Правовые основы деятельности профессиональной сферы связей с общественностью в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:24, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время стремительные и глобальные по масштабам развитие рыночных отношений, становление демократических институтов, осуществление важных политических мероприятий и другие проявления жизни современного общества создают немало актуальных проблем. Для их успешного решения необходимо целенаправленное формирование общественного мнения. Правовое регулирование ПР – деятельности осуществляется, главным образом, в сфере регулирования деятельности средств массовой информации, в избирательном законодательстве, в Конституции Российской федерации и в нормативно правовых актов по отдельных смежных ПР – деятельности сферах. Наиболее значимым аспектом в рамках данного направления является регулирование поведения средств массовой информации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
РОЛЬ И МЕСТО СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЗЕЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ……………………………………………………………6
Особенности профессионального статуса Паблик Рилейшнз и необходимость его правового закрепления………………………………………..6
Конституционно – правовые основы профессиональной деятельности Паблик Рилейшнз ………………………………………………….21
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ МИССИИ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ…………………………………………………………….27
Правовое регулирование информационной деятельности ПР–специалиста…………………………………………………………………………27
Рекламные коммуникации как объект правового регулирования………………………………………………………………….......32
Правовое регулирование ПР – коммуникации в свете нормативных требований ФЗ «Об авторских и смежных правах» …………………………… 45
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЯ ПР – СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………............59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………71
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………………………………………………....75

Файлы: 1 файл

Диплом Правовые основы деятельности профессиональной сферы связей с общественностью в современной Росии..doc

— 424.00 Кб (Скачать файл)

Следует, однако, подчеркнуть, что автор не ставит своей целью критиковать позицию А. Чумикова, а наоборот вскрытие и объяснение необходимости правового регулирования ПР – деятельности.

Чумиков фактически говорит: как работать с информацией, всем известно и все уже определено. Ответить на этот тезис можно следующим  образом.

Во-первых, в принципе, это правильно, но создание информации, ее переработка и трансляция подразумевают еще и некоторую манипуляцию. Информация может быть преувеличена, приуменьшена, недосказана, то есть как-то искажена. В этом случае имеет место манипуляция информацией с целью манипуляции сознанием объекта воздействия – обществом, общественностью, обывателем, формировании в их сознании определенного, нужного субъекту-заказчику мнения (действия, отношения). Подобное воздействие называется информационным управлением31.

Во-вторых, в зависимости от сферы деятельности, в которой функционируют специалисты (отделы, управления, департаменты) по связям с общественностью, в процесс правового регулирования ПР - деятельности включаются отраслевые законодательные акты, причем как различных отраслей промышленности (атомной, авиационной, нефтяной, программного обеспечения и т.д.), так и различных отраслей права (гражданского, трудового, административного и т.д.

В-третьих, в  процесс правового регулирования Паблик Рилейшнз необходимо включить также законы, охраняющие государственную, служебную и коммерческую тайну. Коммерческая информация, при определенных обстоятельствах и с определенными ПР – целями, может быть раскрыта, но решение о ее раскрытии принимает не ПР – менеджер, а, возможно по его рекомендации, руководство компании и служба безопасности.

В-четвертых, в  российское законодательство постепенно вводятся этические нормы поведения  адвокатов, судей, госслужащих. Нельзя исключать, что в дальнейшем и этические нормы ПР – служащих также будут регламентированы на законодательном уровне32.

В-пятых, важную роль, как для журналистской, так и для ПР –  деятельности играет законодательство об авторском праве и смежных правах33.

Авторское право - регулирует такие общие категории авторского права (в объективном смысле этого понятия), как объекты, субъекты, их правомочия, сроки действия прав автора и т.д. Подробно определяет и регулирует личные неимущественные и имущественные права авторов и иных правообладателей, а также способы распоряжения этими правами34.          

Смежные права – содержат положения, имеющие целью охрану прав артистов-исполнителей, режиссеров – постановщиков спектаклей и дирижеров на результат исполнения; прав изготовителей фонограмм и видеозаписей, а также прав организаций эфирного и кабельного вещания на их передачи35.

Таким образом, несмотря на безапелляционное утверждение  ведущего российского пиарщика, правовое регулирование ПР – деятельности, процессов информационного обмена, межсубъектных коммуникаций имеет огромную и определяющую роль для всех сторон коммуникационного взаимодействия и в первую очередь для информационной безопасности общества в целом и каждого отдельного его представителя в частности.

