Профориентация и рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Профориентация при наборе сотрудников является прерогативой маркетинга кадровой службы, в чьи задачи входит предоставление потенциальным сотрудникам полной и достоверной информации о характере и содержании предстоящего труда по той или иной профессии. Профотбор - это стадия процедуры набора сотрудников, которая существенно сокращает число кандидатов на предлагаемую вакансию. На профориентацию может откликнуться большое число кандидатов, но фирме нужны лишь те из них, которые не только считают, что они подходят на конкретную должность, но и соответствуют ей по мнению кадровой службы, основанному на результатах собеседования с кандидатом, опросов или его тестирования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.………………………………...………………………………………….…5
1.1.Профориентация………………………………………………………………....5
.Принципы подбора кадров……………………………………………………...7
1.3.Профессиография ………………………………………………………...……10
1.4.Структура и сущность рынка труда…………………………………………...11
1.5.Регулирование рынка труда…………………………………………...……….15
1.6. Специфика российского рынка труда……………………………………...…18
Глава 2. Технико-экономические характеристики предприятия “ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез…………………….………………….….…..23
Глава 3.……………………...……………………………………………………...25
Заключение……………….………………………………………………………..27
Перечень использованной литературы………………………………………...…29

Файлы: 1 файл

Копия курсовая маркетинг.rtf

— 530.61 Кб (Скачать файл)

       Наконец последний этап - проверка рекомендаций. Практика показывает, что, разговаривая с предыдущим руководителем, с коллегами кандидата, можно не только выяснить о нем какую-либо информацию, но и получить интересные рекомендации относительно того, в чем этот человек силен, какие с ним могут быть проблемы, что ему удается хорошо, что не очень. При сопоставлении этого с результатами исследований и интервью, картина становится почти законченной и ясной.

       Мероприятия по подбору специалиста заканчиваются принятием решения о рекомендации на работу тех или иных кандидатов и представлением претендента работодателю.

       Итак, подбор персонала - это отдельная задача, целый процесс, который начинается с анализа деятельности и заканчивается приемом специалиста на работу. Успешность подбора зависит от многих причин, знаний, навыков, умений специалистов, занимающихся этими проблемами.  
 

 

1.3 ПРОФЕССИОГРАФИЯ

       Профессиография - технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии. Профессиография обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда.

       Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности -- социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально-психологические. Объем, глубина и детальность их изучения зависят от социального заказа. Так, информационная профессиография, нацеленная на обеспечение профориентационной работы, включает все названные характеристики, однако дает их обобщенно, кратко, описательно. Коррекционная профессиография,- направленная на повышение безопасности профессионального труда, детально и аналитически описывает только те характеристики, которые являются основными источниками опасного поведения человека в данной сфере. Диагностическая профессиография, обеспечивающая организацию профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда только на тех этапах работы, от которых в большей степени зависит конечный результат, и на которых требуются наиболее высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания. Формирующая профессиография, используемая в процессе профессионального обучения, охватывает социально-экономические, исторические, правовые характеристики профессии в общих чертах, с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности.

       Профессиография включает комплекс методов изучения профессиональной деятельности, в том числе -- методы сбора эмпирических данных (изучение документации, наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности, биографический и трудовой методы, метод эксперимента) и их анализа (метод экспертной оценки, метод качественного анализа эмпирических данных, методы статического анализа), а также методы психологической интерпретации (структурно-системный анализ и функционально-структурный анализ).

       Профессиография призвана путём объективного исследования раскрыть всю сложность профессии, выявить её структурные и содержательные особенности, установить всё многообразие взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с целым рядом специфических явлений, сопровождающий трудовой процесс. Главную часть Профессиограммы составляет Психограмма, представляющая собой полное описание собственно психологических характеристик деятельности, совокупность психофизиологических и личностных качеств, являющихся для неё профессионально важными.

       Психологические тесты позволяют определить с большой долей вероятности неудачи в профессиональной деятельности, чётко определяя нижнюю границу способностей. Успех в профессиональной деятельности зависит и от ряда других факторов. 

     1.4. СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА.

