Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 08:52, реферат

Описание работы

Управление — это умение добиваться поставленных целей, направляя труд и интеллект работников и создавая мотивацию поведения людей, работающих в организации. Осознание роли менеджмента совпадает по времени с выделением предпринимательской способности как важного объединяющего фактора производства. К факторам производства относятся те ресурсы, которые необходимы для осуществления процесса производства (труд, капитал, земля и другие природные ресурсы, информация). Особый фактор производства, соединяющий в процессе производства все остальные факторы в единую систему, — предпринимательство.

Содержание работы

Введение.
Основы менеджмента.
Особенности менеджмента на малом предприятии.
Основные подходы к управлению.
Маркетинг на современном малом предприятии.
2.1. Цели и значение развития маркетинга на предприятии.
2.2. Принципы маркетинга на малых предприятиях.
3. Культура предпринимательства.
3.1. Сущность и значение культуры предпринимательства.
3.2. Деловая и профессиональная этика.
3.3. Деловые отношения — важнейшая часть культуры
предпринимательства.
3.4. Основные черты бизнесмена.
Используемая литература.

Файлы: 1 файл

Основы менеджмента.docx

— 125.60 Кб (Скачать файл)

Системный подход пытается рассмотреть  организацию и внешнею среду, в которой она функционирует, как целое. Существуют два типа систем: открытые и закрытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, её действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы – знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.

Открытая система характеризуется  взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы –  это объекты обмена с внешней  средой через проницаемые границы  системы. Такая система не является самообеспечивающейся; она зависит от энергии, информации, материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить своё функционирование.

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами.

Ситуационный  подход

Ситуационный подход способствовал  дальнейшему развитию теории управления, позволив использовать возможности  прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральный  момент ситуационного подхода –  ситуация. Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя указанный  подход, руководители могут лучше  понять, какие приемы будут в большей  степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции  с определенными конкретными  ситуациями для того, чтобы достичь  целей организации наиболее эффективно. Он пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность организации.

 

  1. Маркетинг на современном малом предприятии.

 

         В условиях рыночных отношений особое место занимает маркетинг как система управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, нацеленная на эффективное удовлетворение потребительского спроса. Естественно, маркетинг ориентирует производителей на оперативное реагирование на требования потребителей для того, чтобы превратить их в своих покупателей и таким образом обеспечить своей фирме долгосрочное процветание.

        Маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день нашей жизни, хотя многие и не прилагают к этому никаких усилий. Тем не менее, маркетинг существует как вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Маркетинг - это деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку, это работа с рынком ради осуществления обменов. Процесс обмена требует работы. Тому, кто хочет продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать соответствующие товары, продвигать их на рынок, договариваться о ценах и т.д.

Необходимо отличать маркетинг  как определенную концепцию от маркетинга как комплекса разнообразных  видов деятельности, осуществляемых специалистами, и маркетинг как  образ мышления - от маркетинга как  образа действия.

Маркетинг должен начинаться с принятия концепции, которая характеризует  не виды деятельности, а их цель, ибо, если фирма приняла эту концепцию, она может использовать самые  разные формы организации работы в области маркетинга в зависимости  от конкретных внутренних обстоятельств  и тех внешних условий, в которых  действует фирма. Универсальной  формулы для организации работы и мобилизации средств в сфере маркетинга не существует так же, как не существует и единой схемы для построения системы маркетинга. Фактически нет даже общепринятого определения самого понятия маркетинга.

Определения маркетинга могут  быть объединены в две основные группы: классические и современные. В классическом понимании он определяется как предпринимательская  деятельность, которая управляет  продвижением товаров и услуг  от производителя к потребителю, или социальный процесс, посредством  которого прогнозируется, расширяется  и удовлетворяется спрос на товары и услуги посредством их разработки, продвижения и реализации.

Эти «традиционные» определения  маркетинга предполагают, что главное  в нем - физическое перемещение товаров  и услуг, и в связи с этим они имеют ряд недостатков. В  них преувеличивается роль товароснабжения  и каналов сбыта, игнорируется то, что маркетинговой деятельностью часто занимаются государственные и коммерческие организации, упускается важность взаимодействия покупателей и продавцов, а также сильное воздействие на маркетинг различных социальных групп.

           Главной в любом определении является ориентация на потребителя. Компании достигают своих целей, только удовлетворяя потребителя. Вместе с тем задача маркетинга - не только увеличивать спрос, но и пытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению. Организации должны задаваться также вопросом, стоит ли вообще продавать данный товар или услугу, а не только могут ли они быть проданы.

           Широкий диапазон маркетинга был официально признан в следующем определении: «Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций».

Маркетинг включает в себя комплекс мероприятий в области  исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс  производства и продвижения товаров  и услуг от производителя к  потребителю. С помощью маркетинга руководство предприятия получает необходимую информацию о том, какие  изделия и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые потребители  готовы заплатить, о том, в каких  регионах спрос на данные изделия, т.е. емкость рынка, наиболее высокий, где  сбыт продукции предприятия, может  принести наибольшую прибыль. С помощью  маркетинга определяется, в какие  виды продукции наиболее выгодно  вложить капитал, где основать новое  предприятие, какой сегмент рынка  освоить.

 

    1. Цели и значение развития маркетинга на предприятии.

 

            Основным принципом маркетинга является всеобщая нацеленность - ориентация конечных результатов производства на реальные требования и пожелания потребителей. Из этого основополагающего принципа втекает ряд других. Надо знать рынок, всесторонне изучать состояние и динамику потребительского спроса на данный товар, использовать полученную информацию в процессе разработки и принятия научно-технических производственных и хозяйственных решений.

