Проведение маркетинговых исследований (на примере ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 06:58, курсовая работа

Описание работы

Задачами маркетинга является:
выявление потребностей покупателей
работа по превращению покупательной способности в конкретный спрос на данный товар
добиваться условий, когда связи покупателя с продавцом были бы долговременными и устойчивыми.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» .......5
ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.......................................................................7
2.1. Макросреда функционирования компании ........................................7
2.2. Микросреда функционирования компании ........................................9
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ.............................................................14
3.1. Вид маркетинга ....................................................................................14
3.2. Сегментирование и выбор целевых сегментов .................................14
3.3. Позиционирование товара в одном из целевых сегментов .............15
3.4. Оценка конкурентоспособности бензина ..........................................17
4. МЕТОДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРА ......................................................19
4.1. Каналы распределения ........................................................................19
4.2. Организация товародвижения ............................................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................22

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota (1).doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

2. Маркетинговыми посредниками являются рекламные агентства, которые помогают предприятию в продвижении, сбыте и распределении товаров в среде клиентуры. А также пользуется услугами кредитно-финансовыми учреждениями: Банк «Shb Commercial Bank», УралСиб и др. Для рекламных целей используются средства массовой информации: рекламные щиты,  ежемесячные производственно-технические журналы, такие как «Нефть России», «Нефть и Капитал», а также журнал «За-рулем» и личный сайт компании www.lukoil.ru.

Торговые посредники.

Существует  большое количество фирм посредников, которые помогают реализовывать  продукцию компании. Функцию главного посредника при реализации нефтепродуктов выполняют АЗС компании ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт», которая насчитывает более 36 АЗС и 6 нефтебаз на территории РБ, предлагающих высококачественную продукцию клиентам.

Фирмы-специалисты  по организации товародвижения.

Наиболее часто  нефтепродукты транспортируются железнодорожным, автомобильным транспортом. ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» реализует нефтепродукты на условиях самовызова с 6 нефтебаз – АНП Черкассы (г.Уфа), НБ в поселках Иглино, Андреевка, Кандры, НБ в г.Стерлитамак, Нефтекамск, а также со складов ОАО «УНХ» и ОАО «НОВОЙЛ».

3. Клиентура.

Потребительский рынок составляют владельцы личных автомобилей, автопарки, различные организации, использующие автотранспорт.

Имеется большое количество фирм, перепродающих нефтепродукты на частных АЗС. Они и составляют рынок промежуточных продавцов.

Рынок государственных учреждений представляют государственные организации, например такие, как: ГИБДД,  автослужбы УВД и другие.

4. Конкуренты.

1) желания-конкуренты, то есть желания, которые хочет удовлетворить потребитель приблизительно на одинаковую сумму денег. В среднем за месяц на заправку автомобиля уходит около 15 000 руб. За эти деньги можно заправить автомобиль или где-нибудь отдохнуть, например в санатории. В этом случае существуют желания-конкуренты.

2) товарно-родовая конкуренция.  Заправить автомобиль на фирменных АЗС или у перекупщиков, перепродающих на частных АЗС.

3) товарно-видовая конкуренция.  АЗС различаются по товарному ассортименту, а также по количеству предоставляемых услуг (замена масла, подкачка шин, оплата пластиковыми и дисконтными картами).

4) марки-конкуренты. На территории РБ основными конкурентами ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» являются Башнефть, Салаватнефтеоргсинтез, ТНК-ВР, Транснефть.

5. Контактные аудитории – любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей. Контактная аудитория может либо способствовать, либо противодействовать усилиям фирмы по обслуживанию рынков.

Искомые аудитории:

Основными аудиториями  финансовой сферы для ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» являются банки, инвестиционные компании, акционеры. Компания добивается благорасположения этих аудиторий, так как в банках может получить кредиты, инвестиционные компании могут делать необходимые для компании инвестиции. Поэтому компании необходимо систематически представлять финансовому сообществу доказательства своей финансовой устойчивости, то есть публиковать годовые отчеты, давая ответы на вопросы, касающиеся всей финансовой деятельности компании.

