Повышение конкурентоспособности предприятия на примере стоматологии Х города Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 01:51, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – оценить уровень конкурентоспособности предприятия, разработать стратегии (корпоративную и конкурентную) и дать рекомендации по их реализации и оценке.
Первая задача работы состоит в обновлении знаний по стратегическому менеджменту в соответствии с последними теоретическими разработками, их классификации и представлении в наглядном виде.
Вторая задача – выявление конкретных методик, используемых российскими и зарубежными специалистами для оценки работы предприятия и окружающей среды.

Содержание работы

Введение
3

Глава 1. Теоретические и методические основы оценки конкурентоспособности
6
Сущность конкурентоспособности и факторы, ее определяющие
6
Понятие конкуренции
6
Сущность конкурентоспособности
9
Факторы конкурентоспособности
13
Оценка конкурентоспособности предприятия
15
Стратегия предприятия и виды конкурентных стратегий
18

Глава 2. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия и ее реализация

27
Конкурентные преимущества и конкурентный потенциал предприятия
27
Теоретические аспекты теории конкурентных преимуществ (зарубежный опыт)
27
Применение теории конкурентных преимуществ для Стоматологии Х города Москвы
39
Выбор подхода к реализации конкурентной стратегии
41
Мировой опыт подхода к выбору реализации конкурентной стратегии
41
Выбор подхода к реализации стратегии для Стоматологии Х города Москвы
47
Механизм реализации конкурентной стратегии и оценка полученных результатов
47
Оценка реализации стратегии – третий этап стратегического менеджмента
47
Российские особенности реализации и оценки стратегии
50
Глава 3. Повышение конкурентоспособности стоматологической клиники

52
Особенности рынка стоматологических услуг
52
Оценка конкурентоспособности стоматологической клиники
55
Краткое представление Стоматологии Х города Москвы
56
Методы оценки конкурентоспособности предприятия
58
Стратегия предприятия и конкурентная стратегии предприятия
67
Основные направления повышения конкурентоспособности стоматологической клиники
82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

1.docx

— 649.73 Кб (Скачать файл)


Повышение конкурентоспособности предприятия на примере стоматологии Х города Москвы

Дипломный проект

 

Группа 

 

2011

[Введите имя автора]

МИРБИС

07.09.2011


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

 

Глава 1. Теоретические и методические основы оценки конкурентоспособности

6

    1. Сущность конкурентоспособности и факторы, ее определяющие

6

      1. Понятие конкуренции  

6

      1. Сущность конкурентоспособности

9

      1. Факторы конкурентоспособности

13

    1. Оценка конкурентоспособности предприятия 

15

    1. Стратегия предприятия и виды конкурентных стратегий

18

 

Глава 2. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия и ее реализация                  

 

27

    1. Конкурентные преимущества и конкурентный потенциал предприятия

27

      1. Теоретические аспекты теории конкурентных преимуществ  (зарубежный опыт)

27

      1. Применение теории конкурентных преимуществ  для Стоматологии Х города Москвы 

39

    1. Выбор подхода к реализации конкурентной стратегии

41

      1. Мировой опыт подхода к выбору реализации конкурентной стратегии 

41

      1. Выбор подхода к реализации стратегии для Стоматологии Х города Москвы

47

    1. Механизм реализации конкурентной стратегии и оценка полученных результатов

47

      1. Оценка реализации стратегии – третий этап стратегического менеджмента

47

      1. Российские особенности реализации и оценки стратегии

50

Глава 3. Повышение конкурентоспособности  стоматологической клиники

 

52

    1. Особенности рынка стоматологических услуг

52

    1. Оценка конкурентоспособности стоматологической клиники

55

      1. Краткое представление Стоматологии Х города Москвы           

56

      1. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 

58

      1. Стратегия предприятия и конкурентная стратегии предприятия

67

    1. Основные направления повышения конкурентоспособности стоматологической клиники 

82

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

85

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

87


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Повышение конкурентоспособности  предприятия как тема квалификационной работы дает возможность не только изучить теорию, но и постоянно  использовать полученные знания на практике. Кроме того, оценка  конкурентоспособности  предприятия настолько тесно  связана с понятием стратегии, стратегическим менеджментом, что приобретенные  навыки не могут остаться невостребованными, особенно если являются практическими.

