Правовые основы деятельности профессиональной сферы связей с общественностью в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:24, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время стремительные и глобальные по масштабам развитие рыночных отношений, становление демократических институтов, осуществление важных политических мероприятий и другие проявления жизни современного общества создают немало актуальных проблем. Для их успешного решения необходимо целенаправленное формирование общественного мнения. Правовое регулирование ПР – деятельности осуществляется, главным образом, в сфере регулирования деятельности средств массовой информации, в избирательном законодательстве, в Конституции Российской федерации и в нормативно правовых актов по отдельных смежных ПР – деятельности сферах. Наиболее значимым аспектом в рамках данного направления является регулирование поведения средств массовой информации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
РОЛЬ И МЕСТО СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЗЕЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ……………………………………………………………6
Особенности профессионального статуса Паблик Рилейшнз и необходимость его правового закрепления………………………………………..6
Конституционно – правовые основы профессиональной деятельности Паблик Рилейшнз ………………………………………………….21
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ МИССИИ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ…………………………………………………………….27
Правовое регулирование информационной деятельности ПР–специалиста…………………………………………………………………………27
Рекламные коммуникации как объект правового регулирования………………………………………………………………….......32
Правовое регулирование ПР – коммуникации в свете нормативных требований ФЗ «Об авторских и смежных правах» …………………………… 45
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЯ ПР – СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………............59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………71
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………………………………………………....75

Файлы: 1 файл

Диплом Правовые основы деятельности профессиональной сферы связей с общественностью в современной Росии..doc

— 424.00 Кб (Скачать файл)

 

  ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

  1. РОЛЬ И МЕСТО СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЗЕЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ……………………………………………………………6
    1. Особенности профессионального статуса Паблик Рилейшнз и необходимость его правового закрепления………………………………………..6
    2. Конституционно – правовые основы профессиональной деятельности Паблик Рилейшнз ………………………………………………….21
  2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ МИССИИ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ…………………………………………………………….27
    1. Правовое регулирование информационной деятельности ПР–специалиста…………………………………………………………………………27
    2. Рекламные коммуникации как объект правового регулирования………………………………………………………………….......32
    3. Правовое регулирование  ПР – коммуникации в свете нормативных требований ФЗ «Об авторских и смежных правах» …………………………… 45
  3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЯ ПР – СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………............59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………71

ИСТОЧНИКИ И  ЛИТЕРАТУРА………………………………………………....75

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время стремительные и глобальные по масштабам развитие рыночных отношений, становление демократических институтов, осуществление важных политических мероприятий и другие проявления жизни современного общества создают немало актуальных проблем. Для их успешного решения необходимо целенаправленное формирование общественного мнения. Правовое регулирование ПР – деятельности осуществляется, главным образом, в сфере регулирования деятельности средств массовой информации,  в избирательном законодательстве, в Конституции Российской федерации и в нормативно правовых актов по отдельных смежных ПР – деятельности сферах. Наиболее значимым аспектом в рамках данного направления является  регулирование поведения средств массовой информации.

Средства массовой информации, и массовые коммуникации в целом, являются неотъемлемой составной частью ПР – деятельности в силу специфики данной сферы общественной жизни. Без позитивного паблисити и притягательного имиджа организации не сможет занять достойного места на рынке любых товаров и услуг. Правильное использование методологии и способов связей с общественностью позволяет многим предприятиям и организациям укрепить свои рыночные позиции, повысить конкурентный статус и утвердить положительный имидж в среде партнеров по бизнесу. Так в мировом арсенале средств оптимизаций социальных отношений сформировалась целая совокупность методов и средств, которые входят в систему Паблик Рилейшнз. Паблик Рилейшнз – это неотъемлемая часть эффективного управления любой организационной формой деятельности.

Объект исследования является основы правового регулирования Паблик Рилейшнз, предметом – комплексное изучение основных тенденций и особенности правового развития Паблик Рилейшнз в современной России. Целью исследования служит всесторонний анализ правового регулирования Паблик Рилейшнз в Российской Федерации. Обозначенная цель реализуется по средствам решения следующих исследовательских задач:

  • определить роль и место правового регулирования ПР – деятельности в современной России;
  • исследовать особенности профессионального статуса Паблик Рилейшнз и необходимость его правового закрепления;
  • системно и глубоко проанализировать особенности правовые аспекты профессиональной деятельности  сферы связей с общественностью;

В числе доминирующих методов исследования автор использует комплексный, структурно – функциональный методы анализа, а также методы сравнительно – правового и исторического анализа.

