Политика ценообразования на с/х продукцию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Основной целью исследования является разработка предложений по совершенствованию системы ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в современных условиях.
В соответствии с этой целью были определены конкретные задачи исследования:
- изучить теоретические основы маркетинговой деятельности;
- дать оценку современного состояния рынка сельскохозяйственной продукции;
- разработать маркетинговые решения по товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Понятие и сущность маркетинговой деятельности 5
1.2. Методология оценки конкурентоспособности предприятия 9
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ 14
2.1. Характеристика предприятия 14
2.2. Маркетинговые исследования 15
2.3. Оценка рыночной конъюнктуры 19
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВЫХ РЕШЕНИЙ 24
3.1. Решение по товарной политике 24
3.2. Разработка решений по ценовой политике 27
3.3. Разработка решений по сбытовой политике 28
3.4. Разработка решений по коммуникационной политике 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Файлы: 1 файл

Маркетинг политика ценообразования на сельхоз. предприятии 27.11.2012.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

MS = RC / TC        (2)

Где  MS – доля рынка субъекта;

RС – розничный объем товарооборота;

TC – общий объем розничного товарооборота на рынке.

Данная методика позволяет по характеру распределения  долей рынка выделить ряд стандартных  положений его субъектов: аутсайдеры; со слабой, средней, сильной конкурентной позицией; лидеры.

III. Оценка конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости предполагает оценку совокупности маркетинговых, организационных и управленческих решений, т.е. экономической технологии компании. Данный метод позволяет достаточно точно выявить и оценить реальные потребности потенциальных потребителей.

Норма потребительной стоимости величина безразмерная. Показатель Q (норма потребительной стоимости) лежит в пределах от 0 до 1. Если Q = 1, то это говорит о полной конкурентоспособности предприятия, а если Q = 0, то наоборот.

Таким образом, общий показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости можно представить как:

Q = f (Pªэ × P°т × Рⁿэкол. × Р₫соц.псих. × Р۹юр.)٧   (3)

Pj = Σ свойств (i) / Σ потребностей (i),          (4)

где:  Pj – частный показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости по j-му блоку значимых свойств.

A, o, n, d, q – весовые коэффициенты, устанавливаемые в зависимости от выбранной концепции маркетинга.

V = 1/ (a+o+n+d+q)     (5)

I = (1 - n) – количество значимых свойств и потребностей в j-ом блоке.

Данный метод  дает возможность более точно  оценить реальные потребности потенциальных  потребителей и уровень компании из-за совокупной оценки маркетинговых, управленческих и организационных  решений.

IV. Оценка конкурентоспособности на основе теории эффективной конкуренции предполагает оценку эффективности работы каждого из подразделений, использования ими ресурсов [3, с. 201].

Расчет критериев  и коэффициента конкурентоспособности  предприятия производится по формуле  средней взвешенной арифметической:

C = 0,15e + 0,29f + 0,23s + 0,33c       (6)

где: С – коэффициент конкурентоспособности предприятия;

е – значение критерия 1 группы;

f – значение критерия 2 группы;

s – значение критерия 3 группы;

c – значение критерия 4 группы.

Графические методы оценки конкурентоспособности предприятия

I. Многоугольник конкурентоспособности представляет собой графическое соединение оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности и позволяет сравнить возможности предприятий.

II. Матричный метод (матрица БКГ). В основе лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, то есть являются «звездами». При наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки [6, с.110].

III. Модель «привлекательность рынка – преимущества в конкуренции» представляет собой развитие матрицы БКГ и сходна по сути с моделью «General Electric». Определяющими в модели являются привлекательность рынка (в модели GE – эффективность бизнеса) и преимущества в конкуренции (в модели GE – конкурентные позиции).

IV. Матрица Портера построена на основе концепции конкурентной стратегии. На основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции предприятия, М. Портер разработал матрицу конкуренции.

Нужно подчеркнуть, что предложенная классификация  не является полной, а представляет лишь основные методики, чаще применяемые на практике.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Оценка современного состояния сельскохозяйственной отрасли 

2.1. Характеристика предприятия

Государственное Сельскохозяйственное Предприятие  «Россия» находится на территории Пермского  района в с.Култаево Пермского края. Предприятие расположено в сельской местности.