     Ôóíêöèîíàëüíî-оðãàíèçàöèîííàÿ ñòðóêòóðà ðûíêà òðóäà âêëþ÷àåò â ñåáÿ  â óñëîâèÿõ ðàçâèòîé ðûíî÷íîé ýêîíîìèêè ñëåäóþùèå ýëåìåíòû: ïðèíöèïû ãîñóäàðñòâåííîé ïîëèòèêè â îáëàñòè çàíÿòîñòè è áåçðàáîòèöû; ñèñòåìó ïîäãîòîâêè êàäðîâ; ñèñòåìó íàéìà, êîíòðàêòíóþ ñèñòåìó; ôîíä ïîääåðæêè áåçðàáîòíûõ; ñèñòåìó ïåðåïîäãîòîâêè è ïåðåêâàëèôèêàöèè; áèðæè òðóäà; ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå çàíÿòîñòè.

     Íà ðûíêå òðóäà âñòðå÷àþòñÿ ïðîäàâåö è ïîêóïàòåëü, êàê ïðè ëþáîé ñäåëêå êóïëè - ïðîäàæè. Ïðîäàâöû - ýòî ðàáîòíèêè, ïðåäëàãàþùèå ñâîþ ðàáî÷óþ ñèëó (ñïîñîáíîñòü ê òðóäó), à ïîêóïàòåëè - ýòî òðóäîâûå êîëëåêòèâû èëè îòäåëüíûå ïðåäïðèíèìàòåëè, êîòîðûå ìîãóò ñàìîñòîÿòåëüíî ðåøàòü, ñêîëüêî è êàêèõ ðàáîòíèêîâ èì òðåáóåòñÿ.

     Íà ðûíêå òðóäà äåéñòâóåò çàêîí ñïðîñà è ïðåäëîæåíèÿ íà ðàáî÷óþ ñèëó, êîòîðûé âëèÿåò íà çàðàáîòíóþ ïëàòó. Çàêîí ñïðîñà è ïðåäëîæåíèÿ íà ðàáî÷óþ ñèëó îòðàæàåò íåñîîòâåòñòâèå ñâîáîäíûõ ðàáî÷èõ ìåñò ñîñòàâó ïðèõîäÿùèõ íà ðûíîê òðóäà ðàáîòíèêîâ ïî êîëè÷åñòâåííûì è êà÷åñòâåííûì ïàðàìåòðàì.

     Íà ðûíêå òðóäà ïðîèñõîäèò æåñòîêèé, áåñïîùàäíûé îòáîð íàèáîëåå ñïîñîáíûõ, ïðåäïðèèì÷èâûõ. Ñëàáûõ è íåñïîñîáíûõ ðûíîê íå ùàäèò. Íî âìåñòå ñ òåì îí ñòèìóëèðóåò âûñîêîêâàëèôèöèðîâàííûé  òðóä, ñïîñîáñòâóåò ñîçäàíèþ  æåñòêîé âçàèìîñâÿçè ìåæäó âêëàäîì êàæäîãî è ïîëó÷åííûì êîíêðåòíûì ðåçóëüòàòîì.

     Ñóùåñòâîâàâøàÿ ðàíåå â íàøåé ñòðàíå àäìèíèñòðàòèâíî - êîìàíäíàÿ ñèñòåìà óïðàâëåíèÿ, ïðè êîòîðîé ãîñóäàðñòâî êàê ñîáñòâåííèê îñíîâíûõ ñðåäñòâ ïðîèçâîäñòâà öåíòðàëèçîâàííî ïëàíèðîâàëî íåîáõîäèìîå äëÿ ïîëíîé çàíÿòîñòè ÷èñëî ðàáî÷èõ ìåñò, ðàñïðåäåëÿëî è ïåðåðàñïðåäåëÿëî òðóäîâûå ðåñóðñû, ïîëíîñòüþ ðàçðóøèëî ìîòèâàöèþ ê òðóäó.