СМИ уделяют большое  внимание нефтяной промышленности, в  частности компании ОАО «ЛУКОЙЛ». ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» заинтересовано в том, чтобы организации, распространяющие новости, статьи и редакционные комментарии, больше и лучше освещали деятельность предприятия.

Нежелательные аудитории:

Контактные аудитории  государственных учреждений

Руководство ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» обязательно должно учитывать все, что происходит в государственной сфере, следить за безопасностью выпускаемой продукции, соответствовать требованиям,  предъявляемые ГОСТами.

Гражданские группы действий

Большое влияние оказывают  на нефтяные компании группы по защите окружающей среды, так как нефтедобыча и нефтепереработка отрицательно влияет на экологию страны и здоровье населения. ОАО «ЛУКОЙЛ» соблюдает все требования действующего природоохранительного законодательства и других нормативно-правовых требований, относящихся к экологическим аспектам деятельности Общества.

Местные контактные аудитории

Любое предприятие имеет  дело с местными контактными аудиториями, такими как окрестные жители.

Компания должна считаться с  отношением общественности к своим  товарам и ко всей своей деятельности. Ведь репутация компании, сложившаяся у общества, влияет на покупательское поведение.

ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт»  оказывает помощь городу в проведении различных мероприятий, спонсирует развитие спорта и проведение соревнований в городе и области. Компания ОАО «ЛУКОЙЛ» известна тем, что является спонсором многих крупных спортивных мероприятий не только в России, но и в мире. Значительные средства выделяются на поддержку религиозных организаций, восстановление культовых зданий, являющихся памятниками культуры и архитектуры. Все это в целом способствует тому, что население РБ положительно относится к деятельности компании.

Также это все члены трудового коллектива предприятия. Высшее руководство никогда не должно забывать о том, что оно существует не только благодаря клиентам, а также потому, что сотрудники готовы работать в тесном контакте с ним.  Отношениям между руководством и сотрудниками компании должно уделяться большое внимание, ведь от них во многом зависит рентабельность работы предприятия. Только хорошо заинтересованные рабочие и служащие в состоянии внести существенный вклад в достижение компании высоких результатов, и лишь довольные всем служащие могут с высокой ответственностью, относится к своей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ

3.1. ВИД МАРКЕТИНГА

Маркетингом продукции  ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт»  занимается главный офис компании ОАО  «ЛУКОЙЛ». Рассмотрим маркетинг нефтепродуктов. В данном случае используется целевой вид маркетинга, так как имеется различие между покупателями, а, следовательно, несколько целевых сегментов и для каждого из них разрабатывается комплекс маркетинга.

3.2. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ И  ВЫБОР ЦЕЛЕВЫХ СЕГМЕНТОВ

Сегментирование рынка  топлива будем проводить как  для товара широкого потребления.

Для потребительского рынка основным принципом сегментирования будет являться географический принцип.

Деятельность ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт»  сосредоточена на территориях Республики Башкортостан и Татарстан, Курганской, Оренбургской, Самарской, Тюменской, Челябинской и Ульяновской областях, Ханты - Мансийском и Ямало - Ненецком автономных округах. Немаловажен также вид автомобиля. Потребителями являются владельцы автомобилей: легковые автомобили, грузовые, сельско-хозяйственные машины, автобусы.

Нефтепродкты, выпускаемые на ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» полностью соответствует международным стандартам. Компания ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» имеет достаточно стабильное положение на потребительском рынке. На этом рынке присутствует конкуренция со стороны российских компаний и европейских. Следует отметить, что Российская Федерация в настоящий момент стимулирует экспорт нефтепродуктов. Это выражается в низких вывозных таможенных пошлинах, также не взимается НДС.

Другим целевым сегментом  является РБ.

Сбытовое предприятие ОАО «ЛУКОЙЛ» на территории РБ – ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» – является крупнейшим поставщиком топлива и других видов нефтепродуктов. Более 36 АЗС  и 6 нефтебаз по всей территории республики обеспечивают функционирование сети по розничной реализации нефтепродуктов (масла, различные виды топлив, в том числе и бензин).

Для ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» на территории РБ главным конкурентом является Башнефть.

