Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 17:00, курсовая работа
Цель данной работы – на основе обобщенной и систематизированной информации о цвете, как носителе невербальной информации для человека, выявить основные закономерности и особенности восприятия визуального ряда рекламного сообщения.
Для достижения выбранной цели необходим решить следующие задачи:
- охарактеризовать психофизиологические механизмы восприятия цвета;
- определить возрастную динамику восприятия цвета;
- раскрыть многоуровневые связи цвета с эмоциями, характером, мышлением, возрастом, состоянием здоровья;
- экспериментальным путем доказать влияние цвета на удачное/неудачное рекламное сообщение;
- практическо - экспериментальное наблюдение.
Введение 3
Глава 1. Механизмы восприятия цвета и их развитие 6
1.1 Цвет как психофизиологическое явление 6
1.2. Восприятие цвета в процессе индивидуального развития человека 11
Выводы по главе 1………………………………………………………………………………15
Глава 2. Экспериментальное исследование визуального ряда рекламного сообщения (на примере рекламы парфюмерии) 20
2.1. Экспериментальное исследование цвета в рекламе 20
Выводы по главе 2………………………………………………………………………………25
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28
Приложение 1. 30
6. Ворсобин В.Н., Жидкин В.Н. Изучение выбора цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками // Вопросы психологии. - 1980. - №3. - С. 121-124.
7. Габриелян Ж. Еще раз о цвете // Реклама. - 1999. - №4. - С. 28-30.
8. Гете И.В. Трактат о цвете / И.В. Гете. - М.: ЭКСМО, 2007. - 261 с.
9. Демидов В. Как мы видим то, что мы видим. / В.Демидов. - М.: Знание, 2007. - 240 с.
10. Ефимов А.В. Колористика города. / А.В. Ефимов. - М.: Стройиздат, 2000. - 215 с.
11. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. / Р.М. Ивенс. - М.: Мир, 2004. - 342 с.
12. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. / М.: Издательство МГУ, - 2009. - 206 с.
13. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Наука, 2000. - 368 с.
14. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: практические рекомендации. / Г.Г. Колос. - М.: АРКТИ, 2006. - 80 с.
15. Корж Н.Н., Ребеко Т.А. Красный цвет: существует ли он? / М.: Наука, 2003. - 207 с.
16. Кравков С.В. Цветовое зрение. / С.В. Кравков. - М.: Издательство АН СССР, 1951. - 175 с.
17. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1991. - 534 с.
18. Люшер М. Цветовой тест Люшера. /М. Люшер. - М.: АСТ, 2005. -190 с.
19. Миронова Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека //Л.Н. Миронова Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 2003. - 207 с.
20. Миронова Л.Н. Цветоведение. //Л.Н. Миронова. - Минск.: Вышэйшая школа, 2004. - 285 с.
21. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. / В.С. Мухина. - М.: Педагогика, 2001. - 240 с.
22. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. / Е.С.Пономарева. - Минск: Вышэйшая школа, 2004. - 167 с.
23. Соколов Е.Н., Вартанов А.В. К исследованию семантического цветового пространства // Психологический журнал. 1987. Т 8. №2. с. 58-65.
24. Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы / Г. Тонквист. - М.: Наука, 2003. - С. 5-53.
25. Черноризов А.М. Цветовое зрение рыбы как модель цветового зрения человека // Вест. МГУ. Сер. Психол. - 2005. - №4. - С. 22-26.
26. Шашлов Б.А. Цвета и цветовоспроизведение. / Б.А. Шашлов. - М.: Книга, 2006. - 280 с.
27. Яньшин П.В. Цвет как фактор психической регуляции // Прикладная психология. - 2000. - №4. - С. 14-27.
Таблица психологии восприятия основных цветов визуального ряда
Название цвета |
Основные ассоциации |
Значение отклонения и приближения к цвету |
Ключевые значения и символика |
красный |
Стимулирует, снабжает очень
сильной, но достаточно грубой энергией.
