Психология восприятия цвета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – на основе обобщенной и систематизированной информации о цвете, как носителе невербальной информации для человека, выявить основные закономерности и особенности восприятия визуального ряда рекламного сообщения.
Для достижения выбранной цели необходим решить следующие задачи:
- охарактеризовать психофизиологические механизмы восприятия цвета;
- определить возрастную динамику восприятия цвета;
- раскрыть многоуровневые связи цвета с эмоциями, характером, мышлением, возрастом, состоянием здоровья;
- экспериментальным путем доказать влияние цвета на удачное/неудачное рекламное сообщение;
- практическо - экспериментальное наблюдение.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Механизмы восприятия цвета и их развитие 6
1.1 Цвет как психофизиологическое явление 6
1.2. Восприятие цвета в процессе индивидуального развития человека 11
Выводы по главе 1………………………………………………………………………………15
Глава 2. Экспериментальное исследование визуального ряда рекламного сообщения (на примере рекламы парфюмерии) 20
2.1. Экспериментальное исследование цвета в рекламе 20
Выводы по главе 2………………………………………………………………………………25
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28
Приложение 1. 30

Файлы: 1 файл

Психология восприятия цвета.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)
  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 2. Экспериментальное исследование визуального ряда рекламного сообщения (на примере рекламы парфюмерии)

     

    • 2.1. Экспериментальное исследование цвета в рекламе

     

     

    Основываясь на описанных  выше свойствах цвета, нужно сказать, что цвет является мощным средством  воздействия на человека.

    Цветная реклама повышает очевидность достоинств представленных товаров и услуг, заставляет человека эмоционально воспринимать предметы, облегчает узнавание и может благодаря символическому содержанию воздействовать на подсознание. Конечно же, для достижения поставленных целей, содержание и цвет должны действовать согласованно.

    Создатели рекламы и  психологи, используя свои знания способов воздействия различных цветов, могут  оказывать сильное влияние на потребителя: они помогают производителям при помощи цвета убедить потребителя купить их товар.

    Психологи утверждают, что 60% успеха рекламы зависит именно от цветового решения, которое вызывает не только соответствующую реакцию  человека в зависимости от его  эмоционального состояния, но и в  некотором смысле формирует его эмоции.

    Рассмотрим несколько  примеров.

     В рекламах кофе  преобладают коричневые тона. Рекламные  ролики молочных продуктов - оттенки  белого цвета; для рекламы детской  одежды и средств гигиены используются  нежные пастельные тона; для предложения  освежающих лимонадов - для передачи жизненной силы воды - холодные жемчужные светлые тона, а для серьезной музыки - праздничное созвучие трех цветов: красного, золотого и черного. В рекламе поп-музыки используют шокирующие цвета, такие как розовый, оранжевый, лиловый, красный, для отопительных средств - теплые красно-коричневые цвета. Золотой цвет может встречаться только там, где предлагается что-то особенно ценное и дорогое. Цвета воздействуют не только на глаза, но и на другие органы чувств: мы чувствуем вкус "сладкого розового цвета", слышим "кричаще-красный", ощущаем "воздушно-белый", слышим запах "свежей зелени". Поэтому, не удивительно, что сфера использования цветов в последнее время сильно расширилась.

    В рамках настоящей работы было проведено практико-теоретическое исследование с целью выявления особенностей восприятия цвета рекламного сообщения разными группами потребителей.

    В рамках исследования было опрошено 50 человек: соотношение пол-возраст  опрошенных представлено в Таблице 1.

    Таблица 1. Половозрастной состав участников исследования

     

    Мужчины

    Женщины

    Сумма:

    до 18

    1

    1

    2

    от 19 до 30

    14

    28

    42

    31 и старше

    2

    5

    7

    Сумма:

    17

    34

    51


     

    Каждому из учувствовавших в исследовании людей было предложено посмотреть несколько ярких рекламных  модулей и ответить на ряд вопросов (см. Приложение 2).

