Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение процесса сбытовой деятельности ОАО «Купалинка» и разработка на этой основе предложений по повышению эффективности сбытовой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть сущность, роль и значение сбытовой деятельности; изучить теоретические и методологические подходы к деятельности по продвижению товара;
– изучить организационно-экономическую деятельность ОАО «Купалинка»;
– предложить мероприятия для повышения эффективности сбытовой деятельности ОАО «Купалинка».
Для производства
трикотажных полотен
Около 50% пряжи из хлопка закупается у белорусских производителей, остальная часть - за рубежом. ОАО «Купалинка» старается поддерживать отечественные компании как может, но если принимать в расчет ценовой фактор и качественные показатели, то интереснее покупать пряжу за границей. Отечественных производителей достаточно - в Барановичах, Гродно, Ветке, Могилеве, но они не имеют собственного сырья и вынуждены возить хлопок за тысячу верст. Это сказывается на конечной стоимости продукции и делает ее покупку экономически нецелесообразной: если у зарубежных производителей цена на пряжу растет на 10%, то у белорусских - на 15%. При этом расходы ОАО «Купалинка» на доставку импортных нитей незначительные, если сравнивать с затратами белорусских поставщиков на транспортировку более легкого, но очень объемного материала - хлопка. Кроме того, иностранные производители пряжи используют сырье самого высокого качества и более совершенные технологии, а на белорусских предприятиях достигнуть аналогичного качества нити пока еще не получается.
Что касается красителей, которые используются при создании тканей, то их приобретают у лучших фирм-производителей Европы.
Сегодня чуть более 40% выпускаемых компанией изделий занимает бельевой трикотаж, почти 10% - блузки, джемпера и др. Около 30% предлагаемой одежды составляет женский ассортимент, 30% - мужской и столько же детский. (Приложение А)
Что же касается качества изготовления – на «Купалинке» его контроль осуществляется на всех этапах производства и соответствует требованиям стандартов Республики Беларусь и Российской Федерации, а с 2010 года – Украины. Вся продукция подлежит обязательной сертификации и государственной гигиенической регистрации в Республике Беларусь и Российской Федерации. На предприятии разработаны, сертифицированы и действуют: система менеджмента качества (СМК), соответствующая требованиям СТБ ИСО 9001-2009; система управления охраной труда (СУОТ), соответствующая требованиям СТБ 18001-2009; система управления окружающей средой (СУОС), соответствующая требованиям СТБ ИСО 14001-2005.
ОАО «Купалинка» – обладатель «Золотого сертификата качества» Международной программы Global Quality Promotion Programm (2008), диплома Лауреата Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества (2009), дипломов Международного фестиваля-конкурса «Выбор года-2009» и «Выбор года-2010» в номинации «Детский трикотаж № 1», одной из самых престижных наград - бронзовой медали в профессиональной номинации «Брэнд года-2010», а также многих других званий и наград.
На качество продукции влияют два параметра: во-первых, технологические возможности предприятия (возможности оборудования), во-вторых, непосредственно качество изготовления, т.е. человек.
В техническое перевооружение ОАО «Купалинка» ежегодно вкладывает около 1 млн евро. В 2011 году на техперевооружение затрачено более 6 млрд. руб. кредитных средств, которые получены под 6,5% годовых и гарантию правительства. Столько же планируется освоить в 2012 году. Фактически заменено вязальное оборудование, существенно модернизирован красильный цех, введено в эксплуатацию 25 новых швейных машин японского производства стоимостью 84,8 тыс.евро . Ежемесячному обновлению ассортимента способствует программа автоматизированного проектирования моделей, которая по чертежу дизайнера готовит лекала на каждый размер одежды. Для разрезания полотна приобретен высокопроизводительный раскройно-настилочный комплекс «Гербер». Производительность нового энергосберегающего оборудования по сравнению с замененным на 15-20% выше. На трех из приобретенных машин будет выпускаться термобелье. До конца текущего года предприятие намерено приобрести еще 40 швейных машин.
