Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:31, курсовая работа
В психологической науке работы по изучению мотивации поведения потребителей наиболее широко представлены в области психологии рекламы. Также данная проблема рассматривается в рамках зарубежной экономической психологии. В отечественной психологии накоплен обширный материал по проблеме деятельности и поведения: разработан ряд концепций деятельности, а также методических приёмов к её изучению, постулируются такие значимые характеристики деятельности как активность и целенаправленность.
В качестве объекта нашего исследования мы рассматривали поведение потребителей подгузников.
ВВЕДЕНИЕ
Теоретическое изучение мотивирования потребителей
Общая характеристика мотивации в поведении потребителей
Направления рекламного воздействия на поведение потребителей
Влияние психологических особенностей личности на потребление
Ключевые особенности подгузников как предмета потребления
Эмпирическое исследование мотивов потребителей
Организация и методики исследования
Анализ полученных данных и обобщение результатов исследованиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, его индивидуальности. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами. Свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность - это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Эмоциональность - это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид - это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.
Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.
Тревожный человек отличается
от мало тревожного тем, что у него
слишком часто возникают
В результате анкетирования были выделены индикаторы предмета покупки - значимые для потребителей признаки предмета, представляющие параметры цели покупательского поведения. Для этого индикаторы предмета покупки предлагалось оценить по десятибалльной шкале по степени их важности в процессе совершения покупки. Факторная структура индикаторов признаков покупки представлена в таблице 2.1. Фактор «прагматические признаки товара» содержит индикаторы, связанные со стоимостью и эксплуатационными характеристиками товара, его качеством, в фактор «информационные признаки товара» вошли признаки, связанные с известностью товара и с наличием информации о нем, которая содержится в марке, рекламе, а также исходит от других людей. Фактор «эстетические признаки товара» включает индикаторы, характеризующие внешние характеристики товара. Полученные группы факторов соотносятся с распространённой классификацией мотивов потребительского поведения, разработанной в маркетинге. В ней выделяются утилитарный (прагматичный) мотив, когда потребителя в первую очередь интересуют функциональные возможности товара, гарантийный срок, надёжность; эстетический мотив – ориентация потребителя на внешний вид изделия – форму, цвет; а также мотив подобия, связанные с ориентацией на мнения других людей.
ПРАГМАТИЧЕСКИЕ |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ |
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ |
Цена Качество |
Известность марки Рекомендации друзей Представленность товара в рекламе |
Цвет Упаковка |
Таблица 2.1. Факторная структура индикаторов признаков товара
После того, как анкетирование было закончено, мной была составлена сводная таблица результатов первых двух тестов:
Индикаторы признаков товара |
Тип темперамента по Айзенку | ||||
Сангвиник |
Холерик |
Флегматик |
Меланхолик | ||
Прагматические |
Цена Качество Скидки |
6,25 9,50 5,85 |
8,85 7,85 7,20 |
8,90 8,75 4,15 |
8,70 8,85 3,95 |
Информационные |
Известность марки Рекомендации друзей Представленность товара в рекламе |
4,50 8,15 5,80 |
6,25 10,00 7,35 |
8,00 3,10 2,20 |
7,20 3,70 4,10 |
Эстетические |
Цвет Упаковка Запах |
7,65 8,85 5,20 |
9,65 9,10 4,85 |
4,10 3,45 9,15 |
2,8 5,00 8,75 |
Таблица 2.2. Сводная таблица результатов
Далее, было проведено
тестирование по методике «Изучение направленности личности»
(В.Смекал и М.Кучер). Назначение исследования
— определение направленности человека:
личностной (на себя), деловой (на задачу)
и коллективистской (на взаимодействие).
Личностная направленность (направленность
на себя — НС) связывается с преобладанием
мотивов собственного благополучия, стремления
к личному первенству, престижу. Такой
человек чаще всего бывает занят самим
собой, своими чувствами и переживаниями
и мало реагирует на потребности людей
вокруг себя.
Коллективистская направленность, или
направленность на взаимные действия
(ВД), имеет место тогда, когда поступки
человека определяются потребностью в
общении, стремлением поддерживать хорошие
отношения с товарищами по работе. Такой
человек проявляет интерес к совместной
деятельности.
