Повышение конкурентоспособности компании ОАО «Виктория Квартал»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка по повышению конкурентоспособности организации на примере ОАО «Виктория Квартал».
Задачи курсовой работы состоят в следующем:
1. рассмотреть конкурентоспособность как объект управления;
2. изучить элементы формирования стратегии конкурентоспособности организации;
3. определить методы анализа конкурентоспособности организации;
4. дать краткую характеристику компании ОАО «Виктория Квартал»;
5. проанализировать конкурентоспособность компании ОАО «Виктория Квартал»;
Предметом исследования является – пути повышения конкурентоспособности.
Объектом исследования является ОАО «Виктория Квартал», основная сфера деятельности которого - розничная товаров народного потребления.
Метод исследования - сравнительный анализ научно-педагогической литературы по проблеме повышения конкурентоспособности организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 5
1.1. Конкурентоспособность как объект управления 5
1.2. Элементы формирования стратегии конкурентоспособности организации 8
1.3. Методы исследования конкурентоспособности и системы менеджмента организации 12
2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСИТЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ ОАО «ВИКТОРИЯ КВАРТАЛ» 22
2.1. Краткая характеристика компании ОАО «Виктория Квартал» 22
2.2. Анализ конкурентоспособности компании ОАО «Виктория Квартал» 26
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ ОАО «ВИКТОРИЯ КВАРТАЛ» 31
Выводы по аналитической главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Виктория квартал - курсовая работа МО-04.docx

— 212.97 Кб (Скачать файл)

Компании во всем мире стремятся  использовать все мыслимые способы, чтобы привлечь потребителей и вызвать  у них желание сделать следующую  покупку в целях опережения конкурентов  и получения преимущества на рынке. И поскольку руководители разрабатывают  краткосрочные тактические и  долгосрочные стратегические меры, соответствующие специфической ситуации их компании и состоянию рынка, существует бесчисленное число вариантов стратегий и различных их нюансов. Таким образом, можно сказать, что имеется столько же вариантов стратегий, сколько конкурентов присутствует на рынке. Однако, можно установить, что при рассмотрении рыночных целей предприятия и типа конкурентоспособности, которого предприятие хочет достичь, все стратегии можно разделить на несколько групп, содержащих аналогичные подходы. Выделим пять категорий конкурентных стратегий:

1. Стратегия лидерства на основе низких издержек. Стремление стать поставщиком самых дешевых товаров и услуг, привлекательных для широкого круга потребителей.

2. Стратегия дифференциации, или индивидуализации. Стремление индивидуализировать свою продукцию для того, чтобы она отличалась от продукции конкурентов и таким образом стала более привлекательной для широкого круга покупателей.

3. Стратегия наилучшей стоимости. Предложение потребителям большей реальной ценности денег с упором на сочетание низких издержек и дифференциации качества. Цель состоит в том, чтобы иметь наилучшие (наиболее низкие) издержки и цены, чем у продукции конкурентов, обладающей аналогичными свойствами и качеством.

4. Стратегия концентрации на узком сегменте или нише рынка на основе низких издержек. Концентрация на узком потребительском сегменте и опережение конкурентов за счет более низких издержек.

5. Стратегия концентрации на узком сегменте или нише рынка на основе дифференциации. Предложение узкому сегменту рынка товаров и услуг, индивидуализированных, под его вкусы и потребности.

Пять основных конкурентных стратегий  показаны на рис. 1. Каждая из них занимает свою рыночную позицию и включает принципиально разные подходы к  управлению бизнесом.

 

Рисунок 1 - Пять основных конкурентных стратегий

Следует отметить, что конкурентные преимущества предприятия в отрасли  определяются также широтой целевого рынка. Поэтому перед выбором одной из общих стратегий предприятие должно определить ряд ограничивающих факторов: ассортиментный набор продуктов, который оно будет производить, а также тип потенциальных покупателей; планируемые каналы распределения продукции; регион, в котором оно будет продавать продукцию, а также ряд смежных отраслей, в которых собирается конкурировать.[17, c. 36-41]     

При этом предприятие может выбрать  массовый рынок или узкую рыночную нишу. Комбинируя целевые рынки с  основными стратегиями, предприятие  расширяет область выбора стратегий. Когда стратегии минимизации затрат и дифференциации продукции нацелены на массовый рынок, они называются лидерством в издержках и дифференциацией продукции соответственно. Но когда эти же стратегии нацелены на рыночную нишу, они называются фокусированием. Выбор конкретной стратегии конкуренции существенно зависит от стратегического потенциала предприятия и возможностей расширения его ресурсов. Именно внутренняя среда предприятия во многом определяет выполнимость выбранной стратегии.