Производительность труда за последнюю пятилетку выросла на 50% в основном благодаря новому оборудованию, которое не только более производительное, но и более экономичное. Кроме того, с учетом роста цен на энергоносители ОАО «Купалинка» решила построить собственную мини-ТЭЦ. Это даст экономию энергоресурсов порядка 40%. При затратах на ее строительство около 15-20 млрд. руб. Окупаемость по проекту составляет 3,5-4 года. Введение в строй обьекта планируется осуществить в 2012 году. Предприятие рассчитывает на финансовую поддержку концерна "Беллегпром", а также планирует привлечь банковские кредиты и вложить собственные средства в строительство мини-ТЭЦ.
Выручка от реализации продукции ОАО "Купалинка" в 2011 году составила 48,2 млрд., что на 21,4% больше, чем в 2010 году.
Такая положительная
динамика объясняется
По итогам 2011 года "Купалинка" выпустила 6,3 млн. трикотажных изделий (101% к аналогичному периоду 2010-го). Товаров экспортировано почти на $7,2 млн. (87,8%). Рентабельность реализованной продукции по итогам января-ноября 2011 года составила 17,8% при задании 13,1%, рентабельность продаж - 13,7% при задании 10,5%. (Приложения Б и В).
Организационная структура управления предприятием представлена в Приложении Г.
Под руководством генерального директора выстроена стройная, логичная система управления производством, разработан Кодекс корпоративной этики, в соответствии с которым строится кадровая политика, сформированы правила производственной дисциплины, материальной ответственности, безопасности, система льгот работникам. На предприятии работает 1400 человек.
Два раза в году
на предприятии «Купалинка»
2.2 Организация системы сбыта на ОАО «Купалинка»
Есть неопровержимые доказательства того, что устойчивой доли рынка достигает главным образом тот, кто считает приоритетным удовлетворение и сохранение потребителя и кто лидирует в качестве и обслуживании. Маркетинговая деятельность предприятий легкой промышленности, как, впрочем, и других отраслей, должна основываться на глубоком знании потребностей потенциального клиента. Понимание его мотивации и поведения и их учет при разработке товара и мероприятий по его продвижению на рынок – абсолютная необходимость для выживания в условиях конкуренции. Самыми важными, мотивирующими поведение потребителя, факторами являются цена и качество. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Не зря говорят: единственно правильный способ завоевать потребителя – конкурировать не с компаниями, а с их системами качества.
Команда ОАО «Купалинка» выступает за этичный маркетинг. Какой бы высокой ни была конкуренция, всегда можно найти ту нишу, которая еще не заполнена. Это более продуктивно, чем искать недостатки у соперников и пытаться ими воспользоваться в своих интересах. Благодаря такому подходу у фабрики прекрасные отношения со всеми партнерами и конкурентами в концерне «Беллегпром». В этой сфере деятельности работает много хороших компаний, и практически у каждой есть определенная целевая аудитория, свой потребитель. Можно сказать, что своей продукцией они дополняют друг друга.
ОАО «Купалинка»
является одним из ведущих производителей
бельевого трикотажа в
Таблица 2.2.1 - Обьем производства и доли в производстве трикотажных изделий предприятий концерна «Беллегпром» в 2010-2011 гг.
Наименование предприятия |
2010 |
2011 | ||
тыс. шт |
% |
тыс. шт |
% | |
ОАО «Свитанак» |
17925 |
54,9 |
17814 |
52,1 |
ОАО «Купалинка» |
5460 |
16,7 |
5876 |
17,2 |
ОАО «КИМ» |
2102 |
6,4 |
2853 |
8,4 |
ОАО «8 марта» |
3597 |
11,0 |
4112 |
12 |
ОАО «Пинское ПТО «Полесье» |
1967 |
6,0 |
1920 |
5,6 |
ОАО «Бобруйсктрикотаж» |
867 |
2,7 |
897 |
2,6 |
ОАО «Алеся» |
276 |
0,8 |
276 |
0,8 |
ЧУПТ «Ромгиль» |
228 |
0,7 |
239 |
0,7 |
ОАО «Брестская трикотажная фабрика «Элема» |
122 |
0,4 |
97 |
0,3 |
ООО «Трикотажная фабрика «Ареола» |
78 |
0,2 |
79 |
0,2 |
Итого |
32662 |
100 |
34163 |
100 |
Как видно из таблицы 2.2.1 удельный вес продукции ОАО «Купалинка» в общем обьеме произведенной продукции по отрасли в 2010 году составил 16,7%, в 2011 году – 17,2%.
