Правовые основы деятельности профессиональной сферы связей с общественностью в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:24, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время стремительные и глобальные по масштабам развитие рыночных отношений, становление демократических институтов, осуществление важных политических мероприятий и другие проявления жизни современного общества создают немало актуальных проблем. Для их успешного решения необходимо целенаправленное формирование общественного мнения. Правовое регулирование ПР – деятельности осуществляется, главным образом, в сфере регулирования деятельности средств массовой информации, в избирательном законодательстве, в Конституции Российской федерации и в нормативно правовых актов по отдельных смежных ПР – деятельности сферах. Наиболее значимым аспектом в рамках данного направления является регулирование поведения средств массовой информации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
РОЛЬ И МЕСТО СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЗЕЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ……………………………………………………………6
Особенности профессионального статуса Паблик Рилейшнз и необходимость его правового закрепления………………………………………..6
Конституционно – правовые основы профессиональной деятельности Паблик Рилейшнз ………………………………………………….21
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ МИССИИ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ…………………………………………………………….27
Правовое регулирование информационной деятельности ПР–специалиста…………………………………………………………………………27
Рекламные коммуникации как объект правового регулирования………………………………………………………………….......32
Правовое регулирование ПР – коммуникации в свете нормативных требований ФЗ «Об авторских и смежных правах» …………………………… 45
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЯ ПР – СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………............59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………71
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………………………………………………....75

Файлы: 1 файл

Диплом Правовые основы деятельности профессиональной сферы связей с общественностью в современной Росии..doc

— 424.00 Кб (Скачать файл)

 Прежде всего, следует обратиться к одному из современных классиков теории и практики Паблик Рилейшнз Сэм Блэку. В своей книге «Введение в Паблик Релейшз» он выделяет 10 основных направлений Паблик Рилейшнз, которые дают возможность получить самые общие представления о содержании профессиональной деятельности специалистов по ПР и о содержании их профессиональной подготовки. Такими направлениями, как считает Е. Емельянов являются:14

  • общественное мнение;
  • общественные отношения;
  • правительственные связи;
  • общественная жизнь;
  • промышленные связи;
  • финансовые отношения;
  • международные связи;
  • отношения с потребителями;
  • исследования и статистика;
  • средства массовой информации.

Более конкретно  содержание деятельности профессионалов в области связей с общественностью Сэм Блэк выражает в задачах, стоящих перед ними. По мнению классика, основными задачами ПР – специалистов являются:2

  • консультации, основанные на понимании человеческого поведения;
  • анализ возможных тенденций и предсказание их последствий;
  • изучение общественного мнения, ожиданий и взглядов общества и выработка рекомендаций для осуществления необходимых мер;
  • установление и поддержание взаимного общения, основного на достоверности и полное информации;
  • предотвращение конфликта и недоразумений; 
  • содействие установлению взаимоуважения и социальной ответственности;
  • гармонизация личных и общественных интересов;
  • улучшение доброжелательных отношений с персоналом, поставщиками и покупателями;
  • улучшение промышленных связей;
  • привлечение квалифицированного персонала и снижение текучести кадров;
  • расширение рынка товаров и услуг;
  • максимальное повышение прибыльности;
  • формирование корпоративной индивидуальности.

Такое общее  рассмотрение приводит и к более  общему определению цели Паблик Рилейшнз, которая звучит как влияние на поведение групп людей по отношению друг к другу.

Автор пытается обозначить классификацию сфер деятельности ПР – специалистов, которая может быть проведена по различным признакам. Предлагается в данной выпускной квалификационной работе один из вариантов:

  • по направленности информационных потоков можно говорить о внутренних и внешних Паблик Рилейшнз;
  • по географическому признаку различают точечные, местные, региональные, общероссийские, международные Паблик Рилейшнз;
  • по источнику финансирования, а именно коммерческие (маркетинговые) Паблик Рилейшнз в области торговли, финансов, услуг, спорта, шоу – бизнеса и культуры, Паблик Рилейшнз госучреждений, индивидуальные Паблик Рилейшнз в области политики и управления;
  • по решаемым задачам выделяют имиджевые Паблик Рилейшнз для формирования благоприятных отношений с внутренней и внешней общественностью на почве «благоприятного имиджа» предприятия; антикризисные Паблик Рилейшнз по позиционированию и предотвращению возможных кризисов в отношениях с внутренней или внешней общественностью или ликвидация последствий подобных кризисов.

