Отчет по практике в ОАО "Беллакт"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 13:33, отчет по практике

Описание работы

В деятельности любого успешного предприятия ведущая роль принадлежит службе маркетинга. Именно от ее работы зависит рыночный успех товаров.
Необходимость маркетинговой деятельности на предприятии очень велика, она обусловлена несколькими факторами:
становление и развитие рыночных отношений;
обострение конкурентной борьбы в связи с выходом большого числа посредников;
ускорение НТП;
расширение и увеличение потребностей потребителей.

Файлы: 1 файл

Дипломная практика 2.doc

— 9.12 Мб (Скачать файл)

- разработка проектов перспективных, годовых и ежемесячных планов  по маркетинговым исследованиям  и рекламной деятельности;

- проведение дегустационной и  рекламной деятельности по производимой  продукции;

- взаимодействие с деловыми партнерами, консультантами, экспертами с целью совершенствования рекламной деятельности.

 

 

2.4 Роль маркетинга на  ОАО «Беллакт»

Роль маркетинга для предприятия промышленности можно обусловить следующими факторами:

- маркетинг позволяет сформировать рынок оптимальных поставщиков сырья и материалов.

- маркетинг позволяет определить  наиболее эффективные и прибыльные  сегменты.

- маркетинговая деятельность позволяет  исследовать конкурентов определять  свою позицию по отношению  к ним.

- позволяет определить наиболее приемлемую ценовую политику, как для предприятия, так и для потребителя.

- позволяет организовать наиболее  эффективную систему распределения  и сервисного обслуживания, сформировать  оптимальный товарный ассортимент  предприятия, позволяет сформировать спрос и стимулировать сбыт.

Работа службы маркетинга осуществляется на всех этапах процесса создания и жизненного цикла товара, включая организацию процесса создания. Сотрудниками службы маркетинга осуществляются: генерирование идей создания товара, оценка и отбор наилучших идей; разработка концепции товара и ее проверка; разработка опытного образца; проведение пробных продаж и подведение их итогов; доработка товара; выведение новинок на рынок, организация распределения и продвижения.

Роль службы маркетинга не ограничивается ее активным участием в создании товара, отвечающего требованиям как текущего, так и перспективного рынков. Ее важной задачей является уточнение емкости рынка и сегментов, вероятной динамики и уровня цен на товар и его конкурирующие аналоги, коммерческих затрат, дохода и прибыльности товара. Другая не менее важная задача службы маркетинга — проработка и уточнение стратегических и тактических аспектов рекламы, распределения и сервиса на новых рынках.

 

На ОАО «Беллакт» нет четко определенного алгоритма процесса принятия маркетинговых решений. Я в свою очередь, предложила следующую схему, представленную на рисунке 4.

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 - Алгоритм процесса принятия маркетинговых решений

 

 

2.5 План и бюджет маркетинга.

 

Для совершенствования рекламной деятельности Волковысского ОАО «Беллакт» был разработан следующий план маркетинга на 2007 г (ранее подобные планы не разрабатывались):

- создание нового товарного  знака и бренда на цельномолочную  продукцию предприятия;

- разработка и оформление упаковки  для цельномолочной продукции, выпускаемой  предприятием, в едином стиле;

- выделение специализированных  смесей для детского питания  в отдельную линейку с последующим  созданием упаковки;

- презентация производимого детского питания медпредставителями и специалистами-маркетологами Волковысского ОАО «Беллакт» на семинарах, конференциях, совещаниях, круглых столах врачей-педиатров;

- проведение дегустаций и презентаций  в торговой сети;

 

- самостоятельное участие в  специализированных выставках:

а) «Мир детства» (г. Минск);

б) «ДетПит» (г. Москва);

в) «Еврорегион» (г. Гродно);

г) «ПродЭкспо» (г. Минск);

д) «Белорусское качество детям» (г. Москва);

 

- принятие участия в коллективных  стендах концерна:

а) Азербайджан (г. Баку);

б) Россия (г. Волгоград);

в) КНР (г. Харбин);

г) Россия (г. Москва);

д) Латвия (г. Рига) и др.

