Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:08, курсовая работа
Целью исследования является изучение особенностей позиционирования товара на рынке на примере компании ООО «Сибекс».
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу позиционирование товара на рынке;
2.Описать процесс позиционирования на рынке;
3. Выявить проблемы разработки стратегии позиционирования
4.Определить позицию товаров ООО «Сибекс».
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы позиционирования товаров на рынке........6
1.1 Сущность позиционирования, ключевые концепции и идеи………………....6
1.2 Процесс позиционирования товара...………………………………………....13
1.3 Проблемы разработки стратегии позиционирования……………..…………16
1.3.1 Определение текущей позиции……………………………………….17
1.3.2 Выбор желаемой позиции……………………………………………..21
1.3.3 Разработка стратегии для достижения желаемой позиции…………23
Глава 2. Разработка и реализация стратегии позиционирования на предприятии (на примере ООО «Сибекс»)……………….……………………25
2.1 Описание компании и товара………………………………………………….25
2.2 Стратегия позиционирования ООО «Сибекс»………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………...…44
Список использованной литературы………
Основные результаты исследования:
Исследование было проведено на территории г. Томск. Объектом исследования были женщины от 18 до 60 лет и мужчины от 40 до 60 лет, со средним и высоким уровнем дохода. Выборка составила 600 человек, однако, для того, чтоб опросить 600 подходящих респондентов, интервьюером было сделано посещенин различных аптек с высокой проходимостью. Данные были составлены с помощью расшифровки записи на диктофон, заполняемых интервьюером в ходе полевых работ.
При
проведении исследования во внимание
принимались такие
В
ходе исследования было опрошено 400 женщин,
из них 30% составили девушки в
возрасте от 18 до 30 лет (n=180); 40% - женщины
в возрасте от 31 года до 50 лет (n=240); 10% - от
51 года до 60 лет (n=60) и 20% мужчин от 41 года
до 60 лет (n=120) (Рисунок 2.1.). Данные группы
являются количественно достаточными
для статистического анализа.
Рис. 2.1 – Распределение респондентов по половозрастному признаку, N=600, %.
С тем, что растительные экстракты обладают лечебно-профилактическими свойствами согласилось большинство респондентов 96, 33% (n=578), «возможно» – ответили 5 мужчин, что составило 0,83%, не согласились с данным утверждением 2% (n=12), ответ «не знаю» составил 0,83% (n=5). N=600. Для удобства проиллюстрируем данные на рисунке 2.2.
Рис. 2.2 – Результаты ответов на первый вопрос о том, обладают ли растительные экстракты лечебно-профилактическими свойствами. (N=600 %)
На второй
вопрос анкеты, о наиболее важном свойстве
растительных экстрактов, респонденты
ответили следующим образом (Рисунок 2.3).
Можно сказать, что здесь очевидного ответа
не наблюдается, потому что, такие свойства
как успокаивающее, профилактическое
и иммуностимулирующее находятся на примерно
одинаковом уровне (20-30%), здесь респонденты
также давали свои ответы, например, регенирирующее
действие, антисептическое и др., доля
таких ответов составила 5,33% (n=32).
Рис.
2.3 – Свойства растительных экстрактов,
(%)
Основным
свойством экстракта сибирской
пихты респонденты назвали –
антиоксидантное действие 40% (n=240), снижает
вредное воздействие негативных факторов
внешней среды – 26,67% (n=160), повышает уровень
гемоглобина – 3,67% (n=22), а также 106 человек
(17,67%) ответили «не знаю» и 4,5% за все варианты(Рисунок
2.4).
Рис.
2.4– Основное свойство экстракта сибирской
пихты, %
Четвертый вопрос был открытым вопросом и ответы на вопрос – «Какими растительными экстрактами Вы пользуетесь?»,проиллюстрируем на рисунке 2.5.
Рис. 2.5 – растительные
экстракты, которыми пользуются респонденты,
(человек)
К категории масла, респонденты отнесли следующие виды: репейное, персиковое, оливковое, чайного дерева, кедровое, сандаловое, апельсиновое.
Также популярными ответами были: алое, бальзамы, валерьяна, мята, настойки, шиповник, шалфей и др.
И,
наконец, на вопрос о том, знакомы
ли с торговой маркой «Сибекс», 83% респондентов
(n=500) ответили нет, положительно дали свой
ответ всего 9,83% (n=59), из них, большинство
66,1%(n=39) это женщины в возрасте
от 30 – 50 лет. Слышали о такой торговой
марки, но не пользовались 6% (n=36).
Рис.
2.6 –Лояльность респондентов к экстрактам
сибирской пихты ТМ «Сибекс», %
По отношению ко всем категориям продукции наиболее приоритетные характеристики остаются неизменными: вкусовые качества, внешний вид продукта, срок хранения и цена.
Уровень осведомленности потребителей о местных производителях
Для выявления узнаваемости респондентами местных производителей женщинам было предложено перечислить знакомые марки переработанной продукции из пихты.
