Организация розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в курсовой работе является предприятие розничной торговли ЗАО «Меркурий».
Целью курсовой работы является рассмотрение ассортиментной политики фирмы, и изучение теоретических аспектов ассортиментной политики предприятия. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Изучить сущность и критерии формирования товарного ассортимента;
Рассмотрение особенностей ассортиментной политики на предприятии розничной торговли ЗАО «Меркурий»;
Рассмотреть процесс повышения конкурентоспособности предприятия за счет совершенствования товарного ассортимента.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 5
1.1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.2 ФАКТОРЫ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ 6
1.3 ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ 9
1.4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ АССОТРТИМЕНТА 12
1.5 УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ 15
1.6 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА 18
2. АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «МЕРКУРИЙ» 20
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ №307. 20
2.2 ОСОБЕННОСТИ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ 23
2.3 ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРНОЙ ГРУППЫ КАК ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 34

Файлы: 1 файл

какая-то курсовая.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Из данных таблицы видно, что показатель устойчивости ассортимента продуктовых товаров в 2004 г. увеличился в 0,02, и стал близок к оптимальному для продуктовых магазинов значению – 0,90.

2.3 Эффективное управление ассортиментом товарной группы как повышения конкурентоспособности

Как известно, существует ряд факторов, влияющих на эффективность продаж. Все эти факторы можно разделить на две группы, это внешние факторы, на которые ретейлер влиять не может или влияет в незначительной степени11.

Один из основных факторов повышения эффективности работы магазина - это ассортимент товара, именно с вопросами его формирования наиболее часто обращаются руководители торговых предприятий. Рассмотрим подробно особенности повышения конкурентоспособности магазина за счет ассортимента товара в ЗАО «Меркурий».

Ассортимент магазина, на наш взгляд способен активно влиять на уровень продаж товара. Широкий ассортимент товара, может удовлетворить самые неожиданные запросы покупателей, однако неоправданное расширение ассортимента может привести к оседанию товара в магазине, снижению оборачиваемости средств, а то и вовсе к "замораживанию" денег. На представленном Вашему вниманию графике (Рис.1 Приложение 3.) изображена кривая эластичности спроса на пиво, реализуемое в ЗАО «Меркурий». На горизонтальной оси ординат отложена цена. На вертикальной оси обычно откладывают проценты. Но в данном случае, для лучшей иллюстрации мы отложим количество совершенных покупок. Как известно произведение цены на количество проданного товара, является не чем иным как доходом. Из графика ясно видно, что наибольший доход нашему магазину дает продажа недорогих товаров. Однако, совокупный доход, который составляет сумму, выделенных на графике площадей значительно больше. Естественно желание продавца охватить весь ценовой спектр, что бы удовлетворить потребности всех категорий покупателей, однако при этом возникает ряд проблем, связанных с нехваткой рабочего пространства витрин, стеллажей и прилавков.

Вторым неудовлетворительным фактором является то, что в часы пиковых нагрузок, превышающих пропускную способность магазина, возникают очереди не только у касс, но и у стеллажей с товарами (Рис.2. Приложение 3). Возможно так же временное отсутствие товара в продаже, не из-за того, что его нет в магазине, а из-за того, что ограниченное пространство не позволяет выложить товар в необходимом количестве. Обычно в утренние часы в магазине № 307 ощущается нехватка товаров дешевого ассортимента, а в вечернее время более дорогих. Отсутствие товара в зале это упущенная выгода и элемент недовольства со стороны покупателей.

Существуют некоторые способы  управления потоком покупателей  и их уже применяют в ЗАО «Меркурий» - это, например, предоставление скидок в утренние часы, когда в магазине не так много покупателей, таким образом, снижается наплыв покупателей в пиковые часы, при сохранении общего количества покупателей (Рис.3. Приложение 3). Способ не плохой и имеет только один минус для продавцов это скидки, а любая скидка это недополученные деньги. Выход есть и из этой ситуации.

Мы предлагаем другой менее затратный  способ.

