Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 15:21, курсовая работа
Основной целью исследования является разработка предложений по совершенствованию системы ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в современных условиях.
В соответствии с этой целью были определены конкретные задачи исследования:
- изучить теоретические основы маркетинговой деятельности;
- дать оценку современного состояния рынка сельскохозяйственной продукции;
- разработать маркетинговые решения по товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политике.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Понятие и сущность маркетинговой деятельности 5
1.2. Методология оценки конкурентоспособности предприятия 9
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ 14
2.1. Характеристика предприятия 14
2.2. Маркетинговые исследования 15
2.3. Оценка рыночной конъюнктуры 19
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВЫХ РЕШЕНИЙ 24
3.1. Решение по товарной политике 24
3.2. Разработка решений по ценовой политике 27
3.3. Разработка решений по сбытовой политике 28
3.4. Разработка решений по коммуникационной политике 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
При изучении формирования выручки произведем её группировку по видам реализуемой продукции табл. 4. СПК наращивает объемы реализации продукции. Так количество молодняка КРС, идущего на реализацию за рассматриваемый период увеличилось на 410 т. что привело к росту выручки. В 2011 г. выручка от реализации увеличилась на 66,3% или 11852 т. руб. Зерно хозяйство выращивает как на реализацию, так и для расчетов натуральной оплатой и для собственного потребления.
Таблица 4 - Объемы и структура реализации продукции СПК «Россия»
Наименование продукции (работ, услуг) |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | ||||||
Тонн |
Тыс. р. |
% |
Тонн |
Тыс. р. |
% |
Тонн |
Тыс. р. |
% | |
Молодняк КРС |
645 |
15503 |
85 |
857 |
21423 |
85,3 |
896 |
26871 |
89,3 |
Зерно |
735 |
1102 |
6 |
1093 |
1967 |
7,8 |
720 |
2231 |
7,4 |
Пр. продажа ТРУ |
х |
1640 |
9 |
х |
1719 |
6,9 |
х |
995 |
3,3 |
Итого выручки |
х |
18245 |
100 |
х |
25109 |
100 |
х |
30097 |
100 |
Для предприятия
важно не только кому и в каких
объемах реализовывать свою продукцию,
но и по каким ценам. Поиском новых
покупателей и расширением
Таблица 5 - Каналы реализации продукции в СПК «Россия» 2009-2011гг.
Вид продукции |
Каналы реализации | |||||
Канал 1 - Перерабатывающие предприятия |
Канал 2 – Прочая продажа, оплата труда | |||||
Объем реализации |
Средняя цена реализации |
Выручка от реализации |
Объем реализации |
Средняя цена реализации |
Выручка от реализации | |
2009 г. | ||||||
Молодняк КРС |
446,2 |
24 |
10708,8 |
177 |
23,8 |
4212,6 |
Зерно |
201,6 |
1,5 |
302,4 |
600 |
2 |
1200 |
2010 г. | ||||||
Молодняк КРС |
649,9 |
25,2 |
16377,5 |
133 |
25 |
3325 |
Зерно |
80 |
1,7 |
136 |
792 |
1,8 |
1425,6 |
2011 г. | ||||||
Молодняк КРС |
560 |
29,5 |
16520 |
240,7 |
32,8 |
7895 |
При сравнительном анализе плановых показателей и фактических данных можно отметить следующее: полученная выручка, себестоимость проданной продукции и полученная прибыль от реализации зерна и КРС превышают запланированные показатели. А за счет значительного превышения себестоимости остальной продукции над запланированной, финансовым результатом является убыток, а не прибыль, хотя выручка от реализации также превышает планируемую. Также следует отметить, что превышение фактического размера выручки значительно меньше, чем отклонения в себестоимости продукции, т.е. необходимо отметить уменьшение рентабельности продукции в связи с увеличением ее себестоимости как в зерноводстве и животноводстве, так и, особенно, в прочих видах продукции (практически в 6 раз), из-за чего этот вид деятельности стал убыточным. управление
Таблица 6 - Выполнение плана по финансовым результатам от реализации продукции СПК «Россия» в 2011 г.
