Организация розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в курсовой работе является предприятие розничной торговли ЗАО «Меркурий».
Целью курсовой работы является рассмотрение ассортиментной политики фирмы, и изучение теоретических аспектов ассортиментной политики предприятия. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучить сущность и критерии формирования товарного ассортимента;
Рассмотрение особенностей ассортиментной политики на предприятии розничной торговли ЗАО «Меркурий»;
Рассмотреть процесс повышения конкурентоспособности предприятия за счет совершенствования товарного ассортимента.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 5
1.1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.2 ФАКТОРЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 6
1.3 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ 9
1.4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ АССОТРТИМЕНТА 12
1.5 УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ 15
1.6 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА 18
2. АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «МЕРКУРИЙ» 20
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ №307. 20
2.2 ОСОБЕННОСТИ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ 23
2.3 ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРНОЙ ГРУППЫ КАК ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 34

Файлы: 1 файл

какая-то курсовая.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

Введение

Розничная торговля – одна из важнейших  сфер обеспечения населения. При  ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи.

В курсовой работе освящены вопросы  организации, состояния формирования ассортимента на розничном торговом предприятии на примере ЗАО «Меркурий».

Понятие ассортимент товара включает в себя совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Товарный ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения.

С нашей точки зрения, постоянное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.

Процесс сбыта товаров характеризуется  наличием жесткой конкуренции.

Прежде всего, это конкуренция  в планировании ассортимента и разработке новых образцов, следует также отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагаются на рынке. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики торгового, следует остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента торгового предприятия. Роль руководства должна заключаться в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу с наибольшей отдачей.

Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены.

Объектом исследования в курсовой работе является предприятие розничной торговли ЗАО «Меркурий».

Целью курсовой работы является рассмотрение ассортиментной политики фирмы, и изучение теоретических аспектов ассортиментной политики предприятия. Для достижения цели поставлены  следующие задачи:

  • Изучить сущность и критерии формирования товарного ассортимента;
  • Рассмотрение особенностей ассортиментной политики на предприятии розничной торговли ЗАО «Меркурий»;
  • Рассмотреть процесс повышения конкурентоспособности предприятия за счет совершенствования товарного ассортимента.

При написании работы были использованы следующие материалы:

  • годовые отчетные документы;
  • статистические данные;
  • отраслевые журналы;
  • научная литература;
  • методическая литература.

В работе применяются различные  методы и подходы, такие как: сравнительный анализ; корреляционный анализ; экономико-математические методы; наблюдений; экспериментов; опросов.

 

 

1. Теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли

1.1. Сущность и понятие ассортиментной политики

Товарный ассортимент – это  определенная совокупность разнообразных  товаров,  входящих в состав торговли1.

Понятие ассортиментной политики включает в себя разработку стратегии и тактики завоевания конкурентных преимуществ за счет расширения совокупности видов товаров, разновидностей  и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Торговый Ассортимент представляет собой номенклатуру товара, подлежащих продаже  в розничной торговой сети. Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его более полного удовлетворения. С точки зрения Маркетинга, первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы подтоварную структуру спроса начисления. Процесс сбыта товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции. Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых образцов, следует отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагают на рынке. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики торгового предприятия следует остановиться на основных факторах определяющих формирование ассортимента торгового предприятия. Роль руководства заключается в том, чтобы  умело сочетать финансы предприятия  с ассортиментной политикой предприятия обеспечивающей рост и прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, генеральным курсом которым должно идти предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия  ориентировать свою  работу в направлениях, сулящих большую отдачу. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит   своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. Ассортимент предприятия должен быть по возможности   широким. Расширение номенклатуру реализованной  продукции может оказаться ценным подспорьем в деле налаживания мелкой розницы и снижения ми издержек сбыта. Устойчивости ассортимента способствует утверждение  для каждого магазина ассортиментного перечня, который составляется на основе данных по изучению  спроса,  профиля магазина, объема товарооборота, размера торговых площадей.

Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли2.

К факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазине, относятся: спрос, производство, ассортиментный профиль магазина; зона деятельности магазина, состояние материально технической базы.

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности товарного предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в его магазинах.

1.2 Факторы и принципы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли

Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для  реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.

В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров  следует руководствоваться рядом  общих принципов.

Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение  его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль.

Рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок"3.

Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям). Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.

Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.

Устойчивый ассортимент товаров  в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

И, наконец, одним из принципов правильного  формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы.

Так же автор обращает внимание на оценку стадии жизненного цикла товаров при формировании ассортимента и выделяет следующие стадии:4

  • внедрение – закупаются сравнительно небольшие партии товара у хорошо известных поставщиков;
  • рост – закупка больших партий товара различных разновидностей, поиск новых поставщиков, обеспечение непрерывного завоза, сосредоточение в магазине больших товарных запасов;
  • зрелость – снижение закупочных цен, отказ от услуг слабых поставщиков минимизация торговых запасов, реклама;
  • устаревшие – распродажа остатков товара.

1.3 Этапы формирования  ассортимента товаров

Процесс формирования ассортимента товаров  в магазине осуществляется по следующим  этапам5:

  1. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.
  2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
  3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.

Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.

Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей.

В процессе распределения отдельных  групп и подгрупп товаров в  разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь  определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах. Обследование показало, что в универмагах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1 кв. м. площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров.

Основным фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, являются размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы.

Результаты проведенного специального исследования по этому вопросу позволяют рекомендовать следующую примерную номенклатуру потребительских  комплексов для универмагов:

  • товары для детей;
  • товары для женщин;
  • товары для мужчин;
  • товары для дома;
  • культура в быту и организация досуга;
  • товары для шитья и вязания.

Наряду с постоянными в рамках потребительских комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или период осенне-зимнего или весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов.

В отдельных случаях, в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена  специальная площадь для организации  сезонных микрокомплексов.

Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер торговой площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке. Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов отдельных форм специализации приведено в таблице 1.

 

Таблица 1. Рекомендуемое количество разновидностей товаров для магазинов самообслуживания отдельных форм специализации6

Формы специализации магазинов          

Размеры торговой площади, кв. м.

до 250

251-630

631-1000

свыше 1000

1. Универсам        

-

до 700

700-1000

1001-1500

2. Кондитерские товары

до 300

301-500

-

-

3. Товары для детей  

-

до 1000

1001-1500

св.1500

4. Товары для молодежи

-

до 800

801-1200

св.1200

5. Товары для женщин 

-

до 1000

1001-1500

св.1500

6. Товары для мужчин 

-

до 800

801-1200

св.1200

7. Одежда            

-

до 600

601-1000

св.1000

8. Обувь             

до 300

301-500

501-800

св.800

9. Хозтовары         

до 500

501-800

801-1200

св.1200

10.Галантерея       

до 600

601-900

свыше 900

-

Информация о работе Организация розничной торговли