    1. Конституционно-правовые основы профессиональной деятельности Паблик Рилейшнз

Любую профессиональную деятельность не достаточно умело организовать, необходимо ещё выработать и уяснить  некоторые правовые и этические  нормы этой работы. При работе Паблик Рилейшнз надо учитывать комплекс нормативных положений о сути, содержании и регулятивных механизмах в Паблик Рилейшнз как звене всего предпринимательства или государственного управления. В этот комплекс входят и также и сугубо этические критерии, свойственные Паблик Рилейшнз как самостоятельной деятельности со всеми присущими ей закономерностями и противоречиями.

Вписываясь  в общую систему деловых отношений  и предпринимательства, связи с общественностью, прежде всего, регламентируются существующими на сей счет правовыми нормами. Правовые нормы – это вид социальных норм, которые устанавливаются (санкционируются) государством, охраняются им, носят обязательный характер и исполняются всеми членами общества и национальных границах государства36. Эти нормы схватывают главные направления деятельности ПР. Они в каждом отдельном случае могут быть рассмотрены применительно к теме практической работы ПР – структуры37.

Организация и  проведение деятельности ПР – регулируются следующими документами:

  • Гражданским кодексом.
  • Уголовным кодексом.
  • ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 27.12.2009) (принят ГД ФС РФ 22.02.2006) (с изм. и доп., вступающими в силу с 22.01.2010)
  • ФЗ «О Средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 09.02.2009)
  • Законом РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 18.07.2009)
  • ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» (от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004)
  • ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008)
  • ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006)
  • ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Р.Ф.» от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 22.04.2010
  • Законом РФ «О выборах» от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 22.04.2010) 38.

В целом же деятельность связей с общественностью определяют следующие условия39:

  • требование общего законодательства к субъекту право хозяйственных отношений;
  • положения уставных документов фирмы (кроме общих обязательных разделов они должны отражать  специфику Паблик Рилейшнз);
  • регламенты работы отделов, управлений и других ПР – структур внутри организации или ведомства;
  • нормативные акты по отдельным смежным сферам.

Кроме того, в  процессе работы ПР – специалистам приходится учитывать и достаточно специфические условия, вытекающие из характера этой сферы и объектов её внимания40. После определения всех основополагающих условий и хозяйственно-правовой формы предприятия только и возможна собственно работа. Но и она в свою очередь требует соответствующих правовых действий.

К ним относятся41:

  • подготовка соглашений, договоров и прочих документов о сотрудничестве. Надежный договор – это тот документ, который заключен в интересах фирмы, не нарушает действующее законодательство и обеспечивает строгое исполнение сторонами обязательств;
  • заключение соглашений конфиденциальности, договоры о передаче ноу-хау или права на использование товарного знака;
  • регистрация и защита интеллектуальной собственности, создаваемой в процессе  Паблик Рилейшнз (концепции, исследования).

Чтобы документы  были грамотны и логичны, с их текстами должны работать редакторы. И, наконец, не надо готовить и подписывать договоры без юристов.

Необходимость разработки корпоративных традиций и морали в профессиональной деятельности ПР – специалистов обусловлена спецификой данной области, основанной на межличностных отношениях в сфере связей с общественностью. Соответственно законодательных нор бывает недостаточно42.

Во-первых, не всякий закон способен стать полной гарантией  предотвращения аномальных проявлений в любом профессиональном процессе (тем более  в Паблик Рилейшнз). Во-вторых, сама эта деятельность возникла и формировалась раньше, чем принимались регламентирующие ее правовые нормы. И, в-третьих, никакая нормальная база не охладит все возможные в Паблик Рилейшнз ситуации, ведь при желании всегда можно найти возможность для недобросовестных действий43.

При проведении Паблик Рилейшнз компании специалисты часто вынуждены преодолевать противоречия между средствами достижения и этическими правилами, отраженными в кодексе чести, и свойственными Паблик Рилейшнз как самостоятельной деятельностью со всеми присущими ей закономерностями и противоречиями. Как отмечает С. Блэк, Паблик Рилейшнз могут быть успешными только тогда, когда они основаны на этических нормах и осуществляются честными средствами. 44

Как известно, всякие этически нормы складываются из нескольких элементов. Прежде всего, к ним следует отнести общие, признаваемые в цивилизованной среде, условия поведения человека независимо от его профессии. Затем к кругу норм, принципов и стандартов профессионального поведения можно отнести все то аспекты, которые взяты с этикой предпринимательства. Существует еще ряд специфических проблем, которые не подлежат регуляции на основании законов. Поэтому в каждой стране Ассоциации Паблик Рилейшнз вырабатывают для себя основные представления о профессиональной деятельности45.