Отрасли и виды продукции |
Продано, ц |
Полная себестоимость, тыс. руб. |
Выручка, тыс. руб. |
Прибыль или убыток, тыс. руб. |
Зерно - план - факт - % выполнения плана |
5000 5935 118,7 |
813 1257 154,6 |
970 1856 191,3 |
157 599 381,53 |
КРС на мясо - план - факт - % выполнения плана |
3200 8007 250,2 |
6530 22283 341,2 |
8560 24424 285,3 |
2030 2141 105,5 |
Продукция прочих видов деятельности - план - факт - % выполнения плана |
х х х |
196 1259 642,3 |
346 924 267,1 |
150 -335 -223,3 |
Всего от реализации продукции - план - факт - % выполнения плана |
х х х |
7539 27543 365,3 |
9726 30026 308,7 |
2187 2483 113,5 |
Поэтому, не взирая на пропорциональные отклонения фактического объема реализации продукции и ее себестоимости от плановых показателей: 365,3% и 308,7% (т.е. перевыполнение плана), фактический размер прибыли предприятия отклонился от запланированного незначительно (113,5%), что также подтверждает снижение рентабельности предприятия и увеличение себестоимости производимой продукции. Анализируя таблицу 6, можно сделать вывод, что плановая служба не совсем четко определила возможные показатели в производственной и финансовой деятельности. Основные просчеты допущены в животноводстве, где объем реализации КРС на мясо превысил плановый уровень более чем в 2 раза. Следует обратить внимание на то, что фактический финансовый результат также больше планового.
Многоканальность реализации сельскохозяйственной продукции предприятиями общественного сектора АПК свидетельствует о расширяющей рыночной среде. В среднереализационной среде таких предприятий не учтены цены продажи продукции индивидуальных предпринимателей, крестьянских и личных приусадебных хозяйств сельских жителей, хотя значительная часть их продукции реализуется колхозам и совхозам по государственным закупочным ценам. Средние реализационные цены рассмотрены в таблице 7.
Таблица 7 – Средние реализованные цены
Вид продукции |
Объем реализации, тонн |
Выручено, тыс. руб. |
Средняя реализационная цена 1 тонны, руб. | ||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 | |
1. Зерно |
2079 |
1630 |
2370 |
293000 |
226000 |
578000 |
140933 |
138650 |
243881 |
2. Картофель |
996 |
935 |
1476 |
125000 |
134000 |
153000 |
125502 |
143315 |
106658 |
3. Овощи открытого грунта |
563 |
702 |
691 |
94000 |
103000 |
66000 |
166962 |
146723 |
95513 |
4. Рапс |
77 |
220 |
16000 |
85000 |
207792 |
386364 | |||
5. Молоко |
2426 |
3020 |
3706 |
579000 |
866000 |
1526000 |
238664 |
286754 |
411765 |
6. Мясо КРС |
441 |
331 |
447 |
528000 |
537000 |
821000 |
1197279 |
1622356 |
1836689 |
Из таблицы видно, что наибольшая средняя реализационная цена 1 тонны в 2009 году была по мясу КРС. И в 2011 году она достигла 1836689 рублей. Затем следует средняя реализационная цены 1 тонны молока. В 2011 году она увеличилась почти в 1,7 раза, по сравнению с 2009 годом. Средняя реализационная цена 1 тонны зерна так же увеличилась на 100 000 рублей в 2011 году, по сравнению с 2009 годом. А вот средняя реализационная цена 1 тонны картофеля и 1 тонны овощей уменьшилась.
Непосредственно в процессе планирования финансово-хозяйственной деятельности следует особое внимание уделить проблеме получения и увеличения прибыли, как собственно основной цели деятельности любой организации, в т.ч. и СПК «Россия». Размер полученной прибыли зависит от множества факторов. Условно их можно объединить в 4 группы:
- объем произведенной и реализационной продукции;
- структура реализованной продукции;
- себестоимость реализованной продукции;
- цены реализации.
Объем производства
реализации продукции это предприятие
сможет увеличить при условии
налаживания договорных отношений
с сельскими
Предприятию важно наращивать объем производства и реализации продукции, а также нужно освоить производство таких молочных продуктов как сыр, кефир, творог, сметана. Спрос на эти продукты постоянно высокий, а, следовательно, у предприятия может сформироваться дополнительный постоянный источник дохода.
