Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 12:25, курсовая работа
Целью моей работы является разработка программы прямого маркетинга.
В соответствии с поставленной целью задачами настоящей работы являются:
- рассмотрение понятий и особенностей прямого маркетинга
- анализ основных методов, применяемых в прямом маркетинге
- изучение технических аспектов организации прямого маркетинга
Введение…………………………………………………….3
Общая характеристика прямого маркетинга.
Понятие прямого маркетинга………………………5
Основные виды и формы прямого маркетинга……7
Методы прямого маркетинга………………………15
Технические аспекты организации прямого маркетинга.
Базы данных для прямого маркетинга…………….18
Оценка эффективности акций в прямом маркетинге…………………………………………..22
Сущность и место прямого маркетинга в системе коммуникаций предприятия……………………….26
Исследование практического применения методов прямого маркетинга в деятельности компании.
Разработка программы прямого маркетинга……...33
Практическая реализация программы прямого маркетинга…………………………………………..36
Преимущества и недостатки программы прямого маркетинга на предприятии………………………..42
Заключение……………………………………………………..43
Список используемой литературы……………………………45
· анализ потребностей потенциальных клиентов в процессе личного общения;
· организация дискуссий для обсуждения актуальных проблем банковской деятельности;
· проведение анкетирования среди клиентов и опроса населения19.
К пассивному маркетингу относятся публикация в прессе информации о банковских услугах и экономических показателях, разработка эмблемы и «девиза» коммерческого банка и т.д.
Существует следующее
определение прямого
Данный вид коммуникаций широко распространен в развитых странах. В России в этом веке он начал развиваться с 90-х годов (наиболее перспективная форма – продажа по каталогам, телефонный маркетинг и теле маркетинг).
Причины популярности данного мероприятия следующие:
· внедрение компьютерных технологий и программного обеспечения, позволяющих значительно увеличить количественно и качественно контактную аудиторию потребителей;
· дефицит времени у потребителей для осуществления покупок;
· распространение бесплатных услуг телекоммуникационными компаниями;
· возможность получения товара по кредитным карточкам;
· повышение качества индивидуального обслуживания покупателей торговыми агентами ввиду роста их квалификации; возможность получения информации с помощью списков и электронной базы данных о потребителях.
Существуют три альтернативные концепции прямого маркетинга:
Сепаратная концепция использует самостоятельный инструментарий продвижения товара, отличного от классического маркетинга.
Интегративная концепция: прямой маркетинг рассматривается как самостоятельное звено, элемент маркетингового инструментария маркетинг-микса.
Функциональная концепция рассматривает прямой маркетинг только как проявления маркетинга, который основывается на индивидуальных рецептах маркетингового инструментария.
На самом деле, директ-маркетинг может осуществляться с помощью любых средств рекламы, включая телевидение, радио, наружную рекламу и, конечно, Интернет. Важно не то, какие средства рекламы используются, а как и с какой целью.
Прямая почтовая рассылка индивидуально адресованных писем вызывает интерес у 0,5–5% получателей. Значит, от подобной акции можно ожидать максимум 50 ответов на тысячу писем.
Телемаркетинг способен привлечь
внимание от 0,75 до 5% потребителей, если
речь идет о товарах широкого применения.
В случае продукции производственно-
Телевизионный маркетинг – прямой маркетинг через телевидение путем показа рекламы прямого ответа (первые ответившие потребители имеют льготные условия покупки) или использования специальных телевизионных коммерческих каналов для продажи на дому по выгодным ценам.
Электронная торговля –
прямой маркетинг через двухканальную
систему, которая связывает кабельной
или телефонной линией потребителей
с компьютеризированным каталогом
продавца. Потребитель осуществляет
связь с продавцом, используя
специальный пульт управления, подключаемый
к телевизору, или персональный компьютер.
Таким путем потребитель
Эффективным подходом к увеличению
продаж является интегрированный прямой
маркетинг, под которым понимается
проведение компанией прямого маркетинга
путем использования различных
маркетинговых средств, применяемых
в несколько этапов, с целью
улучшения положительной
Например, последовательное применение рекламы, прямого маркетинга по почте, телемаркетинга и личных визитов сбытовиков.
Прямая продажа осуществляется разъездными торговыми агентами (коммивояжерами) непосредственно на дому, в конторах клиентов, или на специально организованных встречах на дому с группой потенциальных покупателей (например, соседей, родственников)21.
С помощью торговых автоматов продается большое количество товаров: сигареты, напитки, сладости, газеты, продукты питания, косметика, осуществляются операции с деньгами и т.п. По сравнению с магазинной розничной торговлей торговые автоматы работают 24 часа в сутки, не требуют продавцов, меньше повреждают товары и занимают малые торговые площади. Однако специальное оборудование и труд делают их достаточно дорогими, поэтому цена товаров, продаваемых с помощью автоматов, порой на 15–20% выше, чем в розничных магазинах. Потребители могут пытаться использовать сломанные автоматы, автоматы, в которых кончились товары или которые «проглатывают» монеты. Это один из самых обезличенных видов торговли. С помощью торговых автоматов продается менее 1% товаров розничной торговли.
