Прогнозирование движения капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Органической частью планирования является составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития хозяйственной структуры, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей средой. Вся как плановая, так и практическая работа в организации связана с необходимостью прогнозирования.
Целью работы является определение направлений совершенствования
прогнозирования на основе изучение теоретических основ и методики
прогнозирования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1.Структура и представление агрегатов
1.1.Структура внешнего сектора…………………………………………………..4
1.2.Сокращенный вариант платежного баланса…………………………………..6
1.3.Аналитические соотношения…………………………………………………..7
2.Прогнозирование текущего баланса
2.1.Экспорт………………………………………………………………………….11
2.2.Импорт…………………………………………………………………………..14
2.3.Услуги, доходы и трансферты…………………………………………………16
3.Прогнозирование движения капитала
3.1.Счет движения капитала…………………………………………………….....21
3.2.Финансирующие статьи………………………………………………………..23
3.3.Внешняя задолженность……………………………………………………….30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

mak_planirovanie.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

e = J ^ W ^* 12 ' (ВД

где 6 — размер резервов в количестве месяцев импорта;

FA ь — валовые иностранные активы ЦБ; С

FA — валовые иностранные активы правительства;

IM — годовой импорт товаров и нефакторных услуг.

Ситуация с платежным балансом, даже если он находится в дефиците, считается нормальной, если страна располагает резервами в размере четырех и больше месяцев импорта товаров и нефакторных услуг. Падение этого соотношения — свидетельство надвигающихся проблем с оплатой внешних обязательств страны.

Внешняя задолженность

Прогноз развития внешней задолженности страны основывается на прогнозе движения капитала. С точки зрения воздействия на общий уровень внешней задолженности потоки капитала разделяются на те, что влияют, и те, что не влияют на него. 

Потоки, создающие долг ( debt cre ating flows ), — международное движение ссудного капитала, приводящее к росту или сокращению внешней задолженности отдельных стран. 

Потоки, не создающие долга ( non - debt creating flows ), — потоки капитала, связанные с прямыми и портфельными инвестициями, которые означают инвестирование в собственность предприятий и не приводят поэтому к созданию внешней задолженности страны.

Связь между платежным балансом и внешним долгом проявляется через следующее уравнение: прирост внешнего долга = дефицит текущего баланса — потоки, не создающие долг, + прирост официальных резервов + приобретение зарубежных активов частным сектором. Как видно, прирост внешнего долга может иметь три основных источника: дефицит текущего баланса, который не удается профинансировать за счет притока капитала, не создающего внешнего долга, займы для увеличения государственных резервов и утечка частного капитала за рубеж.

При прогнозировании внешнего долга необходимо учитывать, что его накопление необязательно является отрицательным фактором. Рост внешнего долга может означать осуществление крупных инвестиционных проектов, финансируемых за счет зарубежных сбережений. В перспективе эта задолженность будет покрыта за счет части прибыли от функционирования этих проектов. Другое дело, когда внешний долг накапливается по причине невозможности финансировать текущее потребление за счет внутренних источников, когда заемные средства попросту проедаются. Тенденции развития внешней задолженности в будущем зависят от многих факторов: объема уже существующего внешнего долга, графика платежей по долгу, используемой процентной ставки, перспектив отсрочки платежей по соглашениям с кредиторами, условий возможной отсрочки. Возможность страны платить по своим внешним долгам в критической степени зависит от перспектив развития текущего баланса, уровня государственных резервов, тенденций цен на основные товары экспорта, возможностей получения ею кредитов на временную поддержку текущего баланса и пр. Большинство из этих параметров неизвестны или поддаются лишь весьма приблизительному прогнозу даже на среднесрочную перспективу, не говоря о долгосрочной.

