Повышение конкурентоспособности предприятия на примере стоматологии Х города Москвы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 01:51, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – оценить уровень конкурентоспособности предприятия, разработать стратегии (корпоративную и конкурентную) и дать рекомендации по их реализации и оценке.
Первая задача работы состоит в обновлении знаний по стратегическому менеджменту в соответствии с последними теоретическими разработками, их классификации и представлении в наглядном виде.
Вторая задача – выявление конкретных методик, используемых российскими и зарубежными специалистами для оценки работы предприятия и окружающей среды.

Содержание работы

Введение
3

Глава 1. Теоретические и методические основы оценки конкурентоспособности
6
Сущность конкурентоспособности и факторы, ее определяющие
6
Понятие конкуренции
6
Сущность конкурентоспособности
9
Факторы конкурентоспособности
13
Оценка конкурентоспособности предприятия
15
Стратегия предприятия и виды конкурентных стратегий
18

Глава 2. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия и ее реализация

27
Конкурентные преимущества и конкурентный потенциал предприятия
27
Теоретические аспекты теории конкурентных преимуществ (зарубежный опыт)
27
Применение теории конкурентных преимуществ для Стоматологии Х города Москвы
39
Выбор подхода к реализации конкурентной стратегии
41
Мировой опыт подхода к выбору реализации конкурентной стратегии
41
Выбор подхода к реализации стратегии для Стоматологии Х города Москвы
47
Механизм реализации конкурентной стратегии и оценка полученных результатов
47
Оценка реализации стратегии – третий этап стратегического менеджмента
47
Российские особенности реализации и оценки стратегии
50
Глава 3. Повышение конкурентоспособности стоматологической клиники

52
Особенности рынка стоматологических услуг
52
Оценка конкурентоспособности стоматологической клиники
55
Краткое представление Стоматологии Х города Москвы
56
Методы оценки конкурентоспособности предприятия
58
Стратегия предприятия и конкурентная стратегии предприятия
67
Основные направления повышения конкурентоспособности стоматологической клиники
82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

1.docx

— 649.73 Кб (Скачать файл)




Так как нет единого  подхода к изучению конкуренции, то не существует единого определения  этого процесса. Несомненно, что  это динамичное, комплексное и  сложное явление. В условиях конкуренции  на предприятие оказывают влияние  сразу несколько групп факторов, формируя и постоянно видоизменяя  конкурентную среду его деятельности. Каждая из групп влияния состоит  из множества элементов, состав и  структура которых уникальны  для каждого конкретного предприятия.

Так как нет единого  подхода к изучению конкуренции, то не существует единого определения  этого процесса. Несомненно, что  это динамичное, комплексное и  сложное явление. В условиях конкуренции  на предприятие оказывают влияние  сразу несколько групп факторов, формируя и постоянно видоизменяя  конкурентную среду его деятельности. Каждая из групп влияния состоит  из множества элементов, состав и  структура которых уникальны  для каждого конкретного предприятия.

Если графически изобразить иерархию отношений понятий конкуренция  и конкурентоспособность, то конкуренция  будет стоять на высшем уровне, затем  конкурентоспособность, и потом  конкурентные преимущества и конкурентные стратегии. Иерархическая связь  ключевых понятий в системе конкурентных отношений показана на рисунке 1.1. [20, стр. 9].

Конкуренция

Конкурентоспособность

Конкурентное  преимущество

Конкурентная  слабость

Конкурентная  стратегия

Рис. 1.1. Иерархия основных понятий в системе конкурентных отношений

      1. Сущность конкурентоспособности

Так как понятие «конкурентоспособность»  неразрывно связано с конкуренцией, то различия в подходах к оценке конкуренции повлияли и на определение  конкурентоспособности. Кроме того, конкурентоспособность может быть рассмотрена на нескольких уровнях  – товарном (как конкурентоспособность товара), микроуровне (конкурентоспособность предприятия), мезоуровне (отрасль) и макроуровне (страна).

Каждая из этих категорий имеет отличительные особенности и характерные черты, которые подтверждают правомерность и целесообразность такой дифференциации. В то же время все уровни конкурентоспособности взаимосвязаны, дополняют, обеспечивают и определяют друг друга.

В самом общем виде конкурентоспособность  может пониматься как способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей [19, стр. 2].

Уровни конкурентоспособности  представлены в табл. 1.2.