Для обновления устаревшего оборудования и приобретения новых поточных линий СПК «Россия» необходимо широко использовать лизинг. Лизинг не требует полной единовременной оплаты арендуемого имущества и является одним из видов инвестирования. Использование ускоренной амортизации по лизинговым операциям позволит оперативно обновлять оборудование и вести механическое перевооружение производства. Кроме этого, целесообразно использовать кредиты под прибыльные проценты, поскольку это будет способствовать финансовому оздоровлению предприятия. Следует обратить внимание на реализацию ненужных основных средств, так как их содержание требует больших затрат, а дохода они не приносят в частности, у СПК «Россия» имеется мельница, которая с основным производством абсолютно не связана, постоянно бездействует и дохода не приносит.
Особого внимания заслуживает качество реализуемой продукции. Масло сливочное на внутрихозяйственном рынке пользуется высоким спросом и является конкурентоспособным благодаря высоким вкусовым качествам, а творог к сожалению очень часто в реализацию идет чрезмерно отжатый, сухой. Технологам предприятия нужно следить за соблюдением технологии приготовления продукции, что позволит повысить её качество и конкурентоспособность. Себестоимость продукции на предприятии незначительно, но постоянно растет, что негативно сказывается на размере полученной прибыли. Жесткий режим экономии, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь служит основой снижения себестоимости продукции. СПК «Россия» нужно обратить особое внимание вопросам ресурсосбережения: внедрение прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий; использование вторичного сырья; организация действенного учёта и контроля за использованием ресурсов; изучение и внедрение передового опыта в осуществлении режима экономии, материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводственных расходов и потерь.
Тщательный анализ таких расходов и разработка мероприятий по их устранению позволят значительно улучшить финансовое состояние анализируемого предприятия. СПК «Россия» необходимо организовать работу службы маркетинга, которая будет изучать спрос и предложение на рынке молочной продукции, уровень конкуренции в отрасли, методы и принципы установления цен. Изучение рыночной конъюктуры и собственная ценовая стратегия позволят существенно увеличить сумму выручки от реализации продукции, а, следовательно, размер полученной прибыли. Таким образом, все вышеизложенные аргументы позволят ускорить оборачиваемость оборотных средств, возрастёт эффективность использования капитала, появится возможность для расширенного воспроизводства и дальнейшего повышения финансовой устойчивости предприятия и его финансового состояния в целом.
Рассмотрим возможный вариант увеличения прибыли за счёт наращивания объема производства и реализации продукции на 15%, снижение себестоимости продукции на 10% и роста цен на 5%.
Согласно произведённых
расчётов наращивание объема производства
и реализации продукции на 15% даёт
возможность предприятию
В принципе эти цели вполне достижимые и для их реализации предприятию нужно переходить на качественно новый уровень бизнес-планирования, анализа финансового состояния и управления финансами. Создание надёжной и гибкой системы управления финансами позволит организовать на нужном уровне и в тесном взаимодействии производственные, маркетинговые, сбытовые и другие службы предприятия. Финансовое состояния предприятия реально улучшится.
Наряду с
качеством, основным показателем
В структуре задач ценовой политики принято выделять стратегические задачи, цели которых ориентированы на более или менее длительную перспективу, и тактические задачи, преследующие оперативные краткосрочные цели. Одной из стратегий, которой рекомендуется придерживаться при выходе с прежним товаром на новый рынок, является стратегия выхода на новый рынок. Ее суть заключается в привлечении интереса покупателей к новому для них товару данной фирмы и закреплении его на новом рынке. Для этого рекомендуется устанавливать цены несколько ниже цен конкурентов. Пусть цена будет снижена незначительно - это все равно привлечет внимание покупателей. Главное здесь - побуждение его к совершению первой покупки. А дальше должно начать работать качество товара, комплекс его потребительных свойств. Если качество товара достаточно высоко, то покупатель быстро привыкнет к нему, будет предпочитать его другим, аналогичным, и последующее повышение цены на данный товар будет приемлемо.
Информация о работе Политика ценообразования на с/х продукцию