Поэтому в простейшем случае для прогноза динамики внешней задолженности необходимо определиться относительно следующих данных:

  • Текущая внешняя задолженность разделяется, с одной стороны, на долг правительства и долг, гарантируемый правительством, и, с другой стороны, остальной долг, который может включать задолженность частного сектора, банков, государственных предприятий, по которой правительство не гарантирует платежи, короче, всех тех, кто не является правительством. Такое деление внешней задолженности чрезвычайно важно, поскольку правительство может расплачиваться по своим долгам только за счет государственного бюджета, который должен для этого сводиться с положительным сальдо.
  • Уровень процентной ставки, по которой начисляются платежи процентапо долгам. В большинстве стран эта информация не разглашается, однако возможно с высокой степенью достоверности предположить, что она привязана к ставке ЛИБОР с добавлением некоторой премии, которая в основном отражает факторы риска.
  • График платежей по задолженности. Любой кредит обычно предполагает наличие определенного льготного периода, в течение которого основная сумма долга не выплачивается (обычно 5-7 лет), точного срока погашения всей задолженности (обычно 10-15 лет), а также правил погашения (обычно ежегодные или полугодовые платежи). Если страна небольшая, то общее число кредитов, так же как и организаций, их получающих, невелико, и на базе информации о каждом из них можно составить примерный график погашения внешней задолженности .

Таблица 2 Прогнозирование динамики внешнего долга  России 2013 (млн. долл.)

Наименование

Сумма, млн. долларов США

Эквивалент, млн. ЕВРО

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

55834,6

41012,7

Задолженность перед членами Парижского клуба

161,8

118,8

Задолженность перед кредиторами — не членами Парижского клуба

1061,2

779,5

Задолженность бывшим странам СЭВ

943,6

693,1

Коммерческая задолженность бывшего СССР

22,1

16,2

Задолженность перед международными финансовыми организациями

1587,2

1165,9

Задолженность по внешним облигационным займам

40658,3

29865,1

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

5,5

4,1

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

11394,9

8370


 

 

  В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 19 декабря 2013 года составил 152,0 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолгсоставляет 5-10 % от объёма ВВП страны. По данным рейтингового агентства Moody's внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10 % к ВВП страны. Это являeтся самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (02.03.2012). В результате Россия постепенно превращается в страну-кредитора (Кипр], СШАи т. д.)

Впрочем, такое благоприятное положение наблюдалось далеко не всегда. Так, после распада СССР внешний долг России неуклонно возрастал и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 года, когда он достиг 146,4 % от ВВП страны. После этого началось его быстрое снижение. В 2008 году внешний долг составлял всего 5 % ВВП страны.

Для прогнозирования развития внешнего долга вычисляются чистые потоки средств в каждом году как разность притока новых кредитов и платежей основной суммы прошлых кредитов и процента текущего года. Затем чистые потоки, зафиксированные в текущем году, добавляются к сумме совокупного внешнего долга. Если чистые потоки положительные, внешний долг растет, если отрицательные — сокращается.

В данном примере государственный долг возрастает, поскольку чистый приток капитала положительный, а негосударственный сокращается, ибо платежи на протяжении каждого года превосходят получаемые новые кредиты. В результате к 2003 г. страна остается с возросшей по сравнению с серединой 1990-х пг. внешней задолженностью, которая, однако, полностью состоит из долга государства, при том что частная задолженность выплачивается полностью.

Внешний долг страны считается приемлемым ( sustainable ), если страна в состоянии осуществлять платежи по долгам, не прибегая к их переносу, не ведя переговоры о списании внешнего долга и не накапливая просроченные платежи. Критериями приемлемости внешнего долга для страны являются отношение платежей по обслуживанию долга к экспорту товаров и услуг, уровень дефицита платежного баланса и соотношение между чистой текущей стоимостью долга и экспортом. Уровень долга считается приемлемым, если платежи по государственному и гарантированному государством долгу не превышают 20-25% экспорта товаров и услуг, если сальдо платежного баланса положительно и отношение чистой текущей стоимости долга к экспорту менее 200-250%.