 

Таблица 1.2

 

Характеристика  уровней конкурентоспособности

 

Уровень

Объект или субъект

Факторы

товарный

Товары (работы, услуги)

  • Качество товара
  • Цена
  • Соответствие спросу

микроуровень

Товаропроизводитель (организация, фирма)

  • Сравнительная конкурентоспособность продукции
  • Эффективность производственной деятельности
  • Финансовые показатели деятельности
  • Эффективность организации и сбыта

мезоуровень

Объединение предприятий, отрасль

  • Внутренняя структура отрасли
  • Влияние внешней среды
  • Конкурентоспособность отдельных элементов
  • Взаимодействие между элементами системы

макроуровень

Страна, регион

  • Инвестиционный климат
  • Научно-технический уровень
  • Конкурентоспособность промышленности и отраслей народного хозяйства

 

Лучше всего изучена конкурентоспособность  продукции, с которой, собственно, и  начиналось понятие конкурентоспособности. Чаще всего под конкурентоспособностью продукции понимают такое сочетание  потребительской стоимости (полезности для потребителя) и стоимости  потребления (цена товара и затраты  на эксплуатацию), которое обеспечивает продукции успех на рынке по сравнению  с такой же продукцией других поставщиков  [8].

Первоначально конкурентоспособность  товара ассоциировалась с его  качеством, но затем ее стали определять совокупностью характеристик, которые учитываются потребителем в результате сравнения с товарами-аналогами.

Конкурентоспособность на микро - (предприятия, организации) и мезо- уровне (объединения предприятий, отрасли) определяется характеристиками, отличными от используемых при анализе конкурентоспособности товара.

Понятие конкурентоспособности применительно к организациям и предприятиям связываются, в первую очередь, с понятием эффективности их деятельности. Основная предпосылка конкурентоспособности предприятий – производство и реализация конкурентоспособных товаров, однако для реализации данной предпосылки необходима эффективная организация работы на рынке.

Если обобщить существующие точки зрения по данному вопросу, то конкурентоспособностью обладают те хозяйствующие субъекты, которые эффективно функционируют и предоставляют потребителю конкурентоспособные товары и услуги.

 

Вопросы, касающиеся конкурентоспособности отрасли и факторов, ее определяющих, были наиболее подробно рассмотрены Майклом Портером. По его мнению, она   определяется   наличием   у   отрасли   конкурентных   преимуществ, выражающихся в возможности производить с издержками не выше мирового уровня продукцию высокого качества и поставлять ее на мировой конкурентный рынок в оптимальные сроки.

На следующем макроуровне конкурентоспособность рассматривается применительно к регионам и странам. Конкурентоспособность региона зависит от того, насколько эффективно в нем используются имеющиеся ресурсы,  и может быть выражена в таком понятии,  как валовой региональный продукт. Чаще всего экономисты сосредоточивают свое внимание на анализе макроэкономических условий деятельности предприятий на уровне национальной экономики. При этом делается вывод, что указанные макроэкономические условия, в конечном счете, и обуславливают степень конкурентоспособности предприятий, базирующихся в соответствующих странах, в ходе международной торговли.

В рамках данной работы мы рассмотрим подробнее понятие конкурентоспособности  предприятия как имеющее непосредственное отношение к теме работы, а так  же затронем понятие конкурентоспособности  продукции, их взаимосвязь и различия.

Конкурентоспособность предприятий  как самостоятельных хозяйствующих  субъектов рассматривается современными теоретиками в основном в рамках конкурентоспособности продукции  и/или международной торговли. Однако конкурентоспособность конкретного  предприятия определяется множеством прочих факторов,  которые необходимо учитывать.

Не вызывает сомнений тот факт, что  конкурентоспособность продукции  оказывает существенное влияние  на конкурентоспособность предприятия. При этом конкурентоспособность  предприятия является намного более  емким понятием и включает в себя множество аспектов деятельности помимо производимой продукции: менеджмент, маркетинги т.д. В силу этого, на наш взгляд, неправомерно сведение конкурентоспособности предприятия  только к конкурентоспособности  его продукции.

То же самое можно отметить и  в отношении международной конкурентоспособности. Макроэкономические условия хозяйствования в стране базирования оказывают огромное влияние на конкурентоспособность предприятия на международном уровне, однако не всегда полностью определяют его конкурентоспособность. Макроэкономические условия создают основу для достижения конкурентных преимуществ. Реализация сложившихся предпосылок для достижения высокой конкурентоспособности конкретного предприятия зависит от множества прочих факторов.