Мы обратили внимание на то, что люди с различными уровнями доходов не только посещают магазин в разное время, но и совершаемые ими покупки товаров в одной товарной группе относятся к разным частям ценового спектра. Учитывая эти факты, можно с большой долей уверенности сказать, что товары дешевого ассортимента будут лучше продаваться в утренние и дневные часы. Товары средней ценовой группы в дневное и вечернее время, а дорогие товары в вечернее время.

Исходя из этого, можно формировать ассортимент каждой товарной группы исходя из времени суток, как показано на (Рис.4. Приложение 3), что позволит максимально эффективно использовать имеющиеся торговые площади и максимально удовлетворить потребности покупателей. Но это вовсе не значит, что какой то товар будет вообще отсутствовать в продаже. В продаже присутствует весь ценовой спектр товарной группы, однако центр тяжести его смещается в зависимости от времени работы магазина и спроса покупателей.

Этот способ позволяет увеличить эффективность продаж на 7-10%%.

Заключение

В результате проделанной работы была достигнута цель: рассмотрение ассортиментной политики фирмы ЗАО «Меркурий», и изучение теоретических аспектов ассортиментной политики предприятия. При достижении данной цели были решены следующие задачи:

  • Рассмотрены сущность и критерии формирования товарного ассортимента на предприятии розничной торговли;
  • Описаны и изучены особенности ассортиментной политики на предприятии розничной торговли ЗАО «Меркурий»;
  • Рассмотрен процесс повышения конкурентоспособности предприятия за счет совершенствования товарного ассортимента.

В итоге можно отметить, что каждая фирма, торговое предприятие, работая в определенной отрасли, старается удержаться в своих конкурентных преимуществах. Без разработки конкретной стратегии невозможно выжить и долговременно конкурировать на рынках. Только те, кто составляет текущий и стратегический бюджет, могут выдержать конкурентную борьбу, увеличить прибыль, сохранить положение на рынке, лидерство в определенной отрасли. Для обеспечения достижения этих целей существует планирование. Бюджетирование появилось в нашем экономическом лексиконе недавно, однако, это есть забытое нами финансового плана предприятия. Бюджетирование составляется на основе рынка спроса и возможности фирмы. Разрабатывая бюджет предприятия, определяет будущие проблемы, рассматривает пути их решения. Бюджетирование касается всей деятельности предприятия, при котором учитывается инфляция, изменение цены и другие вопросы. Не распланированная работа, что он сможет своевременно реагировать на изменение рынка, надежда на интуицию, изменение вида деятельности на более прибыльную, в конце концов, приводит к нежелательным результатам. Имея профессионально составленный бюджет, руководитель, будет руководить, а не заниматься ежедневно выполнением должностных обязанностей менеджеров. Бюджетирование – важное и необходимое условие для стабильной и перспективной работы фирмы сегодня и завтра. Бюджетирование фирмы даст плоды  не только в перспективе, но и при ежедневной работе. Этим вопросом могут и должны заниматься сами работники фирмы. Сегодня это возможно путем изучения разработок, сделанными нашими соотечественниками, пользуясь материалами зарубежных авторов, фондом поддержки предпринимательства, пользуясь услугами консультационных фирм, которые проведут исследование и разработают бюджет по фирме. В ЗАО «Меркурий» проводятся маркетинговые исследования, планирование. Но, к сожалению, они проводятся на недостаточно высоком уровне.

