Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:24, дипломная работа
В настоящее время стремительные и глобальные по масштабам развитие рыночных отношений, становление демократических институтов, осуществление важных политических мероприятий и другие проявления жизни современного общества создают немало актуальных проблем. Для их успешного решения необходимо целенаправленное формирование общественного мнения. Правовое регулирование ПР – деятельности осуществляется, главным образом, в сфере регулирования деятельности средств массовой информации, в избирательном законодательстве, в Конституции Российской федерации и в нормативно правовых актов по отдельных смежных ПР – деятельности сферах. Наиболее значимым аспектом в рамках данного направления является регулирование поведения средств массовой информации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
РОЛЬ И МЕСТО СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЗЕЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ……………………………………………………………6
Особенности профессионального статуса Паблик Рилейшнз и необходимость его правового закрепления………………………………………..6
Конституционно – правовые основы профессиональной деятельности Паблик Рилейшнз ………………………………………………….21
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ МИССИИ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ…………………………………………………………….27
Правовое регулирование информационной деятельности ПР–специалиста…………………………………………………………………………27
Рекламные коммуникации как объект правового регулирования………………………………………………………………….......32
Правовое регулирование ПР – коммуникации в свете нормативных требований ФЗ «Об авторских и смежных правах» …………………………… 45
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЯ ПР – СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………………………............59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………71
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА………………………………………………....75
Следует, однако, подчеркнуть, что автор не ставит своей целью критиковать позицию А. Чумикова, а наоборот вскрытие и объяснение необходимости правового регулирования ПР – деятельности.
Чумиков фактически говорит: как работать с информацией, всем известно и все уже определено. Ответить на этот тезис можно следующим образом.
Во-первых, в принципе, это правильно, но создание информации, ее переработка и трансляция подразумевают еще и некоторую манипуляцию. Информация может быть преувеличена, приуменьшена, недосказана, то есть как-то искажена. В этом случае имеет место манипуляция информацией с целью манипуляции сознанием объекта воздействия – обществом, общественностью, обывателем, формировании в их сознании определенного, нужного субъекту-заказчику мнения (действия, отношения). Подобное воздействие называется информационным управлением31.
Во-вторых, в зависимости от сферы деятельности, в которой функционируют специалисты (отделы, управления, департаменты) по связям с общественностью, в процесс правового регулирования ПР - деятельности включаются отраслевые законодательные акты, причем как различных отраслей промышленности (атомной, авиационной, нефтяной, программного обеспечения и т.д.), так и различных отраслей права (гражданского, трудового, административного и т.д.
В-третьих, в процесс правового регулирования Паблик Рилейшнз необходимо включить также законы, охраняющие государственную, служебную и коммерческую тайну. Коммерческая информация, при определенных обстоятельствах и с определенными ПР – целями, может быть раскрыта, но решение о ее раскрытии принимает не ПР – менеджер, а, возможно по его рекомендации, руководство компании и служба безопасности.
В-четвертых, в российское законодательство постепенно вводятся этические нормы поведения адвокатов, судей, госслужащих. Нельзя исключать, что в дальнейшем и этические нормы ПР – служащих также будут регламентированы на законодательном уровне32.
В-пятых, важную роль, как для журналистской, так и для ПР – деятельности играет законодательство об авторском праве и смежных правах33.
Авторское право - регулирует такие общие категории авторского права (в объективном смысле этого понятия), как объекты, субъекты, их правомочия, сроки действия прав автора и т.д. Подробно определяет и регулирует личные неимущественные и имущественные права авторов и иных правообладателей, а также способы распоряжения этими правами34.
Смежные права – содержат положения, имеющие целью охрану прав артистов-исполнителей, режиссеров – постановщиков спектаклей и дирижеров на результат исполнения; прав изготовителей фонограмм и видеозаписей, а также прав организаций эфирного и кабельного вещания на их передачи35.
Таким образом, несмотря на безапелляционное утверждение ведущего российского пиарщика, правовое регулирование ПР – деятельности, процессов информационного обмена, межсубъектных коммуникаций имеет огромную и определяющую роль для всех сторон коммуникационного взаимодействия и в первую очередь для информационной безопасности общества в целом и каждого отдельного его представителя в частности.
Любую профессиональную деятельность не достаточно умело организовать, необходимо ещё выработать и уяснить некоторые правовые и этические нормы этой работы. При работе Паблик Рилейшнз надо учитывать комплекс нормативных положений о сути, содержании и регулятивных механизмах в Паблик Рилейшнз как звене всего предпринимательства или государственного управления. В этот комплекс входят и также и сугубо этические критерии, свойственные Паблик Рилейшнз как самостоятельной деятельности со всеми присущими ей закономерностями и противоречиями.
Вписываясь
в общую систему деловых
Организация и проведение деятельности ПР – регулируются следующими документами:
В целом же деятельность связей с общественностью определяют следующие условия39:
Кроме того, в процессе работы ПР – специалистам приходится учитывать и достаточно специфические условия, вытекающие из характера этой сферы и объектов её внимания40. После определения всех основополагающих условий и хозяйственно-правовой формы предприятия только и возможна собственно работа. Но и она в свою очередь требует соответствующих правовых действий.
