Психология восприятия цвета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – на основе обобщенной и систематизированной информации о цвете, как носителе невербальной информации для человека, выявить основные закономерности и особенности восприятия визуального ряда рекламного сообщения.
Для достижения выбранной цели необходим решить следующие задачи:
- охарактеризовать психофизиологические механизмы восприятия цвета;
- определить возрастную динамику восприятия цвета;
- раскрыть многоуровневые связи цвета с эмоциями, характером, мышлением, возрастом, состоянием здоровья;
- экспериментальным путем доказать влияние цвета на удачное/неудачное рекламное сообщение;
- практическо - экспериментальное наблюдение.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Механизмы восприятия цвета и их развитие 6
1.1 Цвет как психофизиологическое явление 6
1.2. Восприятие цвета в процессе индивидуального развития человека 11
Выводы по главе 1………………………………………………………………………………15
Глава 2. Экспериментальное исследование визуального ряда рекламного сообщения (на примере рекламы парфюмерии) 20
2.1. Экспериментальное исследование цвета в рекламе 20
Выводы по главе 2………………………………………………………………………………25
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28
Приложение 1. 30

Файлы: 1 файл

Психология восприятия цвета.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

6. Ворсобин В.Н., Жидкин В.Н. Изучение выбора цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками // Вопросы психологии. - 1980. - №3. -  С. 121-124.

7. Габриелян Ж. Еще раз о цвете // Реклама. - 1999. - №4. - С. 28-30.

8. Гете И.В. Трактат о цвете / И.В. Гете. - М.: ЭКСМО,  2007. - 261 с.

9. Демидов В. Как мы видим то, что мы видим. / В.Демидов. - М.: Знание, 2007. - 240 с.

10. Ефимов А.В. Колористика города. / А.В. Ефимов. - М.: Стройиздат, 2000. - 215 с.

11. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. / Р.М. Ивенс. -  М.: Мир, 2004. - 342 с.

12. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. / М.: Издательство МГУ,  - 2009. - 206 с.

13. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Наука, 2000. - 368 с.

14. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: практические рекомендации. / Г.Г. Колос. - М.:  АРКТИ, 2006. - 80 с.

15. Корж Н.Н., Ребеко Т.А. Красный цвет: существует ли он? / М.: Наука, 2003. - 207 с.

16. Кравков С.В. Цветовое зрение. / С.В. Кравков. -  М.: Издательство АН СССР, 1951. - 175 с.

17. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1991. - 534 с.

18. Люшер М. Цветовой тест Люшера. /М. Люшер. - М.: АСТ, 2005. -190 с.

19. Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека //Л.Н. Миронова  Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 2003. - 207 с.

20. Миронова Л.Н. Цветоведение. //Л.Н. Миронова. - Минск.: Вышэйшая школа, 2004. - 285 с.

21. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. / В.С.  Мухина. - М.: Педагогика, 2001. - 240 с.

         22. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. / Е.С.Пономарева. - Минск: Вышэйшая школа, 2004. - 167 с.

23. Соколов Е.Н., Вартанов А.В. К исследованию семантического цветового пространства // Психологический журнал. 1987. Т 8. №2. с. 58-65.

24. Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы / Г. Тонквист. - М.: Наука, 2003. - С. 5-53.

25. Черноризов А.М. Цветовое зрение рыбы как модель цветового зрения человека // Вест. МГУ. Сер. Психол. - 2005. - №4. - С. 22-26.

       26. Шашлов Б.А. Цвета и цветовоспроизведение. / Б.А. Шашлов. - М.: Книга, 2006. - 280 с.

27. Яньшин П.В. Цвет как фактор психической регуляции // Прикладная психология. - 2000. - №4. - С. 14-27.

Приложение 1.

Таблица психологии восприятия основных цветов визуального  ряда

 

Название цвета

Основные ассоциации

Значение отклонения и приближения к цвету

Ключевые значения и символика

красный

Стимулирует, снабжает очень  сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию. 
В больших количествах может провоцировать ярость, гнев. 
Насыщенный красный — цвет, выражающий скорость, мощь, игру, опасность и страсть.  
Красный захватывает внимание и выдвигает окрашенные в него объекты на передний план.  
Красный создает ощущение тепла.

Предпочтение красного цвета означает уверенность в себе, готовность к действию, заявление о своих силах и возможностях. 
Отклонение красного цвета: страх переживаний, физическое и нервное истощение.

• огонь, 
• жара, 
• жизнь, 
• энергия, 
• активность, 
• воля, 
• борьба, 
• страсть, 
• агрессия, 
• гнев

оранжевый

Высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать. 
Это отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты. 
Оранжевый обладает стимулирующими свойствами, создает впечатление дружелюбия, открытости и склонности к авантюрам.  
Ярко-оранжевый хорошо заметен, что обеспечило его использование в предупреждающих сигналах

Предпочитающие оранжевые  цвета способны к креативному  мышлению, полны энтузиазма, но склонны к безответственности.  
Оранжевый активен, и поэтому любим детьми и спортсменами.  
Предпочтение оранжевого цвета означает активность, позитивное самоощущение, желание перемен, открытость. 
Отклонение оранжевого цвета: переизбыток энергии, желание уединения, тишины, спокойствия, стремление к бездействию.

