Профессиональная адаптация персонала в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования объясняется, прежде всего, тем, что процедура адаптации персонала призвана облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Профессиональная адаптация выступает важным составным элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и производством. Они призваны способствовать покрытию потребностей организации в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РОЛЬ АДАПТАЦИИ В СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Адаптация персонала в организации: понятие и цели……………………………………………………………………………………5
1.2 Управление процессом адаптации работников и этапы адаптации……..13
Выводы по I главе…………………………………………………………...............22

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
2.1 Понятие профессиональной адаптации и ее цели……...…………………………………………………………………………...23
2.2 Этапы и методы
профессиональной адаптации…………………………………………………….....................................31
Выводы по II главе…………………………………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая Шалагина К.А.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)
  • внедрение в среду;
  • принятие и усвоение норм и ценностей этой среды;
  • активное отношение субъекта к этой среде с целью наиболее полного удовлетворения обоюдных интересов.
    1. Производственная адаптация – процесс включения работника в новую для него производственную сферу, усвоения им производственных условий, норм трудовой деятельности, установления и расширения взаимосвязей между работником и производственной средой [10].

Самый главный аспект, который является важнейшим элементом в адаптации персонала – это профессиональная адаптация.

Профессиональная адаптация – вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности [22].

C точки зрения работодателя, профессиональная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма [1].

Профессиональная адаптация заключается в освоении профессиональных

навыков, уяснении специфики работы. Каждый новичок проходит стадию ученичества, форма которого зависит от характера организации и предыдущего опыта работы. На производственных предприятиях практикуется наставничество, когда опытный работник передает знания и навыки молодому в процессе делового общения на рабочем месте. Очень распространен инструктаж – наглядная демонстрация приемов и навыков работы. Часто помощники менеджера учатся у старшего товарища технике продаж, манере общения с клиентом; помощницы бухгалтера изучают механизмы финансовых операций, постоянно консультируясь с коллегой. Конечно, если новичок уже имеет опыт работы по данной специальности, то наставничество и инструктаж принимают форму обмена профессиональными знаниями с целью выработать навыки, наиболее приемлемые для достижения целей организации. В современных крупных корпорациях используют такую форму обучения на рабочем месте, как ротация. Она заключается в краткосрочной работе нового сотрудника на разных должностях в разных подразделениях.

Это позволяет относительно быстро изучить работу коллектива в целом и приобрести многостороннюю квалификацию [29].

Цель профессиональной адаптации – овладение новым сотрудником системой профессиональных знаний и навыков и эффективное их применение на практике. Достижение этой цели определяется полным соответствием профессиональной подготовки требованиям работы.

Первым шагом является разъяснение новому сотруднику основного содержания его профессиональной деятельности на первых собеседованиях с менеджером по персоналу и линейным менеджером. Обязательным условием приема в компанию сотрудников без опыта работы в недвижимости является обучение в Кадровой школе. Эта мера необходима, так как успешная риэлтерская деятельность требует большого объема юридических и психологических знаний и определенных профессиональных навыков.

Обучение не ограничивается посещением занятий в Кадровой школе. Овладение профессиональной ролью  в полном объеме возможно только в  процессе работы. Для этого активно используется наставничество.

Постоянное совершенствование профессионализма сотрудников – это то, к чему стремится компания. Помогает в этом система проведения бизнес-тренингов, построенная с учетом потребностей каждого отделения и компании в целом. Собственного бизнес-тренера компания не имеет, тренинги заказываются разным консалтинговым фирмам. Особой популярностью пользуются выездные двухдневные тренинги, целями которых, помимо обучения, являются сплочение коллектива, организационная и психологическая адаптация новичков.

Для социальной сферы  актуальность проблемы профессиональной адаптации обусловлена, прежде всего, спецификой этой отрасли, заключающейся в том, что её объектом является человек. Главным критерием профессионализма деятельности работника в сфере «человек – человек» является отзывчивость, доброжелательность, готовность бескорыстно прийти на помощь, искренняя обеспокоенность судьбами людей.