Спрос на повседневные
товары, к которым относится и
бельевой трикотаж, сегодня формирует
крупная торговля. Она заказывает
у производителей ту продукцию, которую
рассчитывает продать. Поэтому ОАО
«Купалинка» постоянно
Не смотря на сложившуюся кризисную ситуацию на рынке Республики Беларусь, ОАО «Купалинка» смогло не только удержать, но и нарастить обьемы продаж, увеличить свою долю на рынке трикотажных изделий. На рисунке 2.2.1 показана динамика реализации ОАО «Купалинка», включая прогноз на 2012 год.
Рисунок 2.2.1 – Динамика реализации ОАО «Купалинка»
Таким образом, на протяжении последних шести лет наблюдается постоянный рост объемов продаж, они увеличились почти втрое. К концу этого года планируется отгрузить не менее 6300 тыс. штук продукции. Для достижения прогнозных показателей предприятием разработана стратегия по увеличению объемов реализации. ОАО «Купалинка» принимает участие в различных престижных конкурсах и выставках с целью оценки преимуществ своего брэнда, а также поиска партнеров и новых покупателей.
Профессия швеи в последнее время стала очень непопулярной. Собственных работников не хватает, и предприятие размещает заказы по пошиву изделий на сторонних предприятиях: 6 организациях из Витебска, Орши, Бреста, Слуцка и 2 компаний из Солигорска. Это разные по размеру и форме собственности предприятия, как входящие в концерн «Беллегпром», так и частные, на которых может быть и 400 работающих, и 20. То есть всем, кто хочет трудиться, предприятие помогает с объемами.
Сейчас на производстве занято 1400 работников, также предприятие открыло два собственных цеха по пошиву в сельской местности. Один находится в городском поселке Красная Слобода, второй - в деревне Горск Солигорского района.
На 1 января текущего года запасы готовой продукции составили 99,7% к среднемесячному объему производства при задании не превысить 119%.
Структура реализации продукции предприятия сохраняется практически в одних и тех же пропорциях. 39% продукции поступает в розничную сеть города Минска для таких продавцов, как ОАО «Трикотажторг», ООО «ТД «На Немиге», ОАО «ЦУМ», УП «Универмаг «Беларусь». На предприятии активно развивают собственную товаропроводящую сеть. Нестандартным решением в условиях сегодняшнего дня является продвижение брэнда «Купалинка» совместно с торговыми предприятиями различных форм собственности. Так, только в 2011 году было открыто 4 секции ОАО «Купалинка» – в магазинах в Барановичах, Кобрине, Светлогорске. Отличают ОАО «Купалинку» от других производственных предприятий оптово-логистические склады. Такое мелкооптовое звено помогает лучше организовать процесс реализации. Сотрудники центров делают конъюнктурные обзоры рынка и направляют все сведения в отдел маркетинга компании, который определяет, что производить и в каком количестве. Сегодня функционируют 5 оптовых складов в городах Витебск, Гродно, Брест, Гомель, Могилев. ОАО «Купалинка» работает с оптовыми складами в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Туле, Краснодаре, Екатеринбурге, Иркутске и др. Эффективная деятельность оптово-логистических складов способствует росту отгрузок по регионам, а также увеличивает долю отгрузок частным предпринимателям и малым предприятиям. Солигорское предприятие сотрудничает приблизительно с 30 малыми предприятиями и 100 индивидуальными предпринимателями, доля которых в реализации продукции составляет около 6%. Такое взаимодействие также способствует разгрузке складов. ОАО «Купалинка» активно развивает фирменную торговлю. Значительная часть складских запасов реализуется через фирменные магазины (по одному в Солигорске и Речице, два в Гродно). В этом году "Купалинка" планирует открыть еще два фирменных магазина - в Полоцке и Жодино.