Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 00:16, курсовая работа
В ХХ веке в результате изменений в экономическом, социальном и техническом развитии общества произошла смена четырёх концепций роли кадров в производстве и управления ими.
С конца XIX в. до 60-х гг. XX в. - доминировала концепция использования трудовых ресурсов. Вместо человека в производстве рассматривалась лишь его функция - труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой.
Введение
Глава 1. Персонал организации
Понятие персонала организации
Структура персонала организации
Категории кадров организации
Глава 2. Ресурс, актив и капитал персонала
2.1 Привлечение кадров в организацию
2.2 Управление человескикими активами
Глава 3. Персонал как ресурс на рынке
3.1 Кадровая политика компании
3.2 Основные характеристики рынка труда
3.3 Особенности рынка труда в современной России
3.4 Организация работы с человеческим ресурсом
Список использованной литературы
Приложение
Система методов
управления организации представляет собой
характер отношений ее высшего руководства
с подразделениями и сотрудниками. Указанные
отношения могут быть свободно-договорными
(побудительными) либо отношениями власти
и вынужденного подчинения (принудительными),
или представлять их сочетание, что чаще
всего имеет место. Эффективность организации
тем выше, чем меньше доля принудительных
отношений в системе методов управления
организацией Система компенсаций предприятия
включает формы оплаты труда, льготы, способы
нематериального стимулирования, в том
числе меры поощрений и взысканий, а также
косвенно связана с тарификацией и нормированием
труда. Степень децентрализации полномочий
показывает, какие права имеют низовые
структуры организации и, соответственно,
сколько прав осталось у ее высшего руководства.
Чем сильнее децентрализованы полномочия,
тем выше эффективность крупной и средней
организаций. Политика в области занятия
руководящих и ключевых должностей бывает
закрытая и открытая. При закрытой кадровой
политике руководящие должности занимаются
только из резерва, при открытой - приглашаются
люди со стороны, не работающие в организации.
Закрытая политика целесообразна в условиях
стабильной успешной работы организации.
Открытая политика уместна в случае снижения
эффективности, кризиса, когда необходимы
радикальные меры, которые свои люди часто
не в состоянии осуществить, потому что
повязаны неформальными связями с влиятельными
сотрудниками организации.
3.2 Основные характеристики рынка труда
Всё, что продаётся и покупается, принято называть товаром. Если одни люди продают свой труд, а друтие покупают его, то труд подпадает под понятие товара. Тем не менее, в конвенциях Международной организации труда (МОТ) и нормативных актах некоторых высокоразвитых государств запрещается называть труд товаром. Такой подход, опирающийся, вероятно, на гуманистические соображения, затрудняет экономический анализ, потому что не позволяет ввести понятие рынка труда.
Рынок труда - рынок, на котором происходит купля-продажа рабочей силы.
Рабочая сила - люди, продающие свой труд: физический, интеллектуальный, творческий.
Покупатель на рынке труда покупает не людей, а их труд, но труд в данном случае выступает синонимом рабочей силы. На рынке труда действуют продавцы (лица, предлагающие свой труд) и покупатели (работодатели - частные и государственные предприятия). Кроме того, на рынке труда действуют посредники, но о них речь ниже. Основные характеристики рынка труда или его сегмента - спрос, предложение, цены, конкуренция, структура (по профессиям и специальностям, половая, возрастная, этническая и др.), а также уровень занятости - безработицы. Можно говорить о структуре рынка труда на стороне спроса и предложения. Рынок труда может быть рынком продавца и рынком покупателя. Он может быть конкурентным и монопольным. Нужда в работниках разных профессий и специальностей заставляет предприятия искать их во внутренней среде на основе совмещения профессий или переквалификации персонала, а также обращаться к внешней среде. В результате возникает спрос на рабочую силу. На рынке труда предприятие (компания) «покупает» работника, оплачивая его труд в соответствии с договором. Процесс покупки проблематичен, поскольку нет уверенности в том, что нужного работника удастся найти. В особенности значителен дефицит высококвалифицированных специалистов в новейших областях науки, техники и управления производством. Низкоквалифицированная рабочая сила, как правило, в избытке. Процедуры отбора персонала значительно снижают риск неудачной покупки, но не гарантируют полной адекватности качеств купленного работника, которые выявляются окончательно только в процессе его трудовой деятельности. Купленный работник всегда требует «доводки», осуществляемой в процессе его профессиональной и социальной адаптации, связанной с дополнительными издержками. В силу указанных обстоятельств целевая подготовка специалистов внутри фирмы нередко оказывается выгоднее, чем их приобретение на рынке труда. Поэтому крупные компании идут на создание собственной внутри фирменной системы обучения, повышения квалификации и переподготовки специалистов. Мелкий и средний бизнес не может содержать подобную дорогостоящую систему и пользуется услугами внешних учебных заведений, посылая туда на учебу своих сотрудников.