В последние годы нашла
применение такая форма ведения
розничной торговли, как сетевой
маркетинг. В данном случае сбытовые
агенты фирмы-производителя
Существует интегрированный прямой маркетинг - совокупность мультимедиа технологий или упорядоченное, последовательное применение маркетинговых медиа (проведения рекламы, прямого маркетинга по почте, телемаркетинга и личных контактов коммивояжеров с клиентами).
Система прямого маркетинга имеет два уровня: коммуникативный (коммуникации с отдельными клиентами и группами клиентов) и распределительный (производственные формы реализации товара и посылочная торговля). Планируемой ответной реакцией коммуникации директ-маркетинга является непосредственная покупка товара. Таким образом, прямой маркетинг может рассматриваться в двух основных аспектах: с одной стороны - это средство налаживания планируемых взаимоотношений с покупателем; с другой стороны - это непосредственное осуществление сбытовых операций, обеспечение необходимого предпродажного обслуживания и т. п. Последний подход позволяет рассматривать ДМ как одну из форм прямого сбыта (канал распределения нулевого уровня).
Среди основных коммуникационных целей, эффективно достигаемых посредством средств ДМ, необходимо назвать:
1. привлечение внимания получателя;
2. удержание потребителя в сфере воздействия коммуникатора;
3. развитие долговременных личностных отношений с получателем;
4. стимулирование акта покупки и создание предпосылок многочисленных повторных покупок;
5. в некоторых случаях - изучение реакции потребителя на тот или иной товар (возможность непосредственного получения ценной маркетинговой информации22.
Глава 3. Исследование практического применения методов прямого маркетинга в деятельности компании.
3.1. Разработка программы прямого маркетинга.
Рассмотрим реализацию классической
задачи позиционирования новой для
компании услуги на сопутствующий рынок
на примере компании Cable&Wireless(Оператор).
Речь пойдет о рынке услуг телефонной
связи.
для того чтобы более четко представлять
маркетинговую деятельность Оператора,
необходимо добавить, что это большая,
по меркам телекоммуникационного рынка,
компания являлась и до сих пор является
монополистом на рынке г.Москвы в области
предоставления специализированных услуг
связи, например предоставление в аренду
низкоскоростных междугородних каналов
связи. Этот вид услуг является традиционным
для Оператора. В сфере предоставления
других более распространенных телекоммуникационных
услуг ( например интернета, передачи данных)
позиции Оператора устойчивы, но далеки
от лидерских. С точки зрения известности
в качестве поставщика услуг телефонной
связи, Оператор является новичком. Никто
из существующих потребителей традиционных
услуг компании и тем более фирм, не являющихся
клиентами оператора, никогда не ассоциировал
его с услугами телефонной связи.
Акционеры оператора поставили перед
директорами предприятия жесткое условие
– сделать компанию коммерчески привлекательной.
Руководство компании транслировало задачу
подчиненным – в сжатые сроки сделать
новый бизнес по предоставлению услуг
телефонной связи доходным. Для этого
был обещан бюджет в размере нескольких
сот тысяч долларов, гарантировалась внутрипроизводственная
поддержка на всех уровнях.
Разработку и управление программой поручили
службе маркетинга, которая подошла к
решению данной задачи академически.
Был разработан маркетинговый план, включавший
полный комплекс мероприятий по продвижению
услуг оператора: прямая и скрытая реклама
в СМИ и отраслевых изданиях, участие в
выставках и конференциях, директ - маркетинг,
целевые маркетинговые задачи, раскрутка
оператора в интернете, телемаркетинг,
факс рассылки и т.д. Бюджет программы
был рассчитан таким образом, чтобы не
превысить 5-7% ожидаемого годового объема
доходов от реализации услуг телефонной
связи. Разработанный план, с указанием
состава мероприятий, сроков их проведения
и стоимостью, был одобрен и подписан руководством
компании.
Запланированный объем финансирования
в несколько сот тысяч долларов в год выглядел
достаточным. Но, по московским меркам,
для фирмы, планирующей заработать на
новой услуге несколько миллионов на рынке
услуг телефонной связи, где её никто не
знает, задача была более чем непростой.
По замыслу разработчиков маркетинговой
программы, половину финансовых средств,
выделенных на маркетинг, следовало затратить
в I квартале для проведения масштабной
информационной компании. Агрессивный
старт должен был сформировать новый образ
оператора и обеспечить подготовку клиентской
базы на весь календарный год. Апогеем
стартового этапа маркетинговой программы
должна была стать выставка «Связь-Экспоком».