К  базовым  категориям   и   понятиям  исследуемого  предмета в первую очередь  мы  относим   такие,  как ПР – услуги, паблисити, правовое регулирование, конституционные основы, правовые аспекты, нормативно – правовые акты, аналитическая работа, теоретическая и сущностная интерпретация которых представлена в основной части работы.

В процессе исследования  автор  опирался на анализ таких  базовых юридических источников,   как международные правовые документы, Конституция РФ (в редакции от 12. 12. 1993г.),  иные нормативные правовые акты Российской Федерации, ее субъектов и  органов местного самоуправления, Закон «О Средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 09.02.2009), Закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 27.12.2009) (принят ГД ФС РФ 22.02.2006) (с изм. и доп., вступающими в силу с 22.01.2010) , Закон « Об авторском праве и смежных правах» (от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) , Закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008),  Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006), Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 22.04.2010), Закон «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 06.05.2010).

 В современных условиях возникает проблема обеспечения правового регулирования. Достижение этой цели предполагает, в частности, обеспечение условий для того, чтобы ПР  – мероприятия не ущемляли права и интересы, как отдельных граждан, так и общества в целом. Кроме того, ПР  – специалистам необходимы четкие представления об объеме и пределах своей профессиональной компетенции. Следовательно, основная задача – создание соответствующего нормативного поля.

Тем не менее, сегодня  большинство исследователей сходятся во мнении, что  Паблик Рилейшнз в России слабо урегулирован законодательством, несмотря на признаваемое исследователями наличие такой необходимости.

Данная тема пока не нашла  широкого и всестороннего отражения в теоретических разработках российских специалистов, так как российская школа Паблик Рилейшнз находится на этапе становления. Вместе с тем, среди наиболее значимых работ зарубежных и российских специалистов в области теории и практики связей с общественностью автор отмечает труды Блэка С., Дорский А. Ю., Чумикова А.Н., Почепцова Г.Г., Синяевой И.М.,  Алешиной И.В., Варакуты С.А., Егорова Ю.Н., Бочарова М.П., Уткина Э.А.

 

 

 

 

  1. РОЛЬ И МЕСТО СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЗЕЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ

1.1. Особенности профессионального статуса Паблик Рилейшнз и необходимость его правового закрепления

Понятие  Паблик Рилейшнз, еще недавно малоизвестное и непривычное для бывшей советской культуры и ментальности, в последние годы буквально ворвалось в нашу жизнь. Написано уже десятки книг на эту тему, публикуются статьи и материалы на страницах журналов и газет, создаются курсы, проводятся отдельные семинары и конференции, устраиваются шумные презентации.  В России и других странах СНГ основаны национальные ассоциации Паблик Рилейшнз. Словом, данное понятие вошло в моду, стало настоящей визитной карточкой новых времен. И в этом нет ничего удивительного. Весь цивилизованный мир уже не просто привык к нему, но и превратил Паблик Рилейшнз в эффективную работающую науку и искусства достижения взаимопонимания и согласия между разнообразными субъектами жизни гражданского общества.

Одно из самых развернутых определений Паблик Рилейшнз, концентрирующее внимание на функциях ПР – деятельности, было дано в заявление Ассоциациях общественных отношений Америки (ПРСА анг.) от 06.11.1982г. « Способствуя достижения взаимопонимания между отдельными группами  о организациями, Паблик Рилейшнз помогают наше сложному плюралистическому обществу  принимать решения и поступать эффективнее. Они обеспечивают гармонию частной  и общественной деятельности. Паблик Рилейшнз служит многим социальным институтам: предприятиям, профсоюзам, государственным учреждениям, добровольным ассоциациям, фондом больницам образовательным и религиозным организациям. Для достижения своей цели эти институты должны налаживать прочные связи с различными аудиториями и социальными группами: рабочие, члены различных объединений, потребителями, местными общинами, различными аукционерами  и д.р., а также с обществом в целом.  Достижение целей организации требуется от руководства понимания сути отношений и ценностей людей,  с которыми они общаются. Сами цели обусловлены внешней средой. Специалист по Паблик Рилейшнз выступает в роли советника руководителя и, будучи посредником, помогает переводить его собственные цели  и намерения на понятный, приемлемый для общественности язык политики.»1

Иначе говоря, Паблик Рилейшнз, способствует становлению взаимопонимания между отдельными группами и организациями, помогают нашему сложному плюралистическому обществу принимать решения и действовать более эффективно. Они обеспечивают гармонизацию частной общественной деятельности и служат многим общественным институтом: предпринимательством, профсоюзам, правительственным учреждениям и д.р. 2

Приведем наиболее типичные определения, которые характеризуют Паблик Рилейшнз с разных  точек зрения.