Впрочем, крупные компании тоже не пренебрегают таким способом обучения работников. Рынок труда неоднороден по профессиям и специальностям. Работники одних категорий в избытке, друтие профессии и специальности остродефицитны. Чем больше знаний, умений и профессионализма требует работа, тем сложнее купить хорошего специалиста. Профессионализм дефицитен даже в странах с развитой рыночной экономикой, поэтому хорошие специалисты всегда в цене. Наличие армии безработных, как правило, не меняет картину, поскольку безработными оказываются именно те, чей труд пользуется наименьшим спросом.
Российская
действительность начала XXI в. характеризуется
острым несоответствием спроса и
предложения рабочей силы. Региональные
рынки труда специфичны, но в целом
отличаются высоким уровнем безработицы. Исключение
составляют только крупные города, такие
как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск
и некоторые другие. Среди безработных
преобладают женщины и велика доля научно-технической
интеллигенции разной квалификации, потерявшей
работу по причине производственно-экономического
спада и неспособной к переквалификации.
Таких людей особенно много в так называемых
наукоградах - городах, изначально созданных
при предприятиях, осуществлявших специальные
научно-исследовательские и технические
программы и потерявших сегодня значительную
долю бюджетного финансирования. Велика
безработица в сельской местности, население
которой большей частью живет за счет
натурального хозяйства, пенсий и пособий
на детей. Очень трудно найти работу в
небольших городах и поселках, поскольку
существующие там предприятия в основном
бездействуют. Проблема может быть решена
развитием мелкого бизнеса, но он требует
государственной поддержки, а пока в этой
сфере дальше благих намерений дело не
идет.
Реклама в области спроса и предложения
рабочей силы - хаотична. Биржи труда -
неэффективны. Организации-посредники
- немногочисленны, не имеют достаточного
профессионального опыта и в настоящее
время не делают «погоды» на российском
рынке труда. Снижение рождаемости и рост
смертности ведёт к изменению возрастной
структуры населения: неуклонно увеличивается
доля лиц пожилого возраста, а доля трудоспособного
населения сокращается. В перспективе
это создаст дефицит рабочей силы в масштабах
страны. Следует заметить также, что временная
невостребованность технических специалистов
привела к оттоку их из технической сферы
в торговлю и сферу услуг, а молодёжь более
стремится полупить гуманитарные специальности.
В недалёком будущем это грозит острым
дефицитом технических специалистов.
Аналогичный кризис назревает в области
образования, в том числе высшего, поскольку
низкая оплата труда преподавателей побудила
многих из них поменять профессию. В результате
старые кадры постепенно уходят, а новых
нет. Подобные проблемы имеются и в некоторых
других областях, поэтому неоднородность
рынка труда будет возрастать. Но если
рост экономики страны продолжится, безработица
в целом должна постепенно уменьшаться.
Заключение
Как объект управления персонал нуждается в планировании, подборе и расстановке внутри организации согласно имеющимся у работников качественным характеристикам, рассмотренным в первой главе, и имеющимся у организации потребностям в определённых кадрах. Состояние персонала характеризуется квалификацией, численностью, физическим и моральным состоянием.
Как сложный и важный ресурс он требует воспитания, обучения и содержания, зато показателем результата его труда является прирост общественного богатства. А эффективность рассчитывается как соотношение результата и затрат, т. е. прирост общественного богатства от трудовой деятельности, соотнесённый с затратами на личное потребление.
Список использованной литературы
1: Самыгин, С.И., Столяренко Л.Д., Шило С.И., Ильинский С.В., Салимжанов И.Х. Управление персоналом / С. И. Самыгин [и др.]; под ред. С. И. Самыгина. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - С. 140.
2: Пугачев, В. П. Руководство персоналом организации: Учебник для студентов вузов / В. П. Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2005. - С. 23.
3: Персонал: Электронная библиотека
«Википедия»; [http://ru.wikipedia.org/wiki/
4: Менеджмент: Управление
персоналом; [http://finvuz.ru/upravlenie-
5: Персонал организации:
[http://dps.smrtlc.ru/