     Ìåæäóíàðîäíûé îïûò ñâèäåòåëüñòâóåò, ÷òî ðûíîê òðóäà íå ìîæåò ñóùåñòâîâàòü âíå êîíêóðåíòíîé, îñíîâàííîé íà ÷àñòíîé ñîáñòâåííîñòè ýêîíîìèêè è äåìîêðàòè÷åñêèõ îáùåñòâåííûõ èíñòèòóòîâ. Òîòàëèòàðíîå îáùåñòâî äàæå òåîðåòè÷åñêè èñêëþ÷àåò âîçìîæíîñòü ñóùåñòâîâàíèÿ òàêîãî ðûíêà, èáî íå ñ÷èòàåò ÷åëîâåêà ðàâíîïðàâíûì, þðèäè÷åñêè è ýêîíîìè÷åñêè íåçàâèñèìûì îò ãîñóäàðñòâà ñóáúåêòîì. Òàêîìó ãîñóäàðñòâó íå ñòîëü âàæíî, èñïîëüçóåòñÿ ëè ëþäñêîé ïîòåíöèàë ýôôåêòèâíî è ñîãëàñíî ñ ëè÷íûìè èíòåðåñàìè ÷åëîâåêà èëè íåò. Äëÿ íåãî çíà÷èìî äðóãîå - èìåòü ÷åëîâåêà â ïîëíîì è áåçîãîâîðî÷íîì ïîä÷èíåíèè äëÿ ëþáûõ íóæä, à ëè÷íûå èíòåðåñû óäîâëåòâîðÿòü ïî ìèíèìóìó, ÷òî èñêëþ÷àåò ýêîíîìè÷åñêóþ è ñîöèàëüíóþ íåçàâèñèìîñòü ÷åëîâåêà. Ýòî îáåñïå÷èâàåò õîòÿ è ìàëîýôôåêòèâíóþ, íî ïî÷òè ïîëíóþ óïðàâëÿåìîñòü ëþäñêèìè ìàññàìè. Ñâîáîäíûé ðûíîê òðóäà â òàêèõ óñëîâèÿõ ïðîñòî íå íóæåí, áîëåå òîãî, îí áûë áû ñåðüåçíîé ïîìåõîé, õîòÿ åãî àíòèïîä - ðàñïðåäåëåíèå ðàáî÷åé ñèëû, îáñëóæèâàþùåå äåôèöèòíóþ ïî ñâîåé ïðèðîäå, ïðèíàäëåæàùóþ ãîñóäàðñòâó ýêîíîìèêó òîæå íàçûâàåòñÿ ðûíêîì òðóäà. Íàöèîíàëüíûé ðûíîê òðóäà îõâàòûâàåò âñå îáùåñòâåííîå ïðîèçâîäñòâî - ÷åðåç íåãî êàæäàÿ îòðàñëü ïîëó÷àåò íåîáõîäèìûå åé êàäðû íå òîëüêî çàäàííîãî ïðîôåññèîíàëüíî - êâàëèôèêàöèîííîãî ñîñòàâà, íî è îïðåäåëåííûõ êóëüòóðíûõ è ýòèêî - òðóäîâûõ äîñòîèíñòâ, àäåêâàòíûõ òðåáîâàíèÿì ýêîíîìèêè.

     Íà ðûíêå òðóäà ðåàëèçóåòñÿ âîçìîæíîñòü:

     - ñâîáîäíîãî âûáîðà ïðîôåññèè, îòðàñëè è ìåñòà äåÿòåëüíîñòè, ïîîùåðÿåìîãî ïðèîðèòåòíûìè ïðåäëîæåíèÿìè (óðîâåíü îïëàòû òðóäà, âîçìîæíîñòè ðåàëèçàöèè òâîð÷åñêèõ çàìûñëîâ è ò. ä.);

     - íàéìà è óâîëüíåíèÿ ïðè ñîáëþäåíèè íîðì òðóäîâîãî çàêîíîäàòåëüñòâà, çàùèùàþùåãî èíòåðåñû ãðàæäàí â ïëàíå ãàðàíòèé çàíÿòîñòè, óñëîâèé òðóäà, åãî îïëàòû;

     - íåçàâèñèìîé è âìåñòå ñ òåì ýêîíîìè÷åñêè ïîîùðÿåìîé ìèãðàöèè òðóäîâûõ ðåñóðñîâ ìåæäó ðåãèîíàìè, îòðàñëÿìè è ïðîôåññèîíàëüíî - êâàëèôèêàöèîííûìè ãðóïïàìè, êîòîðîé îáû÷íî ñîïóòñòâóåò óëó÷øåíèå óñëîâèé æèçíè è òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè, ÷åìó ñïîñîáñòâóåò íàëè÷èå âûñîêîðàçâèòûõ, ïîâñåìåñòíî äîñòóïíûõ íàñåëåíèþ ðûíêîâ âûñîêîêà÷åñòâåííîãî æèëüÿ, ïîòðåáèòåëüñêèõ òîâàðîâ  êóëüòóðíûõ è äóõîâíûõ öåííîñòåé;