Способствует активности, уверенности,
дружелюбию. |
Предпочтение красного
цвета означает уверенность в себе, готовность
к действию, заявление о своих силах и
возможностях. |
• огонь, |
оранжевый |
Высвобождает эмоции,
поднимает самооценку, учит прощать. |
Предпочитающие оранжевые
цвета способны к креативному
мышлению, полны энтузиазма, но склонны к безответственности. |
• движение, |
желтый |
Это яркий, радостный, стимулирующий
цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает
концентрацию, организует, улучшает память,
способствует справедливому и быстрому
принятию решений. |
Предпочтение желтого
цвета означает желание свободы, открытость, подвижность,
независимость от реальности, общительность,
стремление к снятию напряжения. Иногда:
самообольщение, самопринуждение, поверхностность,
неуверенность в будущем. |
• солнце, |
зеленый |
Это жизнь, рост, гармония.
Он объединяет нас с природой и
помогает быть ближе друг к другу. |
Предпочтение зеленого
цвета означает: самоуважение, твердость,
устойчивость, естественность и правдивость
по отношению к самому себе. Благородство характера,
справедливость, силу воли, постоянство.
Иногда: сомнение в себе, низкий уровень
притязаний и пассивное отношение к собственному
социальному положению. |
• природа, |
голубой |
Прежде всего, это успокаивающий
цвет. Он способствует физическому
и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности
и доверия. |
Предпочтение голубого
цвета означает стремление к покою,
гармонии с окружающими и с
самим собой, верность, склонность к
эстетическим переживаниям и глубокомысленными размышлениям. Флегматичный
темперамент. |
• ветер, |
фиолетовый |
Связан с артистизмом,
великими идеями, интуицией и мистикой.
Он способствует вдохновению, состраданию,
чувствительности. |
Предпочтение фиолетового цвета означает стремление
очаровывать, чувственность, , внушаемость. |
Ключевые значения
и символика: |
пурпурный |
Пурпурный цвет выражает
власть, страсть, чувствительность и
роскошь. |
Ключевые значения
и символика: | |
розовый |
Розовый — самый пассивный
из цветов — провоцирует приветливость
и снижает агрессивность, как
внутреннюю, так и внешнюю. |
• женское начало, | |
коричневый |
Коричневый — теплый, «уютный» цвет, он ассоциируется
с землей, деревьями, камином и домом. |
• почва, | |
серый |
Серый цвет соотносится
с беспристрастностью, формализмом,
высокомерием и консерватизмом. |
• тень, | |
белый |
Белый цвет символизирует
чистоту, невинность, добро и истину. |
• свет, | |
черный |
Обладает парадоксальными
свойствами: вызывает чувство защищенности,
утешения, ощущение тайны, он связан с
тишиной, бесконечностью, с женской
жизненной силой. Но может тормозить
принятие решение и изменения в жизни. |
Предпочтение черного
цвета означает нехватку или отсутствие
в жизни чего-то очень важного,
чувство смерти, ощущение судьбы, религиозность,
наступление депрессии, отвержение
окружающих. Иногда: выражение протеста, негативизм,
агрессия, способность терпеть лишения,
умение ограничивать собственные притязания,
готовность к компромиссам. |
• ночь, |
Приложение 2.
АНКЕТА
3. Ваш пол: _______м_______
(из представлены)
______________________________
______________________________
торговой марки?
______________________________
______________________________
______________________________
Приложение 3.
Соотношение предпочитаемых человеком цветов и цветового решения выбранной рекламы
черный |
красный |
оранжевый |
сиреневый |
зеленый |
голубой |
белый |
желтый |
синий |
коричневый |
фиолетовый |
серый |
розовый |
бирюзовый |
ультрамарин |
Сумма: | |
красный |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
10 | ||||||||
голубой |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 | |||||||||||
бирюз. |
1 |
1 | ||||||||||||||
черный |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
6 | ||||||||||
зеленый |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
12 | |||||
белый |
1 |
1 | ||||||||||||||
золотой |
1 |
1 | ||||||||||||||
желтый |
1 |
1 | ||||||||||||||
фиол. |
1 |
1 | ||||||||||||||
розовый |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 | ||||||||
оранжевый |
1 |
1 |
1 |
3 | ||||||||||||
коричневый |
1 |
1 |
2 | |||||||||||||
Сумма: |
7 |
6 |
4 |
2 |
6 |
5 |
2 |
3 |
5 |
1 |
2 |
1 |
4 |
1 |
1 |
50 |