Взаимосвязь понятий конкурентоспособности товара и конкурентоспособности предприятия можно определить как отношение части и целого. Предприятие, производящее конкурентоспособную продукцию, при этом может обладать низким уровнем конкурентоспособности, если затраты на производство возмещаются исключительно выручкой от реализации. Такая ситуация имеет место при реализации продукции по демпинговым ценам.

Основные определения  конкурентоспособности предприятия  представлены в табл. 1.3.

 

Таблица 1.3.

Основные определения  конкурентоспособности предприятия

 

Определение

Автор

1

Реальная и  потенциальная способность фирмы  в соответствующих условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым  характеристикам в комплексе  более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов.

Европейский форум  по проблемам управления [20]

2

Свойство субъекта рыночных отношений выступать на рынке  наравне с присутствующими там конкурирующими субъектами рыночных отношений.

М. Портер [18]

3

Совокупность  свойств и характеристик маркетинговых, производственно-технологических, финансово-экономических  и организационных бизнес-процессов, позволяющих обеспечить эффективность  функционирования предприятия на рынках товаров, капитала и труда при  различных изменениях внешней и  внутренней среды.

Ю.Я. Еленева [101]

4

Многоаспектное  понятие, характеризующее динамическое, управляемое свойство фирмы, определяемое совокупностью конкурентных преимуществ  и слабостей, в том числе формируемых  факторами внешней экономической  среды и выраженное на внешнем  и внутреннем рынках товаров, капитала и труда в рассматриваемый период времени.

Н.А. Савельева[21]

5

Обобщающая характеристика деятельности предприятия, отражающая уровень эффективности использования  экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических  ресурсов конкурентами.

Д.С. Воронов [8]


 

 

Исходя из представленных определений, можно сделать следующие  выводы о сути понятия конкурентоспособности:

    1. Конкурентоспособность проявляется на рынке;
    2. Понятие «конкурентоспособность» обладает свойством универсальности и распространяется как на объект рыночных отношений (товар, услуга), так и на субъект (организация, отрасль, страна);
    3. Конкурентоспособность обладает многоуровневостью (товарный, микроуровень, мезоуровень, макроуровень);
    4. Конкурентоспособность объектов и субъектов хозяйственной деятельности находится в динамичном и неустойчивом состоянии в результате постоянных изменений конкурентной среды;
    5. Конкурентоспособность – относительная величина, базой для сравнения выступают аналогичные показатели конкурентов;
    6. Конкурентоспособность продукции и предприятия соотносятся как часть и целое.

 

      1. Факторы конкурентоспособности

 

На конкурентоспособность  предприятий воздействует множество  различных факторов – как внутренних, так и внешних, степень влияния  этих факторов различна и со временем может меняться. Установление и анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность  – важный момент управления организацией.

Фактор конкурентоспособности - непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности [14, с.29].

Не существует единого мнения о  классификации факторов конкурентоспособности, так как есть много признаков, по которым они могут быть классифицированы, но в основном все варианты базируются на системе, предложенной Майклом Портером, и иногда несколько ее видоизменяют и совершенствуют.

Портер связывает факторы конкурентоспособности  с факторами производства – человеческими  ресурсами, физическими, ресурсами  знаний, денежными ресурсами и  инфрструктурой. 

Основа его классификации –  это деление факторов на внутренние в внешние. Внешние факторы – социально–экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам  более привлекательна. Внутренние факторы – это объективные критерии, определяющие возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности

Все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, М. Портер предлагает делить на несколько типов [17].

    1. по приоритетности воздействия - основные и развитые. Основные факторы – это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила. Развитые факторы – современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры, высокотехнологичные производства;
    2. в зависимости от степени специализации все факторы конкурентоспособности делятся на общие и специализированные. Общие факторы – система автомобильных дорог, дебетный капитал, персонал с высшим образованием, могут быть использованы  в широком спектре отраслей. Специализированные факторы – это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных областях знания;
    3. в зависимости от источника возникновения: естественные и искусственно созданные. К естественным факторам относятся природные ресурсы, географическое положение, а к искусственно созданным – техника, технология, экономическая среда и др.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятия на примере стоматологии Х города Москвы