Повышение эффективности деятельности маркетинговых служб на предприятиях Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 06:56, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование деятельности маркетинговой службы предприятия и разработка на этой основе предложений по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы на предприятии.
При проведении исследования настоящей темы использовался диалектическом методе познания, системный подход, методы дедукции, сравнительного и экономического анализа и ряд других методов.
В процессе работы проведено исследование деятельности УМиАТ РУП «Трест Белстройсервис».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие и значение службы маркетинга
1.2 Возникновение и развитие служб маркетинга на предприятии
1.3 Место службы маркетинга в системе управления предприятием
2. ФОРМИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРИМЕРЕ УМиАТ РУП «ТРЕСТ БЕЛСТРОЙСЕРВИС»
2.1 Краткая характеристика предприятия и выпускаемой продукции
2.2 Системный подход к созданию службы маркетинга
2.3 Обеспечение эффективной деятельности службы маркетинга на предприятии
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Организационные мероприятия
3.2 Повышение профессионально-квалификационного уровня персонала как важнейший фактор эффективности службы маркетинга на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

bestref-119542.doc

— 601.00 Кб (Скачать файл)

Популярность курса маркетинга росла, и вскоре он стал составной частью программы подготовки будущих бизнесменов. В 1908 г. была основана первая коммерческая исследовательская фирма по проблемам маркетинга. В 1911 г. появились первые специализированные отделы маркетинга в управленческих аппаратах крупных компаний. В 20-е гг. в США создается Национальная ассоциация преподавателей маркетинга и рекламы, которая затем вошла в состав Американской ассоциации маркетинга, сформированной в 1937 г.

Качественно новый толчок в развитии служб маркетинга, по мнению специалистов, приходится на 60-80-е гг. 20 в. Это связано с переходом экономически развитых стран от индустриального к постиндустриальному периоду. Последний характерен тем, что производство перестает быть массовым, крупносерийным, а все больше ориентируется на индивидуализированные запросы потребителей, рынки все более дифференцируются, возможности снижения издержек на предприятиях ограничиваются, растет число небольших предприятий, существенно повышается роль научно-технической информации и т.д.

В этих условиях стало  ясно, что прибыль предприятия  зависит уже не только и не столько  от снижения издержек собственного производства, а в значительной мере от того, какое  внимание уделяется исследованию службами маркетинга рынка и конкурентов, качеству товара и организации его успешного продвижения на рынок.

Современная деятельность маркетинговых служб представляет собой программно-целевое управление деятельностью предприятия/организации по формированию портфеля заказов и реализации товаров и услуг, ориентированное на определение и удовлетворение потребительского спроса, эффективное товародвижение, обеспечение рентабельной работы и развитие хозяйствующего субъекта.

Целевые функции маркетинга в общем виде сконцентрированы в «Микс 4Р»: выбор продукта для организации производства (Product); проведение рекламно-пропагандистской деятельности (Promotion); обоснование цены (Price) и определение места (Place) продажи товара.

Объектами маркетинга в  современной экономике являются:

- товары потребительского и производственного назначения;

- продукты интеллектуального  труда (изобретения, ноу-хау, технологии, исследования, проекты, программные  продукты);

- услуги производственного  и потребительского характера  (услуги транспорта, хранения, до и после продажного обслуживания, учебные, медицинские, бытовые и др.);

- нематериальные активы (торговые марки и товарные знаки);

- имущественные права (акции и другие ценные бумаги, авторские права, права собственности на земельные участки и здания).

Как система управления маркетинг постоянно развивается, взаимодействует с другими управленческими инновациями в сфере товародвижения, накапливает внедренческий опыт в новых сферах бизнеса. В табл.1.2. представлены пять важнейших инноваций XX века в сфере товародвижения.

Рыночными методами маркетинг  обеспечивает важные общественные функции: бесперебойное и комплексное  снабжение граждан потребительскими товарами и услугами в соответствии с их доходами и предпочтениями; надежное ресурсообеспечение производственных предприятий и организаций непроизводственной сферы, государственного сектора экономики сырьем, материалами и оборудованием; эффективное осуществление экспортно-импортных операций в соответствии с конъюнктурой мировых рынков и международным разделением труда.

 

 

Таблица 1.2.