Из всего выше сказанного следует, что ПР – деятельность необходимо  регулировать. В современном обществе любая деятельность подлежит определенному регулированию, то есть разумному ограничению, введению в некоторые рамки, определенные государством и санкционированные обществом. Если проанализировать, какие регулятивные механизмы существуют в Паблик Рилейшнз комплексной, информационной, коммуникационной деятельности, то можно выделить два основных направления: правовое регулирование и саморегулирование.

В мире существует множество  кодексов по рекламе, в том числе  и международных. В свое время Феофанов участвовал в разработке кодекса по рекламе для «стран социалистического содружества». Есть такой кодекс и в России, он создан в рамках рекламной Ассоциации.15

Во всех таких кодексах приведено немало бесспорно верных и нужных положений. Но рекламный кодекс - не уголовный и обладает лишь рекомендательными функциями. А рекламный бизнес – агрессивный, кодексы для него не писаны, и без четкой законодательной базы он грозит превратиться в информационного монстра. Не так давно наша Государственная дума наконец-то приняла Закон о рекламе. Разработан он был Антимонопольным комитетом. Можно долго говорить о его достоинствах и недостатках. Самое печальное – то, что принятый закон практически не оберегает нас от недобросовестности, не устанавливает жесткого контроля за достоверностью рекламы пищевых продуктов и лекарств. Остались без ответа и многие другие вопросы. Один из них – отношение к так называемой «косвенной рекламе». Автор убежден, что нет границы, четко отделяющей прямую рекламу от косвенной. Ну, скажем, как рассматривать популярную телепрограмму «Клуб путешественников», которая порою полностью состоит из роликов зарубежных туристических агентств? И не является ли программа «В мире животных» рекламой зоопарков? Кстати, эти проблемы «косухи» – косвенной рекламы – бесплодно обсуждаются и в зарубежной печати. Там эта реклама называется  реклама, заключенная в редакционных статьях.16

Да что и говорить – еще много, много разного рода правовых проблем стоит перед нашей рекламой. И все же – сделан значительный шаг в направлении к созданию ее правовой базы. 17

Под правовым регулированием того или иного процесса могут пониматься довольно различные действия, выражающие спектр принципов от «по праву ты должен вести себя так-то, потому что так записано в законе» до «я право имею на то-то и на то-то, потому что мне этого очень хочется». Последнее утверждение ничуть не более наивно, чем первое, – все дело в понимании права как такового.18Под правом целесообразно понимать систему официально установленных и обеспеченных государственной защитой социальных норм, соответствующую принципу формального равенства.19

Следовательно, из выше сказанного автор может  сделать вывод, что правовое регулирование  – это строго установленная, четко прописанная, обязательная для всех членов общества система правовых юридических норм.

В качестве результата общественного компромисса право закрепляется в нормативных актах – законах, указах, постановлениях и других официальных документах, созданных управомоченными органами и прямым народным изъявлением и содержащих общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Актом  юридической силы является закон. В России федеральные законы принимаются Государственной Думой, утверждаются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом. Президент и исполнительные органы также могут принимать нормативные акты – указы (Президент), постановления (Правительство), приказы и другие акты (министерства). Следует иметь в виду, что круг вопросов, по которым федеральные органы могут принимать нормативные акты, определен Конституцией (ст.71,72 и др.). Иные вопросы относятся к компетенции субъектов Российской Федерации, каждый из которых из которых может принимать как соответствующие законы, так и акты органов исполнительной власти.20

При всей значимости правового регулирования общественной жизни право не является, не может  и не должно быть единственным и абсолютно социальным регулятором. Сложилось достаточно распространенное и неплохо работающее деление социальных норм на правовые, обычные, корпоративные и нравственны. Обычаи представляют собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и в силу длительности своего существования, вошедшие в привычку людей21.

Корпоративные нормы  – это правила поведения, создаваемые  в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества22. Под нравственностью будем понимать мысли, чувства и дела, которыми человек ценностно соотносит себя с действительностью23. У разных социальных норм разные формы фиксации, механизмы реализации, меры ответственности, возникающей в случае их нарушения.

