Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 23:27, реферат
Целью курсовой работы является исследование особенностей позиционирования товара на рынке и разработка стратегии позиционирования на примере конкретного предприятия. При проведении исследования настоящей темы использовались методы анализа и синтеза, логический, сравнительный, системно-структурный. В ходе работы проведено исследование процесса позиционирования товара на примере конкретного предприятия и разработаны мероприятия по повышению эффективности управления процессом позиционирования. Областью возможного практического применения являются организации розничной торговли.
Введение…………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы позиционирования товаров на рынке……………..
1.1 Понятие позиционирования и его роль в деятельности предприятия………
1.2 Критерии позиционирования…………………………………………………
1.3 Методика позиционирования товара на рынке………………………….......
2 Позиционирование товара на примере КУП «Минскхлебпром», Хлебозавод №3………………………………………………………………………………….
2.1 Организационно–экономическая характеристика КУП «Минскхлебпром», Хлебозавод №3…………………………………………………………………
2.2 Разработка и реализация стратегии позиционирования на предприятии….
3 Пути повышения эффективности позиционирования товара на рынке……
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………………
Примечание – Источник: [собственная разработка]
В данных таблицах
было проанализировано, какие товары
и в каком количестве были
произведены и планируются
Предприятие намеривается
и далее производить
Основные экономические показатели деятельности Хлебозавода №3 представлены в аналитической таблице 1, Приложение 4. Источником для построения таблицы послужила статистическая отчетность и бухгалтерский баланс (Приложение 5, 6).
Таким образом, на предприятии наблюдается положительная тенденция, т.к. произошел рост в 2010 году по сравнению с 2009 годом таких показателей, как материалоотдачи, рентабельности продаж, фондорентабельности, снижение затрат на 1 рубль товарной продукции, материалоемкости. Наблюдается также отрицательная тенденция по таким показателям как снижение фондоотдачи и фондовооруженности, рост фондоемкости, снижение числа оборотов, рост продолжительности 1 оборота. Необходимо более эффективно использовать основные фонды, уменьшать время простоев оборудования, увеличивать загрузку оборудования.
2.2 Разработка и реализация стратегии позиционирования на предприятии
Большинство ныне существующих предприятий хлебной отрасли создавались в советские времена, когда рынок функционировал по законам производителя. Кроме этого хлеб всегда являлся и является базовым продуктом повседневного спроса, неэластичным по цене. Все это служит причиной инертности данной отрасли, которая до сих пор функционирует без использования современных инструментов маркетинга. В частности, для хлеба не используется позиционирование, брендинг и реклама.
По результатам маркетингового исследования, представленным в таблицах 1 и 2, выяснилось, что потребители хлеба делятся по предпочтениям в зависимости от пола, возраста и семейного положения. Выделяются следующие целевые группы:
1. Мужчины не зависимо от семейного положения и возраста. Предпочитают покупать пшеничный хлеб в форме "кирпич", батон, тостовый, лаваш, и украинский хлеб. Если это женатый мужчина, то для него хлеб может покупать супруга;
2. Не замужние женщины старше 22 лет. Употребляют полезные для здоровья ржаные и злаковые хлеба. Больше всего предпочитают Бородинский хлеб;
3. Молодые люди до 22 лет (мужчины и женщины) еще не думающие о здоровье, так как в их возрасте со здоровьем обычно все в порядке. В хлебе для них главное - вкус, а не полезность. Они выбирают продукты вкуснее и свежее.
Таблица 3 - Предпочтения респондентов по видам хлеба в зависимости от пола и семейного положения
Предпочтения потребителей по наименованиям хлебов |
женат / замужем / гражданский брак |
холост / не замужем |
Общие итоги | |||||||
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж. | |||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Хлеб в форме кирпич из муки 1, 2 или высшего сортов |
16 |
76 |
15 |
94 |
3 |
38 |
8 |
89 |
42 |
78 |
Бородинский |
7 |
33 |
5 |
31 |
6 |
75 |
2 |
22 |
20 |
37 |
Батон |
3 |
14 |
5 |
31 |
2 |
25 |
2 |
22 |
12 |
22 |
Столовый подовый |
2 |
10 |
4 |
25 |
2 |
25 |
1 |
11 |
9 |
17 |
Бацькоуски |
5 |
24 |
1 |
6 |
|
|
1 |
11 |
7 |
13 |
Тостовый |
2 |
10 |
2 |
13 |
|
|
2 |
22 |
6 |
11 |
Зерновой |
2 |
10 |
|
|
1 |
|
|
|
3 |
6 |
Лаваш / лепешки |
|
|
2 |
13 |
|
|
|
|
2 |
4 |
Хлеб на сыворотке |
|
|
|
|
1 |
13 |
|
|
1 |
2 |
Общие итоги |
21 |
100 |
16 |
100 |
8 |
100 |
9 |
100 |
54 |
100 |
