Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:51, контрольная работа
Воздействие рыночных механизмов на формирование и развитие общественных институтов играет все более активное значение, в том числе, и в России. Сфера культуры, представленная в основном некоммерческими организациями, также подвержена сильному влиянию действующих на данный момент законов и принципов рыночных отношений, направленных главным образом на выявление эффективных и ликвидацию неконкурентоспособных участников. Таким образом, вне зависимости от поставленных целей и задач существования той или иной некоммерческой организации, в основе её функционирования всегда находится вопрос о том, каким образом и за счет чего оно будет осуществляться. Другими словами, вопросы выживаемости в условиях острейшей конкуренции, в том числе, в сфере организаций культуры, носят основополагающий характер, оказывая при этом факторное влияние на избранную руководством организации концепцию развития.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность фандрайзинга………………………………………………..4
1.1. Понятие фандрайзинга………………………………………………4
1.2. Особенности фандрайзинга в сфере культуры…………………….6
2. Осуществление фандрайзинга в сфере культуры…………………….7
2.1. Механизмы осуществления фандрайзинга………………………...7
2.2. Этапы разработки и реализации фандрайзинговых программ….13
Заключение………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………….20
В этой связи, представляется в высшей степени справедливым и точным прочтение аббревиатуры FR, сокращенной от англоязычного варианта фандрайзинга, как Friend Raising: буквально, речь идет именно о формировании и расширении круга друзей учреждения, организации, проекта. С этой точки зрения фандрайзинг предстает как процесс и результат эффективной PR деятельности. Не случайно, обычно, когда организуется служба, занятая привлечением средств, то она объединяется со службой, реализующей PR и рекламу. Такие службы в культурной сфере называются службами развития, поскольку именно от них зависит перспектива развития организации. Если организация желает привлекать средства, то её руководство должно отдавать себе отчет в том, что деньги выделяют и оказывают поддержку обычно "привлекательным". Успех фандрайзинга решающим образом зависит от эффективности PR, являясь индикатором этой эффективности.
Поэтому фандрайзинг программы, проекта или учреждения культуры неотделимы от их полномасштабных Public Relations, формирования и продвижения их привлекательного имиджа. Это включает в себя не только разработку фирменного стиля, информационного, оформительского дизайна, интерьера, но, самое главное - формирование корпоративной культуры, стиля поведения персонала, включая технический персонал (билетеры, охранники, уборщицы и т.д.). Иногда "мелочь" в их поведении, в состоянии помещений способны свести на нет все усилия. Организация должна предстать в глазах общественности гостеприимной, надежной, ответственной, престижной, сопричастной властям и сильным мира организацией. В этом плане сфера культуры, пожалуй, обладает чрезвычайно выгодными возможностями: от занимаемых зданий до видов и жанров своей работы.[3.С.101]
Занимаясь формированием и продвижением привлекательного имиджа организации или проекта следует помнить, что некоего универсального имиджа "вообще" не существует. Имидж всегда формируется в чьих-то глазах, в чьем-то сознании и зависит от ожиданий конкретных людей и социальных групп. Потребители ждут качественных и доступных услуг. Партнеры – ответственности и стабильных отношений. Журналисты – интересных новостей, способствующих росту тиражей и рейтингов их СМИ, формированию их собственного имиджа хорошо информированных журналистов. Властям необходимы законопослушность и поддержка в их делах и заботах. Инвесторам и донорам – уверенность в профессиональном менеджменте и возврате вложенных средств в виде прибылей или росте собственной привлекательности.[2.С.92]
Немаловажным
обстоятельством является сам стиль
поведения, чувство собственно достоинства.
Поэтому главное –
Только после продуманной и внятной работы над собственным имиджем можно приступать к решению собственно организационных проблем.
Для фандрайзинга может использоваться и счет одного из доноров, обеспечивающего бухгалтерское обслуживание проекта. К сожалению, некоторые руководители государственных учреждений стремятся аккумулировать все средства на своих счетах. Что порождает нередко массу проблем. Например, эти средства должны поступать через казначейство, что отнюдь не устраивает спонсоров и благотворителей, да и сами учреждения культуры, так как непосредственное осуществление расходов предваряется процедурой санкционирования органа, осуществляющего кассовое обслуживание. [4.С.135]
Прежде всего, необходим счет, на котором будут аккумулироваться средства. В случае разовой фандрайзинговой кампании это может быть счет уже существующей организации – кампания сбора средств под практически любой проект может быть реализована фактически различными структурами. В случае систематически осуществляемого фандрайзинга, или масштабного длительного проекта, создаются специальные некоммерческие организации – классическим примером таких фирм являются упоминавшиеся фонды.