Колхоз «Россия» Пермского района — большое по нашим меркам хозяйство. Такое количество молока, как в «России», не производит в Прикамье никто — семь тысяч  тонн в год. Крупнейшее стадо крупного рогатого скота — 1600 голов. Восемь тысяч га пашни. 550 работающих...

Предметом деятельности хозяйства является производство продукции  растениеводства и животноводства, их реализация на договорной основе с  перерабатывающей промышленностью. Основная продукция: молоко, мясо, зерно.

Организационная структура исследуемого предприятия  линейная, я считаю, что она имеет  ряд достоинств:

  • четкие системы взаимосвязи между руководителями и подчиненными;
  • быстрота реакции в ответ на прямые указания;
  • личная ответственность руководителя за конечные результаты предприятия и другие.

Конечно же, есть и недостатки, такие как высокие  требования к руководителю и перегрузка администратора.

Такая структура  управления представляет организацию  как совокупность взаимосвязанным  элементов. Каждый элемент имеет свои цели и задачи. Директор управляет администратором, имея при этом представление о действиях нижестоящих подчиненных.

 

Рис. 3. Организационная структура сельхозпредприятия «Россия»

2.2. Маркетинговые исследования

Среда внешнего воздействия представлена прямыми и косвенными факторами, которые находятся вне влияния  начальника СПК «Россия». Факторы прямого воздействия – факторы, которые влияют непосредственно на деятельность организации и оказывают наиболее сильное влияние (рис. 4).

Основными поставщиками сырья и материалов в СПК «Россия» являются ЗАО «Пермнефтепродукт», ООО «Агрозапчасть», ОАО «Пермская сетевая компания», ОАО «Центр Телеком», ООО «Пермрегионгаз», ГУП «Пермская продовольственная корпорация», ООО «МАЗ».

Основными покупателями продукции СПК «Россия» являются ОАО «Молоко», ОАО «Кудымкарский мясокомбинат» и др. Потребитель – население, организации, фирмы и т.д.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 - Внешняя среда организации

 

Профсоюз на предприятии «Россия» не создан, но в соответствии с КЗоТ РФ (если численность персонала больше 15 человек) на предприятии создана согласительная комиссия из 3 человек для первичного разрешения трудовых споров между работодателем и работниками.

Применяется маркетинговая политика – реклама услуг на втором канале «Кудымкарского вестника», в местных газетах.

На любое  предприятие помимо внутренних экономических  показателей влияет микроэкономика по видам: ВНП; ВВП; национальный доход; уровень инфляции; отклонение курса  отечественной валюты к другому виду валюты. При низком уровне доходов населения, нестабильном экономическом положении предприятий сельхозпродукция все таки будет продолжать пользоваться спросом, т.к. ее можно отнести к товарам первой необходимости. Научно- технический прогресс.

В течение 2011 г. в России, в том числе в Кудымкарском районе внедрена Федеральная целевая программа «Развитие с/х предприятий», утверждённая правительством России, это поставка современного с/х оборудования на предприятия в рассрочку по льготным ценам, проведение специализированных выставок как с/х оборудования, так и с/х продукции; увеличение объема научно-методической литературы.

СПК «Россия» ниже перечисленным конкурентам уступает: по качеству продукции; по уровню развития торговой сети, по саморекламе, по наличию и применению нормативных актов, инструкций, приказов.

Вывод: для устранения отмеченных недостатков необходимо: внедрение новых технологий; повысить знание и квалификацию персонала; улучшить качество выпускаемой продукции  путем рационального использования всех инструментов директмаркетинга – своевременной поставки, баз данных; доступность цены для населения при оплате товара; возврат нереализованной продукции.

Таблица 1 - Основные характеристики конкурентов

Характеристики  конкурентных услуг и продукции

СПК «Кувинский»

СПК «Колхоз  им. Кирова»

СПК «Заря будущего»

СПК «Россия»

Качество продукции

Одна из известных  фирм.

высокое

Высокое

известная

среднее

Среднее

Доступность

Собственная торговая сеть

Возврат нереализованной  продукции

Да

Магазин и лотки

Да

Магазины и  открытые прилавки

Да

Нет, через оптовых  скупщиков

-низкие цены;

-сертификация;

-доступность  потребителям

Участие в с/х  выставках

да

да

нет

да


 

Рынок сбыта  продукции (услуг) СПК «Россия» характеризуется сезонностью: с конца лета до середины осени растениеводческая продукция реализуется по достаточно низким ценам в связи с насыщенностью рынка, весной цена повышается, но не всегда продукция может храниться такой период из-за недостаточно хороших условий на СПК «Россия» поэтому ее стараются реализовать до конца октября. Немного лучше ситуация с животноводческой продукцией. Весной практически не продаются и молочные продукты, т.к. идет откорм появившегося молодняка.