           Максимально приспособить производство к требованиям рынка с целью повышения эффективности функционирования предприятия. Выпускать такой товар, который ждет потребитель, т.е. производить то, что продается. Воздействовать на рынок, на потребительский спрос с помощью всех доступных средств в целях формирования его в необходимых для предприятия направлениях.

Развивать и поощрять на предприятии творческий подход к  решению возникших в результате проведения маркетинговых исследований технических и хозяйственных  проблем и в первую очередь  по совершенствованию и повышению  качества продукции и услуг. Организовать доставку товаров в таких количествах, в такое время и в такое  место, которое больше всего устраивало бы конечного потребителя.

Обеспечить целевое управление процессом: научные разработки - производство - реализация - сервис. Не опаздывать с  выходом на рынок новой, особенно высококачественной продукцией. Разбивать  рынок на относительно однородные группы и ориентироваться на те сегменты рынка, на которых предприятие обладает наилучшими потенциальными возможностями, и выпускать продукцию с учетом особенностей отдельных сегментов рынка, характеризующихся определенным типом покупателей и их потребностями.

        Завоевывать рынок товарами наивысшего качества, и надежности. Добиваться преимуществ в конкурентной борьбе за счет повышения технического уровня и качества продукции, предоставления покупателю большего объема и лучшего качества сопутствующих услуг.

        Оказывать помощь и содействие торговым посредникам, обеспечивая их складами готовой продукции для ее немедленной поставки потребителям, помогая в решении технических проблем и обучении персонала. Ориентировать стратегию маркетинга на перспективу, ставя конкретные задачи по завоеванию рынка, расширению объема продаж, особенно на перспективных секторах рынка. Использовать в максимально возможной мере организацию управления по товарному принципу, что способствует приобретению персоналом высокопрофессиональных навыков управления производством и сбытом конкретных видов продукции и повышает ответственность руководителей за работу на отдельных товарных рынках.

      Главное в маркетинге - целевая ориентация и комплексность, т.е. соединение предпринимательской, хозяйственной, производственной и сбытовой деятельности.

Цель маркетинга - обеспечение  высокой рентабельности производства и реализации произведенных товаров. Комплексность означает, что применение маркетинга обеспечивает эффект только в том случае, если он используется как система.

Применение отдельных  маркетинговых действий, как правило, не дает положительных результатов. Целевая ориентация и комплексность  маркетинга - это слияние и один поток всех составляющих маркетинговой  деятельности для достижения устойчивой рентабельности в заданных временных  пределах, как правило, на 5-7 лет и  более.

Практика применения маркетинга показала, что использование только отдельных составляющих, например изучения товара или прогнозирования рынка, не дает должного эффекта. Лишь комплексный  подход позволяет эффективно прорваться на рынок с товарами и услугами, особенно с новыми товарами и оригинальными услугами.

      Большинство ошибочно отождествляет маркетинг со сбытом и стимулированием. Сбыт-всего лишь верхушка маркетингового айсберга. Сбыт-всего лишь одна из многих функций, причем зачастую не самая существенная. Один из ведущих теоретиков по проблемам управления говорит об этом так, «Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».

      Это вовсе не означает, что усилия по сбыту и его стимулированию теряют свое значение. Речь скорее идет о том, что они становятся частью более масштабного «комплекса маркетинга», т.е. набора маркетинговых средств, которые необходимо гармонично увязать друг с другом, чтобы добиться максимального воздействия на рынок.

     Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Для пояснения этого определения рассмотрим следующие понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.

Исходной идеей, лежащей  в основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Нужда-чувство ощущаемой  человеком нехватки чего-либо. Нужды  людей многообразны и сложны. Тут  и основные физиологические нужды  в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и  самовыражении.

Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем  глубже он переживает. Неудовлетворенный  человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить нужду, либо попытается заглушить ее.

Второй исходной идеей  маркетинга является идея человеческих потребностей. Потребность-нужда, принявшая  специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью  индивида. Потребности выражаются в  объектах, способных удовлетворить  нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества.

По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его  членов. Люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами.

Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной  или ряда специфических нужд. Деятель  маркетинга не создает нужду, она  уже существует.

Потребности людей практически  безграничны, а вот ресурсы для  их удовлетворения ограниченны. Так  что человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Запрос-это потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Общество могло бы планировать  объемы производства на следующий год, исходя из совокупности запросов предыдущего. Именно так планируют производство в странах с централизованно  планируемой экономикой. Однако запросы - показатель недостаточно надежный. Людям  надоедают вещи, которые ныне в  ходу, и они ищут разнообразия ради разнообразия. Смена выбора может  оказаться и результатом изменения  цен или уровня доходов.

Человеческие нужды, потребности  и запросы наводят на мысль  о существовании товаров для  их удовлетворения. Товар - все, что  может удовлетворить потребность  или нужду и предлагается рынку  с целью привлечения внимания, приобретения, использования или  потребления. Чем полнее соответствует  товар желаниям потребителя, тем  большего успеха добьется производитель.

Понятие «товар» не ограничивается физическими объектами. Товаром  можно назвать все, что способно оказать услугу, т.е. удовлетворить  нужду. Помимо изделий и услуг, это  могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи.

Маркетинг имеет место  в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы  с помощью обмена. Обмен - акт получения  от кого-либо желаемого объекта с  предложением чего-либо взамен. Обмен - основное понятие маркетинга как  научной дисциплины. Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий:

1. Сторон должно быть  как минимум две.

2. Каждая сторона должна  располагать чем-то, что могло  бы представить ценность для  другой стороны.

Информация о работе Основы менеджмента