 

- анализ ассортимента и выкладки  продукции предприятия на товарных  полках;

- размещение в специализированных  каталогах информации рекламного  характера о предприятии и выпускаемой им продукции;

- разработка и печать информационных  каталогов, буклетов, плакатов, листовок, характеризующих выпускаемую продукцию;

- создание сувенирной продукции (ручек, блокнотов, пакетов, календарей  и визитниц) с использованием  фирменного стиля, логотипа и реквизитов предприятия;

- печать в средствах массовой  информации статей, очерков, репортажей  о предприятии и выпускаемой  им продукции;

- оформление выставочного оборудования (стенды, рекламные щиты, стойки, баннеры, фризы, скатерти) с использованием фирменного цвета и логотипа предприятия;

- редактирование WEB-сайта предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование мероприятия

Годовая сумма, млн. руб.

2006г

2007г

План на 2008 г.

Выездные выставки-дегустации, презентации:

13, 56

18,5

18,5

- командировочные

2,77

3,5

3,5

- продукция

10,79

15

15

Выставки:

51,08

98

33

- выставка "Мир детства-2006" (г.Минск)                      февраль

1,39

5

5

- выставка "ДетПит-2006" (г.Москва)                                  апрель

11,19

15

15

- выставка-ярморка "Весна-2006" (г.Гомель)                         май

1,42

Не проводилась

Не планируется

- выставка "World Food-2006" (г.Москва)                       сентябрь

10,55

Не проводилась

Не планируется

- выставка-ярморка "Дожинки" (г.Бабруйск)                сентябрь

1,84

3

3

- выставка "Еврорегион-2006" (г.Гродно)                        октябрь

1,59

5

5

- выставка "ПродЭкспо-2006" (г.Минск)                            ноябрь

3,27

5

5

- выставка "Белорусское качество детям-2006" (г.Москва)  ноябрь

4,83

15

Не планируется

- прочие

15

50

-

Участие в конкурсах ("Лучшая продукция года", "Выбор года", "Лучшие продукты РБ и др.)

7,83

12

12

Изготовление сувенирной продукции (блокноты, ручки, календари, флажки, визитницы, оригинальные и фирменные пакеты)

32,27

50

50

Изготовление и издание рекламно-информационного материала (каталогов, плакатов, папок с листовками-вкладышами, брошюр, образцов оригинальной и фирменной упаковки)

26,98

70

70

Изготовление и оформление выставочного оборудования (стенды, рекламные щиты, витрины, стойки, баннеры, фризы, столы, стулья, скатерти)

1,95

25

20

Одноразовая посуда, шпажки, салфетки, скотч, марля, моющее средство

5,3

7

5

Затраты на медпредставителей (проведение лекций для врачей, продвижение продукции "Беллакт" в Беларуси и СНГ, организация и проведение конференций по детскому питанию)

26,8

60

60

Реклама в средствах массовой информации (информационные каталоги, газеты, журналы, радио, телевидиние,ВЕБ-сайт)

1,75

10

25

Редактирование ВЭБ-сайта

-

40

40

Услуги патентного бюро

0,53

5

3

Регистрация товарного знака

0,58

5

5

Продление срока действия товарного знака

1,24

2

2,5

Повышение квалификации (семинар, мастер-класс)

1,12

2

3

Маркетинговые исследования ряда продуктов

-

130

180

Услуги переводчика

-

3

3

ИТОГО

170,99

537,5

530


Из этого следует, что расходы в 2007 году (537,5 млн. руб.) значительно превышают расходы 2006 года (170,99 млн. руб.) в 3,14 раз. Такой рост затрат связан с проведением маркетинговых исследований (130 млн. руб.), а также редактированием ВЭБ – сайта (40 млн. руб.). На мой взгляд, благодаря данным мероприятием значительно возрастет продажа продукции ОАО «Беллакт».