К ним относятся41:
Чтобы документы были грамотны и логичны, с их текстами должны работать редакторы. И, наконец, не надо готовить и подписывать договоры без юристов.
Необходимость разработки корпоративных традиций и морали в профессиональной деятельности ПР – специалистов обусловлена спецификой данной области, основанной на межличностных отношениях в сфере связей с общественностью. Соответственно законодательных нор бывает недостаточно42.
Во-первых, не всякий закон способен стать полной гарантией предотвращения аномальных проявлений в любом профессиональном процессе (тем более в Паблик Рилейшнз). Во-вторых, сама эта деятельность возникла и формировалась раньше, чем принимались регламентирующие ее правовые нормы. И, в-третьих, никакая нормальная база не охладит все возможные в Паблик Рилейшнз ситуации, ведь при желании всегда можно найти возможность для недобросовестных действий43.
При проведении Паблик Рилейшнз компании специалисты часто вынуждены преодолевать противоречия между средствами достижения и этическими правилами, отраженными в кодексе чести, и свойственными Паблик Рилейшнз как самостоятельной деятельностью со всеми присущими ей закономерностями и противоречиями. Как отмечает С. Блэк, Паблик Рилейшнз могут быть успешными только тогда, когда они основаны на этических нормах и осуществляются честными средствами. 44
Как известно, всякие этически нормы складываются из нескольких элементов. Прежде всего, к ним следует отнести общие, признаваемые в цивилизованной среде, условия поведения человека независимо от его профессии. Затем к кругу норм, принципов и стандартов профессионального поведения можно отнести все то аспекты, которые взяты с этикой предпринимательства. Существует еще ряд специфических проблем, которые не подлежат регуляции на основании законов. Поэтому в каждой стране Ассоциации Паблик Рилейшнз вырабатывают для себя основные представления о профессиональной деятельности45.
В России, например, Российской Ассоциацией по связям с общественностью (РАСО) принята «Хартия принципов сотрудничества и конкуренции на российском рынке Паблик Рилейшнз» (1997г.). 26 сентября 2001г. вышел «Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области Паблик Рилейшнз». В этих документах изложены основные принципы работы специалистов по связям с общественностью46:
Предприятия и организации, имеющие долгосрочные цели бизнеса и стремящиеся к установлению доброжелательных и конструктивных взаимоотношений с различными категориями общественности, должны быть достаточно открыты для представителей различных СМИ.
Очень важным является соблюдение специалистами по связям с общественностью норм профессионального поведения и этики во взаимоотношениях друг с другом, а также с представителями различных категорий общественности и работниками СМИ.48
Соблюдение Кодексов этики достаточно жестоко контролируется национальными ПР – объединениями. Президенты этих объединений назначают советы по рассмотрению нарушению этических норм. Существует два вида наказаний за такие нарушения: предупреждение о непрофессиональном поведении и исключение из членов Ассоциации.
Любая ПР – деятельность обязательно должна регламентироваться существующими правовыми актами, которые закреплены в законодательстве, и этическими правилами, нашедшими отражение в специальных документах (кодексах).
Специфика социальной миссии и правовые аспекты деятельности ПР – специалистов с учетом анализа зарубежного и российского опыта эффективной публичной коммуникации всесторонне и системно анализируются в следующей главе данной выпускной квалификационной работы «Специфика социальной миссии и правовые аспекты профессиональной деятельности специалиста сферы Праблик Рилейшнз».
В данной главе выпускной квалификационной работы автор осуществляет попытку комплексного анализа правового регулирования информационной деятельности ПР – специалиста в сфере связей с общественностью, а так же правовое регулирование ПР – коммуникации в свете нормативно – правовых актов.
Нормативного определения связей с общественностью, а уж тем более специального закона о них в Российской Федерации (да и не только в ней) не существует. Анализ документов, так или иначе упоминающих о связях с общественностью, мало сможет помочь49. Согласно государственному стандарту деятельность выпускника заключается в изучении и выработке всех возможных рекомендаций по многим профессиональным аспектам. Таким образом, выпускник выпускается как советник по всем возможным вопросам.
Информационное право только начинает складываться, и поэтому говорить о четкой систематизации и классификации законодательства, регулирующего отношения в этой отрасли, преждевременно. Отдельные положения, регламентирующие информационные процессы, разбросаны по различным законодательным актам. Это федеральные законы: «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе», «Об участии в международном информационном обмене» и др., а также Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие подзаконные акты, призванные регламентировать эту сферу общественных отношений50.
Огромная роль информации в современной культуре приводит к неизбежной мифологизации этого явления51. Хрестоматийным стало логически ошибочное, но тем и привлекательное определение Н. Винера: «Информация есть информация, а не материя и не энергия». Юридическая действительность по своей природе не может обходиться мифологическими фигурами, ее понятийный инструментарий должен быть строго определен. Поэтому последуем определению Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) «Об информации, информатизации и защите информации»52 (далее в тексте –Закон «Об информации»): информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления 53. Область человеческого поведения, в которой происходит производство и обмен информацией, называется информационной сферой. Информационная сфера (среда) – это сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации54 (от 04.07.1996 N 85-ФЗ (ред. от 29.06.2004) «Об участии в международном информационном обмене», ст. 2).