Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 23:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование рынка труда в Республике Беларусь, выявление направлений его совершенствования.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть сущность, структуру и функции рынка труда;
2) изучить классификацию рынков труда;
3) раскрыть механизм функционирования рынка труда;
4) проанализировать рынок труда Республики Беларусь;
Введение.......................................................................................................................3
1 Теоретические основы рынка труда.......................................................................5
1.1 Сущность, структура и функции рынка труда....................................................5
1.2 Виды рынка труда..................................................................................................7
1.3 Механизм функционирования рынка труда......................................................12
2 Анализ рынка труда в Республике Беларусь.......................................................19
2. 1 Состояние рынка труда в Беларуси..................................................................19
2.2 Проблемы рынка труда, его диспропорции......................................................23
2.3 Особенности государственного регулирования белорусского рынка труда.28
3 Перспективы развития рынка труда в Республике Беларусь.............................36
Заключение.................................................................................................................42
Список использованных источников.......................................................................44
Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на неё. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны, напрямую зависит от того, насколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и темпами предприятий она преимущественно представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наёмного труда.
Скрытая безработица - форма безработицы, характеризующаяся неполной занятостью людей, имеющих возможность работать в полную силу: неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день. Скрытая безработица чаще всего возникает в условиях, когда для сохранения персонала компании хозяева или управляющие, не имея возможности занять работников на полный рабочий день, идут на сокращение рабочего времени. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.
В Республике Беларусь показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 0,7% в 2011 году.
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду,занятости и социальной защите, на конец февраля 2012 г. составила 31,5 тыс.человек, что на 7,6% меньше, чем на конец февраля 2011 г. и на 2,9% больше, чем на конец января 2012 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец февраля 2012 г., как и на конец февраля 2011 г., составил 0,7% от экономически активного населения.Для сравнения уровень безработицы в США на ноябрь 2011 составил 8,6 % (наименьшее значение с марта 2009 года)
Таблица 2.5 - Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите(на конец года)
Годы |
Численность безработных, тыс. чел |
Уровень зарегестрированной безработицы | ||
Всего |
мужчины |
женщины | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1995 |
131 |
46,7 |
184,3 |
2,9 |
2000 |
95,8 |
37,6 |
58,2 |
2,1 |
2005 |
67,9 |
21,1 |
46,8 |
1,5 |
2006 |
52 |
17,7 |
34,3 |
1,1 |
2007 |
44,1 |
15,2 |
28,9 |
1 |
2008 |
37,3 |
14,7 |
22,6 |
0,8 |
2009 |
40,3 |
17,3 |
23 |
0,9 |
2010 |
33,1 |
15,7 |
17,4 |
0,7 |
2011 |
28,2 |
13 |
15,2 |
0,6 |
Источник: [8]
В январе-феврале 2012 г. на учет было поставлено 42,9 тыс. граждан,обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 32,9 тыс. человек, или 76,7% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-феврале текущего года 26,1 тыс. человек, в том числе 20,1 тыс. безработных, или 77,1 % от числа всех трудоустроенных. Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах потруду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску приведены в таблице 2.6:
На оплачиваемые общественные работы в январе-феврале 2012 г. Было привлечено 10 тыс. человек, из них 7 тыс. безработных, или 69,6 % от числа привлеченных.На конец февраля 2012 г. в общей численности зарегистрированных безработных женщины составляли 50,7%.На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец февраля 2012 г. условно приходилось 0,6 безработных (наконец февраля 2011 г. – 0,7 безработных). Из общего числа вакансий 75,9%предназначены для трудоустройства рабочих.
Таблица 2.6 – Численность безработных по областям и г. Минску
Источник: [10]
Средний размер пособия на одного безработного в феврале 2012 г. составил 106,6 тыс. рублей, или 14,8% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса, кризиса в стране, резкое снижение потребительского спроса и спад производства в России и других государствах – наших торговых партнерах, взаимная задолженность по платежам, разбалансированность мировых цен и валютных курсов сказались на ухудшении условий работы белорусских экспортно-ориентированных предприятий. Отдельные производства вынуждены были перейти на сокращенный график работы.
Вместе с тем в республике не ожидается массовых увольнений работников. Ситуация с занятостью населения находится на постоянном контроле Главы государства и Правительства.
Результаты еженедельного мониторинга обращений граждан в органы по труду, занятости и социальной защите, а также их регистрации в качестве безработных показывают, что текущая ситуация с безработицей в стране не выходит за рамки штатной и не требует принятия дополнительных мер.
Однако по данным Департамента по гражданству и миграции МВД, в 1-м квартале 2011 года за границу с целью трудоустройства уехало 612 человек. Основной поток мигрантов по-прежнему направлен в Россию, отметили там. В то же время, как рассказали TUT.BY в пресс-службе ФМС России, только в Москве на учет с целью трудоустройства в январе - марте этого года стало 1500 белорусов.
Руководством республики принят план антикризисных мер и осуществляются шаги по модернизации и либерализации экономики.
рынок труд занятость безработица
Таблица 2.7 - Распределение численности занятого населения по формам собственности (в процентах к итогу)
Источник: [9]
В январе 2012 г. в экономике республики было занято 4 557 тыс. человек,что на 2,2% меньше, чем в январе 2011 г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3 382,9 тыс. человек, или 74,2% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось128,9 тыс. человек.
