Организация розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в курсовой работе является предприятие розничной торговли ЗАО «Меркурий».
Целью курсовой работы является рассмотрение ассортиментной политики фирмы, и изучение теоретических аспектов ассортиментной политики предприятия. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучить сущность и критерии формирования товарного ассортимента;
Рассмотрение особенностей ассортиментной политики на предприятии розничной торговли ЗАО «Меркурий»;
Рассмотреть процесс повышения конкурентоспособности предприятия за счет совершенствования товарного ассортимента.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 5
1.1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.2 ФАКТОРЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 6
1.3 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ 9
1.4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ АССОТРТИМЕНТА 12
1.5 УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ 15
1.6 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА 18
2. АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «МЕРКУРИЙ» 20
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ №307. 20
2.2 ОСОБЕННОСТИ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ 23
2.3 ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРНОЙ ГРУППЫ КАК ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 34

Файлы: 1 файл

какая-то курсовая.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Основные требования потребителей к техническим показателям находят отражение в национальных и международных стандартах.

Под стандартизацией понимают разработку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску  продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется) стандартизируемый предмет, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические условия на его изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам. Соответствие стандартам - регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.

Конкурентоспособность товара — понятие  относительное, ее можно прогнозировать в процессе разработки образцов, однако реальная конкурентоспособность оценивается только на рынке при сопоставлении как с характеристиками, так и с условиями продажи и сервиса аналогичных товаров-конкурентов.

 

2. Ассортиментная  политика торгового предприятия  ЗАО «Меркурий»

2.1 Характеристика торгового  предприятия №307.

Данная курсовая работа будет рассмотрена на примере ЗАО «Меркурий» магазина № 307. Магазин расположен в Новосибирске, по ул. Красный Факел 12. В лице руководителя предприятия выступает Надуев В.Н., магазин занимается торговой деятельностью по продаже продовольственных и промышленных товаров. Магазин является смешанным, обслуживает контингент покупателей с различным уровнем дохода. Это и пожилые люди, военные, молодежь, дети. Но в основном магазин ориентирован на покупателей со средним уровнем достатка. Магазин работает в зимнее время с 800 до 2000, в летнее время с 730 до 2030, без перерыва и выходных. Режим работы этого торгового предприятия хорошо продуман, т.к. он позволяет жителям этого микрорайона, т.е. потенциальным покупателям, совершать в удобное время для них. Магазин имеет очень удобное место расположение, так как рядом две школы, поликлиника, почта, детский сад. Это говорит о том, что в нем всегда есть покупатели. Общая площадь предприятия 651 м2. Есть 4 складских помещения, кафетерий, стеклопункт. Площадь торгового зала 205 м2. Отопление в магазине водное, центральная отопительная система. Источником тепла являются батареи. Вентилируется помещение за счет приточно-вытяжного циркулирования воздуха.

Форма торгового зала имеет прямоугольную  конфигурацию с соотношением сторон 1:2. Эта форма удобна, т.к. позволяет рационально разместить торговое оборудование, организовать процесс подачи товара в торговый зал, предусмотреть движение покупательских потоков.

Использование торгово-технологического оборудования в магазине связано с его общей площадью, планировкой основных помещений, особенностей товаров, системой товароснабжения, формой продажи. В торговом зале используют пристенное оборудование, прилавки, прилавки-витрины, охлаждаемые витрины. В подсобных помещениях используют следующее оборудование: подтоварники для хранения товаров в упакованном виде (мешках, ящиках), стеллажи для  хранения распакованных товаров, вешала для хранения продовольственных товаров. Все торгово-техническое оборудование, используемое в магазине, соответствует экономическим, эргономическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям. Сейчас, выбор торгово-технологического оборудования очень большой. Но, к сожалению, не каждый руководитель предприятия позволит иметь в магазине современное оборудование. Эта же проблема и в магазине № 307. Холодильное оборудование (холодильные закрытые витрины, холодильные закрытые прилавки-витрины) немного устарело, и поэтому в летнее время с ним возникают проблемы, которые отражаются на качестве товара, работе продавцов, удовлетворении спроса покупателей.

В магазине имеется 3 отдела: Гастрономический, Бакалея, Промтовары. Численность работников магазина – 22 человека. По моему мнению, штатное расписание составлено с учетом пропускной способности продавцов. В отделе Гастроном – 8 человек, Бакалея – 4 человека, и Промтовары – 2 человека. Разделение труда по функциональному признаку между работниками магазина осуществляется, прежде всего, по линии обособления функций управления, а так же отделения основной работы (обслуживания покупателей) от вспомогательной. По функциональному признаку весь персонал магазин подразделяется на следующие группы работников: административно-управленческий персонал; торгово-оперативный персонал; обслуживающий персонал.

