная)

• Изменение  доли рынка, занимаемого предприятием,

• Изменение  доли рынка, занимаемого конкурентами,

• Выполнение заявок на поставку товаров,

• Изменение  спроса потребителей,

• Величина неудовлетворенного спроса в развернутом ассортименте,  
• Динамика цен,

• Продажа товаров  по сниженным ценам (в т.ч. - уценка, сезонная распродажа…).

По своему характеру  прогноз показателей конъюнктуры  является краткосрочным прогнозом (на 1-2 квартала, но не более чем на 1,5 года).

Результаты  исследований конъюнктуры рынка  могут быть представлены в виде различных  аналитических документов:

1. Сводный обзор или доклад – документ с обобщающими показателями рынка – общеэкономические и отраслевые показатели.

2. Тематический (проблемный или товарный) обзор  конъюнктуры – отражает определенную  ситуацию или товар.

3. Оперативная  (сигнальная) конъюнктурная информация – эта информация является своего рода «сигналом» об отдельных процессах конъюнктуры рынка.

 

 

1.2 Виды исследования рынка

Исследования  рынка делятся на два вида –  первичные и вторичные. У них  разные цели, задачи и методы получения  рыночной информации. О том, как выбрать подходящий для вас вид исследования и оптимальные методики – читайте ниже.

Сначала давайте  разберёмся с видами исследований. Их всего два: первичные и вторичные. Вторичные исследования – это  те, которые кем-то уже были проведены  до вас. К ним относятся, например, данные центральных статистических управлений, фонда «Общественное мнение», других исследовательских организаций и т.д.

Первичные исследования – это те исследования, которые  никто не проводил. И которые провести (или организовать проведение которых) нужно будет вам.

Их целью  может быть получить ответы на такие  вопросы, как:

• Оценить ёмкость  рынка какого-либо продукта,

• Изучить процесс  принятия решения о покупке чего-либо,

• Узнать тенденции  рынка,

• Выяснить, почему часть ваших клиентов перешла к конкуренту,

• Протестировать спрос на что-либо.

 

В общем, первичные  исследования рынка используются тогда, когда нужно узнать то, чего пока ещё не знает никто.

Информация о работе Организация процесса исследования товарного рынка в торговом предприятии