Далее рассмотрим основные методы исследования конкурентоспособности и системы  менеджмента организации.

1.3. Методы исследования конкурентоспособности и системы менеджмента организации

 

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей  мере нуждается в исследовательском  подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту  его инновационного потенциала и  повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности  управления.

Организация исследования – это  система регламентов, нормативов, инструкций, определяющих порядок его проведения, т.е. распределения функций, обязанностей, ответственности и полномочий на выполнение исследовательских работ. Организация исследования определяет дифференциацию и интеграцию деятельности исследователей или отдельных исследовательских групп. В ней находят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по времени, видам работ, кадрам, проблемам.

В исследовании управления предметом  изучения может быть организация  управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы  мотивации, экономия времени, использование  компьютерных технологий и т.д. Могут  быть комбинации различных проблем.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций  управления, как ценность и методологический подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений. Исследование является и средством совершенствования  управления, определяя профессионализм, инновационность, мотивацию и пр.

Наука и практика выработали инструментарий изучения состояния действующей  системы управления коммерческой деятельностью  в организации, построения, обоснование  и реализации новой системы –  методы исследования системой управления (табл. 1).

Раскроем сущность этих методов. Системный анализ служит методическим средством системного подхода к решению проблем  совершенствования системы управления. Системный подход ориентирует исследователя  на раскрытие системы управления в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления, технологии управления, управленческих решений.[11, c. 79-90]

Метод декомпозиции позволяет расчленить сложные явления  на более простые. Чем проще элементы, тем полнее проникновение в глубь явления и определение его сущности. Например, систему управления коммерческой деятельностью можно расчленить на подсистемы, подсистемы – на функции, функции – на процедуры, процедуры – на операции. После расчленения необходимо воссоздать систему управления как единое целое, т.е. синтезировать. При этом применяется метод декомпозиционного моделирования, где модели могут быть логическими, графическими и цифровыми.

Таблица 1 - Классификация методов анализа и построения системы управления коммерческой деятельности

 

Методы обследования

(сбор данных)

Методы анализа

Методы формирования

Самообследование

Интервьюирование, беседа

Активное наблюдение рабочего дня

Моментные наблюде-

ния

Анкетирование

Изучение документов

Фуекционально-стоимостного анализа

 

 

 

 

 

 

 

Системный анализ

Экономический анализ

Декомпозиция

Последовательной подстановки

Сравнений

Динамический

Структуризации целей

Нормативный

Параметрический

Моделирование

Функционально-стоимостного анализа

Главный компонент

Балансовый

Корреляционный и регрессионный  анализ

Опытный

 Матричный

Системный подход

Аналогий        

Экспертно-аналитический

Параметрический

Блочный

Моделирования

Функционально-стоимостного анализа

Структуризации целей

Опытный

Творческих совещаний

Коллективного блокнота

Контрольных вопросов     6-5-3

Морфологический анализ

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1

Методы обоснования

Методы внедрения

Аналогий

Сравнений

Нормативный

Экспертно аналитический

Моделирование фактического и желаемого  состояния исследуемого объекта

Расчет коллективных и качественных показателей оценки экономической  эффективности предлагаемых вариантов

Функционально-стоимостного анализа

Обучение, переподготовка и повышение  квалификации работников аппарата управления

Материальное и моральное стимулирование нововведений

Привлечение общественных организаций

Функционально-стоимостного анализа




 

Метод последовательной подстановки позволяет изучить  влияние на формирование системы  управления коммерческой деятельности каждого фактора в отдельности, под действием которых сложилось  ее состояние, исключая действие других факторов. Факторы ранжируются, и  отбираются наиболее существенные.

Метод сравнений  позволяет сравнивать существующую систему управления коммерческой деятельностью  в организации с подобной системой передовой организации, с нормативным  состоянием и состоянием в прошлом  периоде. Следует учитывать, что  сравнение дает положительный результат  при условии сопоставимости систем, их однородности.