В магазине № 307 практикуется система управления качества труда работников магазина. Учет качества труда торговых работников ведется ежедневно и осуществляется заведующей отдела бакалея, заместителем заведующей гастрономия. Оценку качества труда заведующих дает директор ЗАО « Меркурий» и его заместители. Применение этой системы позволяет объективно оценивать труд каждого работника и  обеспечивать его правильное материальное стимулирование, что выражается в виде премии 15% от оклада работников. При снижении уровня качества труда, как правило, это невыполнение работниками своих функций, нарушение трудовой дисциплины, плохое обслуживание покупателей и другие упущения в работе, отрицательно влияющие  на качество труда, работник лишается премии, в крайнем случае, может быть уволен. Структура аппарата управления торгового предприятия представлена линейной системой. Она предполагает  непосредственное подчинение всех категорий  работников  руководителю предприятия.

Для всесторонней оценки эффективности   деятельности  магазина   307 необходима система показателей.  Основными показателями хозяйственной деятельности предприятия являются: товарооборот; издержки обращения; прибыль; рентабельность.

Проанализировав хозяйственную деятельность предприятия за 8 месяцев текущего года можно сделать следующие выводы: с планом товарооборота предприятие успешно справляется перевыполнив его на 1,1%, что в сумме составило 14,6 млн. руб. Значительно вырос уровень валового дохода на 0,28% это говорит об улучшении ассортиментной группы товаров, пользующихся  спросом или товары продавались с более высокими торговыми наценками. Сумма  валового дохода превысила плановую на 5,3 млн. руб., превышение произошло под влиянием товарооборота. В процессе работы работники допустили абсолютный перерасход издержек обращения на 4,0 млн. руб. Этот перерасход не оправдан, так как уровень издержек обращения увеличился на 0,2%. Это говорит о том, что с ростом товарооборота значительны и издержки обращения. От реализации прибыль увеличилась на 14%, что в сумме составило 1,3 млн. руб.

Окончательный вывод: предприятие доходно и рентабельно, так как на каждые  вложенные 1 руб. предприятие получает 0,75 руб. прибыли вместо 0,66 запланированных.

2.2 Особенности ассортиментной  политики

Ассортиментная политика магазина ориентированна на следующие слои населения: по уровню доходов: высокий; средний; низкий. По возрастной группе: до 20 лет; до 50 лет; свыше 50 лет.

Любое предприятие знает, что его товары не могут удовлетворить потребности всех потребителей, они отличаются друг от друга запросами, привычками, поэтому необходимо остановиться на одной части сегмента рынка, которое оно в состоянии эффективно обслуживать, что и сделало торговое предприятие № 307. При формировании ассортимента магазина были учтены следующие факторы: покупательский спрос, качество товара, производитель, упаковка, техническое оснащение, транспортные условия (способ доставки товара), наличие других розничных торговых магазинов в зоне деятельности данного магазина, учитывается взаимозаменяемость товаров. Спрос на продтовары имеет свои особенности. Он характеризуется относительным постоянством, которое объясняется тем, что некоторые продтовары удовлетворяют повседневные потребности населения. Но, несмотря на устойчивость спроса он тоже подвержен изменениям под влиянием многих факторов. Например, снижение денежных доходов населения, высокий уровень инфляции. Анализ показывает, что наиболее устойчивыми группами продуктов питания, в потреблении семьей с малыми дохода (меньше прожиточного минимума), а так же при сокращении реальных доходов,   или снижении покупательской способности гривны являются хлеб и хлебопродукты, растительные жиры, сахар, яйца, молочные продукты. Если произойдет колебание цен в сторону увеличения, то спрос на эти товары останется стабильно. Об этом говорят статистические данные по Новосибирской области. В 2004 году уменьшилось потребление: рыбы на 42 %; мяса на 66 %; кондитерских изделий на 54 %; кофе на 58 %; растительного масла на 15 %; хлеба на 4 %; сахара на 12 %; молочных продуктов на 12 %; животных жиров на 23 %.

В магазине № 307 есть утвержденный ассортиментный перечень товаров (см. Приложение 1.).

В этом перечне были учтены товары частого и периодического спроса. К товарам частого спроса относятся  хлеб и хлебобулочные изделия, бакалейные товары, молоко и молочные товары. К товарам периодического спроса относятся деликатесы из рыбы, молочной гастрономии, вина, водка. Широта и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от его специализации и величины торговой площади, местоположения.

Описываемый мною магазин небольшой, широта и глубина ассортимента товаров невелика. Для наиболее полного удовлетворения спроса населения и повышения эффективности торговли  важное экономическое значение имеет обеспечение в магазине устойчивости товарного ассортимента. Это говорит о том, что в торговом зале необходимо постоянно иметь товары всех групп, видов, наименований которыми торгуют. Устойчивость товарного ассортимента магазина определяют с помощью коэффициента устойчивости ассортимента10.

