Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 17:00, курсовая работа
Цель данной работы – на основе обобщенной и систематизированной информации о цвете, как носителе невербальной информации для человека, выявить основные закономерности и особенности восприятия визуального ряда рекламного сообщения.
Для достижения выбранной цели необходим решить следующие задачи:
- охарактеризовать психофизиологические механизмы восприятия цвета;
- определить возрастную динамику восприятия цвета;
- раскрыть многоуровневые связи цвета с эмоциями, характером, мышлением, возрастом, состоянием здоровья;
- экспериментальным путем доказать влияние цвета на удачное/неудачное рекламное сообщение;
- практическо - экспериментальное наблюдение.
Введение 3
Глава 1. Механизмы восприятия цвета и их развитие 6
1.1 Цвет как психофизиологическое явление 6
1.2. Восприятие цвета в процессе индивидуального развития человека 11
Выводы по главе 1………………………………………………………………………………15
Глава 2. Экспериментальное исследование визуального ряда рекламного сообщения (на примере рекламы парфюмерии) 20
2.1. Экспериментальное исследование цвета в рекламе 20
Выводы по главе 2………………………………………………………………………………25
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28
Приложение 1. 30
Основываясь на описанных выше свойствах цвета, нужно сказать, что цвет является мощным средством воздействия на человека.
Цветная реклама повышает очевидность достоинств представленных товаров и услуг, заставляет человека эмоционально воспринимать предметы, облегчает узнавание и может благодаря символическому содержанию воздействовать на подсознание. Конечно же, для достижения поставленных целей, содержание и цвет должны действовать согласованно.
Создатели рекламы и психологи, используя свои знания способов воздействия различных цветов, могут оказывать сильное влияние на потребителя: они помогают производителям при помощи цвета убедить потребителя купить их товар.
Психологи утверждают, что 60% успеха рекламы зависит именно от цветового решения, которое вызывает не только соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и в некотором смысле формирует его эмоции.
Рассмотрим несколько примеров.
В рекламах кофе
преобладают коричневые тона. Рекламные
ролики молочных продуктов - оттенки
белого цвета; для рекламы
В рамках настоящей работы
было проведено практико-
В рамках исследования было опрошено 50 человек: соотношение пол-возраст опрошенных представлено в Таблице 1.
Таблица 1. Половозрастной состав участников исследования
Мужчины |
Женщины |
Сумма: | |
до 18 |
1 |
1 |
2 |
от 19 до 30 |
14 |
28 |
42 |
31 и старше |
2 |
5 |
7 |
Сумма: |
17 |
34 |
51 |
Каждому из учувствовавших в исследовании людей было предложено посмотреть несколько ярких рекламных модулей и ответить на ряд вопросов (см. Приложение 2).
Исследование показало, что не всегда любимый цвет человека совпадает с цветом рекламы, которая ему запоминается. Такое совпадение произошло только у 5 опрошенных (10% от общего числа) из 50 человек. Это говорит о том, что цветовые предпочтения человека не являются единственным фактором, который нужно учитывать при разработке цветного решения рекламного сообщения.
Интересными оказались ответы на вопрос: какие ассоциации вызвали у Вас цвета, используемые в рекламе? Результаты ответов представлены в Таблице 2.
Цветовые ассоциации опрошенных
красный |
голубой |
бирюзовый |
черный |
зеленый |
белый |
золотой |
желтый |
фиолетовый |
розовый |
оранжевый |
коричневый |
Сумма: | |
яркость |
2 |
1 |
1 |
4 | |||||||||
радость |
1 |
1 |
3 |
2 |
7 | ||||||||
трава |
1 |
1 | |||||||||||
прочная основа |
1 |
1 | |||||||||||
здоровье |
1 |
1 |
1 |
3 | |||||||||
праздник |
1 |
2 |
3 | ||||||||||
чистота |
1 |
1 |
2 | ||||||||||
закат |
0 | ||||||||||||
величие, роскошь |
2 |
1 |
3 | ||||||||||
свежесть |
2 |
2 | |||||||||||
изобилие |
1 |
1 | |||||||||||
легкость |
1 |
1 |
2 | ||||||||||
романтика |
1 |
1 |
2 | ||||||||||
никаких |
1 |
2 |
3 | ||||||||||
лето |
1 |
5 |
6 | ||||||||||
детство |
1 |
1 | |||||||||||
нежность |
2 |
2 | |||||||||||
соблазн |
1 |
1 | |||||||||||
вкусно |
1 |
1 |
1 |
3 | |||||||||
спокойствие |
1 |
1 | |||||||||||
эмоционально |
1 |
1 |
2 | ||||||||||
агрессия |
1 |
1 | |||||||||||
путешествие |
1 |
1 | |||||||||||
женственность |
1 |
1 | |||||||||||
Сумма: |
11 |
4 |
1 |
6 |
12 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
3 |
2 |
53 |
Есть, конечно, и несовпадения: так коричневый цвет у одного из участников эксперимента вызвал ассоциацию с легкость, хотя как известно коричневый цвет – цвет консервативности, стабильности, тепла. Такое несовпадением можно объяснить двумя факторами:
во-первых, особенностью рекламируемого продукта;
во-вторых, индивидуальностью наших ассоциаций.
Все рекламы, используемы при опросе, мы разделили на группы по товару, который представлен на ней. Стоит отметить, что свыше 90% участников ответили, что цветовое решение запоминающейся рекламы полностью соответствует рекламируемого продукту (Таблица 3).