Деловая направленность (направленность
на задачу — НЗ) отражает преобладание
мотивов, порождаемых самой деятельностью,
увлечение процессом деятельности, бескорыстное
стремление к познанию, овладению новыми
умениями и навыками.
Результаты были подсчитаны в среднем на каждую группу испытуемых, разделённых по типу темперамента. Результаты представлены в таблице 2.3
Тип темперамента |
Направленность | ||
НС |
ВД |
НЗ | |
Сангвиник |
24 |
54 |
12 |
Холерик |
20 |
22 |
48 |
Флегматик |
35 |
38 |
17 |
Меланхолик |
45 |
31 |
16 |
Таблица 2.3. Результаты методики направленности личности
Далее, чтобы доказать выдвинутую теорию о прямом влиянии темперамента и направленности личности на мотивацию, подсчитаем коэффициенты корреляции по Спирмену по формуле: для каждого типа темперамента:
Таблица 2.4. Доказательство гипотезы: сангвиник
N |
Значения А |
Ранг А |
Значения В |
Ранг B |
d (ранг А - ранг В) |
d2 |
1 |
24 |
5 |
6.25 |
5 |
0 |
0 |
2 |
54 |
8 |
9.50 |
9 |
-1 |
1 |
3 |
12 |
2 |
5.85 |
4 |
-2 |
4 |
4 |
24 |
5 |
4.50 |
1 |
4 |
16 |
5 |
54 |
8 |
8.15 |
7 |
1 |
1 |
6 |
12 |
2 |
5.80 |
3 |
-1 |
1 |
7 |
24 |
5 |
7.65 |
6 |
-1 |
1 |
8 |
54 |
8 |
8.85 |
8 |
0 |
0 |
9 |
12 |
2 |
5.20 |
2 |
0 |
0 |
Суммы |
45 |
45 |
0 |
24 |
Результат: rs =
0.8
Критические значения для N =
9
N |
p | |
0.05 |
0.01 | |
9 |
0.68 |
0.83 |
Ответ: Н0 отвергается. Корреляция
между А и В статистически значима.
1. Алешина И.В. Поведение
потребителей: учебник. – М.:Экономистъ, 2006. –525 с.
2. Большаков А. С. Менеджмент / Учебное
пособие. — СПб.: «Издательство "Питер"»,
2000. — 160 с.: ил. — (Серия «Краткий курс»)
3. Васильев Г.А. Поведение потребителей.
М.:ВЗФЭИ, 2004. – 345 с.
4. Зубец А.Н. Маркетинг на финансовых рынках.
Поведение потребителей. Учебное пособие
– М.: «Приор-здат» - 176 с.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.:
Питер, 2000. – 362 с.
6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Пер.
с англ. Под ред. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой,
Ю.Н. Каптуревского. – Спб: Издательство
«Питер», 1999. – 896 с.: ил. (Серия «Теория
и практика менеджмента»)
7. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ.
– М.: «Росинтэр», 2000. – 704с.;
8. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический
комплекс по маркетингу / Р.Б. Ноздрева,
Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков.
– М.: Экономистъ, 2003. – 568 с.
9. Маслоу А. "Мотивация и Личность".
– СПб.: Питер, 2006 - 352 с
10. Наумов В.Н. Поведение потребителей. Учеб пособие. – СПб.: Питер, 2002. – 570 с.
11. Психология менеджмента: Учебник /Под ред. проф. Г. С. Никифорова – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000. - 572 с.
12. Психология потребителя / Д.Статт. – Спб.: Питер, 2003. – 446 с.:ил. – (Серия «Практическая психология»)
13. Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Сервисология. Человек и его потребности: Учеб. Пособие. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 204 с.
14. Федько Н.Г., Федько В.П. Поведение потребителей: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д:Феникс, 2001. – 352 с.
15. Энджел Дж.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей – Спб: Питер ком, 2000.
16. http://www.libero.ru/
17. http://www.huggies.ru/
18. http://www.pampers-gorodok.ru/
Информация о работе Особенности мотивирования потребителей детских подгузников