• движение, 
• скорость, 
• ритм, 
• радость, 
• эмоции, 
• чувственность, 
• общительность, 
• лень, 
• зависимость, 
• избалованность

желтый

Это яркий, радостный, стимулирующий  цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений. 
Желтый помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма. 
Желтый цвет — самый счастливый цвет спектра, он олицетворяет тепло, оптимизм и радость.  
Желтый активно выступает в пространстве, и поэтому считается самым заметным цветом; его предпочитают для дорожных знаков и различного рода упаковок.  
Желтый цвет стимулирует ясное мышление.  
Желтый цвет активизирует другие цвета, делая горячие гаммы сияющими и оживляя прохладные цвета.  
Обилие желтого может утомить. Его приглушенные тона располагают к общению, а золотистые связаны с представлением о богатстве.  

Предпочтение желтого  цвета означает желание свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения. Иногда: самообольщение, самопринуждение, поверхностность, неуверенность в будущем. 
Отклонение желтого цвета: разочарование, тревожное состояние, утомление от зрительных впечатлений.

• солнце, 
• день, 
• свобода, 
• праздник, 
• веселье, 
• терпимость, 
• упрямство, 
• критичность, 
• беспокойство, 
• предательство

зеленый

Это жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и  помогает быть ближе друг к другу. 
Бледно-зеленый — успокаивающий и расслабляющий цвет. Способствует улучшению зрения.  
Ярко-зеленые цвета напоминают о весне и энергии молодости.  
Темно-зеленые цвета ассоциируются со стабильностью и ростом.  
Во всем мире зеленый цвет является символом безопасности. Поэтому принят для обозначения начала движения в светофорах.  
Люди, предпочитающие зеленый цвет, надежны и великодушны.

Предпочтение зеленого цвета означает: самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость  по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, силу воли, постоянство. Иногда: сомнение в себе, низкий уровень притязаний и пассивное отношение к собственному социальному положению. 
Отклонение зеленого цвета: перенапряжение нервной системы, страдание от гнета или суровой ситуации.  

• природа, 
• жизнь, 
• вера, 
• гармония, 
• экстравертность, 
• естественность, 
• доброта, 
• мягкость, 
• ипохондрия, 
• эгоизм

голубой

Прежде всего, это успокаивающий  цвет. Он способствует физическому  и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия. 
Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. Бирюзовый оттенок способствует общению. 
Почти все наши ассоциации с голубым имеют положительный характер, что подтверждает его ободряющее и умиротворяющее воздействие.  
Цвет морской волны внушает уважение, выражает лояльность, доверие, надежность и целостность.  
Голубой может раздвигать пространство, и кажется, что время в его присутствии течет медленнее.  
Во многих культурах темно-синий отождествляется с богатством, а лидеров награждают голубой лентой».

Предпочтение голубого цвета означает стремление к покою, гармонии с окружающими и с  самим собой, верность, склонность к  эстетическим переживаниям и глубокомысленными размышлениям. Флегматичный темперамент.  
Отклонение голубого цвета: бегство от разрядки и покоя, слабость, длительная депрессия, недостаток дружеских связей в коллективе, неудовлетворенное честолюбие, стремление к превосходству.

• ветер, 
• небо, 
• холод, 
• лед, 
• чистота, 
• искренность, 
• разговор, 
• тактичность, 
• замкнутость, 
• равнодушие, 
• манипулирование.

фиолетовый

Связан с артистизмом, великими идеями, интуицией и мистикой. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности. 

Предпочтение фиолетового цвета означает стремление очаровывать, чувственность, , внушаемость. 
Отклонение фиолетового цвета: контроль чувствительности, стремление к порядку.

Ключевые значения и символика:  
• мудрость, 
• духовность, 
• мистика, 
• вдохновение, 
• артистизм, 
• благородство, 
• закон, 
• власть, 
• фанатизм, 
• отчуждение, 
• смерть 

пурпурный

Пурпурный цвет выражает власть, страсть, чувствительность и  роскошь.  
Темно-сливовый цвет связан с представлениями о таинственном и духовном, он серьезен и благороден.  
Цвета лаванды и фиалки обладают романтической привлекательностью.  
В помещениях пурпурного цвета производительность уменьшается, так как этот цвет наводит дрему.

 

Ключевые значения и символика: 
• интуиция  
• вечность  
• царственность  
• богатство

розовый

Розовый — самый пассивный  из цветов — провоцирует приветливость  и снижает агрессивность, как  внутреннюю, так и внешнюю.  
Самый женственный цвет, розовый ассоциируется со вскармливанием и воспитанием.  
Розовый успокаивает, и считается, что он способствует пищеварению.  
Ярко-розовый, в котором гораздо больше красного, более энергичен и забавен.

