Особенности конкурентной борьбы и ее основные методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ и практического опыта исследования конкурентов, а также выбора стратегии конкуренции.
Задачами, которые необходимо решить для достижения указанной цели, являются: рассмотрение сущности конкуренции; рассмотрение теоретических направлений и практического опыта исследования конкурентов; формирование рекомендаций по совершенствованию и выбору стратегии конкуренции.
Предметом исследования данной работы является конкурентная стратегия и конкуренты предприятия. Объектом исследования является предприятие ОАО Чебоксарская кондитерская фабрика «Акконд».

Содержание работы

Введение 4
1. Конкуренция: понятие, виды конкурентов, модели пяти сил конкуренции Майкла Портера 6
1.1. Понятие конкуренции 6
1.2. Виды конкурентов 9
1.3. Модели пяти сил конкуренции Майкла Портера 12
2. Оценка конкурентной позиции на примере ОАО «Акконд» 18
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия 18
2.2. АВС – анализ предприятия 21
2.3. Оценка конкурентоспособности в ОАО «Акконд» 25
3. Пути совершенствования конкурентной позиции в ОАО «Акконд» 27
3.1. Рекомендации по совершенствованию конкурентоспособности ОАО «Акконд» 27
3.2. Рекомендации по выбору стратегии конкуренции ОАО «Акконд»
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложения 35

Файлы: 1 файл

Osobennosti_konkurentnoy_borby_i_osnovnye_meto.docx

— 135.78 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                  4

  1. Конкуренция: понятие, виды конкурентов, модели пяти сил конкуренции Майкла Портера                                                                                                6
    1. Понятие конкуренции                                                                                 6
    2. Виды конкурентов                                                                                       9
    3. Модели пяти сил конкуренции Майкла Портера                                   12

2. Оценка конкурентной позиции на примере ОАО «Акконд»                        18

2.1. Организационно – экономическая  характеристика предприятия         18

2.2. АВС – анализ предприятия                                                                       21

2.3. Оценка конкурентоспособности  в ОАО «Акконд»                                25

3. Пути совершенствования  конкурентной позиции в ОАО  «Акконд»            27

3.1. Рекомендации по совершенствованию конкурентоспособности ОАО «Акконд»                                                                                                           27

3.2. Рекомендации по выбору стратегии конкуренции ОАО «Акконд»

Заключение                                                                                                              29

Список использованной литературы                                                                     31

Приложения                                                                                                             35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Для современного рынка свойственна очень высокая конкуренция, многочисленные фирмы и предприятия, осуществляющие на нем свою деятельность должны иметь высокие конкурентные преимущества, чтобы их работа была эффективной и прибыльной.

Позиционирование предприятия на рынке, заполненном большим количеством конкурентов, должно обязательно предполагать анализ внешней среды и конкурентный анализ, производимые с целью выявления, что из себя представляют, основные конкуренты, сделать анализ конкурентов и определить в итоге свои показатели конкурентоспособности. Анализ конкуренции в своем сегменте рынка и оценка конкурентов, выпускающих подобный товар или оказывающих аналогичный тип услуг, предполагающий обязательный анализ цен конкурентов и качество их продукции или услуг, дает возможность правильно построить свою деятельность исходя из имеющихся условий конкуренции.

Деятельность любого предприятия может быть неэффективной и связанной с определенными трудностями, производимый товар может не продаваться и не пользоваться спросом, если не было осуществлено исследование конкурентов, имеющихся на рынке, и не был сделан анализ деятельности конкурентов, предлагающих подобную продукцию или услугу.

Конкурентная разведка, производимая сегодня многими предприятиями в своем сегменте рынка, направлена на выявление и изучение конкурентов, их конкурентных преимуществ и конкурентных возможностей. Если известен рынок конкурентов, выявлены их возможности и основные преимущества, предприятию или фирме значительно легче строить свою работу, скорректированную по основным вопросам с учетом того, какие результаты дала бизнес разведка и маркетинговые исследования конкурентов.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ и практического опыта исследования конкурентов, а также выбора стратегии конкуренции.

Задачами, которые необходимо решить для достижения указанной цели, являются: рассмотрение сущности конкуренции; рассмотрение теоретических направлений и практического опыта исследования конкурентов; формирование рекомендаций по совершенствованию и выбору стратегии конкуренции.

Предметом исследования данной работы является конкурентная стратегия и конкуренты предприятия. Объектом исследования является предприятие ОАО Чебоксарская кондитерская фабрика «Акконд».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Конкуренция: понятие, виды конкурентов, модели пяти сил конкуренции Майкла Портера
    1. Понятие конкуренции

Существует много определений конкурентоспособности. Границы понятия конкурентоспособности непрерывно расширяются, переходят в итоге от конкурентоспособности изделия к конкурентоспособности предприятий и даже государств.

Конкурентоспособность - это способность данного товара быть обмененным на деньги на конкретном рынке в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов.

Данное определение довольно сложное по своей структуре, поэтому более применимым к предмету данной работы будем считать следующее определение понятия «конкурентоспособность»:

Конкурентоспособность – это комплекс потребительских, стоимостных и социальных характеристик товара (изделия), определяющих его успех на данном рынке [7].

Основное понятие конкурентоспособности - возможность реализации товара в данный момент на данном рынке.