Нельзя будет  пожаловаться в суд и на нарушение  зафиксированных документально, так  называемых норм корпоративной этики  – записанных в принятых данным профессиональным сообществом этических  кодексах. Так, юридическая ответственность не наступит за нарушение многочисленных рекламистских, журналистских и прочих кодексах. Если кого-то исключат из российской ассоциации коммуникативных агентств  за несоблюдении принятых в ней норм, жаловаться в суд или прокуратору ему не придется, но и права заниматься рекламной деятельностью у него никто, таким образом, не отнимет.24

Саморегулирование, же, не носит обязательный и всеобщий характер, его основным признаком  является добровольность следования декларированным нормам. Это более подвижная система. Она вступает в действие, когда невозможно применение правового регулирования, когда нет общественно опасного деяния. К саморегулированию также, можно отнести общественные устои, мораль, этикет.25

Как и любое другое активно развивающееся явление общественной жизни, связи с общественностью требуют создания самостоятельной законодательной базы, регулирующей те или иные коммуникационные процессы. Воздействие связей с общественностью на общество происходит, прежде всего, с помощью информации, транслируемой через СМИ. Информация, в результате интенсивного развития рынка Паблик Рилейшнз, рекламы и других составляющих комплекса ИМК стала активно использоваться для создания паблицитного капитала, имиджа, бренда, таким образом, экономика начала осваивать информационный ресурс как товар, как объект производства, как равноценного участника коммерческих отношений.

Нормативно – правовые акты, составляющие юридическую основу функционирования  Паблик Рилейшнз, отражены в достаточно новой отрасли права - информационной.

В конце 20 века произошло осознание важности информации для политического и социально-экономического развития общества, необходимости формирования единого мирового информационного пространства, а информационные процессы стали существенным элементом сферы экономики, государственного управления и жизни.

Конечно, общественные структуры гражданского общества и ранее осуществляли сбор и обработку информации, однако, осознание ее роли и истинного значения относится к последнему историческому периоду. В научных публикациях по информационному праву проблема правового обеспечения информационных ресурсов уже становилась предметом самостоятельного анализа. Достаточно упомянуть о такой крупной работе коллектива ученых сектора информационного права Института государства и права Российской Академии Наук, которая была оформлена в коллективной монографии «Информационные ресурсы развития Российской Федерации: правовые проблемы»26.

Не будем  пока брать в счет позицию законодателя о месте информационных ресурсов в составе предмета правового регулирования, выраженную в последней редакции ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ. Думается, что это обстоятельство не является самой характерной особенностью нашего времени, хотя оно является симптоматичным в контексте идеологии формирования новой информационной политики. Исключение информации из состава объектов гражданского права лишний раз подчеркивает систему научных взглядов определенных юридических научных школ, которая обосновывает законодательные изменения27.

Вместе с  тем, исключение информации в структурированном массиве документов на федеральном законодательном уровне не есть еще выведение ее из делового оборота на практическом уровне. Более того, из состава предмета научных дискуссий на теоретическом уровне.

Известны роль и значение информационных ресурсов в деловой практике принятия управленческих решений. Без структурированных информационных комплексов они просто невозможны, либо превращаются в некие подобия результата той или иной управленческой операции. Острота проблемы «информационного голода» становится очевидной для многих руководителей особенно тогда, когда им необходимо принимать управленческие решения в короткий промежуток времени, т.е. в состоянии цейтнота28.

Информационное  право только начинает складываться, и поэтому говорить о четкой систематизации и классификации законодательства, регулирующего отношения в этой отрасли, преждевременно. Отдельные  положения, регламентирующие информационные процессы, разбросаны по различным законодательным актам. Это федеральные законы: «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе», «Об участии в международном информационном обмене» и др., а также Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие подзаконные акты, призванные регламентировать эту сферу общественных отношений.

Следует отметить, существует точка зрения, что: «Паблик Рилейшнз в законодательстве не может быть ни «разграничен», ни определен. Паблик Рилейшнз - это просто информация. О том, как работать с «просто информацией», сказано в законе «О средствах массовой информации». Процитирован ответ А. Чумикова на вопрос о необходимости разграничения понятий «Реклама» и «Паблик Рилейшнз» в ФЗ «О рекламе»29.

В своем ответе, уважаемый Александр Николаевич, дает определение Паблик Рилейшнз, как – «просто информация». Конечно, определений понятия Паблик Рилейшнз насчитывается великое множество, но Паблик Рилейшнз, в принимаемом всеми переводе на русский язык, означает «связи с общественностью», то есть «связи» кого-то (некоторого субъекта) с представителями некоторой «общественности». При этом «связь» - это действие, однократный акт, а «связи» – это некоторая деятельность. Чумиков явно заужает проблему. Он акцентирует наше внимание только на информации, оставляя Паблик Рилейшнз, как деятельность, за горизонтом. То есть, в указанном примере – мнении А. Чумикова, есть несколько аспектов рассматриваемой автором проблемы – правовое регулирование информации как таковой, ее создания, переработки, трансляции и деятельности по ее созданию, переработке, и трансляции с определенными целями30.

Информация о работе Правовые основы деятельности профессиональной сферы связей с общественностью в современной России