Итак, показатели счета движения капитала прогнозируются также по компонентам — прямые и портфельные инвестиции, а также долгосрочный и краткосрочный капитал. Прогноз движения капитала основывается на экстраполяции тенденций последних лет с учетом факторов, которые могут оказать на него влияние в будущем, а также на данных о планах размещения государственных и частных облигаций и других заемных инструментов на мировом рынке. Официальные резервы представляют собой совокупность валовых иностранных активов ЦБ и ликвидных валютных резервов правительства, которые могут быть использованы властями страны для осуществления внешних платежей. Прогнозирование резервов зависит от того, находятся ли они в распоряжении ЦБ и/или министерства финансов, и от государственной политики их накопления и использования. Прогнозирование валютных резервов может быть основано на том, какой — положительный или отрицательный — знак имеет сальдо платежного баланса. Если платежный баланс отрицательный, логично предположить, что резервы будут сокращаться, если положительный — увеличиваться. Прогноз части резервов, зависящей от МВФ, исходит из информации о намерениях страны получить кредиты МВФ или долю в распределении СДР. Размер официальных резервов выражается в количестве месяцев импорта товаров и нефакторных услуг. Платежный баланс, даже если он находится в дефиците, считается в норме, если страна располагает резервами в размере четырех и больше месяцев импорта товаров и нефакторных услуг. Прогноз размеров внешнего долга основывается на расчете в рамках платежного баланса динамики потоков капитала, создающих внешнюю задолженность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Внешняя задолженность.

Внешняя задолженность(Foreign debt ) - сумма финансовых обязательств государства по иностранными займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям.  
 
 Государственный долг - это проблема, порождаемая бюджетным дефицитом. Он представляет собой сумму непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленную за всё время существования государства. Внешний долг - это задолженность государства гражданам и организациям других стран. 
 
Российское государство, используя международный опыт, воспользовалось различнымиформами управления иностранной задолженностью, в том числе реструктуризацией внешнего долга и привлечением зарубежных активов. Формы, масштабы, да и сама возможность реструктуризации внешнего долга любой страны в немалой степени зависят от еговеличины, "качества", то есть платёжеспособности, и структурного состава, который рассматривается, как правило, лишь на основе одного критерия - по субъектам предоставления кредитов.  
 
Внешние заимствования в современном мире превратились в прочную составляющую мировой экономики. Россия, как и любая современная страна, должна иметь адекватную систему управления внешним долгом. Эта система предполагает прежде всего реализацию мероприятий по изысканию внутренних источников своевременного погашения долгов, а также широкое использование других форм повышения платёжеспособности страны. 
 
В случае внешнего государственного долга кредиторами правительства выступают: иностранные государства, иностранные юридические лица, международные финансовые институты (МВФ, связанный с ним Парижский клуб, Лондонский клуб, Всемирный банк). Эти кредиты получены на основе заключения прямых кредитных договоров, а также формирование кредитных ресурсов произошло за счёт размещения государственных ценных бумаг на еврорынках. В структуру государственного долга включаются: задолженность по долгам Советского Союза, долги царской России, гарантии правительства. 
Экономические последствия государственного долга можно свести к следующим моментам: 
 
  необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объёме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны; 
долг приводит, в определённой мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики; 
увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности; 
перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций. 
 
По состоянию на конец 2000 года российский внешний долг составил 137 млрд долларов. Ещё в конце 1998 года размер госдолга превышал в России объём ВВП. На конец 2000 года объём госдолга составил 82,4%, из которых 73,5% приходится на внешний долг. 
 
 Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой его условий, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий и консолидаций займов, проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действий которых истёк. 
 
Государство вправе уточнять первоначальные условия займа. Под реструктуризациейгосударственного долга понимают изменение сроков погашения основной суммы кредитов и перенос сроков выплаты процентов или уменьшение их величины. Изменения этих условий, касающихся доходности, называется конверсией, а изменения, относящиеся к его срокам, называются консолидацией государственного долга. 
 