Таблица 3.
Результаты ответа на вопрос: Считаете ли Вы удачным такое цветовое решение в рекламе данной торговой марки?
N: |
Значение: |
F: |
%отв.: |
1 |
да |
47 |
92,16 |
2 |
нет |
4 |
7,84 |
Итого: |
51 |
100,00 |
Участники опроса, ответившие нет на данный опрос аргументировали свою позицию тем, что рекламируемый продукт теряется в той цветовой гаме, что была выбрана для модуля.
Исходя из выше сказанного мы можем с небольшой погрешностью сделать вывод о том какие цвета для каких рекламируемых продуктов подходят больше всего (Таблица 4).
Таблица 4.
Соотношение цвета и рекламируемого продукта
косметика |
сигареты |
духи |
алкоголь, напитки |
Сотовая связь |
средства гигиены |
продукты питания |
одежда |
Сумма: | |
красный |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
10 | |||
голубой |
1 |
2 |
1 |
4 | |||||
бирюзовый |
1 |
1 | |||||||
черный |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
6 | |||
зеленый |
3 |
7 |
1 |
1 |
12 | ||||
белый |
1 |
1 | |||||||
золотой |
1 |
1 | |||||||
желтый |
1 |
1 | |||||||
фиолетовый |
1 |
1 | |||||||
розовый |
4 |
1 |
4 |
1 |
10 | ||||
оранжевый |
1 |
1 |
2 | ||||||
коричневый |
1 |
1 |
2 | ||||||
Сумма: |
12 |
1 |
12 |
11 |
3 |
1 |
6 |
3 |
49 |
Анализ таблицы проведем по одному из продуктов, а именно для парфюмерии. Самыми удачными цветами оказались красный, голубой, черный, белый, золотой, фиолетовый и розовый. При этом реклама парфюма в розовых тонах запомнилась 4 участникам. Особенностью рекламы парфюмерии является то, что каждый аромат имеет свою потребительскую группу: кому-то больше нравятся тяжелый, роскошные ароматы, кому-то легкие морские или ягодные и т.д. Поэтому выбирая цветовое решение необходим учитывать эти особенности.
Еще один момент, на который бы хотелось обратить внимание: практически вся реклама духов, выбранная участниками, была оформлена в одной цветовой гамме с небольшими отливами черного (фиолетовый цвет был основным) и белого ( в рекламе, где основной цвет был розовый, золотой и красный). Это позволяет нам сделать вывод, что в рекламе парфюмерии один насыщенный цвет рекламного сообщения оказывает большее влияние на потребителя, нежели чем комбинация нескольких цветов.
Красный: изобилие, агрессия;
Голубой: свежесть, легкость;
Черный: роскошь;
Белый: чистота;
Золотой: изобилие, роскошь;
Фиолетовый: романтика;
Розовый: радость, легкость, романтика.
Это подтверждает мысль высказанную ранее, что для каждого аромата духов необходимо подбирать свою цветовую гамму, учитывая те ассоциации, которые вызывает у потребителя тот или иной цвет.
Выводы по Главе 2
Практико-теоретическое исследование проведено в рамках курсовой работы подтвердило теоретические предположения о влияние цвета рекламы на потребителя.
Каждый цвет и их сочетание в рекламе того или иного продукта вызывает у потребителя те или иные ассоциации, которые обуславливаются психологическими особенностями восприятия цвета.
Для рекламы парфюмерии необходимо очень тщательно выбирать цветовую гамму, поскольку потребитель выбирает аромат, подходящий для него. Если аромат и ассоциации, навеянные рекламой, не совпадут это может негативно сказаться на отношении потребителя к продукту.
В процессе анализа литературы нами были выполнены поставленные задачи.
Исторический обзор развития представлений о цвете показал, что поворотным моментом здесь выступает разработка проблемы цвета И.Ньютоном, так как он впервые указал на психофизиологическую природу цвета.
Собственно цвет
не является свойством света
как такового, а скорее представляет
собой результат его
Таким образом, наше ощущение
от примененной цветовой группы или
отдельного цвета зависит от силы
и спектрального состава
Связь эмоций и цвета является многоуровневой, так как с одной стороны, цвет непосредственно вызывает определенные эмоции, а с другой, эмоциональное состояние влияет на цветовые предпочтения. Также, существуют определенная зависимость цветовых предпочтений от характера и влияние цвета на мышление. Особенно интересно то, что цвет является полноценным и во многом универсальным средством психодиагностики и терапии.
Итак, в результате данной работы поставленные задачи были реализованы, а также были систематизированы данные о цвете. Очень интересным представляется дальнейшее углубление знаний о цвете. Возможно, например, сравнить значимость влияний восприятия цвета и пространства. В этом направлении актуальным будет выявление возрастных особенностей, поскольку существует недостаток современных экспериментальных данных в этой области.
1. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. / Б.А.Базыма. - СПб.: Речь, 2005. - 205 с.
2. Бердышев С. Э. Рекламный текст. Методика составления и оформления/ Бердышев С.Э. – М.: Дашков и КО, 2008. – 123 с.
3. Беспалько И.Г. О соотношении между цветовыми порогами, соматотипом и эмоциональным состоянием // Мат. методы в психиатрии и невралгии. Л.: 1972. с. 176-178.
4. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. / Л.Ф. Бурлачук. - М.: Знание, 2009. - 176 с.
5. Волков Н.Н. Восприятие картины. / Н.Н. Волков. - М.: Просвещение, 2006. - 213 с.