    Исследование показало, что не всегда любимый цвет человека совпадает с цветом рекламы, которая  ему запоминается. Такое совпадение произошло только у 5 опрошенных (10% от общего числа) из 50 человек. Это говорит  о том, что цветовые предпочтения человека не являются единственным фактором, который нужно учитывать при разработке цветного решения рекламного сообщения.

    Интересными оказались  ответы на вопрос: какие ассоциации вызвали у Вас цвета, используемые в рекламе? Результаты ответов представлены в Таблице 2.

    Таблица 2.

    Цветовые ассоциации опрошенных

     

     

    красный

    голубой

    бирюзовый

    черный

    зеленый

    белый

    золотой

    желтый

    фиолетовый

    розовый

    оранжевый

    коричневый

    Сумма:

    яркость

    2

               

    1

       

    1

     

    4

    радость

     

    1

       

    1

           

    3

    2

     

    7

    трава

       

    1

                     

    1

    прочная основа

         

    1

                   

    1

    здоровье

    1

       

    1

    1

                 

    3

    праздник

    1

         

    2

                 

    3

    чистота

           

    1

    1

               

    2

    закат

                           

    0

    величие, роскошь

         

    2

       

    1

             

    3

    свежесть

     

    2

                       

    2

    изобилие

    1

                         

    1

    легкость

                     

    1

     

    1

    2

    романтика

                   

    1

    1

       

    2

    никаких

    1

         

    2

                 

    3

    лето

    1

         

    5

                 

    6

    детство

                     

    1

       

    1

    нежность

                     

    2

       

    2

    соблазн

         

    1

                   

    1

    вкусно

    1

    1

                     

    1

    3

    спокойствие

                     

    1

       

    1

    эмоционально

    1

       

    1

                   

    2

    агрессия

    1

                         

    1

    путешествие

    1

                         

    1

    женственность

                     

    1

       

    1

    Сумма:

    11

    4

    1

    6

    12

    1

    1

    1

    1

    10

    3

    2

    53


     

    Как видно из полученных данных один и  тот же цвет, применяемый в разных рекламах, вызывает разные ассоциации. Так, например, зеленый цвет, который, как мы видим. вызвал больше всего ассоциаций (12 из 53 опрошенных обратили внимание именно на рекламу в зеленой цветовой гамме) ассоциировался участниками с радостью, здоровьем, праздником, чистотой, летом. В целом, можно сказать, что рассмотренные нами в Главе 1 ассоциации цветов совпадают с теми, что мы выявили в рамках исследования.

    Есть, конечно, и несовпадения: так коричневый цвет у одного из участников эксперимента вызвал ассоциацию с легкость, хотя как известно коричневый цвет – цвет консервативности, стабильности, тепла. Такое несовпадением можно объяснить двумя факторами:

    во-первых, особенностью рекламируемого продукта;

    во-вторых, индивидуальностью  наших ассоциаций.

     Все рекламы, используемы при опросе, мы разделили на группы по товару, который представлен на ней. Стоит отметить, что свыше 90% участников ответили, что цветовое решение запоминающейся рекламы полностью соответствует рекламируемого продукту (Таблица 3).

    Таблица 3.

    Результаты  ответа на вопрос: Считаете ли Вы удачным  такое цветовое решение в рекламе  данной торговой марки?

     

    N:

    Значение:

    F:

    %отв.:

    1

    да

    47

    92,16

    2

    нет

    4

    7,84

     

    Итого:

    51

    100,00


     

    Участники опроса, ответившие нет на данный опрос аргументировали  свою позицию тем, что рекламируемый  продукт теряется в той цветовой гаме, что была выбрана для модуля.

    Исходя из выше сказанного мы можем с небольшой погрешностью сделать вывод о том какие цвета для каких рекламируемых продуктов подходят больше всего (Таблица 4).

    Таблица 4.

