Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:24, дипломная работа
В настоящее время стремительные и глобальные по масштабам развитие рыночных отношений, становление демократических институтов, осуществление важных политических мероприятий и другие проявления жизни современного общества создают немало актуальных проблем. Для их успешного решения необходимо целенаправленное формирование общественного мнения. Правовое регулирование ПР – деятельности осуществляется, главным образом, в сфере регулирования деятельности средств массовой информации, в избирательном законодательстве, в Конституции Российской федерации и в нормативно правовых актов по отдельных смежных ПР – деятельности сферах. Наиболее значимым аспектом в рамках данного направления является регулирование поведения средств массовой информации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
РОЛЬ И МЕСТО СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЗЕЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ……………………………………………………………6
Особенности профессионального статуса Паблик Рилейшнз и необходимость его правового закрепления………………………………………..6
Конституционно – правовые основы профессиональной деятельности Паблик Рилейшнз ………………………………………………….21
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ МИССИИ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ…………………………………………………………….27
Правовое регулирование информационной деятельности ПР–специалиста…………………………………………………………………………27
Рекламные коммуникации как объект правового регулирования………………………………………………………………….......32
Правовое регулирование ПР – коммуникации в свете нормативных требований ФЗ «Об авторских и смежных правах» …………………………… 45
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЯ ПР – СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………............59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………71
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………………………………………………....75
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ИСТОЧНИКИ И
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время стремительные и глобальные по масштабам развитие рыночных отношений, становление демократических институтов, осуществление важных политических мероприятий и другие проявления жизни современного общества создают немало актуальных проблем. Для их успешного решения необходимо целенаправленное формирование общественного мнения. Правовое регулирование ПР – деятельности осуществляется, главным образом, в сфере регулирования деятельности средств массовой информации, в избирательном законодательстве, в Конституции Российской федерации и в нормативно правовых актов по отдельных смежных ПР – деятельности сферах. Наиболее значимым аспектом в рамках данного направления является регулирование поведения средств массовой информации.
Средства массовой информации, и массовые коммуникации в целом, являются неотъемлемой составной частью ПР – деятельности в силу специфики данной сферы общественной жизни. Без позитивного паблисити и притягательного имиджа организации не сможет занять достойного места на рынке любых товаров и услуг. Правильное использование методологии и способов связей с общественностью позволяет многим предприятиям и организациям укрепить свои рыночные позиции, повысить конкурентный статус и утвердить положительный имидж в среде партнеров по бизнесу. Так в мировом арсенале средств оптимизаций социальных отношений сформировалась целая совокупность методов и средств, которые входят в систему Паблик Рилейшнз. Паблик Рилейшнз – это неотъемлемая часть эффективного управления любой организационной формой деятельности.
Объект исследования является основы правового регулирования Паблик Рилейшнз, предметом – комплексное изучение основных тенденций и особенности правового развития Паблик Рилейшнз в современной России. Целью исследования служит всесторонний анализ правового регулирования Паблик Рилейшнз в Российской Федерации. Обозначенная цель реализуется по средствам решения следующих исследовательских задач:
В числе доминирующих методов исследования автор использует комплексный, структурно – функциональный методы анализа, а также методы сравнительно – правового и исторического анализа.
К базовым категориям и понятиям исследуемого предмета в первую очередь мы относим такие, как ПР – услуги, паблисити, правовое регулирование, конституционные основы, правовые аспекты, нормативно – правовые акты, аналитическая работа, теоретическая и сущностная интерпретация которых представлена в основной части работы.
В процессе исследования
автор опирался на анализ таких
базовых юридических источников
В современных условиях возникает проблема обеспечения правового регулирования. Достижение этой цели предполагает, в частности, обеспечение условий для того, чтобы ПР – мероприятия не ущемляли права и интересы, как отдельных граждан, так и общества в целом. Кроме того, ПР – специалистам необходимы четкие представления об объеме и пределах своей профессиональной компетенции. Следовательно, основная задача – создание соответствующего нормативного поля.
