Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 17:00, курсовая работа
Цель данной работы – на основе обобщенной и систематизированной информации о цвете, как носителе невербальной информации для человека, выявить основные закономерности и особенности восприятия визуального ряда рекламного сообщения.
Для достижения выбранной цели необходим решить следующие задачи:
- охарактеризовать психофизиологические механизмы восприятия цвета;
- определить возрастную динамику восприятия цвета;
- раскрыть многоуровневые связи цвета с эмоциями, характером, мышлением, возрастом, состоянием здоровья;
- экспериментальным путем доказать влияние цвета на удачное/неудачное рекламное сообщение;
- практическо - экспериментальное наблюдение.
Введение 3
Глава 1. Механизмы восприятия цвета и их развитие 6
1.1 Цвет как психофизиологическое явление 6
1.2. Восприятие цвета в процессе индивидуального развития человека 11
Выводы по главе 1………………………………………………………………………………15
Глава 2. Экспериментальное исследование визуального ряда рекламного сообщения (на примере рекламы парфюмерии) 20
2.1. Экспериментальное исследование цвета в рекламе 20
Выводы по главе 2………………………………………………………………………………25
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28
Приложение 1. 30
Цветовые ассоциации. Восприятие цвета и эстетическое переживание его существенно зависит от ассоциаций, вызываемых цветом. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения неадекватного характера, то есть воздействием цвета возбуждаются другие органы чувств, а также воображение, память о виденном или пережитом [Миронова Л.Н., 2004, с. 85]. Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом:
1) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые);
2) температурные (горячие, теплые, холодные, пламенеющие, леденящие);
3) осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные);
4) пространственные (выступающие,
отступающие, близкие, далекие)
5) акустические (тихие,
громкие, звонкие, музыкальные,
6) вкусовые (сладкие, вкусные, горькие, сухие, слащавые);
7) возрастные (детские, молодежные, стариковские);
8) сезонные (весенние, летние, зимние, осенние);
9) этические (мужественные, сентиментальные, смелые);
10) эмоциональные (веселые,
грустные, скучные, спокойные,
11) культурные (напоминающие колорит всевозможных явлений культуры — от живописи знаменитых художников до изделий кулинарного искусства).
Список можно продолжить. Нетрудно увидеть, что почти любое прилагательное нашей речи может характеризовать цвет. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека, осознаёт он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен образованию условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Возможны также врожденные ассоциации: например, светлые цвета кажутся легкими, а темные тяжелыми.
Это ощущает человек даже в раннем детстве, до опыта. Наиболее однозначные ассоциации: слуховые, температурные, весовые. Самые разные люди оценивают эти качества цвета одинаково. Например, красный всем кажется горячим и громким, а голубой — холодным и тихим. Наиболее неоднозначные ассоциации: вкусовые, осязательные, эмоциональные. Это ассоциации, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью чисто биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут совершенно по-разному реагировать на одни и те же цвета. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. Это можно объяснить двойственностью их природы. Желтые и зеленые вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков, а вместе с тем в природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением — отсюда и богатство ассоциаций.
Самая обширная область культуры, где не обойтись без ассоциаций — названия цветов. Большинство употребляемых в практике цветообозначений происходят от сравнения с какими-либо предметами, явлениями, произведениями природы или искусства.
Интересное явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями: например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения. Многие деятели искусств ощущали такие цвето-музыкальные ассоциации. Среди них — композиторы А.Н.Скрябин, Н.А.Римский-Корсаков, художники Д.Уистлер, А.Лентулов, В.Кандинский, поэты и писатели В. Набоков, В.Хлебников и многие другие.
Ассоциации, обусловленные цветовым влиянием, в случае с применением текста несколько своеобразны, поскольку смысл слова (надписи) наслаивается на значение цветовой композиции. К примеру, надпись над одной стоматологической поликлиникой была надпись, о которой можно было слышать остроумные комментарии. Над входом в поликлинику висела поврежденная вывеска «СТОМАТ…ЛОГИЯ», буквы которой были белыми и продолговатыми, напоминающими зубы. Некто остроумно заметил:
– Вот так рот и выглядит после визита сюда.