Участие в ней являлось обязательной составляющей
программы в целях демонстрации новых
возможностей потенциальным клиентам,
заключение договоров на предоставление
услуг телефонной связи, а также для подписания
дистрибьюторских и партнерских соглашений.
Чтобы активность Оператора не была нивелирована
рекламными и маркетинговыми акциями
других оперторов, затрачивающих суммарно
десятки миллионов долларов, служба маркетинга
рекомендовала сделать главным инструментом
маркетинговой компании директ маркетинг
– естественно, с обязательной рекламной
и информационной поддержкой. В данной
работе эти составляющие маркетинговой
программы не рассматриваются.
Получив одобрение плана, служба маркетинга
начала его реализацию. Первым делом необходимо
было найти партнера, который мог бы помочь
разработать, а затем взять на себя реализацию
директ-маркетинговой составляющей плана
маркетинга23.
Четырем московским агентствам, специализирующимся
на разработке и проведении ДМ-программ,
были направлены предложения об участии
в тендере. Перове из агентств не проявило
заинтересованности: много работы, денег
мало, клиент очень требователен. Три оставшихся
агенства откликнулись и сообщили свое
видение ДМ- мероприятий.
В целом предложенные варианты
были схожи, с той лишь разницей,
что одно из агентств предложило масштабируемое
решение с учетом различного объема
финансирования. Кроме того, это
агенство не только представило на
тендер план первого этапа ДМ-акции,
но и обосновало концепцию ДМ-программы
с учетом специфики Оператора
на весь год. Положительные рекомендации
от компаний, сотрудничавших с этим
агентством ранее, окончательно определили
выбор оператора.
Назовем победившею в тендере компанию
ДМ-агенством.
Служба маркетинга определила
для ДМ-агентства главную
а) подготовка первичной информации;
б) ее уточнение;
в) подготовка и направление письма- обращения с возвратной формой;
г) контрольный контакт с адресатом для напоминания;
д) получение ответа и его учет для дальнейшей работы24.
3.2. Практическая реализация программы прямого маркетинга.
Приступая к практической реализации
стартового этапа ДМ-программы, самым важным
условием была необходимость успеть к выставке
«Связь-Экспоком», запланированной на
май 2005 года. За 3 с небольшим месяца нужно
было провести все мероприятия стартового
этапа.Тендер по выбору агентства был завершен
в середине января. На уточнение программы,
ее бюджета и осуществление
3.3. Преимущества и недостатки программы прямого маркетинга на предприятии.
Я считаю план действий ДМ-агенством был составлен верно.
Преимуществом для сбора первичной информации о потенциальных клиентах использовались не только открытые и специальные базы данных но самый главный интерес представляли базы данных их конкурентов.
Следующим преимуществом являлось то что, не дожилаясь завершения подготовки первичной информации ДМ- агенство уже разработало и согласовало сценарий телефонного интервью, тем самым сэкономив время.
Тем не менее на следующем этапе разработки писем и составления анкет была потрачена неделя, когда это можно было сделать максимум за один день (в этом их недостаток) . И еще для экономии времени и большей рассылки можно было подключить такие инструменты маркетинга как: e-mail рассылка, факс рассылка и курьерская доставка.
Дальше мне понравилось
что после получения 50 анкет – 2%
( т.е. ответов на их письма),они продолжили
бороться и устроили повторный прозвон
для всех компаний без исключения и получили
дополнительно 150 заполненных анкет и
50 телефонных звонков заинтересованных
заказчиков, что привело уже к 8 % откликов.
Еще одним их преимуществом было то что
в связи с отсутствием времени они приняли
решение не проводить телефонный прозвон
всех 200 проявивших интерес компаний а
выбрать среди них 70 наиболее интересных
и направить им приглашение на выставку.
Помня о длительных сроках согласования
текста с инстанциями Оператора ДМ-агенство
уже заранее разработало письмо с приглашение
на стенд компании на выставку.
Итак, директ-маркетинг (direct
marketing, прямой маркетинг) – это комплекс
мероприятий, с помощью которых
компании успешно выстраивают прямые
маркетинговые коммуникации персонально
с каждым потребителем своих товаров
и услуг и устанавливают с
ними длительные взаимовыгодные отношения.
При этом коммуникации носят двухсторонний
характер: применяя инструменты direct marketing,
вы не только обращаетесь непосредственно
к клиентам, но и устанавливаете
эффективную обратную связь, получая
ответную реакцию на предложения
от своих потребителей. Суть мероприятий
директ-маркетинга можно сформулировать
как «маркетинг прямого действия», и все
они предполагают непосредственное (персональное)
обращение к клиентам. Среди них такие
инструменты, как директ - маркетинг, курьерская
доставка, телемаркетинг, факс-рассылка,
e-mail рассылка. Индивидуальный подход к каждому клиенту позволяет
узнать его предпочтения, а значит, сделать более убедительное
предложение своих товаров и