Организациями (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе 2012 г. было принято на работу 53,7 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 3,6 тыс., уволено по различным причинам 60 тыс. человек. Соотношение принятых и уволенных работников в январе 2012 г. по республике составило89,6% (в январе 2011 г. – 93%). Из общей численности уволенных 7,2% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 1,2% – в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.
В январе 2012 г. 43,9 тыс. работников организаций (1,3% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе2011 г., соответственно, 30,2 тыс. человек и 0,9%). В январе 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), увеличилась на 14,5% и составила 16 тыс.человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, увеличилась на 27,3% и составила 27,9 тыс. человек.Отпуска без сохранения заработной платы по инициативе нанимателя в январе2012 г. были предоставлены 10,4 тыс. человек, или 37,2% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска.
Общее количество неотработанного времени по причине вынужденной неполной занятости в январе 2012 г. составило 150,5 тыс. человеко-дней(в январе 2011 г. – 116,1 тыс. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 6,8 тыс. человек (в январе 2011 г. – 5,8 тыс. человек). Из общего числа неотработанных человеко-дней на предприятия обрабатывающей промышленности приходилось 59,2%, на строительные организации – 28,6%.
Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в обрабатывающей промышленности 4,1 тыс. человек, в строительстве – 2 тыс.человек.
В 2011 году в организациях республики численность потерпевших при несчастных случаях на производстве (кроме микроорганизаций) составила 2,3тыс. человек, что на 10,1% меньше, чем в 2010 году. Уровень производственного травматизма (численность потерпевших на производстве в расчете на 1000работающих) снизился с 0,68 человека в 2010 году до 0,61 человека в 2011 году.
Несчастные случаи на производстве приводят не только к потере трудоспособности и инвалидности, но и к гибели людей. В 2011 году от несчастных случаев на производстве в организациях республики (кроме микроорганизаций) погибло 169 человек, из них 39 человек, или 23,1%находились в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (в 2010 году – 198 и 50 человек, или 25,3%). Из общего числа погибших в 2011 году женщины составляли 11 человек, или 6,5% (в 2010 году –9 человек, или 4,5%).
К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся:
- снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;
- создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;
- достижение соответствия профессионально-
- повышение территориальной мобильности рабочей силы.
2.3 Особенности государственного
регулирования белорусского
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей политики государства.
В Республике Беларусь создана Государственная служба занятости. Систему государственной службы занятости населения образуют Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, а также подчиненные ему управления областных служб занятости населения (Минское городское управление занятости населения), региональные, городские, районные центры занятости, районные отделения городских центров занятости, информационные центры, центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и отделения.
Государственная политика в области занятости основывается на принципах обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права на труд, предоставлении социальных гарантий и компенсаций безработным, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и т.д. Она должна решать две основные задачи:
- удержание безработицы на докритическом уровне;
- разработка и осуществление мероприятий по социальной защите безработных граждан.
Для реализации политики занятости и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости, основными задачами которой являются:
- учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в поиске и предложении подходящей работы;
- регистрация безработных и оказание им материальной помощи, включая выплату пособий по безработице;
- организация профессионального обучения и переобучения безработных;
- регулирование процессов трудовой миграции
Так как государственная служба занятости является посредником между безработными и работодателями, то правоотношения по трудоустройству устанавливаются между государственной службой занятости и безработным; между государственной службой занятости и работодателем; между работодателем и безработным, который имеет направление службы занятости.
Основанием возникновения правоотношений между государственной службой занятости и безработным является решение службы занятости о признании гражданина безработным. В обязанности службы занятости по отношению к безработному входит:
- регистрация его в качестве безработного при наличии на то оснований;
- оказание бесплатного посредничества в подборе подходящей работы;
- помощь в выборе такой работы, в профессиональной ориентации и трудоустройстве, а также выплата в необходимых случаях пособий и стипендий, оказание материальной помощи.
К правам государственной службы занятости в отношении лица, признанного безработным, относится право требовать от него исполнения обязанностей безработного, предусмотренных Законом о занятости.
Государственная служба занятости обладает следующими правами в отношении работодателей:
- требовать предоставления информации о предстоящих массовых увольнениях, о вакантных рабочих местах на предприятии, перечисления в Государственный фонд содействия занятости необходимых денежных сумм;
- требовать принятия на работу граждан, направляемых государственной службой занятости в счет брони, установленной ст. 6 Закона о занятости; взыскания с работодателя средств на обучение высвобожденного работника, если в течение двух лет, предшествовавших высвобождению, работник (за исключением отдельных случаев) по последнему месту работы не прошел профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки [7, С. 14].
Главной целью деятельности государственной службы занятости является аккумуляция сведений о вакантных рабочих местах и предложение безработным подходящей им работы. Важное значение имеет четкое определение понятие подходящей работы, ибо с наличием или отсутствием подходящей работы законодатель связывает определенные правовые последствия для безработного. Так, например, если безработный дважды отказался от предложенной ему центром занятости подходящей работы, то выплата ему пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев либо размер пособия может быть сокращен [7, С. 18]
Информация о работе Перспективы развития рынка труда в Республике Беларусь