Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:24, дипломная работа
В настоящее время стремительные и глобальные по масштабам развитие рыночных отношений, становление демократических институтов, осуществление важных политических мероприятий и другие проявления жизни современного общества создают немало актуальных проблем. Для их успешного решения необходимо целенаправленное формирование общественного мнения. Правовое регулирование ПР – деятельности осуществляется, главным образом, в сфере регулирования деятельности средств массовой информации, в избирательном законодательстве, в Конституции Российской федерации и в нормативно правовых актов по отдельных смежных ПР – деятельности сферах. Наиболее значимым аспектом в рамках данного направления является регулирование поведения средств массовой информации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
РОЛЬ И МЕСТО СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЗЕЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ……………………………………………………………6
Особенности профессионального статуса Паблик Рилейшнз и необходимость его правового закрепления………………………………………..6
Конституционно – правовые основы профессиональной деятельности Паблик Рилейшнз ………………………………………………….21
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ МИССИИ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ…………………………………………………………….27
Правовое регулирование информационной деятельности ПР–специалиста…………………………………………………………………………27
Рекламные коммуникации как объект правового регулирования………………………………………………………………….......32
Правовое регулирование ПР – коммуникации в свете нормативных требований ФЗ «Об авторских и смежных правах» …………………………… 45
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЯ ПР – СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………............59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………71
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………………………………………………....75
Право на информацию, согласно Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., относится к числу фундаментальных прав и формулируется, как право свободно искать, получать и распространять информацию. (Права и свободы человека могут подвергаться только таким ограничениям, «которые установлены законом исключительно в целях обеспечения безопасности, должного признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе»55. (Всеобщей декларации вторит Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации (от 22 ноября 1991 г.): «...каждый человек имеет право искать, получать и свободно распространять информацию, ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности»56.
Таким образом, сегодня общепризнано, что первичным механизмом правового регулирования в информационной сфере является предоставление права, а его ограничения носят вторичный характер. Такой порядок регулирования получил в юриспруденции название общедозволительного типа правового регулирования и выражается простейшим образом в формуле «дозволено все, кроме запрещенного». Согласно общепринятому мнению57, в правовом государстве именно этот тип действует в отношении граждан. В этом случае роль законодателя сводится преимущественно к определению запретов, так как ясно, что вся оставшаяся сфера неопределенности – это область дозволенного. С другой стороны, деятельность государственных органов регулируется в рамках разрешительного типа – по формуле «запрещено все, кроме разрешенного». На долю законодателя тогда выпадает установление не запретов, а обязываний и дозволений. Сам разрешительный тип носит лишь вторичный характер, он рассматривается как некоторое исключение из правила – общедозволительного порядка правового регулирования, а право в целом, по образному выражению В. С. Нерсесянца, понимается как «математика свободы»58.
Тип правового регулирования – не просто абстракция реальных правоотношений или обобщение действующих правовых норм, это инструмент разрешения спорных, не урегулированных напрямую ситуаций, а кроме того, и показатель правового развития общества.59
Конституция Российской Федерации вводит общедозволительный порядок регулирования информационной сферы. Статья 29 гласит: «4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. ... 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»60. Конкретизация пункта 4 содержится в Законе «Об информации». Статья 12 определяет равенство всех субъектов при доступе к информации, собственником которой является государство. При этом собственник информации не вправе требовать обоснования необходимости получения запрашиваемой информации. Более того, согласно ст. 13 государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступность для каждого своих информационных ресурсов.61
Однако реальных юридических гарантий права на информацию отечественное законодательство не содержит. В 2002 г. Государственная Дума Российской Федерации заблокировала рассмотрение законопроекта «О праве на информацию». Комитет по информационной политике Думы вынес отрицательное заключение по проекту закона, подготовленному независимыми депутатами В. Похмелкиным и С. Юшенковым. Комитет усмотрел в этом фундаментальном праве возможность для иностранных спецслужб получать информацию «с последующим ее использованием в ущерб интересам Российской Федерации»62, а член этого комитета Б. Резник вступился за деньги налогоплательщиков: «Какой же надо содержать штат чиновников, чтобы выдавать любую информацию по первому требованию!»63 Поэтому ни конкретный порядок получения информации, ни исчерпывающий перечень мер ответственности за нарушение права на информацию в настоящий момент не определены.
Статья 140 «Отказ в предоставлении гражданину информации» определяет гарантии соблюдения части 2 ст. 24 Конституции: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом»64. Согласно Уголовному кодексу наказывается неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предложение гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан. Таким образом, наказание должно последовать лишь в том случае, если будет доказан вред, причиненный непредоставлением информации, причем бремя доказывания ложится на плечи стороны, конституционные права которой ущемлены65.
Рассмотренный автором вопрос о возможности и необходимости правовой регламентации ПР – деятельности является отнюдь не праздным, он имеет большое практическое значение для профессиональной компетентности ПР – специалистов.
Неграмотный в правовом отношении ПР – менеджер может серьезно навредить своей компании, ее имиджу, ее репутации, причем в восприятии совершенно неожиданных целевых аудиторий.
Таким образом, из выше сказанного следует логичный вывод: ПР –деятельность должна не только тип общедозволительного с помощью «этического кодекса» ПР – специалиста, но и регламентироваться на законодательном уровне; сами, же ПР – специалисты, должны, во-первых, не пренебрегать своими профессиональными обязанностями по согласованию, а во-вторых, должны не просто иметь представление, но хорошо разбираться в действующем законодательстве.
Из последнего утверждения вытекает срочная необходимость анализа и корректировки учебных планов по специальности «связи с общественностью», поскольку пока поднятые автором проблемы обсуждаются, ВУЗы вовсю готовят новое поколение «профессиональных» пиарщиков.
Среди
нормативных актов, регулирующих продвижение
имиджа, в первую очередь
следует назвать Закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 27.12.2009)
(принят ГД ФС РФ 22.02.2006) (с изм. и доп., вступающими
в силу с 22.01.2010<span class="dash041e_0431_044b_