Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:09, реферат
Посредством рыночных отношений осуществляется реализация товаров, обеспечивается признание общественного характера создающего их труда. В рамках товарного рынка протекает процесс товарного обращения, совокупность взаимосвязанных актов купли-продажи массы товаров, создаваемых в различных областях хозяйственной деятельности.
Комплексное исследование рынка и, прежде всего, рыночной конъюнктуры является инструментом, помогающим предпринимателю, избежать возможных ошибок, снизить риск при принятии им хозяйственных и управленческих решений.
Исследование экономической конъюнктуры не должно ограничиваться изучением лишь общих закономерностей развития среды обмена и ее взаимодействия с другими стадиями процесса воспроизводства. Оно должно быть направлено на осуществление обоснованного анализа и прогноза положения, складывающегося на том или ином товарном рынке.
Введение
1.Сущность, содержание и основные направления исследования товарных рынков
Сущность и основные направления исследования товарных рынков
1.2 Виды исследования рынка
1.3 Содержание процесса исследования рынка
2.Методы сбора информации для исследования товарных рынков
3.Субъекты исследования товарных рынков в торговом предприятии
Заключение
Список источников
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное
государственное бюджетное
«Российский
экономический университет
Реферат
«Организация процесса исследования товарного рынка в торговом предприятии»
Выполнила Горбунова Алина
студентка группы 643
Факультета Экономики торговли и товароведения
Содержание:
Введение
1.Сущность, содержание и основные направления исследования товарных рынков
1.2 Виды исследования рынка
1.3 Содержание процесса исследования рынка
2.Методы сбора информации для исследования товарных рынков
3.Субъекты исследования товарных рынков в торговом предприятии
Заключение
Список источников
Введение
Исследование товарного рынка - качественный и количественный анализ политических, экономических, научно-технических, социальных и иных факторов, оказывающих непосредственное или косвенное влияние на объем и эффективность продажи товара на конкретном рынке или его сегменте. Это исследование проводится в целях получения достоверной информации, необходимой для принятия оптимальных решений по разработке программ маркетинга и организации производственно-сбытовой деятельности предприятия.
Объектами рыночного исследования являются структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски. Предметом исследования товарных рынков является соотношение спроса и предложения товаров при определенных экономических и социальных условиях. Основными результатами рыночных исследований являются прогнозы его развития, оценка конъюнктуры и выявление ключевых факторов успеха. Без исследования рынков невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять информацию, необходимую для принятия маркетинговых решений, определять объемы продаж и цен, а также планировать и прогнозировать рыночную деятельность.
Прогноз сбыта - научно обоснованное предсказание развития спроса и предложения на товары в будущем на основе изучения причинно-следственных связей, тенденций, закономерностей. Исследование любого товарного рынка всегда исходит из существования на нем определенной проблемы и направлено на ее решение. Необходимо подчеркнуть особую важность определения проблемы и целей исследования. От этого во многом зависит достижение намеченного результата и рациональность проведенных затрат.
Деятельность огромного количества
хозяйствующих субъектов, осуществляющих
производство и реализацию товаров, иные
виды бизнеса, упорядочивается и развивается
под воздействием требований рынка. Рынок
составляет экономическую среду торгового
и другого предпринимательства. Он представляет
собой сложный социально-экономический
механизм, который требует изучения и
постоянного совершенствования.
Основу рыночной экономики составляет
товарный рынок как система субъектов
экономики и их отношений, целью которых
является купля-продажа товаров.
Посредством рыночных отношений осуществляется
реализация товаров, обеспечивается признание
общественного характера создающего их
труда. В рамках товарного рынка протекает
процесс товарного обращения, совокупность
взаимосвязанных актов купли-продажи
массы товаров, создаваемых в различных
областях хозяйственной деятельности.
Комплексное исследование рынка и, прежде
всего, рыночной конъюнктуры является
инструментом, помогающим предпринимателю,
избежать возможных ошибок, снизить риск
при принятии им хозяйственных и управленческих
решений.
Исследование экономической конъюнктуры
не должно ограничиваться изучением лишь
общих закономерностей развития среды
обмена и ее взаимодействия с другими
стадиями процесса воспроизводства. Оно
должно быть направлено на осуществление
обоснованного анализа и прогноза положения,
складывающегося на том или ином товарном
рынке.
1.Сущность,
содержание и основные
Исследование любого товарного рынка всегда исходит из существования на нем определенной проблемы и направлено на ее решение.
От правильно определенной проблемы зависит достижение конечного результата. Не зря говорят, что правильно сформулированная проблема – наполовину решенная проблема. Конкретное проявление рыночных проблем выражается в чрезмерном превышении предложения отдельных товаров над спросом, либо наоборот, в отставании предложения от спроса и нехватке товара на рынке.
Все рыночные проблемы в зависимости от масштабов можно классифицировать на общие и частные.
Общие рыночные
проблемы характеризуются нарушением
соответствия между спросом и
предложением в пределах всего рынка,
т.е. соответствия между общими размерами
товарного предложения и
Частные проблемы характеризуются возникновением несоответствия между спросом и предложением на рынке отдельных товаров.