Примечание – Источник: [собственная разработка]
Таблица 4 - Предпочтения респондентов по видам хлеба в зависимости от возраста
Предпочтения потребителей по наименованиям хлебов |
Сегментация по возрасту | |||||||||
от 18 до 22 лет |
от 23 до 35 лет |
от 36 до 45 лет |
более 46 лет |
Общие итоги | ||||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Хлеб в форме кирпич из муки 1, 2 или высшего сортов |
9 |
75 |
23 |
77 |
6 |
75 |
4 |
100 |
42 |
78 |
Бородинский |
3 |
25 |
13 |
43 |
4 |
50 |
|
|
20 |
37 |
Батон |
2 |
17 |
6 |
20 |
3 |
38 |
1 |
25 |
12 |
22 |
Столовый подовый |
2 |
17 |
4 |
13 |
2 |
25 |
1 |
25 |
9 |
17 |
Бацькоуски |
|
|
5 |
17 |
1 |
13 |
1 |
25 |
7 |
13 |
Тостовый |
1 |
8 |
4 |
13 |
|
|
1 |
25 |
6 |
11 |
Зерновой |
1 |
8 |
2 |
7 |
|
|
|
|
3 |
6 |
Лаваш / лепешки |
|
|
2 |
7 |
|
|
|
|
2 |
4 |
Хлеб на сыворотке |
1 |
8 |
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
Общие итоги |
12 |
100 |
30 |
100 |
8 |
100 |
4 |
100 |
54 |
100 |
Примечание – Источник: [собственная разработка]
Для поиска идеи позиционирования
обратимся к критериям
Рассмотрим критерий позиционирования "противопоставление конкурентам". В результате анализа конкурентов выяснилось, что они никак себя не позиционируют на рынке и не рекламируются, поэтому КУП «Минскхлебпром», Хлебозавод №3 может занять любую позицию, следовательно, требуется использование другого критерия позиционирования.
Критерий по атрибутам позволил выявить большой объем информации, достаточный для выработки идеи позиционирования. Атрибуты перечислены в таблице 5.
Таблица 5 - Атрибуты рекламируемого продукта "хлеб"
Характеристики товара |
Выгоды для потребителя |
Ассоциации | |
Ситуации использования |
Пользователи | ||
сорт муки, вес, форма, срок хранения, нарезка, упаковка, этикетка, логотип с пекарем, цена, свежесть, вкус, запах цвет корочки, состояние мякиша, пористость, эластичность. |
утоление голода утоление голода за меньшие средства (меньше мяса - больше хлеба) нет необходимости резать хлеб этот хлеб подходит по вкусу к любому блюду (соленому или сладкому) экономия, т.к. этот хлеб дешевле других видов хлеба с хлебом можно много еще чего съесть этот хлеб всегда и везде есть в продаже, т.е. легкодоступный гарантия безопасности употребления этого хлеба, т.к. качество соответствует ГОСТу |
завтрак дома, обед дома или на работе, ужин дома, пикник на природе, перекус на даче, перекус во время тяжелой физической работы |
муж и жена, дети гости семьи, голодный человек |
Примечание – Источник: [собственная разработка]
Так как пшеничный хлеб всех производителей существенно не отличается друг от друга ни ценой, ни качеством, то стратегия позиционирования по цене и качеству не подходит. По характеристикам товара тоже, так как по составу и вкусу хлеб мало различим. Соответственно и выгоды для потребителя мы никакие предложить не можем в такой ситуации равенства продукта с продуктами конкурентов.
Возможно применение двух стратегий позиционирования:
В соответствии с выбранными стратегиями возможные варианты слоганов представлены в таблице 6. Естественно, что в конечном итоге, к моменту начала реализации стратегии позиционирования, нужно выбрать какой-то один вариант позиционирования.
Таблица 6 - Варианты слоганов для вариантов позиционирования по ситуации использования и по персонажу
Вид позиционирования |
Слоган |
Рациональные слоганы к позиционированию "по ситуации использования" |
Хлеб в каждом доме Пусть всегда будет сытость С хлебом по жизни С хлебом сытно Создан для того, чтобы быть съеденным Без хлеба не обедают |
Эмоциональные слоганы к позиционированию "по ситуации использования" |
Полезный хлеб для Вашего здоровья Хлеб на здоровье Мы знаем все о хлебе Солнце на небе, хлеб на столе |
Эмоциональные слоганы к позиционированию "по типажам и персонажам" |
Сделано с душой Выпекается каждое утро для вас С уважением к хлебу |
Примечание – Источник: [собственная разработка]
Идея видеоролика (позиционирование по ситуации потребления).
Раннее утро, восход солнца. Лучи падают на колосья пшеницы. Далее изображение в месте с лучами солнца переносится через окно в дом, и лучи освещают стол. В этот момент мужчина нарезает хлеб на столе и вместе с маленьким сыном садятся завтракать. Завтрак простой (мужской, например хлеб с молоком), т.к. мама любит рано утром поспать. Они с радостью встречают новый день, т.е. нужно показать хорошие эмоции и в конце логотип "Минскхлебпром" и слоган: "День начинается с Нами!"
Идеи печатной рекламы (позиционирование по ситуации потребления).
На плакатах изображены разные потребители - представители разных целевых групп и разные ситуации потребления с соответствующим данной целевой аудитории видом хлеба.