 

• женское начало, 
• безусловная любовь, 
• романтичность, 
• дружелюбие, 
• доброта, 
• женственность, 
• легкомыслие, 
• чрезмерная чувствительность.

коричневый

Коричневый — теплый, «уютный» цвет, он ассоциируется с землей, деревьями, камином и домом. 
Наблюдается тенденция покупать дорогие предметы коричневого цвета в периоды с неустойчивой экономикой, т.к. он считается вневременным. 
Этот цвет популярен в одежде, носящие ее люди считаются открытыми, надежными и искренними.  
Бумажные пакеты коричневого цвета свидетельствуют об экологической чистоте упакованных продуктов.

 

• почва, 
• мать-Земля, 
• осень, 
• надежность, 
• преданность, 
• выносливость, 
• трудолюбие, 
• скука, 
• консерватизм, 
• страх.

серый

Серый цвет соотносится  с беспристрастностью, формализмом, высокомерием и консерватизмом. 
В отличие от коричневого, серому цвету не хватает тепла, что делает его отстраненным, торжественным, а порой и унылым. 
Серый цвет ассоциируется с мудростью и зрелостью. 
Серый металлик связан с представлениями о прогрессе, скорости и профессионализме. 
В домашней обстановке серый цвет выглядит прохладным и успокаивающим, но не располагает к дружеской беседе и возникновению аппетита

 

• тень, 
• облака, 
• неподвижность, 
• стабильность, 
• здравомыслие, 
• реализм, 
• раздвоенность, 
• скука, 
• тоска. 

белый

Белый цвет символизирует  чистоту, невинность, добро и истину. 
Хотя белый относится к нейтральным цветам, он считается холодным, так как ассоциируется со снегами и льдами. 
Белый часто используют для выражения стерильности и безопасности. 
В международном праве флаг белого цвета считается призывом к перемирию.

 

• свет, 
• покой, 
• безмятежность, 
• чистота, 
• пустота, 
• целомудрие. 
• девственность, 
• сосредоточенность, 
• отрешенность, 
• одиночество.

черный

Обладает парадоксальными  свойствами: вызывает чувство защищенности, утешения, ощущение тайны, он связан с  тишиной, бесконечностью, с женской  жизненной силой. Но может тормозить  принятие решение и изменения в жизни. 
Черный цвет авторитарен и в больших дозах может произвести впечатление агрессивности. 
Черный цвет считается консервативным и внушающим уважение. 
В геральдике черный цвет — символ скорби. 
Черный дает ощущение веса и глубины. Людям кажется, что фигуры черного цвета весят больше, чем такие же фигуры белого цвета.

Предпочтение черного  цвета означает нехватку или отсутствие в жизни чего-то очень важного, чувство смерти, ощущение судьбы, религиозность, наступление депрессии, отвержение окружающих. Иногда: выражение протеста, негативизм, агрессия, способность терпеть лишения, умение ограничивать собственные притязания, готовность к компромиссам. 
Отклонение черного цвета: предприимчивость, смелость, умение преодолевать помехи, презрение к угрозам.

• ночь, 
• покой, 
• тьма, 
• тайна, 
• вызов, 
• печаль, 
• подавление, 
• смерть. 


 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

АНКЕТА

 

  1. Ваш любимый цвет _____________________________________________

  • Ваш возраст:            до 18 лет________ 
  •                                          от 19 до 30 лет___


                                             31 и старше_____


    3. Ваш пол:                   _______м_______


                                           _______ж________

    1. Какая реклама запомнилась из-за своего цветового решения   

    (из представлены)

         _________________________________________________________________

    1. Какие ассоциации вызывают у Вас цвета, используемые в рекламе?

    __________________________________________________________________

    1. Считаете ли Вы удачным такое цветовое решение в рекламе данной

    торговой марки?

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

     

     

     

     

     

    Приложение 3.

    Соотношение предпочитаемых человеком цветов и цветового  решения выбранной рекламы

     

    черный

    красный

    оранжевый

    сиреневый

    зеленый

    голубой

    белый

    желтый

    синий

    коричневый

    фиолетовый

    серый

    розовый

    бирюзовый

    ультрамарин

    Сумма:

    красный

    1

    3

    1

     

    1

     

    1

    1

    2

               

    10

    голубой

     

    1

       

    1

               

    1

       

    1

    4

    бирюз.

       

    1

                           

    1

    черный

    1

     

    1

     

    1

         

    2

         

    1

       

    6

    зеленый

    1

    1

    1

    1

    1

    2

    1

    1

       

    1

     

    2

       

    12

    белый

             

    1

                     

    1

    золотой

     

    1

                             

    1

    желтый

                 

    1

                 

    1

    фиол.

    1

                               

    1

    розовый

    3

         

    1

    2

     

    1

    1

    1

       

    1

       

    10

    оранжевый

         

    1

    1

                   

    1

     

    3

    коричневый

     

    1

                   

    1

           

    2

    Сумма:

    7

    6

    4

    2

    6

    5

    2

    3

    5

    1

    2

    1

    4

    1

    1

    50


     


    Информация о работе Психология восприятия цвета