В курсовой работе, мы останавливаемся на том, как важно правильно выставить витрину в магазине, расставить товар, какое торговое оборудование лучше использовать. Все чаще на предприятии этим занимаются профессионалы. В последнее время все чаще и чаще встречается потребность в необычной профессии “мерчер – дизайнер”. Согласно определению учебного издания «Реклама в системе маркетинга» Е.Ромата 1995 г., мерчингдизайзинг – это комплекс маркетинговых коммуникаций в розничной торговле, использующий преимущественно приемы рекламы в месте продажи. Целью мерчингдизайзинга является расположение товаров, таким образом, при котором оно подталкивало потенциальных покупателей к импульсивному приобретению того или иного товара, с последующим повтором покупки, проще говоря, основная цель заключается в обеспечении наибольшего уровня сбыта товара через его эффективное размещение. Примером может служить продажа таких товаров, как Coca-Cola, Pepsi, Mars и другие, которые представлены в магазине несколько обособленно: на специальных стендах, в холодильниках, сопровождаются буклетами, наклейками с изображением торговой марки. К сожалению, редко встречаются такие товары среди наших производителей, которые качеством не хуже, а вот рекламе уделено мало места. Отсюда, каждый ребенок знает, что есть Coca-Cola, Sprait, но не знает, что такое сладкая вода «Дюшес». Но есть и приятные исключения; например фабрика «Корона». Продукция этой фабрики не хуже оформлена, чем товары вышеперечисленные. Мерчингдизайзинг подробно рассказывает продавцам об основных свойствах товаров, качественном отличии его от других, присутствующих на рынке продуктов. Таким образом, продавцы обдают самой точной информацией и имеют возможность компетентно давать советы покупателям, подробно отвечать на вопросы. Продажа магазина при этом могут увеличиваться в два раза. Подведя итог, хочу отметить, что неплохо было бы для магазина иметь такого сотрудника. В курсовой работе отмечалось что, предприятие реализует много товаров-новинок, но это товары гастрономии (молочные продукты, слабоалкогольные напитки и другие). Хотелось бы отметить, что среди товаров, относящихся к отделу бакалеи, также есть товары-новинки, которые мало известны широкому потребителю. Это, например, продукция Новосибирского хлебокомбината. Продукция хлебокомбината – это классическая технология, натуральное сырье, стабильное качество. Например, корзинка для закусок «тарталетка», батон «дипломат», который изготовлен из двух сортов теста и имеет вид спирали двух цветов – темного и светлого, новый торг «Мулатка» приготовлен по домашней рецептуре.

 

Список литературы

  1. Абрютина А.В. Экономический анализ торговой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 1998.
  2. Бланк И.А. Торговый менеджмент.- М.: Московский институт менеджмента и бизнеса, 1997.
  3. Брагин Л.А. Торговое дело - экономика и организация. – М.: ИНФРА - М, 1997.
  4. Коневский Е.М. Эффективность ассортиментной политики. - М.: Инфра-М, 2002.
  5. Лаптев В.Г. Маркетинговые задачи торговых предприятий // Маркетинг. 2000, - № 5 – с. 72.
  6. Основы предпринимательской деятельности: Маркетинг / Под.ред. проф. В.М. Власовой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
  7. Петропольский Г.А. Организация торговли. - М.: Финансы и статистика, 2003.
  8. Показатели ассортимента товаров // Маркетинг.2000 №10 – с. 52.
  9. Устинов М.Т. Организация и управление торговлей. - М.: Экономика 1999.
  10. Шапов С.Ю. Товароведение продовольственных товаров. - М: СОФИТ, 2000.
  11. Якубова Э.В. Розничная торговля. Состояние и перспективы. – М.: Гардарика, 2001.

 

Приложение

1 Петропольский Г.А. Организация торговли. - М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 49.

2 Коневский Е.М. Эффективность ассортиментной политики. - М.: Инфра-М, 2002. – с. 130.

3 Абрютина А.В. Экономический анализ торговой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 1998. – с. 244.

4 Шапов С.Ю. Товароведение продовольственных товаров. - М: СОФИТ, 2000. – с. 164.

5 Коневский Е.М. Эффективность ассортиментной политики. - М.: Инфра-М, 2002. – с. 147.

6 Лаптев В.Г. Маркетинговые задачи торговых предприятий // Маркетинг. 2000, - № 5 – с. 72.

7 Там же. – с. 72.

8 Показатели ассортимента товаров // Маркетинг.2000 №10 – с. 52.

9 Коневский Е.М. Эффективность ассортиментной политики. - М.: Инфра-М, 2002.  – с. 149.

10 Якубова Э.В. Розничная торговля. Состояние и перспективы. – М.: Гардарика, 2001. – с. 87.

11 Показатели ассортимента товаров // Маркетинг.2000 №10 – с. 53.


Информация о работе Организация розничной торговли