Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 11:39, курсовая работа
Объектом курсовой работы является ОАО «Омская макаронная фабрика».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- провести анализ маркетинговой деятельности ОАО «Омская макаронная фабрика»;
- выявить проблему в маркетинговой деятельности предприятия;
- изучить теоретические основы выявленной проблемы на предприятии;
- разработать мероприятия по совершенствованию рекламной деятельности ОАО «Омская макаронная фабрика»;
Введение………………………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты рекламной деятельности на предприятии……………..5
Понятие, цели и задачи рекламы…………………….…………………..5
Основные виды и средства распространения рекламы………………...8
Восприятие рекламы потребителем и правила планирование рекламы………………………………………………………………………………...13
Анализ маркетинговой деятельности компании ОАО «Омская макаронная фабрика» в квадранте Д-8 карты-схемы г. Омска…………………………………..16
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………….16
2.2 Анализ товарной, ценовой и сбытовой политик предприятия………….17
2.3 Анализ конкурентов………………………………………………………..21
2.4 Анализ потребителей………………………………………………………22
Реклама на предприятии ОАО «Омская макаронная фабрика» ………...24
Рекомендации по совершенствованию рекламной деятельности ОАО «Омская макаронная фабрика» ………………………………………………………………...28
Пути повышения организации рекламной деятельности………………...28
Заключение…………………………………………………………………………….31
Библиографический список ……………
Производственная мощность предприятия - 90 тыс. тонн макарон в год.
Одним из
наиболее существенных направлений
маркетингового анализа является ценовая
политика предприятия на товарных рынках.
Цены обеспечивают предприятию запланированную
прибыль, конкурентоспособность
Целью ценообразования
на данном предприятии является –
обеспечение существования
Ценовая политика данного предприятия состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.).
Предприятие
использует затратный метод
Средняя отпускная цена предприятия на коротко резанные макаронные изделия составляет 900 рублей, а на длинно резаные – 1200 рублей за 1 т. Кроме того, имеется система скидок с цены на продукцию. Используются бонусные скидки до 10%.
Таким образом,
цены на макаронные изделия останутся
на уровне, чрезвычайно близком
к самым низким ценам местного
рынка, в то время как качество
будет удовлетворять самым
Одним из основных способов продвижения товара на рынок является реклама - самый мощный стимулятор спроса.
ОАО «Омская макаронная фабрика» планирует проводить широкую рекламную компанию, направленную на расширение сбыта. Планируется использовать рекламу в средствах массовой информации (на телевидении, радио), рекламу на упаковке продукции, рекламные плакаты, щиты, рекламу в прессе и на общественном транспорте.
Предприятие активно участвует и в дальнейшем планирует участвовать в выставках и ярмарках с бесплатной раздачей образцов.
Необходимо отметить четкое позиционирование товара, предприятие использует торговую марку «Добродея» и товарный знак.
Основными каналами сбыта выпускаемой продукции являются:
Причем по первому каналу распределения реализуется 70% продукции, а по второму – 10%, по третьему – 20%.
Проанализировав объем и структуру каналов сбыта, нужно отметить, что большая часть продукции реализуется через крупных оптовиков.
Основными потребителями являются крупные и средние оптовые компании в 38 регионах России.
Основное мнение потребителей, сложившееся о продукте — оптимальная цена при высоком качестве.
Основными конкурентами на региональных рынках выступают мелкие локальные производители, производящие продукцию низкого качества. В национальном масштабе основными конкурентами являются такие производители как «Макфа» (г. Челябинск), «Союзпищепром» (Челябинск), «Вермани» (Нижний Новгород).