  где  КУТ – коэффициент устойчивости; ТФ – количество видов товаров в продаже в момент проверки; ТН – количество видов товара, которое должно быть в продаже в соответствии с утвержденным ассортиментным перечнем.

КУТ в магазине № 307 равен 0,8. Это говорит о том, что этот показатель ближе к 1, поэтому ассортимент магазина устойчивый. Ассортиментный перечень утверждает директор ЗАО «Меркурий» В.Н.Надуев на 1 год, по истечении которого в него вносят коррективы с учетом изменения производственного ассортимента товаров, каньюктуры торговли и насыщения местного рынка товарами. Этот перечень является основным рабочим документом при комплектовании товарного ассортимента. Ответственность за соблюдение ассортиментного перечня возлагается на заведующую магазином. Ассортиментная политика – это важная часть общей розничной стратегии. Предприятия стремятся оптимизировать ассортимент путем сужения его широты и уменьшение глубины, они торгуют популярными и ходовыми товарными группами, а в пределах групп – самыми быстро оборачивающимися товарами. Такая политика позволяет уменьшить денежные средства, вложенные в товарные запасы и ускорить их товарооборачиваемость.

К таким предприятиям относится  и магазин, описываемый мною. Логика такого решения ясна: не стоит вкладывать деньги в товары, которые дают малый оборот, а лучше сосредоточить усилия на торговле быстро оборачивающимися товарами. Я понимаю, что это вовсе не единственно возможная коммерческая логика, но кто может осудить руководство предприятия за такой выбор. Ведь мы живем в условиях жесткой конкуренции. Широта и глубина ассортимента выбираются с учетом предпочтения потребителей. Зачастую приходится не о том, соответствует ли данный товар общей целенаправленности ассортимента, а о том, можно ли торговать ими рентабельно. Хотелось бы, что бы руководство предприятия задумывалось о повышении рентабельность предприятия, если будет принято решение включить данный товар в ассортимент.

Очень часто решение о включении  в ассортимент или исключение того или оного товара руководители принимают исходя из привычки, подражание конкурентам, на основе интуиции. Хотелось бы, что бы, руководитель торгового предприятия №307 избегал принятия таких решений. Ассортимент – это оружие в конкурентной борьбе и уже одно это предполагает его непрерывное и динамичное изменение. Это необходимо помнить. Большинство розничных магазинов, не исключение магазин №307 включают в ассортимент товары, находящиеся на стадии роста или зрелости. Примером может служить продукция фирмы «Медоборы», которая поставляет в магазин торты и пирожные собственного производства.

Стадия роста характеризуется  быстрым увеличением объема реализации, возрастанием прибыли. На этой стадии коммерсанты организуют быстрый завоз товара через небольшие интервалы времени, сосредотачивают в магазине достаточные запасы нового товара. Когда товар вступает в стадию зрелости (примером может служить продукция молокозавода), коммерсанты требуют у поставщика снижение закупочных цен, стремятся извлечь пользу из усовершенствования товара и его упаковки. Но, в основном, в магазине №307 товары основного ассортимента, это – необходимые товары требующиеся буквально всем, а потому и пользующиеся постоянным устойчивым спросом. Товары основного ассортимента являются как бы унифицированными; если они и изменяются, то чрезвычайно медленно.

Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара. Покупатель почти всегда определяет для себя предельную цену в пределах которого он собирается уплатить за покупку. Поэтому одним из критериев рационального построения ассортимента товаров служит обеспечение правильного сочетания товаров с различной стоимостью. Цена товаров – это очень сильный аргумент в пользу его покупки. Но он, не всегда является побудительным мотивом.

Свободные розничные цены на товары народного потребления формируются торговым предприятием, которое осуществляет продажу этих товаров населению, исходя из стоимости закупки товаров и торговых надбавок. Уровень торговых надбавок определяется продавцом самостоятельно,  исходя из уровня издержкоемкости и рентабельности затрат на реализацию товара, коньюктуры рынка, с учетом оптовой надбавки. В торговую надбавку включается налог на добавленную стоимость. Для обеспечения успешной политики установления цен торговое предприятие имеет упорядоченную методику формирования исходных цен на товары.

Одним из показателей, характеризующим  ассортимент товара в магазине является коэффициент устойчивости, который  показывает соответствие имеющегося в магазине ассортиментного предложения оптимальному, установленному для каждого вида продукции. Для продовольственной продукции оптимальным является значение коэффициента, равное 0,90. На основании данных ассортиментного перечня, мы рассчитали коэффициент устойчивости товарного ассортимента ЗАО «Меркурий» (см .Приложение 2.).

Информация о работе Организация розничной торговли