Естественно, неприятные ассоциации (в рассмотренном случае – болезненные мысли об экстракции зуба) создают антирекламу, то есть фактически сводят на нет усилия копи-райтера. Вот почему цветовое выполнение надписей, причем не только в наружной рекламе, но и в любой другой, подбирается в соответствии со звучанием, этимоном, синтагмой, пойемой и ноэмой слова.
Поэтому некоторые цвета,
положительно влияющие на психику, способны
генерировать негативный образ в
сочетании с определенными
В 1959 году Рис подверг испытанию цветовой тест Люшера. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов. в медицинской клинике Лейпцигского университета 1000 человек различного возраста, от детского до старческого. При этом он установил, что молодые люди, особенно в возрасте до 25 лет, в своем большинстве предпочитают красный цвет. Чем старше люди, тем больше им нравятся темные, приглушенные цветовые тона [Шашлов Б.А., 2006, с. 121].
Известно, что есть мужчины и женщины, которые в силу своего поведения и образа жизни очень рано производят впечатление стариков, которые утратили свою свежесть и непринужденность. В цветовом тесте они отклоняют активные цвета, желтый и красный, и предпочитают коричневый, серый, темно-зеленый. Эти подавленные тона, которые обычно предпочитают пожилые люди, выбираются биологически молодыми людьми также и в тех случаях, когда их произвольная жизненная сила тормозится разочарованностью, невротическими нарушениями или ослабляющей болезнью. Если спросить пожилых людей, выбирающих в качестве любимых цветов красный и желтый, насколько старыми они себя чувствуют в действительности, то можно услышать: "Конечно, физически за молодыми я угнаться не могу, но чувствую себя как 35-летний".
Предпочтение цвета изменяется с возрастом, но изменяется не беспорядочно. В пределах шкалы чистых спектральных цветов цветовое предпочтение с возрастом изменяется от группы теплых к группе холодных цветов. По мере взросления дети все чаще в качестве излюбленных оттенков называют более сложные, приглушенные, "ломаные" тона, меняется и принцип построения цветовой пары. Дети младшего возраста строят пары преимущественно по принципу контраста, у детей старшего возраста наиболее распространенным становится принцип нюансного сочетания цветов в паре.
Дети в возрасте до одного года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому. .
Любовь детей к цветам
«активной стороны» проявляется
и в их рисунках. Это касается
использования «
Г. Фрилинг и К. Ауэр [Фриллинг Г., Ауер К., 2003, с. 45], изучая цветовые симпатии людей в зависимости от их пола и возраста, выявили, что дети от четырех до десяти лет отдают предпочтение красному, пурпурному, розовому и бирюзовому и отвергают черный, темно-коричневый и серый. Причем, в детском возрасте половые различия в цветовых предпочтениях не являются значимыми. Цветовые предпочтения детей авторы связывают с индивидуальными особенностями: «Очень живой и несобранный ребенок проявляет определенный интерес к красному; ребенок, склонный к фантазии, мечтательности, с открытой душой, но еще неспособный к самостоятельным действиям из всех цветов использует при рисовании, главным образом, желтый...» [Бурлачук Л.Ф., 2009, с. 88].
При обосновании своего цветового выбора дети не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд ребенка сам тянется за таким цветом. Причем, следует отметить, что воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает детей младшего возраста, а успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно.
Цветовые предпочтения детей в гораздо меньшей степени индивидуальны, чем у взрослых. Выявление какой-то одной общей тенденции для последних, весьма, проблематично. Однако такие попытки неоднократно предпринимались.
Г. Фрилинг и К. Ауэр [Фриллинг Г., Ауер К., 2003, с. 54] указывают на то, что с возрастом растет предпочтение более темных, спокойных тонов — коричневого, оливкового, серого, черного, но в целом, по прежнему, чаще предпочитаются желтый, красный, зеленый и синий. При этом мужчины больше симпатизируют красному и желтому, а женщины — синему. В целом, воздействие синего и зеленого оценивается взрослыми испытуемыми (через цветовые выборы), как более желательное, чем — красного и желтого.