Для того чтобы помощь, оказываемая клиенту, была качественной, работники социальной сферы должны обладать высоким уровнем профессионализма.

Профессиональная адаптация может быть рассмотрена как:

  1. Критерий успешности кадровой политики организации;
  2. Одна из важнейших технологий управления персоналом;
  3. Неотъемлемый элемент корпоративной культуры;
  4. Аспект, непосредственно влияющий на мотивацию и лояльность сотрудника; один из способов регулирования занятости;
  5. Один из механизмов антикризисной политики государства [23].

Процесс профессиональной адаптации рассматривается как  элемент процесса найма работника  в компании. Успешность профессиональной адаптации зависит от ряда условий, к которым относятся отработанность организационного механизма управления процессом адаптации, наличием системы обучения в организации, объективностью оценки профессиональных качеств и исполнения функций должности, персональной ответственностью руководителей компании и подразделений и не в последнюю очередь - профессиональной компетенцией менеджера по персоналу компании.

Профессиональная адаптация  специалиста осуществляется в основных предметных областях его профессионального  взаимодействия со средой:

  1. В профессионально-деятельностной области - адаптация к профессиональной деятельности (к её целям, содержанию, технологиям, средствам осуществления, режиму и интенсивности деятельности);
  2. В организационно-нормативной области - адаптация к требованиям производственной и трудовой дисциплины, к организационным нормам и правилам и др.;
  3. В социально-профессиональной области - адаптация к профессионально-ролевым социальным функциям и социально-профессиональному статусу (врач, педагог, юрист, инженер и др.);
  4. В социально-психологической области - адаптация к социально-психологическим ролевым функциям, неофициальным нормам, правилам, ценностям, отношениям в трудовом коллективе, организации;
  5. В социальной области в широком смысле - адаптация к тем социальным обстоятельствам, в которых происходит профессиональная деятельность специалиста (в социально-политической, этнической, правовой, религиозной и другой среде.

В профессиональной адаптации  молодых специалистов ведущую роль играет успешность их профессионально-деятельностной адаптации. Поэтому трудности и противоречия, возникающие у специалиста в этой сфере, выступают источником его активности при осуществлении процесса профессиональной адаптации.

Следовательно, в подготовке современного специалиста акцент должен быть на формировании профессиональной и психологической готовности к профессиональной деятельности. При этом значение его подготовки в организационно-нормативном, социально-профессиональном и социальном (в широком смысле) не уменьшается.

Успешность  профессиональной адаптации специалиста зависит от ряда ведущих факторов:

  1. Наличие у специалиста необходимых внутренних предпосылок:
  • соответствующей подготовленности,
  • достаточного уровня адаптивности,
  • мотивации профессиональной деятельности,
  • чётких представлений о содержании и условиях этой деятельности.
  1. Особое внимание самого специалиста, руководителей и трудового коллектива в целом к процессу профессиональной адаптации;
  1. Осуществление процесса адаптации с учётом особенностей специалиста, закономерностей, как самого этого процесса, так и развития социальной среды;
  2. Специальное психологическое обеспечение этого процесса, основанное на прогнозе его особенностей и оказании специалисту необходимой психологической помощи [22].

При рассмотрении профессиональной адаптации следует выделять три взаимосвязанные аспекта: а) адаптация как процесс приспособления специалиста к изменяющимся условиям профессиональной среды, характеризующийся своими пространственно-временными механизмами; б) как результат этого процесса, характеризующийся степенью итоговой адаптированности человека; в) как источник новообразований, характеризующийся комплексом формируемых качеств профессионала. От соответствия этих трех компонентов зависит характер поведения специалиста, степень эффективности его взаимодействия в системе «человек – профсреда», психологические состояния человека в труде и др. [9].