По мнению С. Блэка, «Паблик Рилейшнз – это неотъемлемая часть эффективного управления любой организационной формой деятельности».3 Правильное использование методологии и способов связей с общественностью позволяет многим предприятиям и организациям укрепить свои рыночные позиции, повысит свой конкурентный статус и  утвердить свой положительный имидж в среде партнеров по бизнесу. Так, по мнению известного ученого Сэма Блэка, лучшим из ныне существующих определений является мексиканское заявление, с которым представители более чем 30 национальных и региональных ассоциаций Паблик Рилейшнз выступили в Мехико 11 августа 1978 года. «Паблик Рилейшнз» – это искусство и наука анализа тенденций и осуществление программ действий в интересах и организаций и общественности4.  Кроме того, Сэм Блэк приводит и объяснение этого термина, содержащееся в международном словаре Уэбстера:  «Паблик рилейшнз» – это содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей и обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена и оценки общественной реакции».5 Сам же Сэм Блэк предпочитает следующее определение: «Паблик рилейшнз – это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности».6

Достаточно краткое и емкое определение дает И.М. Синяева: «Паблик рилейншз – это система связей с общественностью, предполагающая многократную деятельность по улучшению взаимоотношений между организацией (фирмой) и общественностью, а также с теми, кто вступает с ней в деловой контакт как внутри, так и за ее пределами».7

Еще одно определение Паблик Рилейшнз дает И.В. Алешина, рассматривая его сточки зрения теории управления: «Паблик Рилейшнз – это функция менеджмента, которая оценивает отношения общественности, идентифицирует политику и действия индивидуума или организации с общественными интересами и реализует программу действий для обретения общественного понимания и принятия».8 В журнале «Экономика и жизнь» приводится определение Паблик Рилейшнз. Паблик Рилейшнз – это искусство формирования благоприятных отношений к фирме путем формирования представлений о том, что фирма выпускает и продает товар в интересах покупателей, а не продавца.9

Подробное определение, по сути раскрывающее основные функции Паблик Рилейшнз, дают известные ученые  А.Н. Чумиков и М, П. Бочаров:  Паблик Рилейшнз – это особая функция управления, которая способствует  установлению поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и ее общественностью, решению различных проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него, быть готовым к людям переменам и использовать их наиболее эффективно; определяет главную задачу руководства, служить интересам общественности – делает на ней особый упор; выполняет роль  «системы раннего оповещения» об опасности и помогает, справится с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общения в качестве основных средств деятельности.10 

В понимании  и трактовке существа вопроса среди ученых нет единого мнения. По некоторым оценкам, существует более четырехсот определений Паблик Рилейшнз. Пока не стоит и говорить о том, что эта дисциплина сформировалась как отрасль знаний. До создания канонизированных, академических трудов в этой области еще далеко. Не все еще разложено по полочкам, и многое подлежит изучению. Тем не менее, одно из самых общих определений коммерческих Паблик Рилейшнз, предложенные в интегративном словаре терминов и понятий по общепрофессиональным учебным дисциплинам специальности Связи с общественностью может звучать так: «Паблик Рилейшнз – деятельность организации, обеспечивающая доброжелательные контакты с другими организациями и отдельными гражданами, стимулирующая взаимопонимание между ними. Обеспечивается предоставлением информации, контактами, представительскими мероприятиями и другим комплексом связей с различными сегментами общества». 11

А вот известный ученый Г. Почепцов, высказывает свое определение связей с общественностью: «Паблик Рилейшнз как наука занимает организацией коммуникативного пространства современного общества».  А вот американское общество Паблик Рилейншз  так видит свои задачи: «Паблик Рилейшнз помогает комплексному, плюралистическому обществу принимать решения и функционировать более эффективно путем достижения взаимопонимания между группами и учреждениями. Она помогает гармоничному сочетанию частных и общественных интересов»12. Чем обусловлена такая роль Паблик Рилейшнз? Современное общество в сильной степени зависит от коммуникативной деятельности. Президенты определяют время своего приезда в чужую страну с учетом того, чтобы попасть в соответствующий выпуск новостей. Например, выборы в парламент – это борьба коммуникаций. Распад СССР некоторые исследователи (например, группа Сергея Кургиняна) связывают с его поражением в коммуникативной «холодной» войне, в результате чего западная символика сменила символику предыдущего периода.13 Поэтому Паблик Рилейншз мы также можем рассматривать как наука об управлении общественным мнением.

Информация о работе Правовые основы деятельности профессиональной сферы связей с общественностью в современной России