Пять важнейших управленческих инноваций XX века в сфере товародвижения

Инновации

Миссия

Доминирую-щий принцип

Общественная эффективность

Кредо

Маркетинг

Формирование портфеля заказов, обеспечивающего устойчивое развитие предприятия

Программно целевой подход

Наиболее полное удовлетворение платежеспособного спроса, развитие потребностей

Бизнес - это конкуренция

Логистика

Интегрирование управления материальными потоками с рациональными  запасами и издержками

Сотрудничество

Повышение устойчивости экономики, снижение затрат в товародвижении

Бизнес - это компромисс интересов

Электронная торговля

Организация торговых сделок в режиме реального времени (онлайн)

Стандартиза-ция

Сокращение управленческих (трансакционных) издержек

Бизнес - это

глобальный

процесс

Конкурс-ные торги

Размещение заказов  на публичных тендерах

Открытость

Экономия бюджетных  и корпоративных средств

Бизнес - это

общественные

связи

Аутсор-синг

Выполнение непрофильных функций заказчика специализированной организацией на бессрочной договорной основе

Надежность

Повышение производительности общественного труда

Бизнес - это польза клиента


Примечание. Источник: [21, с.81].

 

Теневая экономика, фальсификация  товаров, недобросовестная конкуренция  несовместимы с ответственным маркетингом.

Социальная ответственность бизнеса  и маркетинга не противоречит целевой  ориентации предпринимательства на получение прибыли. Прибыль - объективный  показатель эффективности бизнеса  и маркетинга, главный источник дохода и стимул для предпринимателя, ресурс для развития дела.

Стратегии, цели и методы маркетинговой политики зависят  от особенностей рынка, товара, рыночной силы компании. В любой ситуации целесообразно опираться на универсальные  принципы маркетинга как функции  управления. К числу основных принципов относятся: программно-целевое управление; инновационный подход; ориентация на спрос; единство информационного и физического маркетинга; сочетание методов количественного и качественного анализа рынка; тотальное управление маркетингом; логистическая модель организации; электронный маркетинг; превращение маркетинга в центр прибыли; приоритетное кадровое обеспечение [21, с.80].

Коротко охарактеризуем перечисленные принципы управления.

Программно-целевое управление. Цели маркетинга должны быть определены количественно через систему сбалансированных показателей с выделением ключевых факторов результативности, дифференцированы по видам товаров, регионам, подразделениям. Маркетинговые инструменты и мероприятия подобраны в соответствии со спецификой задач, скоординированы по срокам, исполнителям, обеспечены финансовыми ресурсами для их реализации.

Инновационный подход. Маркетинг способствует формированию новых и развитию имеющихся потребностей, постоянному совершенствованию товара, упаковки, системы товародвижения, методов продаж и обслуживания потребителей, а также самих маркетинговых технологий.

Ориентация на спрос. Постоянный поиск незаполненных рыночных ниш, повышение уровня и качества удовлетворения спроса в избранных сегментах потребителей, создание брэндов и марочных товаров, использование финансово-кредитных инструментов мобилизации отложенного спроса обеспечивают рентабельную работу и развитие компании.

Единство информационного  и физического маркетинга. Управление маркетингом не может концентрироваться в «башне из слоновой кости». Только вовлеченность маркетинговой службы в реальный процесс контроля, регулирования поставок, управления сбытовыми запасами, то есть оперативный маркетинг, может обеспечить достижение поставленных задач. Этот принцип означает оценку маркетинга по практическим результатам: увеличению портфеля заказов на поставку товаров и объемов их реализации за денежные средства.

Сочетание методов количественного  и качественного анализа рынка. Надежное информационно-аналитическое обеспечение политики маркетинга, особенно сегментации рынка, приоритезации (выбора целевого сегмента потребителей), позиционирования товара является необходимым элементом маркетинга. Использование данных статистики не всегда дает полную и достоверную фотографию рынка и должно дополняться материалами выборочных опросов, фокус-групп, интервью, а так же использованием специальных методов качественного анализа и оценки. К числу последних относятся SWOTанализ, АВС-анализ, Portfolio-анализ, бенчмаркинг [21, с.83].

Тотальное управление маркетингом. Успех маркетинговой стратегии, политики продаж и выполнение плана соответствующих мероприятий во многом зависят от слаженной и целенаправленной внутрифирменной работы всех служб и подразделений, а также персонала компании.

Логистическая модель организации. Маркетинг, сбыт и сервис строятся как подсистема интегрированной микрологистической системы компании. В логистике маркетинга используются: единая информационная система компании; анализ товарных запасов по методу ABC-XYZ; штриховое кодирование товара, логистически сконструированная упаковка; программа постоянного пополнения запасов торговли (CRP); концепция управления взаимоотношениями с клиентами (CRM); правила практики дистрибуции товаров (GDP) и т.д.