     - ñâîáîäíîãî äâèæåíèÿ çàðàáîòíîé ïëàòû è äðóãèõ äîõîäîâ ïðè ñîõðàíåíèè ïðèîðèòåòà êâàëèôèêàöèè è îáðàçîâàíèÿ, ñîáëþäåíèè óñòàíîâëåííîãî çàêîíîì ãàðàíòèðîâàííîãî ìèíèìóìà çàðïëàòû, îáåñïå÷èâàþùåãî ïðîæèòî÷íûé ìèíèìóì, è ðåãóëèðîâàíèè âåðõíåãî ïðåäåëà äîõîäîâ ÷åðåç íàëîãîâóþ ñèñòåìó, îñíîâàííóþ íà ïðîãðåññèâíîé øêàëå.

     Â êîíêóðåíòíî - ðûíî÷íûõ îòíîøåíèÿõ îòðàæàþòñÿ ãëóáîêèå ïðîöåññû, ïîñòîÿííî ïðîèñõîäÿùèå â îáùåñòâå è îïðåäåëÿþùèå åãî äâèæåíèå âïåðåä. ×åðåç ðûíîê òðóäà ïðîõîäÿò, ñêðåùèâàÿñü â í¸ì, òðè âçàèìîñâÿçàííûõ ýâîëþöèîííûõ ïîòîêà - ðàçâèòèå ýêîíîìèêè (ìàòåðèàëüíî -  òåõíè÷åñêèõ ýëåìåíòîâ è ñòðóêòóð), ðàçâèòèå ÷åëîâåêà (îáùåé è ïðîôåññèîíàëüíîé êóëüòóðû,  òâîð÷åñêèõ âîçìîæíîñòåé, íðàâñòâåííûõ êà÷åñòâ), ðàçâèòèå îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèé (ãîñóäàðñòâåííûõ è êëàññîâûõ ñòðóêòóð, îòíîøåíèé ñîáñòâåííîñòè, ïðîèçâîäñòâåííûõ ñâÿçåé). Îíè îáðàçóþò îñíîâó ïðîãðåññà â îáùåñòâå, åãî ãëàâíîå ñîäåðæàíèå.

     Ðàáî÷àÿ ñèëà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé òîâàð îñîáîãî ðîäà, ïðîèçâîäñòâåííûå ñîçèäàòåëüíûå êà÷åñòâà êîòîðîãî öåëèêîì îïðåäåëÿþò ýôôåêòèâíîñòü êîíêóðåíòíîé ýêîíîìèêè, åå âîçìîæíîñòè ñîçäàíèÿ âûñîêîñîðòíûõ òîâàðîâ è êîìôîðòíûõ óñëóã, ìàñøòàáû è òåìïû íàó÷íî-òåõíè÷åñêèõ è îðãàíèçàöèîííûõ ïðåîáðàçîâàíèé. Ïîýòîìó ïîäãîòîâêà è âûïóñê íà ðûíîê òðóäà îáðàçîâàííîé è òâîð÷åñêè àêòèâíîé ðàáî÷åé ñèëû, îáåñïå÷åíèå åå êâàëèôèêàöèîííîé è òåððèòîðèàëüíîé ìîáèëüíîñòè ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ïåðâîîñíîâ æèçíåäåÿòåëüíîñòè íàðîäíîãî õîçÿéñòâà. È ÷åì âûøå îáùèé óðîâåíü ðàçâèòèÿ ýêîíîìèêè, ÷åì áîëåå ñëîæíûå çàäà÷è åé ïðèõîäèòñÿ ðåøàòü, òåì çíà÷èòåëüíåå ïîòðåáíîñòü â ðàáî÷åé ñèëå âûñøåé êâàëèôèêàöèè. Ïîäîáíîé ðàáî÷åé ñèëå â ðàçâèòûõ ñòðàíàõ ìèðà â ýïîõó ÍÒÐ àáñîëþòíîå áîëüøèíñòâî ðàáîòîäàòåëåé è ãîñóäàðñòâåííûå îðãàíû ñòðåìÿòñÿ ñîçäàòü íàèëó÷øèå ïðîèçâîäñòâåííûå è æèçíåííûå óñëîâèÿ, ãàðàíòèðóÿ ïî âîçìîæíîñòè è ñîöèàëüíóþ çàùèùåííîñòü íà ðûíêå òðóäà. Ðàáî÷àÿ ñèëà - òîâàð îñîáîãî ðîäà åùå è ïîòîìó, ÷òî îíà ñàìà â ïåðâóþ î÷åðåäü ÿâëÿåòñÿ, êàê ïðàâèëî, íàèáîëåå çàèíòåðåñîâàííîé ñòîðîíîé â ðàçâèòèè ñâîèõ ñîçèäàòåëüíûõ âîçìîæíîñòåé, ðåàëèçóåìûõ â íàðîäíîì õîçÿéñòâå è âûðàæàþùèõ èíäèâèäóàëüíûå, îñîáåííî òâîð÷åñêèå, ñïîñîáíîñòè ëè÷íîñòè.

