Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:17, курсовая работа
Актуальность исследования объясняется, прежде всего, тем, что процедура адаптации персонала призвана облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Профессиональная адаптация выступает важным составным элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и производством. Они призваны способствовать покрытию потребностей организации в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РОЛЬ АДАПТАЦИИ В СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Адаптация персонала в организации: понятие и цели……………………………………………………………………………………5
1.2 Управление процессом адаптации работников и этапы адаптации……..13
Выводы по I главе…………………………………………………………...............22
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
2.1 Понятие профессиональной адаптации и ее цели……...…………………………………………………………………………...23
2.2 Этапы и методы
профессиональной адаптации…………………………………………………….....................................31
Выводы по II главе…………………………………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный
Институт кадрового развития и менеджмента
Кафедра акмеологии и психологии управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Профессиональная
адаптация персонала в
Проверено: |
Автор: К. А. Шалагина |
«___»_________2011г. |
Группа 201, 2 курс, очное отделение |
Оценка |
Руководитель: И. А. Симонова ассистент кафедры АПУ |
«___»_______________ | |
____________________ | |
подпись |
|
И. А. Симонова ассистент кафедры АПУ |
Екатеринбург, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ГЛАВА 1. РОЛЬ АДАПТАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1 Адаптация персонала в
организации: понятие и цели…………………………………………………………………… 1.2 Управление процессом адаптации работников и этапы адаптации……..13 Выводы по I главе…………………………………………………………...
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 2.1 Понятие профессиональной адаптации
и ее цели……...……………………………………………………… 2.2 Этапы и методы профессиональной адаптации……………………………………………………. Выводы по II главе………………………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является управление адаптацией. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда.
Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.
Актуальность исследования объясняется, прежде всего, тем, что процедура адаптации персонала призвана облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Профессиональная адаптация выступает важным составным элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и производством. Они призваны способствовать покрытию потребностей организации в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.
Проблема исследования: какова специфика профессиональной адаптации?
В рамках этой курсовой работы целью является выявить особенности профессиональной адаптации персонала в организации.
Задачи исследования:
Объект исследования – адаптация персонала.
Предмет исследования – особенности профессиональной адаптации персонала в организации.
Методы: теоретические – анализ научной и методической литературы по системе управления персоналом; анализ специальной литературы по системе адаптации персонала.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, текст проиллюстрирован таблицами, библиографический список из [30] источников. Во введении обоснована актуальность темы и представлен научный аппарат курсовой работы.
Первая глава «Роль адаптации в системе управления персоналом организации» посвящена определению адаптации, аспектам и этапам адаптации, управлению процессом адаптации.
Во второй главе «Особенности профессиональной адаптации» рассматриваются понятие и сущность профессиональной адаптации, непременно, в работе рассматриваются методы и свойства профессиональной адаптации в организации.
В заключении сделаны выводы, свидетельствующие о полном раскрытии темы, с учетом поставленных задач курсовой работы.
ГЛАВА 1. РОЛЬ АДАПТАЦИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
Переход на новую должность и тем более новое место работы - сложный этап в жизни любого человека. Не совсем еще понятные обязанности, непривычная обстановка, необходимость контактировать с незнакомыми людьми - все это порождает тягостные чувства. Одиночество и неуверенность, страх и тревога - всем известные спутники процесса профессиональной адаптации, одолевающие сотрудника в первые недели работы на новом месте и вызывающие серьезный психологический дискомфорт. Как добиться того, чтобы процесс адаптации прошел как можно мягче, в наиболее короткий срок и оказался выгоден как для сотрудника, так и для компании, расскажем далее [14].
Потребность в формировании системы адаптации возникает на этапе активного развития компании. Вместе с ростом организации увеличивается общее количество подразделений и сотрудников, а значит, новичков. В какой-то момент руководители уже не могут лично заниматься новыми сотрудниками, что распространено в компаниях малого бизнеса. С этого момента возникает потребность в стандартизации процедур взаимодействия с новыми сотрудниками, а значит, в создании системы адаптации [21].
Адаптация (от лат. adaptio – приспособлять) – это процесс ознакомления работника с новой организацией и изменения его поведения в соответствии с требованиями и правилами корпоративной культуры новой компании [8].
Можно привести определение адаптации Эдгара Штейна: «процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях» [18].
Например, автор учебного пособия «Практический менеджмент персонала» В. Р. Веснин главу об адаптации персонала начинает с определения понятия «введение в должность», полагая, что именно с этого процесса начинается деятельность нового сотрудника в организации. Веснин рассматривает введение в должность в качестве первой ступени задействования, которое, в свою очередь, является элементом процесса расстановки кадров — «обоснованного и экономически целесообразного распределения персонала по структурным подразделениям и должностям в соответствии с потребностями организации, интересами, опытом и деловыми качествами самих людей». Само же введение в должность Веснин определяет как «совокупность процедур, имеющих цель ускорить освоение новичком работы, сократить период адаптации в коллективе, помочь установить контакты с окружающими».
И собственно адаптацию Веснин В. Р. рассматривает как следующую за введением в должность ступень задействования новых кадров, определяя этот процесс как «приспособление к содержанию и условиям труда, социальной среде». В ее рамках происходит детальное ознакомление с коллективом и новыми обязанностями; усвоение стереотипов поведения; ассимиляция — полное приспособление к среде и, наконец, идентификация — отожествление личных интересов и целей с общими [3].
Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации. Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции [26].
Адаптация имеет две стороны:
к новой, полное приспособление (ассимиляция) к среде, отождествление личных интересов и целей с общими (идентификация).
Конкретные задачи такого управления:
В условиях функционирования рынка труда возрастает роль адаптации. При этом необходимо внимательно изучать опыт зарубежных фирм, которые уделяют повышенное внимание адаптации молодых работников. Данная категория персонала нуждается в особой заботе со стороны администрации организаций. Чаще всего профессиональная адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к труду в рамках определенной профессии, включения его в производственную деятельность, усвоения им условий и достижения нормативов эффективности труда. Однако адаптацию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон [10]. Подбор и прием на работу представляет собой довольно длительный и дорогостоящий процесс — к первому дню работы нового сотрудника компания уже затрачивает на него значительные средства.
Поэтому компания заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев. Однако, как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на работу покидает организацию именно в течение первых трех месяцев. Основные причины ухода — несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Помочь сотруднику успешно влиться в новую организацию — важнейшая задача его руководителя и специалистов по кадрам [12].
Принципиальными целями адаптации, по А. Я. Кибанову, являются:
Следует сказать, что в отечественных организациях наблюдается неотработанность механизма управления процессом адаптации. Этот механизм предусматривает решение трех важнейших проблем:
Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, в том числе:
Особо следует остановиться на вопросе организационного механизма управления процессом адаптации как ключевого условия ее успешного осуществления. Неотработанность данного механизма для отечественных организаций является одной из главных причин декларативности управления адаптацией и лозунгового провозглашения ее необходимости.
Информация о работе Профессиональная адаптация персонала в организации