Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 13:33, отчет по практике
В деятельности любого успешного предприятия ведущая роль принадлежит службе маркетинга. Именно от ее работы зависит рыночный успех товаров.
Необходимость маркетинговой деятельности на предприятии очень велика, она обусловлена несколькими факторами:
становление и развитие рыночных отношений;
обострение конкурентной борьбы в связи с выходом большого числа посредников;
ускорение НТП;
расширение и увеличение потребностей потребителей.
ВВЕДЕНИЕ
Преддипломная практика представляет собой один из этапов подготовки высококвалифицированных специалистов и направлена на закрепление теоретический знаний, профессиональных и творческих навыков.
Место прохождения практики – Волковыское ОАО «Беллакт».
В деятельности любого успешного предприятия ведущая роль принадлежит службе маркетинга. Именно от ее работы зависит рыночный успех товаров.
Необходимость маркетинговой деятельности на предприятии очень велика, она обусловлена несколькими факторами:
Основными задачами практики является:
- закрепление, углубление и систематизация знаний по специальным предметам:
- получение представления об
особенностях своей будущей
- изучение технологии и организа
В отчете будут рассмотрены следующие пункты:
- краткая характеристика предприятия;
- организация маркетинга на ОАО «Беллакт»;
- анализ рынка и стратегия маркетинга;
- организация маркетингового контроля
1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «БЕЛЛАКТ»
В Республике Беларусь самой крупной фирмой по производству сухих продуктов на основе молока, изолята соевого белка и зерновой основе для питания детей и взрослых является Волковысское открытое акционерное общество «Беллакт». Оно введено в эксплуатацию в октябре 1970 года и до февраля 1991-го было известно под названием «Молочноконсервный комбинат детских продуктов». В феврале 1991 года комбинат стал арендным предприятием и с декабря 1991 года – народным предприятием «Беллакт».
С июня 1995 года народное предприятие преобразовано в Волковысское ОАО «Беллакт».
В структуру предприятия входит три цеха: цельномолочный, консервный, ЗЦМ.
Предприятие оснащено комплектным технологическим, холодильным и энергетическим оборудованием производства западно-европейских фирм (Альфа – Лаваль, Ниро – Атомайзер, Вестфалия и др.) и характеризуется высокой степенью механизации и автоматизации технологических процессов и, как следствие, высоким качеством выпускаемой продукции.
Контроль качества продукции на Волковысском ОАО «Беллакт» осуществляет производственная лаборатория, в состав которой входит химическая, микробиологическая, радиологическая и токсикологическая лаборатории. Производственная лаборатория аккредитована на техническую компетентность в апреле 2000 года. Правильно организованный и тщательно поставленный технохимический контроль, изначально четкая работа производственной лаборатории являются важным условием успешной работы предприятия.
На рисунке 1 представлен торговый знак Волковысского ОАО «Беллакт»
Рисунок 1 - Торговый знак ОАО «Беллакт»
Основной профиль предприятия – производство продуктов сухих на основе молока, изолята соевого белка и зерновой основе для питания детей с первых дней жизни до года и старше, диетических продуктов питания для взрослых и специализированных продуктов для кормящих матерей и спортсменов. Всего на предприятии выпускается около 200 видов продукции.
Основным сырьём для производства является коровье молоко, которое поступает на предприятие из четырех районов Гродненской области. Доставка осуществляется в основном транспортом Волковысского ОАО «Беллакт».
Учитывая запросы Потребителей, анализируя рынки сбыта, специалисты Волковысского ОАО «Беллакт» постоянно ведут работу по разработке и выпуску новых видов продуктов, пересмотру и внесению изменений в рецептуры выпускаемых продуктов, совершенствованию и модернизации упаковки.
На предприятии работает более тысячи человек, для удовлетворения потребностей которых создана достаточно развитая инфраструктура: столовая, оснащенные современным оборудованием медицинский пункт, стоматологический и физиотерапевтический кабинеты; ФОК.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГА НА ОАО «БЕЛЛАКТ»
2.1 Организационная структура ОАО «Беллакт», место службы маркетинга в ней
Организационная структура предприятия в целом работает эффективно, все функции распределены между службами ОАО «Беллакт» рационально. Данная структура является линейно-функциональной. Из данной схемы видно, что возглавляет ОАО «Беллакт» генеральный директор. В его непосредственном подчинении находятся секретарь приемной руководителя, главный бухгалтер, служба безопасности, транспортный цех, служба организации управления производством, санбытучасток, здравпункт, физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) и зона отдыха, клуб, отдел кадров, ведущий специалист по охране труда и технике безопасности (ОТ и ТБ), отдел стратегического развития, юридическое бюро, санитарный врач, главный специалист по качеству, директор по закупкам сырья, директор по производству, главный инженер-исполнительный директор, директор по экономике и финансам, коммерческий директор.