Тем не менее, сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что Паблик Рилейшнз в России слабо урегулирован законодательством, несмотря на признаваемое исследователями наличие такой необходимости.
Данная тема пока не нашла широкого и всестороннего отражения в теоретических разработках российских специалистов, так как российская школа Паблик Рилейшнз находится на этапе становления. Вместе с тем, среди наиболее значимых работ зарубежных и российских специалистов в области теории и практики связей с общественностью автор отмечает труды Блэка С., Дорский А. Ю., Чумикова А.Н., Почепцова Г.Г., Синяевой И.М., Алешиной И.В., Варакуты С.А., Егорова Ю.Н., Бочарова М.П., Уткина Э.А.
1.1. Особенности профессионального статуса Паблик Рилейшнз и необходимость его правового закрепления
Понятие Паблик Рилейшнз, еще недавно малоизвестное и непривычное для бывшей советской культуры и ментальности, в последние годы буквально ворвалось в нашу жизнь. Написано уже десятки книг на эту тему, публикуются статьи и материалы на страницах журналов и газет, создаются курсы, проводятся отдельные семинары и конференции, устраиваются шумные презентации. В России и других странах СНГ основаны национальные ассоциации Паблик Рилейшнз. Словом, данное понятие вошло в моду, стало настоящей визитной карточкой новых времен. И в этом нет ничего удивительного. Весь цивилизованный мир уже не просто привык к нему, но и превратил Паблик Рилейшнз в эффективную работающую науку и искусства достижения взаимопонимания и согласия между разнообразными субъектами жизни гражданского общества.
Одно из самых развернутых определений Паблик Рилейшнз, концентрирующее внимание на функциях ПР – деятельности, было дано в заявление Ассоциациях общественных отношений Америки (ПРСА анг.) от 06.11.1982г. « Способствуя достижения взаимопонимания между отдельными группами о организациями, Паблик Рилейшнз помогают наше сложному плюралистическому обществу принимать решения и поступать эффективнее. Они обеспечивают гармонию частной и общественной деятельности. Паблик Рилейшнз служит многим социальным институтам: предприятиям, профсоюзам, государственным учреждениям, добровольным ассоциациям, фондом больницам образовательным и религиозным организациям. Для достижения своей цели эти институты должны налаживать прочные связи с различными аудиториями и социальными группами: рабочие, члены различных объединений, потребителями, местными общинами, различными аукционерами и д.р., а также с обществом в целом. Достижение целей организации требуется от руководства понимания сути отношений и ценностей людей, с которыми они общаются. Сами цели обусловлены внешней средой. Специалист по Паблик Рилейшнз выступает в роли советника руководителя и, будучи посредником, помогает переводить его собственные цели и намерения на понятный, приемлемый для общественности язык политики.»1
Иначе говоря, Паблик Рилейшнз, способствует становлению взаимопонимания между отдельными группами и организациями, помогают нашему сложному плюралистическому обществу принимать решения и действовать более эффективно. Они обеспечивают гармонизацию частной общественной деятельности и служат многим общественным институтом: предпринимательством, профсоюзам, правительственным учреждениям и д.р. 2
Приведем наиболее типичные определения, которые характеризуют Паблик Рилейшнз с разных точек зрения.