 

 

 

 

3. АНАЛИЗ РЫНКА И СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА

АНАЛИЗ РЫНКА МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ

Общий обзор

Реализация в Республике Беларусь Программы совершенствования агропромышленного комплекса на 2001-2005 гг. и Республиканской программы развития перерабатывающей промышленности на 2003-2004 гг. придали динамизм в развитии молочной промышленности республики. Так, в соответствии с данными по предприятиям молочной промышленности системы Минсельхозпрода Республики Беларусь, по всей основной номенклатуре производимой продукции наблюдается положительная динамика. Особенно высокие темпы достигнуты по такой продукции как сыры жирные, сыры твердые, сухое цельное молоко, СОМ, ЗЦМ и сухая сыворотка, казеин...

Такие показатели обусловлены тем, что упомянутые программы ориентировали предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, на техническое перевооружение, оптимизацию загрузки производственных мощностей, повышение эффективности переработки с учетом конкурентоспособности продукции и предусматривали следующие направления развития:

- расширение ассортимента и увеличение объемов производства молочной 
продукции (сыров, молока, кисломолочных продуктов);

- расширение ассортимента вторичной молочной продукции, включая 
сыворотку, обезжиренное молоко и пахту с использованием растительных, плодово- 
ягодных и других наполнителей;

- производство пищевых молочно-белковых концентратов для дальнейшего 
использования при производстве творога, мягких сыров, колбасных изделий и т.д.;

- переработка молочной сыворотки на сухие и жидкие лечебно- 
профилактические средства с применением молочнокислых микроорганизмов для 
молодняка сельскохозяйственных животных;

    - совершенствование  упаковки и технологий, позволяющих увеличить сроки хранения продукции.

Данные направления развития обусловлены тем, что в условиях дефицита качественного молочного сырья в республике, структура использования его была не оптимальна. Основная часть молока шла на выработку масла и кормовые цели. Предприятия молочной промышленности не имели соответствующих мощностей по переработке вторичного молочного сырья на продукты питания. Так, всего лишь около 20% полученной в производстве сыворотки использовалось на промышленную переработку. Вместе с тем, производство сливочного масла в последние годы стало невыгодным для большинства молочных заводов республики из-за убыточности. В связи с этим многие молочные заводы сокращают производство масла и осваивают более выгодные и пользующиеся на рынке спросом молочные продукты, такие как твердые сыры, творог, йогурт, а также продукты переработки вторичного молочного сырья.

     Вместе с  тем, правительство Беларуси поставило  перед животноводческой отраслью республики задачу к 2010 году удвоить производство молока.

      Это вызвано тем, что Беларусь обладает мощной молокоперерабатывающей промышленностью, которая в настоящее время загружена не более чем на 65-70%. Низкий уровень загрузки производственных мощностей обусловлен тем, что молокоперерабатывающая промышленность Беларуси создавалась не только под потребности населения республики, но и в расчете на потребность европейской части бывшего СССР, которая оказалась в настоящее время за пределами Беларуси.

 

Рассматривая будущее молочной отрасли Беларуси, следует отметить, что единственно правильным направлением ее развития может быть только экспортная ориентация, и для этого есть объективные предпосылки. Достаточно мощный технический потенциал молочной отрасли и относительно небольшая численность населения республики не делают отечественный рынок привлекательным в перспективе.

Сельское хозяйство Беларуси в состоянии производить на душу населения 700-800 кг молока, из которых 35-40% может экспортироваться в виде молочных продуктов.

Для поддержания экспортного потенциала Правительством Республики Беларусь (постановление Совета Министров РБ от 15 июля 2005 года № 792), утверждена Программа развития молочной отрасли на 2005-2010 гг.), которая предусматривает дальнейшую ее модернизацию.

