Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 23:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование рынка труда в Республике Беларусь, выявление направлений его совершенствования.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть сущность, структуру и функции рынка труда;
2) изучить классификацию рынков труда;
3) раскрыть механизм функционирования рынка труда;
4) проанализировать рынок труда Республики Беларусь;
Введение.......................................................................................................................3
1 Теоретические основы рынка труда.......................................................................5
1.1 Сущность, структура и функции рынка труда....................................................5
1.2 Виды рынка труда..................................................................................................7
1.3 Механизм функционирования рынка труда......................................................12
2 Анализ рынка труда в Республике Беларусь.......................................................19
2. 1 Состояние рынка труда в Беларуси..................................................................19
2.2 Проблемы рынка труда, его диспропорции......................................................23
2.3 Особенности государственного регулирования белорусского рынка труда.28
3 Перспективы развития рынка труда в Республике Беларусь.............................36
Заключение.................................................................................................................42
Список использованных источников.......................................................................44
- лицам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- лицам, уволенным с военной службы без права на пенсию (Закон о занятости, ст. 16, 16.1, 16.2).
К социально незащищенным категориям лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, Закон о занятости относит: одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей-инвалидов, молодежь до 18 лет, инвалидов, граждан, выехавших из зон радиоактивного загрязнения, лиц предпенсионного возраста, воинов-интернационалистов, уволенных в запас в связи с окончанием срочной службы либо с сокращением военнослужащих, лиц, освобожденных из исправительных учреждений, исполнявших наказание по приговору суда.
Однако, существует и другая сторона медали:
Активное вмешательство государства в экономику, множество нормативных актов (часто противоречащих друг другу) регулирующих деятельность субъектов хозяйствования не способствует как развитию экономики в целом, так и решения вопросов связанных с проблемой безработицы в частности.
В механизме регулирования заработной платы особую роль играют меры государственного воздействия.
Концепция реформы оплаты труда в Республике Беларусь в условиях рыночных отношений предполагает государственное воздействие на заработную плату, т. е. регулирование на микроуровне, на основе установления минимальной заработной платы, тарифной системы оплаты труда, индексации в зависимости от роста инфляции, нормативов распределения прибыли предприятий на оплату труда и накопление, гибкой политики налогообложения, участия в заключении генерального и отраслевых тарифных соглашений. В настоящее время ключевые проблемы в сфере реформирования заработной платы связаны с регулированием оплаты труда на основе системы тарифных соглашений и коллективных договоров, недопущением неоправданной дифференциации в заработной плате, повышением тарифной ставки первого разряда и установления дифференцированных нормативов формирования фонда оплаты труда в зависимости от результативности деятельности предприятий, введением новых нормативов индексации доходов населения, анализом действующих систем оплаты труда и влиянием на эффективность деятельности предприятий.
Изложенные подходы могут явиться методологической основой последовательного совершенствования механизма регулирования заработной платы, позволят усилить взаимосвязь государственных воздействий с результативностью труда и эффективностью деятельности предприятий в Республике Беларусь.
3 Перспективы развития рынка труда в Республике Беларусь
Для преодоления негативных тенденций необходимо:
Выявлено, что для повышения эффективности взаимодействия с предприятием службе занятости следует перейти от положения государственного контролера к положению реального помощника кадровых служб предприятия. Этот переход связан с усилением наиболее значимых функций, через посредство которых реализуется механизм взаимодействия службы занятости с предприятиями всех форм собственности. Это – усиление информационной функции, связанной с повышением качественных характеристик информационной деятельности; усиление распределительной функции, связанной с адекватным удовлетворением кадровых потребностей предприятий; необходимость усиления согласования интересов службы занятости с интересами предприятий в социальной ориентации рыночных отношений.
Перспективы изменения структуры и качества предложения на рынке труда связаны с ведущими отраслями промышленности, совершенствованием их технико-технологической базы, приоритетным развитием направлений, определяющих научно технический прогресс и наращивание экспортного потенциала, а также комплекса перерабатывающей, пищевой и легкой промышленности, сферы услуг и финансового обслуживания.
Политика занятости в Республике Беларусь должна основываться на сочетании отдельных элементов практики организации гибкого рынка труда и «регулируемого» рынка труда, с постепенным овладением и приоритетом методов проведения активной политики рынка труда.
Активную роль в создании условий для функционирования рынка труда должно играть государство. В данном случае на государство ложатся функции согласовании политики в области оплаты труда и социального обеспечения, ценообразования, инфляционного роста инвестиций; обеспечения разнообразия мер по присвоению рабочей силы к требованиям рынка труда; Создание инфраструктуры рынка труда.
