Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 17:11, отчет по практике
Сегодня туризм возглавляет список важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем жизни миллионов людей на нашей планете. Его благотворное влияние на развитие политических, социальных, культурных связей и межличностных отношений в международном масштабе стало для всех очевидным фактом.
Маркетинг в туризме – это система управления и организации деятельности туристских компаний по разработке новых, более эффективных видов туристско-экскурсионных услуг, их производству и сбыту с целью получения прибыли на основе повышения качества туристского продукта и учета процессов, которые протекают на мировом туристском рынке.
Введение……………………………………………………………………………….2
Общая характеристика туристского предприятия ООО «ЕЛЕНА-ТУР» ……...3
Управление маркетингом……………………………………………………….…7
Анализ ассортимента……………………………………………………………....8
Анализ ценовой политики…………………………………………………..……12
Анализ сбытовой политики………………………………………………………16
Анализ маркетинговых коммуникаций…………………………………….……19
Анализ конкурентов…………………………………………………………...….26
Анализ поставщиков…………………………………………………………..….31
Анализ потребителей……………………………………………………………..35
Повышение эффективности рекламных мероприятий предприятия………….40
Роль рекламы в сфере туризма…………………………………………………40
Виды эффективности рекламы……………………………………………..….42
Способы оценки эффективности рекламы………………………………..…..44
Методы повышения эффективности рекламы………………………………..48
Заключение……………………………………………………………
Наиболее востребованными среди клиентов города Шахты являются такие услуги, как:
Ниже в таблице 2 приведена структура ассортимента туристского агентства «ЕЛЕНА-ТУР».
№ п/п |
Наименование продукта |
2011 год |
2012 год | ||||
Средняя стоимость единицы продукции, тыс. руб. |
Кол-во проданных единиц, шт. |
Доля в общем продукте, % |
Средняя стоимость единицы продукции, тыс. руб. |
Кол-во проданных единиц, шт. |
Доля в общем продукте, % | ||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
1. |
Курорты черноморского побережья |
7,0 |
295 |
50,17 |
7,1 |
293 |
53,27 |
2. |
Горнолыжные курорты России |
15,8 |
124 |
21,09 |
15 |
148 |
26,91 |
3. |
Экскурсии по Донскому краю |
1,5 |
114 |
19,39 |
2 |
38 |
6,91 |
4. |
Туры для школьников по России |
6,0 |
55 |
9,35 |
5,8 |
71 |
12,91 |
Итого: |
- |
588 |
100% |
- |
550 |
100% |
Таблица 2 – Структура ассортимента турфирмы «ЕЛЕНА-ТУР» в 2011-2012 год.
Рисунок 2 – Структура ассортимента туристских услуг ООО «ЕЛЕНА-ТУР» за 2011 год.
Рисунок 3 – Структура ассортимента туристских услуг ООО «ЕЛЕНА-ТУР» за 2012 год.
Анализируя таблицу 2, рисунки 2 и 3, можно сделать выводы о том, что в ассортименте турфирмы наибольшую долю составляют курорты черноморского побережья (50,17% в 2011 г. и 53,27% 2012 г.). Второе место занимают горнолыжные курорты России (21,09% и 26,91%). Число экскурсионных туров по Донскому краю заметно снизилось с 19,39% в 2011 году до 6,91% в 2012 году от общего ассортимента.
Также мы наблюдаем следующую зависимость: при снижении средней стоимости единицы продукции количество проданных туров возрастает, и наоборот, при повышении средней стоимости единицы продукции количество проданных туров заметно снижается. Так, в 2011 году стоимость туров на горнолыжные курорты составляла 15,8 тыс. руб. и количество проданных туров – 124 шт. А при снижении стоимости на 0,8 тыс. руб. их количество возросло на 24 шт. И соответственно, при повышении стоимости экскурсий по Донскому краю на 0,5 тыс. руб. количество проданных путевок снизилось на 76 шт.
При данных изменениях, предприятию целесообразно уделить особое внимание своему ассортименту продукции, так как количество проданных туров заметно снижается.
Необходимо отметить некоторые особенности оказания профильных туристских услуг.
По количеству дней туры можно разделить на три категории:
Наибольшей популярностью пользуются среднесрочные туры. При выборе места проживания туристы обычно ориентируются на 3-х, 4-х и 5-ти звездные отели, которые выбираются в зависимости от цены и платежеспособности клиента. Организация питания в туре предполагает следующие возможные варианты:
Основным путем доставки туристов к месту отдыха в международных турах обычно является авиаполет, реже - путешествие морским путем или по железной дороге. В отечественных турах в качестве трайлера, как правило, используются поезда и самолеты; реже практикуются речные и морские круизы, автотранспорт.