Это выражается в:.
- несоответствии
ассортимента и качества
- в нарушении
соответствия между спросом и
предложением на различных
Решение выявленной проблемы требует ее дальнейшего уточнения.
Общие проблемы только констатируют ситуацию, но общие проблемы решению не поддаются.
После определения
общей проблемы исследователь переходит
к серии специфических частных
проблем и анализирует
Задачи, решаемые в процессе изучения товарной структуры рынка
1. Оценка конъюнктуры рынка.
Исследование рынка осуществляется в 2-х направлениях:
- оценка рыночных
параметров на текущий момент,
т.е. оценивается текущая
- получение прогнозов.
Таким образом, следующий шаг изучения товарной структуры рынка – анализ текущего состояния спроса и предложения на данную продукцию, т.е. анализ конъюнктуры рынка.
Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке.
Эти условия определяются соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.
В практике маркетинга рассматриваются 3 уровня исследования конъюнктуры рынка:
- общеэкономический,
- отраслевой,
- товарный.
Если предприятием исследуется
текущее состояние
Основная цель – изучения конъюнктуры товарного рынка – установить в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать производственные возможности предприятия.
Результаты исследования конъюнктуры – предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.
При исследовании конъюнктуры используются различные виды информации:
- общая информация
– источники – данные
- коммерческая информация,
– данные из деловой документации предприятия,
- заявки и заказы торговых организаций,
- материалы служб предприятия по изучению рынка - материалы о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента,
- специальная информация,
- данные опросов
населения, покупателей,
- данные выставок-продаж, конъюнктурных совещаний,
- материалы
научно-исследовательских
Эта информация является особо ценной, т.к. ее нельзя получить другим путем.
- Собственные источники информации.
Для обеспечения наблюдения за товарным рынком или рынком сбыта предприятия могут создавать собственные источники информации в виде:
- магазинов-опорных пунктов,
- сети торговых посредников,
- специализированных потребительских панелей.
Сеть магазинов опорных пунктов – создается предприятием для ведения наблюдения за развитием спроса населения в зоне сбыта (прямой маркетинг). Это, как правило, фирменные магазины, которые продают товар, а также на договорной основе наблюдают за развитием спроса.
Сеть торговых посредников – организуется для наблюдения за развитием спроса оптовых покупателей. Торговые посредники – оптовые фирмы и торговые предприятия.
Потребительская панель – организуется службой изучения рынка предприятия. Это выбранная предприятием группа потребителей (семей), которые подвергаются повторяющимся исследованиям.
Панель формируется по правилам, которые позволяют оценить конъюнктуру в зависимости от ряда ключевых признаков, например, место жительства, пол, возраст, уровень личных дохода.
Главная цель информационного обеспечения исследований конъюнктуры рынка – создание системы показателей, отражающих количественную и качественную характеристику основных закономерностей и особенностей развития спроса населения.
К таким показателям относятся:
• Производство товаров в ассортименте,
• Обновление товарного ассортимента,
• Обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями,
• Запасы товаров в ассортименте,
• Забраковка товаров и рекламации,
• Продажа товаров в ассортименте (в т.ч. оптовая, розничная, фирменная)
• Изменение доли рынка, занимаемого предприятием,
• Изменение доли рынка, занимаемого конкурентами,
• Выполнение заявок на поставку товаров,
• Изменение спроса потребителей,
• Величина неудовлетворенного
спроса в развернутом ассортименте,
• Динамика цен,
• Продажа товаров по сниженным ценам (в т.ч. - уценка, сезонная распродажа…).
По своему характеру
прогноз показателей
Результаты исследований конъюнктуры рынка могут быть представлены в виде различных аналитических документов:
1. Сводный обзор или доклад – документ с обобщающими показателями рынка – общеэкономические и отраслевые показатели.
2. Тематический
(проблемный или товарный) обзор
конъюнктуры – отражает
3. Оперативная (сигнальная) конъюнктурная информация – эта информация является своего рода «сигналом» об отдельных процессах конъюнктуры рынка.
1.2 Виды исследования рынка
Исследования рынка делятся на два вида – первичные и вторичные. У них разные цели, задачи и методы получения рыночной информации. О том, как выбрать подходящий для вас вид исследования и оптимальные методики – читайте ниже.
Сначала давайте разберёмся с видами исследований. Их всего два: первичные и вторичные. Вторичные исследования – это те, которые кем-то уже были проведены до вас. К ним относятся, например, данные центральных статистических управлений, фонда «Общественное мнение», других исследовательских организаций и т.д.
Первичные исследования – это те исследования, которые никто не проводил. И которые провести (или организовать проведение которых) нужно будет вам.
Их целью может быть получить ответы на такие вопросы, как:
• Оценить ёмкость рынка какого-либо продукта,
• Изучить процесс принятия решения о покупке чего-либо,
• Узнать тенденции рынка,
• Выяснить, почему часть ваших клиентов перешла к конкуренту,
• Протестировать спрос на что-либо.
В общем, первичные исследования рынка используются тогда, когда нужно узнать то, чего пока ещё не знает никто.
Информация о работе Организация процесса исследования товарного рынка в торговом предприятии