Трудности с выплатой внешней задолженности испытывают большинство из 182 стран-членов МВФ (главным образом развивающиеся страны) Однако проблема погашения старых долгов в существенной мере решается ими с помощью получения новых кредитов. Технический кредит - это кредит, берущийся на выплату процентов для того, чтобы избежать штрафных санкций  
 
 Долги России в рамках Парижского клуба, объединяющего кредиторов на правительственном уровне, достигают сегодня, по германским подсчётам, почти 48 млрд долларов (примерно треть всего внешнего российского долга), из них почти сорок миллиардов - долги бывшего СССР. 
 
      Лондонский клуб кредиторов - крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьёзными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. Предметом переговоров с Лондонским клубом являются не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось  в 1976 году в связи с платёжными проблемами Заира, а к середине 80-х годов клубом было подписано уже около 50 соглашений о пересмотре условий погашения задолженности с широким кругом развивающихся стран. 
 
Россия является одной из главных стран - должников Лондонскому клубу (после Бразилии, Мексики и Аргентины). Её долг перед клубом "унаследован" от бывшего СССР и представляет собой задолженность по межбанковским кредитам, предоставленным Внешэкономбанку СССР частными коммерческими банками ФРГ, США, Великобритании, Франции, Японии, Италии и других зарубежных стран в советское время, то есть до 1 января 1992 года, а также по некоторым внешнеторговым векселям того же периода. 
 
После распада СССР предполагалось, что каждая бывшая союзная республика будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу страны, однако ввиду их неплатёжеспособности все долги по взаимному согласию взяла на себя Россия в обмен на отказ бывших республик от причитавшейся им доли внешних активов СССР. Сумма "унаследованного" РФ долга СССР составила на тот период около 90 млрд долл., в том числе по обязательствам перед иностранными коммерческими банками - членами Лондонского клуба порядка 30 млрд долл. 
 
Источники своевременного погашения долга 
 
- Государственный бюджет  
 
- Продажа части экспортной выручки 
 
Согласно статистике МВФ, из 150 стран - членов этой организации более чем в 90 существуют разного рода требования по продаже экспортной выручки. Среди крупных стран -это Китай, Индия, Бразилия, а среди стран, переживающих переходный период, - Турция, Чили, Венгрия, Малайзия, Пакистан, Ирак и некоторые другие. Среди них только Китай предъявляет требования к экспортёрам о стопроцентной продаже валютной выручки. 
Схема "долги в обмен на инвестиции" предполагает обслуживание внешнего долга не валютными платежами стране-кредитору, в рублёвыми инвестициями из российского бюджета в перспективные проекты совместных и дочерних немецких предприятий (в том числе вновь создаваемых), работающих в России. При этом с немецким бюджетом будут рассчитываться сами эти предприятия . 
 
В связи с трудностями обслуживания долга Парижскому клубу (48 млрд долл.) в качестве одного из вариантов предлагается его погашение за счёт наших должников, имеющих соглашение о реструктуризации своих долгов с Парижским клубом (52 млрд долл.). На конец 1991 года задолженность различных зарубежных стран СССР оценивалась суммой более 85 млрд рублей. 
 
Большие надежды на урегулирование задолженности возлагались при вступлении России в Парижский клуб в качестве страны-кредитора (1997 г.). Трудно сделать однозначный вывод о том, насколько это оказалось выгодным. В настоящее время более двух третей всех поступлений России от зарубежных должников приходится на Индию, отношения с которой урегулированы на особых условиях. 
 
Ещё в 1993 году между Россией и Индией было подписано соглашение, где был определён общий размер индийской задолженности в индийских рупиях и порядок её погашения в форме поставок традиционных товаров индийского экспорта (чай, кофе, медикаменты, изделия лёгкой промышленности). 
 