Следует помнить, что если качество изделия в каждый отдельный момент представляет собой вполне определенную совокупность свойств, то конкурентоспособность может значительно меняться с изменением внешних факторов, что и предопределяет необходимость расчета конкурентоспособности на всех стадиях конструирования.

Основными элементами, составляющими конкурентоспособность, являются:

• Качество продукции и услуг;

• Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;

• Уровень квалификации персонала и менеджмента;

• Технологический уровень производства;

• Налоговая среда, в которой действует предприятие;

• Доступность источников финансирования.

Информационные и ресурсные предпосылки обеспечения конкурентоспособности объектов техники определяются в процессе выполнения патентных исследований и, в частности, при анализе результатов, отражаемых в патентном формуляре и карт технического уровня и качества промышленной продукции [3].

Естественно, что наличие всех этих элементов не является обязательным. Например, существует такая ситуация на рынке, когда производитель является монополистом в определенном сегменте рынка, и тогда его продукцию будут покупать вне зависимости от ее качества или рекламы. Например, в удаленном от больших городов поселке может действовать один поставщик от одного производителя, и тогда потребители вынуждены будут приобретать продукцию только у него, т.к. они не имеют какой-либо альтернативы. Или, в другой ситуации, предприятие-монополист может быть государственным: поставкой газа в России занимается только одна компания – «Газпром».

Основу российского антимонопольного законодательства заложил Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", предусматривающий меры предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции [1].

Для формирования конкурентоспособности фирмы важны так называемые «критические факторы успеха» (КФУ) - небольшое количество самых важных областей, хорошие результаты в которых обеспечат успешную конкурентную позицию для организации. Плохие результаты в данных областях ведут к ухудшению деятельности компании в целом.

Существуют четыре основных фактора формирования КФУ фирмы:

1)структура конкретной  отрасли. Каждая отрасль по своей  природе обладает набором КФУ, которые определяются особыми  характеристиками отрасли. Одни отрасли являются капиталоемкими, другие - труда - интеллектоемкими;

2)конкурентная стратегия, позиция в отрасли и географическое  расположение. Каждая компания в  отрасли находится в уникальной  ситуации, которая определяется  ее историей и текущей конкурентной  стратегией. Для небольших организаций  в отрасли, в которой доминирует  одна или две большие компании, действия, предпринимаемые этими  основными компаниями, могут создать  существенные проблемы. Конкурентная  стратегия для небольшой фирмы  может подразумевать занятие  новой рыночной ниши, прекращение  выпуска определенной товарной  группы или перераспределение  ресурсов среди различных товарных  групп, различия в географическом  расположении могут вести к  разным КФУ у компаний (например, различия в уровнях доходов населения в разных регионах);

3)факторы внешней среды. Изменения во внутреннем национальном  продукте, экономике, политических  факторах и демографической ситуации  ведут к изменению КФУ различных  отраслей и фирм;

4)временные факторы. Внутренние  организационные условия часто  становятся временными КФУ. Эти  факторы относятся к областям  деятельности компании, которые  особенно важны для компании  в конкретный период времени, так как показатели в данных  областях опустились ниже пороговых. Допустим, сокращение кредиторской  задолженности будет критическим  фактором успеха компании, поставщики  которой отказались отгружать  продукцию до ее погашения [9].

Теперь проведем некоторые различия в понятиях «конкурентоспособность» и «конкуренция».

Конкуренция — это соперничество фирм, работающих на одном рынке, которое влияет на ценовую, товарную и сбытовую политику фирмы. Она представляет собой состязание между экономическими агентами-участниками рыночного процесса, нацеленное на получение экономической прибыли.

Конкуренция означает наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для них свободно выходить на рынок и покидать его. Это процесс, посредством которого люди получают, передают и ищут пути лучшего использования способностей и знаний.

Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке, это динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющий ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.

Исходя из вышеприведенных определений, делаем вывод, что конкуренция – это процесс, взаимоотношения между двумя и более производителями, а конкурентоспособность – это свойство товара (или производителя), которое помогает этому товару (производителю) держаться на рынке и завоевывать потребителей [13].

 

    1. Виды конкурентов

В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

1.Большое количество самостоятельных  производителей некоторого однородного  товара и масса обособленных  потребителей данного товара. Структура  связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар  у любого производителя, сообразуясь  с собственной оценкой полезности  товара, его ценой и собственными  возможностями приобретения данного  товара. Каждый производитель может  продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной  выгодой. Ни один из потребителей  не приобретает какую-либо существенную  долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.

2.Огромное число обособленных  потребителей и малое количество  производителей, каждый из которых  может удовлетворить значительную  долю общего спроса. Такая структура  называется олигополией, и порождает  несовершенную конкуренцию. Предельным  случаем данной структуры, когда  массе потребителей противостоит  единственный производитель, способный  удовлетворить общий спрос всех  потребителей, является монополия.

В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции.

3.Единственный потребитель  товара и множество самостоятельных  производителей. При этом единый  потребитель приобретает весь  объем предложения товара, который  поставляется всем множеством  производителей. Данная структура  порождает особый тип несовершенной  конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса).

4.Структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется  единственный производитель (двусторонняя  монополия), вообще не является  конкурентной, но также не является  и рыночной.

Также различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию:

Основными методами добросовестной конкуренции являются:

• повышение качества продукции

• снижение цен («война цен»)

• реклама

• развитие до- и послепродажного обслуживания

• создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д. [16].

Информация о работе Особенности конкурентной борьбы и ее основные методы