Главный бухгалтер руководит бухгалтерией. Ведущему специалисту по ОТ и ТБ подчиняется инженер по охране труда. Медицинский представитель, отдел по системному развитию и разработкам, производственная лаборатория работают под началом главного специалиста по качеству.
Сырьевой отдел, Зельвенский аппаратный участок, Мостовский приемный пункт находятся в подчинении директора по закупкам сырья. Директор по производству руководит ведущим инженером-технологом, консервным цехом, цельномолочным цехом, цехом по производству заменителя цельного молока (ЗЦМ). Заместителем генерального директора является главный инженер-исполнительный директор.
Заместитель главного инженера, инженер по охране окружающей среды, участок регулирования и нейтрализации стоков, ремстройучасток, главный энергетик, информационно-вычислительный центр, главный механик, главный метролог находятся в подчинении главного инженера-исполнительного директора. Главный энергетик руководит деятельностью электроцеха и котельной, главный механик – инженера-механика, компрессорной, сантехучастком. В подчинении директора по экономике и финансам находится финансовый отдел, расчетно-претензионное бюро, отдел планирования и экономического анализа, который руководит бюро организации труда и заработной платы. Отдел по внешнеэкономическим связям (ВЭС), отдел маркетинга, служба продаж, отдел снабжения, столовая подчиняются коммерческому директору. Служба продаж руководит складами готовой продукции, пагрузочно-разгрузочным участком, отдел снабжения – цельно-молочной службой.
Порядок принятия маркетинговых решений организован таким образом, чтобы оперативно реагировать на возникающие проблемы: решения принимаются коммерческим директором, начальником отдела маркетинга и специалистом по конкретному вопросу и утверждаются генеральным директором. Процесс принятия решения проходит достаточно быстро, так как в нем участвует небольшое количество людей.
Место отдела маркетинга в общей структуре управления выглядит следующим образом:
Рисунок 2 - Место службы маркетинга в организационной структуре предприятии
Назначение на должность специалиста по маркетингу и освобождение от нее производится приказом генерального директора предприятия по представлению начальника отдела маркетинга.
Структура управления маркетингом на предприятии является функциональной. Функциональная структура управления маркетингом предполагает, что отделы и службы образуются по выполняемым функциям маркетинга.
Функциональная структура предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления: выполнение указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально. Функциональная специализация аппарата управления значительно повышает его эффективность, так как вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться в выполнении всех функций, появляется штаб высококвалифицированных специалистов.
Основные преимущества структуры:
- высокая компетентность
- создание основы для
Сyщecтвyют определенные недостатки:
- трудности поддержания
- длительная процедура принятия решений;
- отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами;
- снижение ответственности
- дублирование и
2.2 Функции и задачи
отдела маркетинга на ОАО «
На основании положения об отделе отдел маркетинга выполняет следующие функции:
- проведение маркетинговых
- накопление и хранение
- разработка проектов
- проведение дегустационной и
рекламной деятельности по
- взаимодействие с деловыми
партнерами, консультантами, экспертами
с целью совершенствования рекл
Отдел маркетинга выполняет следующие задачи:
- проведение маркетинговых исследований, изучение спроса, анализ конъюнктуры рынка, разработка маркетинговой стратегии продвижения продукции предприятия;
- повышение узнаваемости торговой марки;
- максимизация
степени удовлетворенности
- расширение отечественных и зарубежных рынков сбыта;
- повышение узнаваемости торговой марки;
- сотрудничество с педиатрами и специалистами по питанию в процессе разработки, внедрения и реализации сухих детских продуктов, специализированных и диетических продуктов для питания детей и взрослых
Специалисты отдела маркетинга взаимодействуют с производственно-хозяйственными (с работниками цехов, инженерами, юристами и др.) и экономическими подразделениями (финансовый отдел, отдел планирования и экономического анализа).
2.3 Штат службы маркетинга и должностные обязанности ее специалистов
Структура отдела маркетинга выглядит следующим образом:
Рисунок 3 - Структура отдела маркетинга ОАО «Беллакт»
Начальник отдела маркетинга осуществляет оперативное руководство специалистами по маркетингу, это видно из рисунка 3.
Ведущий специалист по маркетингу обязан:
- рекламировать, проводить дегустацию продукции предприятия в торговых предприятиях, на выставках;
- осуществлять разработку мер
по реализации произведенной
продукции, содействовать ее реализации,
готовить предложения по
- участвовать в разработке
- изучать рынок аналогичных товаров (анализ спроса и потребления, их мотивации и колебания, деятельность конкурентов) и тенденций его развития;
На специалиста по маркетингу возлагаются следующие обязанности:
- всестороннее изучение
- проведение маркетинговых
- накопление и хранение