Расширить границы  сопоставимости можно путем исключения факторов несопоставимости.

Динамический  метод предусматривает расположение данных в динамическом ряду и исключение из него случайных отклонений. Тогда  ряд отражает устойчивые тенденции. Этот метод используется при исследовании количественных показателей, характеризующих  систему управления в целом.

Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное обоснование целей  организации и целей системы  управления коммерческой деятельностью  с точки зрения ее соответствия целям  организации. Анализ целей, развертывание  их иерархическую систему, установление ответственности подразделений  за конечные результаты работы, определение  их места в системе производства и управления, устранение дублирования в их работе являются важной предпосылкой  построения рациональной системы управления коммерческой деятельностью. При структуризации должны быть обеспечены взаимоувязка, полнота, сопоставимость целей разных уровней управления коммерческой деятельностью в организации.

Экспертно-аналитический  метод позволяет выявить основные направления совершенствования  управления коммерческой деятельностью, оценки результатов анализа и  причины недостатков. Однако он не всегда обладает высокой точностью и  объективностью в связи с тем. Что у экспертов отсутствуют  единые критерии оценок. Этот метод  наиболее эффективен при многошаговой экспертизе.

Нормативный метод  предусматривает применение системы  нормативов, которые определяют состав и содержание функций по управлению коммерческой деятельностью, тип организационной  структуры, критерии построения структуры аппарата управления организации в целом и системы управления коммерческой деятельностью.

Все шире применяется  параметрический метод. Задача этого  метода – установление функциональных зависимостей между параметрами  элементов производственной системы  и системы управления коммерческой деятельностью для выявления  степени их соответствия.

В последнее время  при совершенствовании системы  управления коммерческой деятельностью  начали применять метод функционально-стоимостного анализа. Этот метод позволяет выбрать  такой вариант построения системы  управления коммерческой деятельностью  или выполнения той или иной функции  управления, который требует наименьших затрат и является наиболее эффективным  с точки зрения конечных результатов. Он позволяет выявить лишние или  дублирующие функции управления, функции, которые по тем или иным причинам не выполняются, определить степень  централизации и децентрализации  функций управления коммерческой деятельностью  и т.п.

Метод главных  компонент позволяет отразить в  одном показателе (компоненте) свойства десятков показателей. Это дает возможность  сравнивать не множество показателей одной системы управления коммерческой деятельностью с множеством показателей другой подобной системы, а только один (1-ю, 2-ю и 3-ю компоненту).

Балансовый метод  позволяет провести балансовые сопоставления, увязки.

Корреляционный  и регрессивный анализ – установление линейной зависимости и тесноты  связи с между параметрами.

Опытный метод  базируется на опыте предшествующего  периода данной системы управления коммерческой деятельностью и опыте  другой аналогичной системы.[9, c. 116-125]

  Наибольшее  развитие в деле совершенствования  управления коммерческой деятельностью  получил метод аналогий. Он заключается  в применении организационных  форм, которые оправдали себя  функционирующих системах управления  коммерческой деятельностью со  сходными экономико-организационными  характеристиками по отношению  к рассматриваемой системе. Сущность  метода заключается в разработке  типовых решений и определении  границ и условий их применения.

Эффективным методом  использования типовых решений  при совершенствовании управления коммерческой деятельностью является блочный метод типизации подсистем  линейно-функциональных и программно-целевых  структур. Типовые блочные решения  увязываются вместе с оригинальными  организационными решениями в единой организационной системе управления коммерческой деятельностью. Блочный  метод ускоряет процесс формирования новой системы управления коммерческой деятельностью и повышает эффективность  функционирования системы с наименьшими  затратами.

Метод творческих совещаний предполагает коллективное обсуждение направлений развития системы  управления коммерческой деятельностью. Эффективность метода состоит в  том, что идея, высказанная одним  человеком, вызывает у других участников совещания новые идеи, а те, в  свою очередь, порождают следующие  идеи, в результате чего возникает  поток идей. Цель творческого совещания – выявить возможно больше вариантов путей совершенствования системы управления коммерческой деятельностью.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности компании ОАО «Виктория Квартал»