Конкретными направлениями политики занятости могут стать:
1) Селективный экономический рост, который включает:
а) определение перспективных отраслей и предприятий;
б) Отказ от государственной помощи убыточным предприятиям, постепенный вывод скрытой безработицы на открытый рынок труда;
в) оказание помощи частному производительному капиталу;
2) Пересмотр ориентиров инвестиционной политики, что означает расширение системы выдачи кредитов, ссуд частным лицам для развития частного предпринимательства.
3) Стимулирование подвижности рабочей силы, развитие гибких форм занятости.
4) Развитие внутренних рынков труда, что включает:
а) перенос акцента в оказании помощи с государственного уровня на уровень конкретных предприятий;
б) развитие системы внутрифирменной подготовки работников;
в) дифференциация в оплате труда квалифицированных и не- квалифицированных работников;
5) Развитие института социального партнерства на рынке труда.
Создание правового регулирования и организации межгосударственных отношений с другими государствами по поводу найма, миграции, социальной защиты.
В различных странах разрабатываются специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест. Так, в США в рамках программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе созданы сотни тысяч рабочих мест. С их помощью удалось трудоустроить значительное число безработных, снизить уровень безработицы. Создание рабочих мест в развитых странах отмечается даже при резком сокращении темпов экономического роста. Более того, если в США до нефтяного кризиса новые рабочие места начинали создаваться при достижении среднегодового роста ВВП в 2% (в Европе - 4,3%), то теперь - при росте 0,6% (в Европе - 2,0%).
Стимулирование инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест, должно рассматриваться в качестве одного из основных экономических приоритетов. Особое значение имеют крупные инвестиционные программы, позволяющие на ряду с противодействием безработице решать и другие важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную. В целях повышения инвестиционной активности необходимо:
1) Расширение источников инвестиций, в том числе за счет привлечение в инвестиционную сферу сбережений населения.
2) Требуется активное участие государства в активизации инвестиционной деятельности предприятий по созданию и сохранению рабочих мест.
3) Совершенствование налоговой политики. Налоги на доходы, предназначаемые на капиталовложения, должны быть значительно ниже, чем на текущее потребление. Налоговая система должна поощрять инвестиции производственного характера, а на инвестиционные кредиты должны начисляться низкие проценты.
В Беларуси также назрела настоятельная необходимость разработки программы мер по созданию и сохранению рабочих мест, главной целью которой должно быть изменение уровня и структуры занятости населения Беларуси на основе создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала в перспективных отраслях экономики. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих, развитие кадрового потенциала в различных отраслях экономики;
- регулирование рынка труда и повышение конкурентоспособности рабочей силы;
- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
- повышения качества создаваемых рабочих мест;
- предотвращение роста и сокращение вынужденной неполной занятости и безработицы.
Для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда представляется целесообразным обучение по тем специальностям, на которые спрос есть или появится в будущем. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает модульная система обучения, предложенная Международной организацией труда и получившая широкое распространение в странах
Западной Европы. В основе системы лежит учебная программа (модуль), включающая строго установленный объем знаний и практических навыков, которые необходимо усвоить для качественного выполнения производственных функций, обусловленных соответствующими квалификационными стандартами или требованиями рабочего места. К преимуществам модульной системы обучения относятся:
- достаточно быстрая реакция на структурные сдвиги в экономике, удовлетворение потребности в работниках новых профессий, обеспечение подготовки специалистов необходимого уровня квалификации;
- возможность обучения лиц, различных по уровню знаний и подготовке;
- возможность самостоятельного индивидуального обучения;
- ориентация на конечный результат.
Проект внедрения модульного обучения в ряде регионов России и странах, был разработан Международным центром развития модульной системы обучения (МЦРМСО) при активной поддержке МОТ. Его цель - укрепление учебно-методической, технической и правовой базы подготовки специалистов для новых рыночных структур. Применение модульной системы обучения в Беларуси позволит, особенно в перспективе, при ускорении технологических и структурных изменений в экономике более гибко реагировать на потребности предприятий в квалифицированных кадрах, предотвратить рост безработицы.
Учитывая сложность ситуации на рынке труда в Республике Беларусь, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо: сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.
Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом.
Необходимо определить проекты государственной значимости, для которой в первоочередном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.
На основании указанных проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.
Несмотря на всю сложность экономической ситуации, начиная с предприятий до области включительно должны быть составлены программы высвобождения мало- и неквалифицированных рабочих, а также тяжелым физическим, непрестижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.
Необходимо закончить создание полной системы сбора, обработки и выдачи информации Государственной службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление информации от предприятий и организаций о каждом освободившемся и свободном рабочем месте, условиях работы на нем, размере заработной платы.
Информация о работе Перспективы развития рынка труда в Республике Беларусь