Цветовые выборы взрослых можно рассматривать как отражение превалирования потребности в стабильном и уравновешенном состоянии, сохранении достигнутого и даже релаксации над потребностью в активности, росте и развитии, которая доминирует у детей. .
Л.Н. Миронова [Миронова Л.Н., 2004, с. 132], проводя анализ различий в цветовых предпочтениях в зависимости от возраста и образовательного уровня, полагает, что простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой — дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, простые, открытые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные, разбавленные оттенки действуют, скорее, успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают более сложные ощущения, отражают потребности субъектов достаточно высокого культурного уровня и предпочитаются чаще людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, лицами с утомленной и тонко организованной нервной системой.
Рассмотренные аспекты цветового воздействия на нервную систему и психику человека наглядно демонстрируют важную роль цвета в их развитии и функционировании. Глубинные механизмы этого воздействия на сегодняшний день остаются практически неизученными.
Возрастную динамику восприятия цвета можно охарактеризовать следующим образом: до четырех - пяти лет цвет не соотносится с предметом, после этого возраста ребенок устанавливает эту связь и усваивает сенсорные эталоны цвета, а после 11-летнего возраста восприятие и использование цвета становится более гибким, ребенок освобождается о некоторых стереотипов в области цвета.
Выводы по главе 1
Визуальное восприятие текста и иных графических объектов обеспечивается у человека слаженной работой элементов зрительного аппарата, который включает в себя глаза (парный орган зрения), нервную систему и кору головного мозга.
Зрительное восприятие характеризуется различением отраженных световых излучений по спектральному составу, что в физиологии зрения принято называть цветоощущением. Высокая биологическая зависимость человека от цветоощущения в социальной сфере выражается в том, что люди, подчиняясь тем или иным психологическим реакциям на свет, склонны наделять цвета определенным смыслом, выстраивать сложные ассоциации между палитрой того или иного образа и явлением, этим образом обозначаемым. Рекламист обязан принимать во внимание цвет отдельных букв, слогов, слов и даже фраз, а также фона для надписей, чтобы добиться желаемого психологического воздействия текста на адресата рекламы, а заодно и привлечь пристальное внимание последнего.
Рассмотрим с позиций психологии качества важнейших цветов. Красный – цвет лидерства и энергии. Служит сильнейшим ай-стоппером. При избыточном использовании выступает в роли стрессора. Насыщенные оттенки (малиновый, бордовый, бурый и т. д.) убеждают клиента в эффективности компании. Розовый генерирует ауру утонченности вокруг товара или, что еще более важно, вокруг «Я» потребителя.
Оранжевый – действенный ай-стоппер, стимулятор позитивных эмоций, управляет настроением и формирует рациональное отношение к процессу шопинга. Может употребляться в больших количествах при условии, что подобная «оранжевая атака» совершается нечасто.
Желтый, как считается, активирует восприятие, заряжает позитивом, придает уверенность в себе, делает открытым для новых идей и готовым к компромиссам. Наиболее приятен для глаз как желто-зеленый, приятно возбуждает ярко-желтый, чересчур интенсивное воздействие которого, однако, нецелесообразно. Золотой цвет претендует на элитарность товара.
Зеленый позволяет человеку успокоиться, достичь гармонии с самим собой, ощутить прилив бодрости. Показаны светлые оттенки зеленого.
Голубой – цвет свежести, свободного движения. Заряжает радостью, склоняет к легкомыслию.
Синий проясняет мысли, освобождает от синдрома тревожности, побуждает к смелым решениям и внедряет в сознание доверие к собственной интуиции. Обилие густосинего пугает. Умелое использование индиго позволяет настроить человека на благодушный лад, проникнуться гармонией рекламной композиции.
Фиолетовый – цвет загадочности, экзотики. Сиреневый, напротив, цвет весенних восторгов, легкомыслия, беспечности и жизнерадостности.
Коричневый имитирует атмосферу комфорта, намекает на приятное времяпрепровождение.
Рекламисту важно учитывать потенциал цветовой гаммы и корректность тех или иных сочетаний в пределах выбранной палитры красок. А заодно нужно принимать в расчет и цветовой контраст, за счет которого один цвет хорошо смотрится на фоне другого.