Электронный маркетинг. Современное предпринимательство должно использовать возможности “электронной экономики” (создание своего сайта в Интернете, электронная реклама, участие в электронных торгах, аккредитация на электронных площадках, новые системы передачи данных, сотовая, в том числе широкополосная, связь). Коммерция делает маркетинг предпринимательской структуры глобальным, позволяет снизить трансакционные издержки, оперативно реагировать на запросы рынка и потребителей.

Превращение маркетинга в  центр прибыли. Финансовая сторона маркетинга очень важна, так как связана со значительными затратами. Особое значение имеет система ценообразования на товар, которая должна строиться исходя из спроса и полезности товара. Без налаженного управленческого учета логистических затрат на маркетинговые мероприятия, выявления их реальной эффективности, денежной оценки результатов деятельности отдела маркетинга, невозможно превратить его в центр прироста прибыли. Без такой перспективы само его существование всегда будет под вопросом [21, с.81].

Приоритетное кадровое обеспечение. Без наличия инициативных и квалифицированных руководителей и специалистов любая маркетинговая стратегия обречена на неудачу. Нет смысла создавать из маркетинговой службы слабый отдел конъюнктурного института. Необходимый персонал следует специально готовить в лучших учебных центрах страны и за рубежом, находить на рынке вакансий, рекрутировать из маркетинговых агентств, консалтинговых центров.

В глобальном маркетинге важнейшее значение имеют качество товара, реклама, уровень обслуживания, упаковка, снижение логистических затрат. В российских условиях наиболее актуальны: политика цен, модернизация товара, набор надежных партнеров, общественные связи, повышение квалификации торгового персонала. Например, компания сотовой связи «МТС» приоритетами заявляет доступность, качество услуг, высокие технологии.

Управленческие концепции, методы и технологии маркетинга отражают условия и опыт стран с развитой рыночной экономикой. Белорусские предприниматели, равно как и предприниматели других стран СНГ в массе своей не имеют достаточных знаний и навыков в использовании маркетинга.

Республика Беларусь - страна с переходной (транзитивной) экономикой. Законодательное регулирование, правоприменительная практика, развитие инфраструктуры, контрактная дисциплина, уровень применения передовых информационных технологий в нашей стране пока еще не вполне соответствуют стандартам развитой рыночной экономики. Наиболее существенные различия в маркетинговой практике зарубежного и отечественного менеджмента представлены в табл. 1.3.

 

Таблица 1.3.

Различия в маркетинговой  практике стран СНГ и стран с развитой рыночной экономикой

Развитая рыночная экономика

Транзитивная экономика стран СНГ

1. Товарная политика

1.1. Производство товаров,  исходя из требования рынка

1.1. Расширение имеющейся  номенклатуры выпускаемых товаров

1.2. Использование кросс-функционально  составленных команд для разработки  нового продукта

1.2. Взаимствование новых  продуктов за счет капиталовложений  западных компаний

1.3. Резкое снижение  интервала времени от разработки продукта до его продвижения на рынок

1.3. Поддерживание традиционного  ассортимента товаров

2. Ценовая политика

2.1. Агрессивное ценообразование

2.1. Инфляционное ценообразование

2.2. Цены, основанные на  спросе

2.2. - Цены, ограниченные налоговой политикой

2.3. Цены, основанные на  пользе клиента

2.3. - Цены монопольного  рынка

3. Каналы сбыта

3.1. Признание важной  роли посредников в системе  сбыта

3.1. Ориентация на прямые  поставки

3.2. Построение многоканальной  системы сбыта

3.2. Стремление интегрировать  посредников в каналы сбыта

3.3. Налаживание партнерских  отношений с оптовиками

3.3. Стремление оптовиков  к доминированию

4. Продвижение товара

4.1. Реклама - двигатель  торговли

4.1. Отсутствие средств  для широкой рекламной деятельности

4.2. Государственная поддержка  - необходимый элемент международного  маркетинга

4.2. Российские чиновники  продвигают западные торговые  марки

4.3. Общественные связи  - премьерлига бизнес-сообщества

4.3. Лоббирование интересов  является средством формирования портфеля заказов

4.4. Договор - гарант  надежности исполнения контрактных  обязательств

4.4. Личные знакомства - залог исполнения договорных  обязательств

Информация о работе Повышение эффективности деятельности маркетинговых служб на предприятиях Республики Беларусь