Повышение стабильности спроса на продукцию возможно при  заключении договоров поставки продукции с оптовыми покупателями в начале года и с условием равномерного распределения платежей.

Инновационная среда организации складывается из инновационного потенциала, дающего оценку состояния ее внутренней среды (одного из факторов конкурентоспособности и конкурентных преимуществ), и инновационного климата. В дополнение к таким фундаментальным методам, как системный анализ, целевой и ситуационный, применяется метод SWOT-анализа — оперативный диагностический анализ предприятия и его среды [10, с.154].

Среди множества  методов оценки результатов деятельности организации, инструментов анализа  рыночной позиции предприятия, одним  из самых популярных и наглядных  является SWOT-матрица. В результате SWOT-анализа получился необходимый материал для планирования дальнейшей деятельности по преодолению недостатков и реализации рыночных преимуществ с учётом выявленных возможностей и угроз.

Таблица 2 - SWOT-анализ СПК «Россия»

Сильные стороны

Постоянный  спрос на с/х продукцию

Широкий ассортимент продукции, расширение специализации

Прием нереализованной  продукции от оптовых покупателей, т.к. есть возможность переработки  или вторичного использования

Слабые стороны

Плохие условия  для длительного хранения произведенной  продукции

Сильно развитая конкуренция и демпинг

Нехватка ресурсов для модернизации

Изношенность  половины оборудования

Возможности

Рост спроса на рынке за счет освоения выпуска  отдельных видов молочной продукции

Повышение спроса на продукцию за пределами рынка  области при участии в различных выставках

Угрозы

Активность  конкурентов в наиболее рентабельных секторах, лоббизм 

Снижение объёма косвенной государственной поддержки (изменение условий кредитования)


 

Как видно из таблицы 2, СПК «Россия» имеет ряд сильных сторон, выгодно отличающих от конкурентов. Самые главные из них – низкая стоимость ресурсов и доверие покупателя, полученное благодаря качеству продукции и низким ценам. Также предприятие обладает набором возможностей, которые могут способствовать укреплению позиции фирмы на рынке: расширение ассортимента, увеличение объемов производства. Слабые стороны - необходимо правильно разработать инвестиционную и инновационную политики, систему маркетинга для улучшения связей с потребителем, увеличения возможностей организации для расширения производства. Угрозы имеют преимущественно внешний характер, предприятие не может оказать существенного влияния. Поэтому надо разработать альтернативные варианты действий на случай усиления влияния какого-либо негативного внешнего фактора – поиск альтернативных поставщиков, создание резервов для покрытия возможных убытков.

2.3. Оценка рыночной конъюнктуры

Размеры СПК  характеризуют такие показатели, как численность работников, стоимость  имущества, объем валовой продукции, площадь сельскохозяйственных угодий и др. (табл. 3). На основе данных, можно сделать заключение, что основные экономические показатели предприятия из года в год изменяются в лучшую сторону.

 

 

 

 

Таблица 3 - Основные показатели деятельности СПК в 2009 - 2011 гг.

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Показатели 2011г. в % к

2009г.

2010г.

Стоимость имущества  тыс. руб.

40920

45428

47403

116

104,3

в т.ч. основные средства, тыс. руб.

26177

26820

26766

102,2

99,8

Численность работников, чел.

174

182

177

101,7

97,2

Выручка от продаж, тыс. руб.

18245

25109

30097

165

149,9

Себестоимость продукции, тыс. руб.

17102

23213

27614

161,5

118,9

Валовой доход, тыс. руб.

5644

5233

8828

156,4

168,7

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

2105

987

2488

118,2

252,1

Чистая прибыль, тыс. руб.

2220

1047

2488

112,1

237,6

Фондоотдача

0,70

0,94

1,12

160

119,1

Производительность  труда

104,8

138

170

162,2

123

Рентабельность  продаж

5,4

6,7

8,2

151,9

122,4

Норма прибыли (по прибыли продаж)

8,4

3,9

9,2

109,5

235,9

Материалоемкость

2,24

1,81

1,58

70,5

87,3

Информация о работе Политика ценообразования на с/х продукцию