Объектом исследования и расчетов выбрана Стоматология Х города Москвы, что явилось одновременно сознательным, и вынужденным шагом. С одной  стороны, медицина является первой специальностью автора, поэтому выбор рынка медицинских  услуг был логичным, а с другой – на данном предприятии была возможность  получить доступ, как к финансовой информации предприятия, так и маркетинговой  информации по рынку стоматологии.

Еще одним достоинством темы представлялась ее популярность, выразившаяся, прежде всего, в достаточном количестве литературы, в том числе и современной. Структура работы, обоснованная особенностью темы, предполагает раскрытие не только вопроса конкурентоспособности  как таковой, но и многих моментов стратегического менеджмента. К  сожалению, в процессе написания  работы выяснилось, что, несмотря на достаточное  количество учебников и статей по стратегическому менеджменту, стратегическому планированию, теории конкуренции и конкурентоспособности, в том числе опубликованных в последнее время, их содержание отражает теории в лучшем случае конца двадцатого века и заканчивается примерно на разработках Майкла Портера.

Однако, за последние 20 лет, прошедших  с выхода в свет трех трудов профессора Гарвардского университета, многое изменилось, особенно в теории, касающейся конкуренции. И в этом состояла одна из основных сложностей работы – в обработке  информации по теории конкуренции, стратегического  менеджмента, которая была доступна только на английском языке.

Изучение теории, которую можно  найти в свободном доступе  в Интернете, привело к нескольким неожиданным открытиям, которые  заставили несколько по-другому  взглянуть на тему квалификационной работы.

Оказывается, несмотря на долгую историю, теория конкуренции далеко не столь  однозначна, кроме того, в ней  давно уже существует совершенно новое направление, которое называется соконкуренция, разработанное пока на теоретическом уровне, но, тем не менее, имеющее практическое применение. Разработка стратегии в изложении зарубежных авторов легко разделяется на этапы, шаги и различия между стратегическим менеджментом и стратегическим планированием могут быть представлены на одном рисунке. Базовые стратегии Майкла Портера упоминаются не как реальные альтернативы, а как этап истории, и существует несколько видов их модификаций, не говоря уже о других типологиях стратегий.

Конкурентоспособность предприятия  является скорее понятием, нежели рассчитываемым десятью способами коэффициентом, по крайней мере, это не является самоцелью и направлением теории. Акцент делается на определении состояния  предприятия – как внутреннего, так и по отношению к внешней  среде, и принятию решения о направлении  развития.

Работа структурирована таким  образом, что в первой главе раскрывается понятие конкурентоспобности, дается обзор методов ее оценки  и понятие стратегии. Вторая глава посвящена вопросам реализации стратегии, ее оценки, а так же одному из ключевых понятий теории – конкурентным преимуществам. Третья глава является практической, в ней приведены расчеты конкурентоспособности предприятия по российским методикам, а так же сделана попытка разработать стратегию предприятия, и даются практические рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.

Цель данной работы – оценить  уровень конкурентоспособности  предприятия, разработать стратегии (корпоративную и конкурентную) и  дать рекомендации по их реализации и  оценке.

Первая задача работы состоит в  обновлении знаний по стратегическому  менеджменту в соответствии с  последними теоретическими разработками, их классификации и представлении  в наглядном виде.

Вторая задача – выявление конкретных методик, используемых российскими  и зарубежными специалистами  для оценки работы предприятия и  окружающей среды.

Заключительная задача – обработка  полученных фактических данных, данных по рынку, определение возможностей по использованию методик, проведение анализа состояния предприятия  и разработка стратегий и рекомендаций.