Счет, однако, является чисто техническим условием осуществления фандрайзинга. В начале и в течение всей фандрайзинговой кампании у потенциальных доноров часто возникает вполне естественное желание ознакомится с уставом организации, осуществляющей фандрайзинг, на счет которой будут перечислены средства. Поэтому организаторы фандрайзинговой кампании должны быть готовы к такой ситуации и запастись необходимым количеством экземпляров собственного устава, оформленных адекватным образом для того, чтобы их можно было демонстрировать партнерам и донорам.[6.С.90]
Многое в конечном успехе дела зависит не только и не столько от учредительных документов, сколько от известности и репутации организаторов фандрайзинга. Поскольку зачастую речь идет о сборе средств в поддержку проектов и программ социально-культурно значимых, постольку для потенциальных доноров важно иметь гарантии того, что проект, предлагаемый их вниманию действительно социально значим, в его реализации принимают известные авторитетные люди и организации. Очень часто знакомство с потенциальным донором начинается с ознакомления его с составом учредителей, правления, комитета поддержки и т.п., включая рекомендательные материалы (письма, curriculum vitae организаторов и т.п., поэтому еще на стадии учреждения некоммерческой организации, организационного комитета очень важно привлечь в их состав известных лиц с приличной общественной репутацией, что важно не только в пассивной форме (простого декларирования их участия), но и в активной стадии фандрайзинга.
Фандрайзинг
– действительно очень
В последнее время для проведения фандрайзинговой кампании все чаще привлекаются специальные профессионалы или даже организации (некоммерческие общественные организации, фонды) на договорной основе.
Техническое обеспечение включает в себя оборудование приемного офиса, в котором можно было бы осуществлять необходимые контакты, а также необходимую оргтехнику – слишком многое в успехе дела зависит от оформления и внешнего вида документов и информационных материалов, оперативной связи. Поэтому в фандрайзинговой кампании (а значит, собственно и всей деятельности некоммерческой организации) наличие компьютера, приличного принтера, минимум двух телефонных номеров ("на вход" и "на выход"), факса, и прочей оргтехники должно приниматься за необходимую техническую основу.
Особенно следует подчеркнуть роль компьютера и сети итернет, наличие которых – без преувеличения – можно назвать главным техническим условием осуществления фандрайзинга. Только на базе современного персонального компьютера можно обеспечить единое обеспечение следующих важнейших разнородных технологических условий и задач фандрайзинга:
-
порождение и редактирование
большого количества текстов:
обращений, переписки,
-
использование новейших
- современная полиграфия, построение различных оригинал-макетов документов и материалов, с использованием различных шрифтов, таблиц, схем и другого иллюстративного материала также возможны только при использовании компьютеров;
-
создание и ведение
-
учет и контроль хода сбора
средств, архивирование
2.2. Этапы разработки и реализации фандрайзинговых программ
В настоящее время в российской некоммерческой сфере все большую популярность приобретает стратегия фандрейзинга. Фандрейзинг представляет собой методику поиска источников финансирования, т.е. объединяет деятельность по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования.
В некоммерческой сфере фандрейзинг направлен на выполнение социальных задач, таких как проведение просветительской работы; улучшение здоровья населения; изучение, сохранение и защита музейных коллекций, памятников архитектуры и т.д.
Организация фандрейзинговой кампании является сложным процессом, который можно разделить на четыре этапа:
-
планирование финансовой
- реализации фандрейзинга (выбор методов проведения фандрейзинга, установление ответственности за проведение фандрейзинга, выделение средств на реализацию фандрейзинга);
- осуществление контроля за ходом реализации фандрейзинга (корректировка планов с учетом произошедших изменений);
- оценка результатов проведенной фандрейзинговой кампании (Определение эффективности этапа планирования, анализ эффективности этапа реализации, оценка эффективности конечных результатов).[5.С.28]
Первый этап начинается с
Каждая фандрейзинговая кампания имеет строго определенные задачи, в соответствии с которыми выделяются два основные вида фандрейзинга:
Проектный фандрейзинг– это когда задачи фандрейзинга сводятся к поступлению конкретных средств под реализацию проектов. Он является наиболее удобной формой привлечения средств, как для самой некоммерческой организации, так и для финансирующей стороны. Это объясняется наличием четко определенных целей использования средств, возможностью привлечения значительных финансовых источников при низких расходах на фандрейзинг, а также получением коммерческих выгод от финансирования проекта.
Оперативный фандрейзинг - это когда направления привлеченных средств идут на покрытие текущих расходов. Он является наименее эффективной формой привлечения средств в НКО, так как поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в ее текущем бюджете. Они могут идти на выплату заработной платы, покрытие коммунальных и материальных расходов, вследствие чего снижается заинтересованность вкладчиков в подобном финансировании.
Непосредственно сам план фандрейзинговой кампании утверждается дирекцией НКО за 4–6 месяцев до начала кампании. Это необходимо для тщательной подготовки финансовой кампании, обеспечения всеми необходимыми информационными материалами (описаниями проекта, обращениями к спонсорам и т.д.), а также для определения круга потенциальных вкладчиков, баланса расходов и доходов и т.д.
Как
правило, годовой план фандрейзинговой
кампании разбивается по кварталам
и месяцам и учитывает
Второй этап организации фандрейзинговой кампании связан с ее реализацией на практике. Методы реализации фандрейзингового плана крайне разнообразны:
- это проведение рекламных кампаний в средствах массовой информации, по почте, а также распространение внешней рекламы (стенды, баннеры, брошюры, буклеты);
- телефандрейзинг - система обращения к потенциальным спонсорам и благотворителям по телефону и факсу;
- индивидуальный фандрейзинг - система обращения к потенциальным спонсорам и благотворителям в личной беседе;