Таблица 2 - Факторы конкурентоспособности
Факторы конкурентоспособности |
ОАО «Омская макаронная фабрика» |
Конкуренты | ||
«Макфа» |
«Союзпищепром» |
«Вермани» | ||
Цена на продукцию |
Низкая |
Низкая |
Средняя |
Выше средней |
Качество продукции |
Высокое |
Высокое |
Среднее |
Среднее |
Ассортимент продукции |
Широкий (свыше 50 наименований) |
Широкий (свыше 40 наименований) |
Узкий (20-30 наименований) |
Узкий (30-40 наименований) |
Реклама |
Эффективная |
Эффективная |
Менее эффективная |
Менее эффективная |
Положение на рынке |
Устойчивое |
Устойчивое |
Более или менее устойчивое |
Более или менее устойчивое |
Наличие и состояние базы для производства продукции |
Современное оборудование и собственные запасные части |
Современное оборудование |
Оборудование устаревшее |
Недорогое, но качественное оборудование |
Доходность |
Высокая |
Высокая |
Средняя |
Средняя |
Оптовые и мелкооптовые поставщики макаронных изделий из-за границы не оказывают сильной конкуренции из-за незначительных объемов поставок а также из-за высоких цен (при условии поставок высококачественной продукции). Продукция же с низкими ценами всегда имеет низкое качество и, как правило, содержит красители и добавки.
Доля рынка, занимаемая основными конкурентами (в национальном масштабе) — 10 %.
Технологический уровень главных конкурентов достаточно высокий. Предприятия оснащены итальянскими производственными линиями, срок эксплуатации которых не превышает 7-10 лет.
У отечественных производителей в среднем цена составляет 13-14 рублей за кг.
Основные способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами — национальная рекламная кампания («Макфа») и система скидок.
Основными сильными сторонами в ОАО «Омская макаронная фабрика» следует считать:
- постоянный спрос на данный товар, это дает стабильность фирме;
- широкий
ассортимент макаронных
- средний
уровень цен привлекает
Основными слабыми сторонами является:
- недостатки в рекламной политике, приводит к малой известности фирмы и тормозят развитие предприятия.
Раньше ОАО «Омская макаронная фабрика» поставляла макаронные изделия в основном в регионы Западной Сибири.
В наши дни основной рынок сбыта – Западная и Восточная Сибирь, регионы Урала и Алтая.
В силу географического местонахождения основные потребители находятся в восточных и южных регионах России.
Привлечение ряда оптовых торговых предприятий из других регионов России в качестве дилеров позволило значительно расширить рынок сбыта и выйти на поставки макаронных изделий в центральные и западные регионы.
В эти регионы поставляются в основном длинные макаронные изделия, которые конкурентоспособны за счет высокого качества и цены в сравнении с продукцией основных конкурентов.
Рынок для фабрики состоит из основных сегментов: продовольственные магазины, сеть общественного питания, школы и дошкольные учреждения (таблица 2).
Таблица 2- Сегментация рынка
Сегмент рынка |
Доля |
Продовольственные магазины |
70% |
Сеть общественного питания |
25% |
Школы |
3% |
Дошкольные учреждения |
2% |
Первичным сегментом являются продовольственные магазины.
По статистическим данным норма потребления макаронных изделий на одного человека 6,5 кг в год.
Макаронные изделия - это продукт, который неизменно остается в рационе российских потребителей. Общее число потребителей макарон в настоящее время составляет 96% населения России старше 18 лет, то есть из числа тех, кто не покупают макароны, только 4% не употребляют вообще этот продукт.
В среднем, макаронные изделия покупаются раз в три недели, однако, чем старше респонденты (60 и более лет) и чем ниже их доход, тем реже они покупают макаронные изделия: от «раз в 2-3 месяца» до «раза в полгода».
Наиболее часто макароны покупаются людьми в возрасте 30-50 лет со средним уровнем доходов. В целом, покупки макаронных изделий наиболее часто совершаются с периодичностью несколько раз в месяц (рисунок 2).