Таким образом, можно  сделать вывод, что компания ОАО  «ЛУКОЙЛ» занимает прочные позиции  на рынке РБ, как на рынке товаров широкого потребления. Всего в РБ реализуется около 35% нефтепродуктов производимых на ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт». Компания настроена на дальнейшую работу в этом регионе, тесное сотрудничество с властями и может рассчитывать на их поддержку. Можно сказать, что компания практически на 80 % обеспечивает свой регион.

Необходимо отметить, что перспективными для ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт»  являются Башкирия, где высококачественная продукция может составить конкуренцию  группе Башкирских заводов, а также в других перечисленных выше регионах страны. Где основными конкурентами ОАО «ЛУКОЙЛ» являются Роснефть, ТНК-ВР и др.

3.3. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ  ТОВАРА В ОДНОМ ИЗ ЦЕЛЕВЫХ  

СЕГМЕНТОВ

Для позиционирования выберем  целевой сегмент потребительского рынка топлива в Республике Башкортостан, представленный в виде АЗС.

В качестве конкурентов АЗС компании ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» на этом рынке выступают Башнефть, ТНК-ВР, а также Салаватнефтеоргсинтез.

 И для того чтобы провести позиционирование, определимся                        с основными характеристиками исследуемой АЗС, которые наиболее важны для потребителя. Такими характеристиками являются цена топлива                        и качество обслуживания. Позиционирование АЗС компании ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» на рынке Республики Башкортостан показано на рисунке 1.

 

Рисунок 2. Позиционирование бензина на потребительском рынке 

           Республики Башкортостан.

 

Как показано на рисунке 2. АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» занимает преимущественное положение по высокому качеству обслуживания, но при этом имея относительно высокую цену топлива. По самой низкой цене на топливо реализует Салаватнефтеоргсинтез, но его качество обслуживания уступает. Высокую цену топлива и среднее качество обслуживания имеет ТНК-ВР. Размер рынка ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» уступает размеру рынка Башнефть, поэтому есть возможность его увеличения, проникновение на новые рынки сбыта.

 

 

3.4. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  БЕНЗИНА

В первую очередь определим цель проведения оценки конкурентоспособности. Целью проведения оценки конкурентоспособности является выявление преимуществ АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» по сравнению с другими АЗС.

Определимся с набором  потребительских и экономических параметров для сравнения и установления степени важности для покупателя.

Потребительские параметры:

Для потребителя наиболее важными характеристиками будут  являться бренд, качество обслуживания, качество топлива.

Бренд показывает, на сколько  фирма известна и как она зарекомендовала себя на рынке. Важным показателем является также качество обслуживания, от которого зависит отношение потребителей к данной компании. А также качество топлива, ведь от него зависит как будет работать автомобиль.

Наиболее важными параметрами будут:

- бренд

- качество обслуживания

- качество топлива

Экономические параметры:

Главным экономическим  параметром здесь является цена.

Для удобства расчета сведем все показатели в таблицы 2 и 3.

Таблица 2. Расчет показателей для оценки конкурентоспособности бензина по потребительным параметрам

 

Показатель

Башнефть

ООО «Л-УНП»

 j-й параметрический индекс, ij

Вес j-го параметрического индекса aj

aj*ij

1. бренд

4

5

1,25

0,3

0,375

2. качество обслуживания

 

4

 

5

 

1,25

 

0,35

 

0,4375

3. качество топлива

 

4

 

5

 

1,25

 

0,35

 

0,4375


 

Оценим степень удовлетворения потребности покупателя потребительскими свойствами товара с помощью сводного параметрического индекса:

Ip= Σaj ij

 Ip =0,375+2*0,4375=1,25

 

Таблица 3. Расчет показателей для оценки конкурентоспособности бензина по экономическим параметрам

 

Показатель

Башнефть

ООО

«Л-УНП»

 i-й параметрический индекс, ji

Вес i-го параметрического индекса ai

aj*ji

Экономические:

         

Цена, л

21

21

1

1,00

1


 

Определим сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам:

Iэ= Σai ji

Iэ= 1

Интегральный показатель относительной конкурентоспособности  дизельного топлива по отношению  к бензину:

К= Ip/ Iэ = 1,25/1 = 1,25.

Информация о работе Проведение маркетинговых исследований (на примере ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт»)