В России, например, Российской Ассоциацией по связям с общественностью (РАСО) принята «Хартия принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке Паблик Рилейшнз» (1997г.). 26 сентября 2001г. вышел «Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области Паблик Рилейшнз». В этих документах изложены основные принципы работы специалистов по связям с общественностью46:

  • деятельность участника не может наносить ущерб законным общественным интересам, чести и достоинству личности;
  • деятельность участников должна соответствовать принципам точности, правдивости и добросовестности при передаче информации;
  • деятельность участников не может включать в себя сознательное распространение ложной или водящей в заблуждение информации47.

Предприятия и  организации, имеющие долгосрочные цели бизнеса и стремящиеся к установлению доброжелательных и конструктивных взаимоотношений с различными категориями общественности, должны быть достаточно открыты для представителей различных СМИ.

Очень важным является соблюдение специалистами по связям с общественностью норм профессионального поведения и этики во взаимоотношениях друг с другом, а также с представителями различных категорий общественности и работниками СМИ.48

Соблюдение  Кодексов этики достаточно жестоко  контролируется национальными ПР – объединениями. Президенты этих объединений назначают советы по рассмотрению нарушению этических норм. Существует два вида наказаний за такие нарушения: предупреждение о непрофессиональном поведении и исключение из членов Ассоциации.

Любая ПР – деятельность обязательно должна регламентироваться существующими правовыми актами, которые закреплены в законодательстве, и этическими правилами, нашедшими отражение в специальных документах (кодексах).

Специфика социальной миссии и правовые аспекты деятельности ПР – специалистов с учетом анализа зарубежного и российского опыта эффективной публичной коммуникации всесторонне и системно анализируются в следующей главе данной выпускной квалификационной работы «Специфика социальной миссии и правовые аспекты профессиональной деятельности специалиста сферы Праблик Рилейшнз».

 

 

 

 

 

  1. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ МИССИИ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
    1. Правовое регулирование информационной деятельности ПР – специалиста

В данной главе выпускной квалификационной работы автор осуществляет попытку комплексного анализа правового регулирования информационной деятельности ПР – специалиста в сфере связей с общественностью, а так же правовое регулирование ПР – коммуникации в свете нормативно – правовых актов.

Нормативного  определения связей с общественностью, а уж тем более специального закона о них в Российской Федерации (да и не только в ней) не существует. Анализ документов, так или иначе упоминающих о связях с общественностью, мало сможет помочь49. Согласно государственному стандарту деятельность выпускника заключается в изучении и выработке всех возможных рекомендаций по многим профессиональным аспектам. Таким образом, выпускник выпускается как советник по всем возможным вопросам.

Информационное право только начинает складываться, и поэтому говорить о четкой систематизации и классификации законодательства, регулирующего отношения в этой отрасли, преждевременно. Отдельные положения, регламентирующие информационные процессы, разбросаны по различным законодательным актам. Это федеральные законы: «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе», «Об участии в международном информационном обмене» и др., а также Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие подзаконные акты, призванные регламентировать эту сферу общественных отношений50.

Огромная  роль информации в современной культуре приводит к неизбежной мифологизации этого явления51. Хрестоматийным стало логически ошибочное, но тем и привлекательное определение Н. Винера: «Информация есть информация, а не материя и не энергия». Юридическая действительность по своей природе не может обходиться мифологическими фигурами, ее понятийный инструментарий должен быть строго определен. Поэтому последуем определению Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) «Об информации, информатизации и защите информации»52 (далее в тексте –Закон «Об информации»): информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления 53. Область человеческого поведения, в которой происходит производство и обмен информацией, называется информационной сферой. Информационная сфера (среда) – это сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации54 (от 04.07.1996 N 85-ФЗ (ред. от 29.06.2004) «Об участии в международном информационном обмене», ст. 2).

Информация о работе Правовые основы деятельности профессиональной сферы связей с общественностью в современной России