По мнению С. Блэка, «Паблик Рилейшнз – это неотъемлемая часть эффективного управления любой организационной формой деятельности».3 Правильное использование методологии и способов связей с общественностью позволяет многим предприятиям и организациям укрепить свои рыночные позиции, повысит свой конкурентный статус и утвердить свой положительный имидж в среде партнеров по бизнесу. Так, по мнению известного ученого Сэма Блэка, лучшим из ныне существующих определений является мексиканское заявление, с которым представители более чем 30 национальных и региональных ассоциаций Паблик Рилейшнз выступили в Мехико 11 августа 1978 года. «Паблик Рилейшнз» – это искусство и наука анализа тенденций и осуществление программ действий в интересах и организаций и общественности4. Кроме того, Сэм Блэк приводит и объяснение этого термина, содержащееся в международном словаре Уэбстера: «Паблик рилейшнз» – это содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей и обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена и оценки общественной реакции».5 Сам же Сэм Блэк предпочитает следующее определение: «Паблик рилейшнз – это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности».6
Достаточно краткое и емкое определение дает И.М. Синяева: «Паблик рилейншз – это система связей с общественностью, предполагающая многократную деятельность по улучшению взаимоотношений между организацией (фирмой) и общественностью, а также с теми, кто вступает с ней в деловой контакт как внутри, так и за ее пределами».7
Еще одно определение Паблик Рилейшнз дает И.В. Алешина, рассматривая его сточки зрения теории управления: «Паблик Рилейшнз – это функция менеджмента, которая оценивает отношения общественности, идентифицирует политику и действия индивидуума или организации с общественными интересами и реализует программу действий для обретения общественного понимания и принятия».8 В журнале «Экономика и жизнь» приводится определение Паблик Рилейшнз. Паблик Рилейшнз – это искусство формирования благоприятных отношений к фирме путем формирования представлений о том, что фирма выпускает и продает товар в интересах покупателей, а не продавца.9
Подробное определение, по сути раскрывающее основные функции Паблик Рилейшнз, дают известные ученые А.Н. Чумиков и М, П. Бочаров: Паблик Рилейшнз – это особая функция управления, которая способствует установлению поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и ее общественностью, решению различных проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него, быть готовым к людям переменам и использовать их наиболее эффективно; определяет главную задачу руководства, служить интересам общественности – делает на ней особый упор; выполняет роль «системы раннего оповещения» об опасности и помогает, справится с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общения в качестве основных средств деятельности.10
В понимании и трактовке существа вопроса среди ученых нет единого мнения. По некоторым оценкам, существует более четырехсот определений Паблик Рилейшнз. Пока не стоит и говорить о том, что эта дисциплина сформировалась как отрасль знаний. До создания канонизированных, академических трудов в этой области еще далеко. Не все еще разложено по полочкам, и многое подлежит изучению. Тем не менее, одно из самых общих определений коммерческих Паблик Рилейшнз, предложенные в интегративном словаре терминов и понятий по общепрофессиональным учебным дисциплинам специальности Связи с общественностью может звучать так: «Паблик Рилейшнз – деятельность организации, обеспечивающая доброжелательные контакты с другими организациями и отдельными гражданами, стимулирующая взаимопонимание между ними. Обеспечивается предоставлением информации, контактами, представительскими мероприятиями и другим комплексом связей с различными сегментами общества». 11
А вот известный ученый Г. Почепцов, высказывает свое определение связей с общественностью: «Паблик Рилейшнз как наука занимает организацией коммуникативного пространства современного общества». А вот американское общество Паблик Рилейншз так видит свои задачи: «Паблик Рилейшнз помогает комплексному, плюралистическому обществу принимать решения и функционировать более эффективно путем достижения взаимопонимания между группами и учреждениями. Она помогает гармоничному сочетанию частных и общественных интересов»12. Чем обусловлена такая роль Паблик Рилейшнз? Современное общество в сильной степени зависит от коммуникативной деятельности. Президенты определяют время своего приезда в чужую страну с учетом того, чтобы попасть в соответствующий выпуск новостей. Например, выборы в парламент – это борьба коммуникаций. Распад СССР некоторые исследователи (например, группа Сергея Кургиняна) связывают с его поражением в коммуникативной «холодной» войне, в результате чего западная символика сменила символику предыдущего периода.13 Поэтому Паблик Рилейншз мы также можем рассматривать как наука об управлении общественным мнением.