Влияние Парижского клуба всё шире сказывается на российской политике по управлению активами. Парижский клуб не признаёт военных долгов. А их доля в российских активах составляет по некоторым странам от 60 до 90%. Поэтому существует точка зрения об ошибочности вступления в Парижский клуб. Клуб проводит политику списания долгов наименее развитым странам (в размере 60-80%), к которым относятся многие российские должники. Вступление в Парижский клуб снизило оценку долгов российских должников, имеющих с ним соглашения об облегчении долгового бремени с упоминавшихся 52 млрд.  
 
С другой стороны, используя международные механизмы клуба, Россия добилась оценки признанной части своей задолженности по курсу 0,6 рубля за 1 доллар. Она получила возможность использовать механизмы международного давления на должников. Некоторые страны, имеющие отношения с клубом, получили кредиты МВФ, Всемирного банка, из которых расплачивались с Россией. Возможности давления на страны-дебиторы у клуба гораздо обширнее, чем у "независимого" кредитора. Клуб тесно взаимодействует с международными финансовыми организациями, в частности с МВФ и Мировым банком. Так что для стран-должников урегулирование задолженности членам клуба всегда выступает необходимым условием . 
 

 

 

 

 

 

Заключение

Единственным способом перестроить российскую экономику, диверсифицировать экспорт, поднять в нем долю высокотехнологичных товаров и услуг является перевод экономики страны на инновационный путь развития. Для этого необходимо: – усилить роль инноваций в социально-экономическом развитии;

– поднять конкурентный потенциал за счет наращивания сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях. Выбор инновационного пути развития позволит:

– ускорить темпы экономического роста;

– повысить качество жизни российских граждан;

– обеспечить финансовую стабильность и безопасность России.

Важным элементом инновационного вектора развития выступает долгосрочный прогноз социально-экономического состояния российской экономикис учетом мировых тенденций глобальной экономики и финансового рынка. Помимо долгосрочного макроэкономического прогноза до 2020 г., подготовленного Министерством экономического развития РФ, существует еще более десятка различных прогнозов будущего нашей страны и мировой экономики .Все они строятся на предпосылках об ускорении научно-технического прогресса и формировании постиндустриального способа производства, основанного на бионанотехнологиях. Первая половина XXI в. будет периодом зарождения, расцвета и господства шестого технологического уклада, в рамках которого появится целый ряд новых сфер и производств. Ключевыми направлениями шестого уклада станут:

– биотехнологии;

– достижения молекулярной биологии и генной инженерии;

– нанотехнологии;

– системы искусственного интеллекта;

– информационные технологии;

– интегрированные высокоскоростные транспортные системы.

Дальнейшее развитие получат:

– гибкая автоматизация производства;

– космические технологии;

– производство конструкционных материалов

с заранее заданными свойствами;

– повышение доли чистых и безотходных технологий.

В структуре потребления главенствующее положение, по мнению автора,

займут информационные, образовательные и медицинские услуги.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др. Прогнозирование и планирование экономики: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. Г.А. Кандауровой. Мн., 2009г.  
2. Л.П. Владимирова. Прогнозирование и планирование в условиях рынка, учебное пособие (второе издание). М.: 2010 г.  
3.Киреев А.П «международная экономика 2011».  
4.Петрикова Е. М. Платежный баланс России: учеб. пособие / под ред. В. А. Слепова. М.: Изд. РЭА. 2011. 
5. http://www. imf. org. 
6. http://www. cbr. ru 
7 статья .Петрикова Е.М. «Прогноз развития внешнего сектора экономики» 
8. «Национальная экономика» Кошелев А.Н. 2012г 
9. «Национальная экономика» Градов В.С 2011 г  
10. « Макроэкономика» Амбель Э. Бернанке Б. 2010 г 
11. Газета «Промышленные ведомости»

Информация о работе Прогнозирование движения капитала