В целом, задачи, поставленные в квалификационной работе, не всегда могут быть решены квалифицированными командами специалистов, особенно если разработка стратегий  и составление рекомендаций выполняется  с учетом особенностей работы предприятия  и носят практический и выполнимый характер.

  1. Теоретические и методические основы оценки конкурентоспособности.
    1. Сущность конкурентоспособности и факторы, ее определяющие.
      1. Понятие конкуренции.

Для того, чтобы дать определение конкурентоспособности необходимо сначала раскрыть понятие конкуренция, так как именно теория конкуренции явилась основой для введения термина конкурентоспособности.

Понятие "конкуренция" восходит к латинскому "concurrentia", означающему "столкновение", "состязание" [9] .

Конкуренция является ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений. В экономической  сфере конкуренция проявляется  в соперничестве за заключение сделок и доли на рынке.

Впервые теория конкуренции была рассмотрена  А.Смитом в работе «Исследование  о природе и причинах богатства  народов», где он доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному развитию труда и  капитала.  Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Основным методом конкурентной борьбы он считал изменение цен. Свободная конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Таким образом, конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования. Конкуренция – "невидимая рука", которая координирует деятельность участников рынка.

Идеи ценового регулирования рынка  вследствие конкуренции были развиты  Д. Рикардо. Модель совершенной конкуренции, которой он разработал, поясняет, каким образом "естественные" цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления, и как последние способствуют развитию экономики.

Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции, сформулированный А. Маршаллом, связывает ее с борьбой  за редкие экономические блага и, конечно, за деньги потребителя, на которые  их можно приобрести. Логика этого  подхода состоит в том, что  большинство благ являются редкими  в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности  общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они  выставляют условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т.п.) и в зависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому – нет.

Наряду с поведенческой трактовкой конкуренции большое распространение  получил структурный подход к  определению конкуренции. До этого все внимание уделялось лишь ценовой конкуренции, что сильно ограничивало сущность конкурентной борьбы. Структурная трактовка была раскрыта в работах Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина. При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы конкурентов друг с другом на анализ структуры рынка, на котором она происходит. Прежде всего, речь идет о несовершенной конкуренции и ее разновидностях – монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии. Этот аспект конкуренции стал очень популярен, и фактически являлся олицетворением теории  конкуренции.

Третий подход к определению  сущности конкуренции можно определить как функциональный. Он рассматривает  роль, которую конкуренция играет в экономике. Нововведения скептически  принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, механизм конкуренции  вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии.

Таким образом, к середине XX века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей рыночной конкуренции: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.

Сущность конкуренции и ее движущие силы детально рассматриваются в трудах известного современного экономиста Майкла Портера. Он пришел к выводу о том, что в конкуренции участвуют не только непосредственные претенденты. Конкуренция в отрасли, лежащая в основе экономики, и конкурирующие силы простираются значительно дальше обычного противостояния сторон в отдельной отрасли промышленности. Потребители, поставщики, потенциальные участники и продукты-заменители – все являются конкурентами, в той или иной степени оказывающими влияние на отрасль.

Результатом исследований М. Портера  стала концепция пяти сил конкуренции.

Основные  определения термина «конкуренция»  приведены в табл.1.1.

Таблица 1.1.

Основные определения конкуренции

Определение

Автор

1

Динамичный и развивающийся  процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.

М. Портер [18]

2

Процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для  одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или  субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественны  условиях.

Р.А. Фатхутдинов [23]

3

Соперничество на каком-либо поприще  между отдельными юридическими или  физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.

Г.Л. Азоев [5]

4

Борьба фирм за ограниченный объем  платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах  рынка.

Юданов [25]

5

Динамичный и непрерывно возобновляемый процесс соперничества, осуществляемый между экономически независимыми товаропроизводителями  в условиях ограниченных ресурсов в  целью наиболее полного удовлетворения разнообразных потребностей по приемлемой для них цене.

Царев [24]

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятия на примере стоматологии Х города Москвы