Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:17, контрольная работа
Существует множество научных определений маркетинга, их обилие объясняется несколькими причинами. Одна из них — различия в самих подходах к маркетингу (рис. 1.). Так, с одной стороны, он рассматривается как управленческая концепция («образ мышления»), своеобразная «философия» предпринимательства. Этот подход основывается на следующих основных принципах: систематизация в понимании рынка и его элементов; безусловный приоритет интересов покупателя; гибкая приспособляемость к требованиям рынка и активное воздействие на него и т.д.
История возникновения маркетинга………………………………..2
Основные направления маркетингового исследования…………...12
Рыночные ниши………………………………………………………19
Тест……………………………………………………………………22
Задача…………………………………………………………………23
Библиографический список……………………………………….....27
Содержание
Библиографический список……………………………………….....27
1. История возникновения маркетинга
В эффективно функционирующих предприятиях все чаще используются так называемые концепции маркетинга, философия маркетинга, система маркетинга, маркетинговое мышление. Тем самым реализуются принципиальные основы маркетинга.
В переводе с английского
слово "market" означает рынок. Термин
«таrketing» можно перевести
Существует множество
научных определений
МАРКЕТИНГ
Рис. 1. Маркетинг как философия и методология современного предпринимательства
Другим распространенным
подходом к маркетингу является его
раскрытие как «образа
Кроме того, маркетинг может рассматриваться как область человеческих знаний, наука со специфическим предметом исследований, учебная дисциплина, область хозяйственной деятельности, специфическая функция предприятия и т.д.
Понимание маркетинга изменилось в процессе развития маркетинговой деятельности. Обычно она реализуется в таких функциях, как исследование рынка и изучение поведения покупателей, разработка новых товаров и формирование ассортиментной политики фирмы, разработка ценовой политики, организация системы сбыта и распределения товаров, формирование системы маркетинговых коммуникаций (прежде всего речь вдет о рекламе), управление маркетингом и др.
Теория маркетинга использовала достижения многих существовавших прежде экономических доктрин, в том числе меркантилизма (XVII в.), согласно которой благосостояние народа создается не производством, а внешней торговлей, благодаря чему происходит накопление капиталов внутри страны.
Собственно теория маркетинга
возникла в США во второй половине
XIX в.; экономические кризисы того
времени заставили американских
ученых заговорить о «хронической проблеме
перепроизводства» и
Обострение проблемы реализации происходило на фоне коренных сдвигов на рынке, связанных со стремительным развитием монополий. В этих условиях многое изменилось в сфере обращения; достигнутые масштабы производства позволяли монополистам применять различные методы учета емкости рынка, осуществлять в определенных пределах его прямое и косвенное регулирование.
Маркетинг как теоретическая
концепция был призван
Популярность курса маркетинга росла, и вскоре он стал составной частью программы подготовки будущих бизнесменов. В 1908 г. была основана первая коммерческая исследовательская фирма по проблемам маркетинга. В 1911 г. появились первые специализированные отделы маркетинга в управленческих аппаратах крупных компаний. В 20-е гг. в США создается Национальная ассоциация преподавателей маркетинга и рекламы, которая затем вошла в состав Американской ассоциации маркетинга, сформированной в 1937 г.
Качественно новый виток
в развитии маркетинга, по мнению специалистов,
приходится на 60—80-е гг. Это связано
с переходом экономически развитых
стран от индустриального к
В этих условиях стало ясно,
что прибыль предприятия
В основе наших знаний о рыночной деятельности должны лежать главные положения современного маркетинга. Как целостная система деятельности предприятия (фирмы) на рынке он будет оказывать все большее влияние на развитие предпринимательской философии и методологии.
Во-первых, маркетинг создает новый образ мышления в управлении предприятием (фирмой). Он формируется как система мышления, т.е. комплекс умственных установок, направленных на оптимальное приспособление конкретных целей к реальным возможностям их достижения, на активный поиск системного решения возникающих проблем. Это попытка использовать наличные ресурсы и весь потенциал предприятия (фирмы) целесообразна и с учетом требований рынка. Изменения, происходящие в образе мышления, наглядно иллюстрирует эволюция концепций маркетинга на различных этапах его развития.
Во-вторых, маркетинг создает и новый образ действия предприятия на рынке. Формируется целостная методология рыночной деятельности предприятия (фирмы), раскрывающая ее принципы, методы, средства, функции и организацию. Складывается и развивается система продвижения товаров, в которой используется богатый набор различных приемов: совершенствование функций товара, воздействие на потребителя, гибкая ценовая политика, реклама, эффективность каналов товародвижения и т.д.