Общий
уровень осведомленности о
Таблица 2.2 - Общий уровень осведомленности о местных производителях
Местные производители | Количество |
Арго (абисиб) | 24 |
Биолит (флорента) | 5 |
Сибирское здоровье | 2 |
Пихтовит | 1 |
Сибекс | 17 |
Не обращают внимание на производителя | 3 |
Не знают | 548 |
Всего | 600 |
Причины покупки/не покупки плодоовощной продукции марки «Сибекс»
Причины не покупки:
Респондентам, не покупавшим продукцию марки «Сибекс» любой из продукции мы предложили указать причины, по которым они не совершали покупку продукции данной марки. В общей сложности таковых респондентов оказалось 500 человек (n) от общей выборки в 600 опрошенных (N), что составило 83,3%. Основные причины не покупки указанной продукции представлены в таблице 4.
Таблица 2.3 - Причины не покупки продукции марки «Сибекс», (N=600)
Варианты ответов | Количество |
Никогда не слышал о такой марке | 500 |
Привыкли к другим маркам | 35 |
заготавливаю дома | 12 |
Другое | 10 |
Не интересовалась /не обращала внимание | 43 |
Всего | 600 |
Источники получения информации о продукции марки
Для определения источников получения информации о продукции были опрошены респонденты, покупавшие продукцию данной марки и респонденты, не покупавшие, но знающие о существовании такой марки продукции.
При этом можно отметить, что респонденты всех возрастов в равной степени увидели продукцию прямо в магазине. От родственников и знакомых чаще узнают женщины до 50 лет - от 12,5% до 18,6% в каждой возрастной группе, также информацию о компании видели по телевизору.
Рекомендации
В целом, все рекомендации можно объединить в следующие категории:
Слабостью торговой марки является то, что в настоящее время она слабо выделяется в сознании потребителей на фоне конкурентов. Неспособность ярко выделиться на фоне конкурентов снижает вероятность запоминания торговой марки, уменьшает привлекательность торговой марки для потребителей, а также снижает частоту повторных покупок удовлетворенными покупателями. В результате, зачастую продукция покупается импульсивно, а не на основе детерминированного выбора марки «Сибекс».
Для дальнейшего эффективного развития рекомендуется выделить такую характеристику продукции, которая могла бы наиболее эффективно позиционировать товар в сознании покупателей на фоне конкурентов, т.е. быть актуальной для рынка, простой и легко запоминающейся. Выделив такую характеристику, рекомендуется последовательно позиционировать ее через все доступные каналы коммуникации.
На наш взгляд, некоторая модификация концепции позиционирования будет способствовать более быстрому укреплению ТМ «Сибекс» в сознании потребителя.
Исходя из результатов исследования и учитывая особенности товарной группы, можно использовать следующие основные методы продвижения торговой марки «Сибекс»:
Результаты исследования свидетельствуют о том, что большинство респондентов принимает решение о том, какую продукцию купить, именно в местах продаж. Импульсивный характер покупок определяет то, что на конечную покупку оказывает влияние в большей степени упаковка продукции, внешний вид (консистенция) продукции, а также информационные материалы, доступные потребителю в момент покупки. Размещение в местах реализации рекламно-информационных материалов (POS-материалов) будет способствовать не только росту продаж, но и большей узнаваемости торговой марки. Размещаемые материалы должны обязательно содержать логотип торговой марки, название, а также отражать ключевое позиционирование торговой марки. Вид POS-материалов можно выбрать в зависимости от особенностей текущей дистрибуции продукции.
Более
того, превалирующее число
Опыт работы в сфере реализации потребительских товаров свидетельствует о том, что одним из наиболее эффективных методов стимулирования продаж являются специальные мероприятия по стимулированию сбыта. Специальные акции способствуют не только скачку продаж в период их проведения, но и большей узнаваемости бренда. Спектр приемов, которые могут быть использованы, очень широк. К примеру, можно организовать следующие акции:
Большинство
покупателей, если у них нет устойчивого
предпочтения определенной торговой марки,
принимают решение о покупке
непосредственно в магазине. Используя
психологические особенности
Данная акция нацелена, в первую очередь, на регулярных потребителей данной категории продуктов (очень важную целевую группу для завоевания лояльности). Смысл акции заключается в том, что потребители должны копить штрих-коды (этикетки, крышки) или другие элементы упаковки; при накоплении определенного количества штрих-кодов – покупатели получают специальные гарантированные призы. Это будет стимулировать покупателей регулярно приобретать продукцию только данной марки.
В дополнение, рекомендуется вести регулярную работу по установлению связей с общественностью. Размещение в СМИ информации о фирме и ее деятельности, производящих продукцию под данной торговой маркой будет способствовать дальнейшему укреплению этой марки. В PR следует продолжать уделять внимание экологической чистоте и полезности местной продукции, а также акцентировать внимание на том, что, покупая продукцию марки «Сибекс», потребитель поддерживает местных производителей (взывать к патриотическим чувствам людей).