Сущность профессиональной адаптации в системе адаптации и управления персоналом.

Профессиональная адаптация - полное и успешное овладение новой профессией, т.е. привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, его условиям и организации. Она выражается в определенном уровне овладения профессиональными знаниями и навыками, в умении, в соответствии характера личности характеру профессии.

Основная проблема, решаемая в процессе приспособления к новой ситуации, - это сближение целей и ценностных ориентаций различных слоев населения, усвоение новых норм поведения с учетом сложившихся традиций, культуры, нахождения своего места и роли в изменяющейся социальной и рыночной среде.

В адаптационный период следует принимать меры к недопущению  ряда негативных моментов, приводящих к психологической дезадаптации работника. Это приведет либо к удлинению  адаптационного периода и низкой производительности труда в течение  него, либо к уходу адаптирующегося с предприятия. Речь идет о следующих психологических проблемах, на которые следует обратить внимание: недоумение, испуг, уныние, возмущение, пассивное приятие и т.д.

Профессиональная адаптация: процесс освоения профессиональной деятельности через приобретение практических, теоретических умений и навыков, овладения необходимым объемом знаний для выполнения должностных обязанностей на высоком качественном уровне. По прошествии адаптационного периода «новичок» имеет не менее чем средний уровень навыков, что делает его положение устойчивым среди коллег [20].

2.2 Этапы и методы профессиональной адаптации

Адаптация означает включение  личности в новую для нее предметно-вещевую  и социальную среду. Когда человек  поступает на работу, он включается в систему внутриорганизационных трудовых отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Поступая на предприятие, человек имеет определенные цели, потребности, ценности, нормы, установки поведения.

В соответствии с ними работник предъявляет и требования к организации к условиям труда, к оплате, содержанию, возможностям роста, к социальной среде [7].

Этапы профессиональной адаптации:

    1. Довузовский – связан с профессиональной ориентацией в школе. На этом этапе происходит знакомство с миром профессий, определение сферы будущей профессиональной деятельности, выявление мотивации, склонностей, личностных качеств, предпосылок к избираемой профессии
    2. Вузовский – этап профессиональной подготовки. Осуществляется формирование и корректировка профессиональной ориентации, развитие профессиональных знаний, умений и навыков, качеств личности, востребованных профессией, становление и развитие профессионального самосознания и др.
    3. Послевузовский – этап трудовой деятельности. На этом этапе молодой специалист приспосабливается к условиям деятельности, коллективу, новому социальному статусу, т.е. происходит профессиональное и личностное «вхождение» в трудовую деятельность, реализация личностного и профессионального потенциала специалиста.

Недостатки  производственной практики как формы профессиональной адаптации в вузе:

    1. Недостаточное время (практики длятся от 2-до 8 недель, для приобретения реального опыта работы)
    2. Отсутствие у студентов-практикантов достаточных умений и навыков для безболезненного начала работы на предприятии, преобладание теоретических знаний
    3. Отсутствие тесной связи между теоретическими курсами и программами практик
    4. Отсутствие заинтересованности баз практик
    5. Неравномерность «продвинутых» баз практик для освоения студентами новейших технологий профессии
    6. Недостаточная компетентность вузовских преподавателей – руководителей практик в практической деятельности.

Методы профессиональной адаптации:

  1. Создание учебно-производственных комплексов как специализированных, или основанных на принципах социального партнерства с фирмами, организациями на которых преподаватели и практики совместно «вводят» студента в профессию;
  2. Привлечение в вузы преподавателей. имеющих опыт практической работы в профессии;
  3. Создание при вузах с узкой специализацией производственных структур;
  4. Совмещение учебы с работой по специальности с переводом студента на индивидуальный график учебы, что позволяет кредитная технология обучения;
  5. Подготовка специалиста по заявкам производств, с учетом заданных качеств заказчика и созданием на производстве условий        профессиональной адаптации [28].

Информация о работе Профессиональная адаптация персонала в организации