Рис. 2. Частота покупки макаронных изделий
Столь невысокая по сравнению с другими продуктами повседневного потребления, частота покупок макаронных изделий может быть объяснена довольно длительным сроком их хранения, ведь, как известно, макароны вполне можно отнести к разряду непортящихся продуктов – они могут храниться от одного года до трех и более лет.
Достаточно низкая отпускная цена, широкий ассортимент, при высоком качестве продукции, должны обеспечить хороший спрос на продукцию компании не только на традиционных рынках, но и в других регионах России.
Управление рекламой на ОАО «Омская макаронная фабрика» осуществляет отдел маркетинга. В его состав входят руководитель отдела и три специалиста.
Основными задачами отдела являются: информирование о продукции ОАО «Омская макаронная фабрика», ее свойствах, цене, месте приобретения; формирование образа ОАО «Омская макаронная фабрика»; поддержание осведомленности о продукции и о компании; формирование предпочтения к марке ОАО «Омская макаронная фабрика»; удержание товара в памяти потребителей.
К основным задачам отдела маркетинга ОАО «Омская макаронная фабрика»» можно также отнести создание нужного отношения к товаропроизводителю, т.е. если потребитель будет сомневаться в благонадежности доброго имени товаропроизводителя, то он будет искать аналог этого товара у фирмы-конкурента, что совсем не выгодно для компании. Следует постоянно акцентировать внимание на мотивы потребителей при выборе товаров, именно тогда становится возможным подобрать нужную «нотку» и моделировать эти мотивы в свою пользу. Постоянно нужно поддерживать достигнутый уровень продаж и всячески бороться путем рекламных мероприятий за его повышение. В случае если это все же не удается сделать собственными силами следует прибегнуть к услугам рекламных агентств и решить ситуацию до того времени, как она выйдет из-под контроля. Расширение продаж с учетом достигнутого спроса у покупателей является основополагающей целью в работе отдела маркетинга ОАО «Омская макаронная фабрика».
Если все эти задачи удается решить отделу маркетинга, то значительно поднимается престиж ОАО «Омская макаронная фабрика». В настоящее время эти задачи решаются.
Для привлечения внимания покупателей ОАО «Омская макаронная фабрика» очень широко использует рекламную деятельность. Особое значение придается следующим аспектам:
1. Внутрифирменная реклама. В ее задачи входит создание у своих сотрудников веры в свое предприятие, и чувства тесной взаимосвязи с его положением. Элементами рекламы являются такие факторы как внешний облик предприятия и его сотрудников, голос секретаря по телефону, название товара, качество обслуживания клиентов. Руководство ОАО «Омская макаронная фабрика» проводит совместные мероприятия с коллективом, по празднованию знаменательных дат, наиболее отличившиеся работники получают денежные и вещественные подарки.
2. С приходом нового руководителя отдела маркетинга значительное место в деятельности данного отдела уделяется Public Relations. Были к сотрудничеству приглашены специалисты, занимающиеся созданием коммерческих телепрограмм. Разработан комплекс мероприятия по следующим направлениям:
3. Реклама в целях расширения сбыта. По рекламе можно определить насколько гибким является предприятие, как быстро оно способно реагировать на изменения рынка. Форма и методы использования рекламы настолько многообразны, что сделать какие-то выводы о ее специфических качествах довольно непросто.
В качестве
наиболее эффективных каналов
Печатная рекламная продукция.
Для посетителей имеется целый набор рекламной печатной продукции: буклеты, листовки, каталоги, прайс-листы. Их вручают при посещении фирмы, презентации, выставке или заключении контракта. Они предоставляют информацию о фирме, её продукции, ценах и предстоящих акциях.
Реклама на телевидении.
Компанией ОАО «Омская макаронная фабрика» были созданы 15-секундные рекламные ролики, которые выходили в эфир каждый день в одно и тоже время на протяжении 3 месяцев. Однако этот вид рекламы не дал желаемого эффекта, т. к.:
1) время ролика было слишком коротким, телезритель не успевал воспринимать рекламу;