     Ïðåîáëàäàþùàÿ îáùíîñòü èíòåðåñîâ “òîâàðà” ðàáî÷åé ñèëû è åå ïîòðåáèòåëåé - ýêîíîìèêè è ãîñóäàðñòâà - ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé ñîöèàëüíî - ýêîíîìè÷åñêîé ÷åðòîé ðûíî÷íîé ýêîíîìèêè, ñîçäàþùåé ïðî÷íóþ ãóìàíèñòè÷åñêóþ îñíîâó ðàçâèòèÿ íàðîäíîãî õîçÿéñòâà è âñåãî îáùåñòâà. Íåñîìíåííî, ÷òî îðãàíèçîâàííûé, âî ìíîãîì óïðàâëÿåìûé ãîñóäàðñòâîì è ïîääåðæèâàåìûé ïðåäïðèÿòèÿìè òîâàðíîé ýêîíîìèêè, ïîñòîÿííî ñîâåðøåíñòâóåìûé ïî ìåðå ðàçâèòèÿ íàðîäíîãî õîçÿéñòâà ðûíîê ðàáî÷åé ñèëû ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç êëþ÷åâûõ, æèçíåííî âàæíûõ çâåíüåâ ñîöèàëüíî - ýêîíîìè÷åñêîé ñèñòåìû ëþáîé ñòðàíû.

     Êîíå÷íîé öåëüþ ðûíêà òðóäà ÿâëÿåòñÿ, âî-ïåðâûõ, óäîâëåòâîðåíèå ïðîôåññèîíàëüíî - òðóäîâûõ è æèçíåííûõ èíòåðåñîâ ýêîíîìè÷åñêè àêòèâíîãî íàñåëåíèÿ, âêëþ÷àÿ ñîöèàëüíóþ çàùèòó, è îáåñïå÷åíèå íàðîäíîãî õîçÿéñòâà íóæíûìè åìó êàäðàìè; âî-âòîðûõ, äîñòèæåíèå ìàêñèìàëüíî ïîëíîé è ìèíèìàëüíî ïðåðûâíîé çàíÿòîñòè, ñ ó÷åòîì ïîòðåáíîñòè â ÷àñòè÷íîé ðàáî÷åé íåäåëå, ñêîëüçÿùåì ãðàôèêå ðàáî÷åãî äíÿ è ò.ï. 

1.5.РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА .

          Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не  только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики. Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и прочие.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально- экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, в прямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

Значительна и посредническо - вспомогательная роль государства на рынок труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последствий и меняющихся требований рынка.

          Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли- продажи рабочей силы и регистрацию безработных. Первые биржи труда были открыты в первой половине  XIX века. В России биржи труда возникли в начале ХХ века. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 года получили широкое распространение платные частные посреднические конторы. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые бюро занятости, подчиненные министерством труда. В задачу государственного бюро занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса  и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в- четвертых, профориентация молодежи. Деятельность бирж труда оказывает не очень большое влияние на рынок труда, направления выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываются напрямую с предприятиями. В середине 80-х годов в регулировании рынка труда произошли значительные изменения. Они связаны с практическим воплощением в жизнь теоретических концепций неоконсерватизма во многих развитых странах Запада. Теоретические взгляды неоконсерваторов исходят из того, что вследствие зарегулированности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по существу перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического не равновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм.

Информация о работе Профориентация и рынок труда