 

 

 

 

3.1 Потребительский спрос

Молочные продукты занимают очень важное и прочное место в структуре питания населения. В соответствии с рациональными нормами питания человек должен потреблять за год 392кг молока и молочных продуктов. По данным Министерства статистики и анализа РБ, население республики расходует на молочные продукты около 8% от суммарных потребительских расходов. Однако среднедушевое потребление молока в республике ниже рациональной нормы. В таблице приведена динамика потребления молока в РБ по годам в расчете на душу населения. 

Динамика потребления молока и молочных продуктов на душу населения в Республике Беларусь (в пересчете на молоко), кг

 

 

1990 г.

1995 г.

2000 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Потребление молока и молочных продуктов, кг

428

367

295

285

265

246

256


         Как видно из таблицы, уровень  потребления молока в республике  в настоящее время составляет около 60 % от уровня 1990 года. Многие эксперты связывают это со снижением жизненного уровня населения, но при этом нельзя не принять во внимание и повышение эффективности потребления. Современная фасовка, упаковка продукции, более длительные сроки хранения молочной продукции позволяют более экономно и эффективно ее использовать.

Уровень потребления молока и молочных продуктов существенно зависит от местности, где проживает население и от уровня доходов. В сельской местности душевое потребление молока на 10-15% выше, чем в городах, а семьи, чьи доходы превышают средние по республике, имеют уровень потребления молочных продуктов, соответствующий рациональным нормам. Это объясняется тем, что такие семьи имеют возможность потреблять более дорогую и разнообразную молочную продукцию (сыры, йогурты, творожные изделия и др.). При этом следует отметить, что душевое производство молока в республике уже превышает уровень рационального потребления.

 



И11111В11Щ1111181И11ШШВ1111



Динамика производства молока в РБ в расчете на душу населения

Из приведенных данных видно, что в Беларуси уже нет проблем с обеспечением населения страны молоком и молочными продуктами. Республика способна не только обеспечить молочными продуктами собственное население, но и имеет хороший экспортный ресурс.

Самообеспечение молоком республики составляет 180%, что ставит Беларусь в ряд передовых государств мира по уровню производства молока на душу населения

Для существующего положения на рынке молочной продукции характерны два направления: происходит насыщение рынка традиционными продуктами и продолжает развиваться сектор новых изделий, более экзотических и дорогих. В то же время более состоятельные потребители за счет расширения ассортимента могут делать выбор в пользу последних, что приводит к появлению устойчивого спроса на новые виды продукции, создает дополнительные ниши на рынке, которые будут заполняться существующим и новым ассортиментом. Данное обстоятельство предопределяет необходимость постоянного расширения и обновления продукции любого предприятия, а также улучшения ее качества, что и предпринимает ОАО «Беллакт».

 

 

3.2 Конкуренция

В настоящее время в Республике Беларусь действует 83 крупных предприятия по переработке молока, в Гродненской области - 10.

 

Наиболее известные предприятия молочной промышленности.

Название предприятия

Регион

Выпускаемая продукция

ОАО «Молочные продукты»

Гомель

Цельномолочная продукция, сухое молоко, масло

ОАО «Гродномолкомбинат»

Гродно

Цельномолочная продукция, сыры сычужные, масло, майонез

УП «Лидский молочноконсервный комбинат»

Лида

СЦМ, сухие сливки, СОМ, молоко сгущенное, майонез, ЦМП

ИП «Морозпродукт»

Минск

Мороженое, сырки глазированные

ОАО     «Могилевский     молочный комбинат»

Могилев

Цельномолочная продукция

ОАО «ГМЗ №2»

Минск

ЦМП, сыры сычужные, соки, масло

ОАО «ГМЗ №3»

Минск

ЦМП, сыры мягкие

ОАО   «Березовский   сыродельный комбинат»

Береза

Сыры твердые, плавленые, мороженое, масло, майонез, сухое молоко

ОАО       «Брестский       молочный комбинат»

Брест

Масло, молоко сухое, ЦМП

ОАО      «Глубокский      молочный комбинат»

Глубокое

Молоко сгущенное, СОМ, масло, ЦМП

Информация о работе Отчет по практике в ОАО "Беллакт"