При организации культурной программы учитывается специфика страны (региона, города) тура в историческом, культурном, национальном, религиозном плане, а также продолжительность и вид тура (в шоп - туре, деловой поездке и бизнес - туре культурная программа сокращена), возможности принимающей стороны и, естественно, платежеспособность клиента.
Необходимо подчеркнуть специфику отдельных видов туризма, когда значительную часть цены тура составляет стоимость так называемой ведущей услуги, определяющей назначение тура, например, лечение в оздоровительном туре.
К вспомогательным или дополнительным услугам, обеспечивающим проведение тура (и также включаемых в окончательную цену), относятся:
4 Анализ ценовой политики
Одним из наиболее важных
маркетинговых решений в
Величина цены на туристский продукт определяется себестоимостью туристского продукта и спросом на этот продукт.
Ценообразование в сфере услуг (в том числе в туризме) имеет ряд особенностей. К ним следует отнести следующие:
В решениях по ценообразованию фирмы выбирают одну из трех стратегий установления цены на турпродукт:
В ООО «ЕЛЕНА-ТУР» из всех выше перечисленных стратегий работает вторая – продажа турпродукта по цене ниже рыночной (на 10-15% ниже, чем у ближайших конкурентов). Предприятие считает своей целью достичь большего объема продаж по сравнению с конкурентами.
Прибыль ООО «ЕЛЕНА-ТУР» как и любой другой фирмы во многом зависит от спроса на предоставляемые услуги. Именно поэтому для повышения спроса на услуги многие турфирмы предлагают своим клиентам различные скидки. На сегодняшний день в мире существуют множество видов скидок на предоставляемые услуги, такие как:
В ООО «ЕЛЕНА-ТУР» данный метод, способствующий повышению стимулированию сбыта услуг, развит в некоторой степени. Фирма предлагает специальные скидки для «верных» и постоянных клиентов. Скидки колеблются от 3-7%. Такие скидки, предоставляются клиентам, которые либо регулярно покупают путевки в фирме, либо относятся к категории «престижных» клиентов, которые и со скидкой принесут немалый доход.
Что касается скидок для «престижных» покупателей, то они чаще всего не афишируются и остаются секретом торга между продавцом и таким покупателем. Причиной подобной секретности является тот факт, что такая разновидность скидки – наиболее вопиющее проявление ценовой дискриминации, что вообще присуще механизму скидок.
Также фирма предоставляет скидки на раннее бронирование около 20%. Данное специальное предложение обычно исходит от отелей, гостиниц, пансионатов, с которыми активно сотрудничает «ЕЛЕНА-ТУР» и, следовательно, компания не несет убытки.
Также цена одной туристской путевки зависит от вида тура (групповой или индивидуальный).
Таблица 3 – динамика экономических показателей по туру «Горнолыжные курорты России» (Карачаево-Черкесия, Домбайская долина, 5 дней) с проживанием в гостинице «Снежный барс» по ООО «ЕЛЕНА-ТУР» (в среднем за 2011- 2012год).
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонение | |
+/- |
Темп роста, % | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Стоимость тура, руб. |
9300 |
10000 |
700 |
107,5 |
Затраты, руб. |
8200 |
8750 |
550 |
106,7 |
Прибыль, руб. |
1100 |
1250 |
150 |
113,6 |
Рентабельность деятельности, % |
10 |
11 |
1 |
- |
Рентабельность продаж, % |
11,6 |
11,9 |
0,3 |
- |
По данным таблицы 2 видно, что затраты увеличились на 6,7%, то есть на 550 рублей. Соответственно, стоимость тура за исследуемый период возросла на 7,5 % или на 700 рублей. Отсюда видно, что рост стоимости на тур опережает рост его затрат, поэтому прибыль компании увеличилась на 13,6% с 1100 рублей в 2011 году до 1250 рублей в 2012. Соответственно и показатели эффективности деятельности компании – рентабельность деятельности и рентабельность продаж тоже увеличились на 1% и 0,3% соответственно.
Таким образом, можно сказать, что по туру «Горнолыжные курорты России» наблюдается положительная динамика, цена на данный турпродукт является приемлемой.
5 Анализ сбытовой политики
Сбытовая политика «ЕЛЕНА-ТУР» заключается в продвижении и реализации турпродукта. Продвижение туристского продукта - это комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта: реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и т.п. Иными словами, продвижение туристского продукта предполагает проведение различных видов деятельности по доведению информации о достоинствах продукта до потенциальных потребителей и стимулирование возникновения у них желания его купить.