Процесс концентрации и централизации
промышленного капитала совпал с
усилением роли банковского капитала
в сфере розничной и оптовой
торговли. В крупных городах появилось
множество универсальных
В XX в. маркетинг прошел несколько этапов в своем развитии. Первоначально (до 50-х гг.) концепция маркетинга строилась с упором на продукцию — продуктовая концепция. Это означало, что все внимание концентрировалось только на производстве товаров высокого качества, которые продавались по сравнительно умеренным ценам. Потребители в этом случае самостоятельно осуществляли свой выбор среди многочисленных товаров-аналогов.
Производственная концепция, пришедшая на смену продуктовой, ставила во главу угла доступность товара (продукта) для широкого круга потребителей. Она базировалась на двух факторах:
― эффективность производства товаров;
― эффективность
В 50—70-х гг. возникла концепция активного продвижения товара на рынок. Для того чтобы потребители покупали товары в достаточном объеме, необходимо было принимать дополнительные меры (иначе говоря, «навязывать покупку»), в число которых входили реклама, персональные скидки с цены, искусственное стимулирование морального старения ранее проданных товаров и т.п. Данная концепция уже не была достаточно четко ориентирована на удовлетворение действительных потребностей покупателей, это стало второстепенным моментом.
Переход к новой концепции маркетинга не был случайным, ибо она в полной мере способствовала решению следующих задач, стоящих перед фирмами:
― разработка товара, отвечающего рыночным запросам;
― производство товара с учетом новейших достижений науки и техники;
― оптимальная система товародвижения;
― комплекс услуг при продаже товара и послепродажное обслуживание.
Переориентация фирм на новую маркетинговую концепцию обусловлена рядом причин:
― увеличением степени риска (коммерческого, рыночного) при разработке новой модели товара, его производстве и потреблении, т.е. на всех стадиях создания и движения товара;
― расширением ассортимента
товаров, ввиду чего потребовался учет
запросов различных категорий
― выходом на рынок одновременно множества фирм — производителей однородных товаров, что породило обострение конкурентной борьбы;
― увеличением темпов социально-экономического и научно-технического прогресса;
― возникновением на рынках непредвиденных ситуаций, способных привести фирму к краху.
В этих условиях понадобилась система, объединяющая подходы к исследованиям, разработке и реализации товаров. Такой системой в 70—80-х гг. стал маркетинг, ориентирующий фирму на успех во внешнем мире, где необходимо считаться с тремя главными факторами: потребителями, конкурентами и внешней средой (правовой, фискальной и налоговой системами).
Итак, следующий этап развития
маркетинговой деятельности характеризуется
принятием концепции
На этом этапе значение маркетинга трудно переоценить, поскольку усилилась тенденция быстрого обновления ассортимента производимой продукции. Главной проблемой рынка стало наличие огромного количества товаров-заменителей. Для того чтобы получить определенные преимущества перед конкурентами, фирме необходимо каждый раз доказывать покупателю свое стремление к постоянной заботе об его интересах (или создавать видимость этого).
Появление на рынке новой
продукции создает для ряда компаний,
уже захвативших лидерство в
данной области, определенное неудобство
и вызывает потребность защититься
от конкурентов. Разработка и внедрение
нового, коммерчески выгодного товара—
дело довольно-таки хлопотное, долгое
и очень капиталоемкое, так что
даже крупнейшие корпорации не могут
производить и предлагать потребителям
абсолютно новую продукцию
Другими важными обстоятельствами,
повышающими роль маркетинга в хозяйственной
жизни фирм, стали изменяющийся характер
рынка, а также перенасыщение
его высококачественными и
Маркетинг потребовался фирмам-производителям товаров и в качестве своеобразной философии бизнеса, основанной на строгих социально-этических нормах:
― честность и уважение мнений и требований потребителей;
― порядочность фирмы по отношению к потребителю в случае возникновения претензий;
― последовательность в действиях;
― высокий профессионализм в своем деле.
Маркетинг как экономическое явление характеризуется двумя показателями:
― системностью, т.е. системным подходом к технологическому и коммерческому процессам — любой объект и субъект управления в маркетинге рассматриваются как элементы большой системы;
― комплексностью, т.е.
возможностью учитывать все стороны
и составляющие не только процесса
маркетинга, но и условий его