    Соотношение цвета  и рекламируемого продукта

     

    косметика

    сигареты

    духи

    алкоголь, напитки

    Сотовая связь

    средства гигиены

    продукты питания

    одежда

    Сумма:

    красный

    3

     

    2

    3

       

    1

    1

    10

    голубой

    1

     

    2

       

    1

       

    4

    бирюзовый

    1

                 

    1

    черный

       

    1

    2

    1

     

    1

    1

    6

    зеленый

    3

       

    7

    1

     

    1

     

    12

    белый

       

    1

             

    1

    золотой

       

    1

             

    1

    желтый

               

    1

     

    1

    фиолетовый

       

    1

             

    1

    розовый

    4

    1

    4

    1

           

    10

    оранжевый

           

    1

     

    1

     

    2

    коричневый

               

    1

    1

    2

    Сумма:

    12

    1

    12

    11

    3

    1

    6

    3

    49


     

    Анализ таблицы проведем по одному из продуктов, а именно для  парфюмерии. Самыми удачными цветами  оказались красный, голубой, черный, белый, золотой, фиолетовый и розовый. При этом реклама парфюма в  розовых тонах запомнилась 4 участникам. Особенностью рекламы парфюмерии является то, что каждый аромат имеет свою потребительскую группу: кому-то больше нравятся тяжелый, роскошные ароматы, кому-то легкие морские или ягодные и т.д. Поэтому выбирая цветовое решение необходим учитывать эти особенности.

    Еще один момент, на который  бы хотелось обратить внимание: практически  вся реклама духов, выбранная  участниками, была оформлена в одной  цветовой гамме с небольшими отливами черного (фиолетовый цвет был основным) и белого ( в рекламе, где основной цвет был розовый, золотой и красный). Это позволяет нам сделать вывод, что в рекламе парфюмерии один насыщенный цвет рекламного сообщения оказывает большее влияние на потребителя, нежели чем комбинация нескольких цветов.

    Ассоциации, вызванные у участников, цветом рекламы парфюмерии следующие:

    Красный: изобилие, агрессия;

    Голубой: свежесть, легкость;

    Черный: роскошь;

    Белый: чистота;

    Золотой: изобилие, роскошь;

    Фиолетовый: романтика;

    Розовый: радость, легкость, романтика.

    Это подтверждает мысль высказанную ранее, что для каждого аромата духов необходимо подбирать свою цветовую гамму, учитывая те ассоциации, которые вызывает у потребителя тот или иной цвет.

    Выводы по Главе 2

    Практико-теоретическое  исследование проведено в рамках курсовой работы подтвердило теоретические предположения о влияние цвета рекламы на потребителя.

    Каждый цвет и их сочетание  в рекламе того или иного продукта вызывает у потребителя те или  иные ассоциации, которые обуславливаются  психологическими особенностями восприятия цвета.

    Для рекламы парфюмерии необходимо очень тщательно выбирать цветовую гамму, поскольку потребитель  выбирает аромат, подходящий для него. Если аромат и ассоциации, навеянные  рекламой, не совпадут это может  негативно сказаться на отношении потребителя к продукту. 

    Заключение

     

    В процессе анализа литературы нами были выполнены поставленные задачи.

    Исторический обзор  развития представлений о цвете  показал, что поворотным моментом здесь  выступает разработка проблемы цвета  И.Ньютоном, так как он впервые указал на психофизиологическую природу цвета.

     Собственно цвет  не является свойством света  как такового, а скорее представляет  собой результат его взаимодействия  со специфическими пигментами, располагающимися  в сетчатке глаза, и последующих  психических процессов, т.е. интерпретации этих исходных сигналов, а это уже задача мозга.

    Таким образом, наше ощущение от примененной цветовой группы или  отдельного цвета зависит от силы и спектрального состава излучения, от продолжительности воздействия  его на наблюдателя, от условий наблюдения. Цвет вызывает ассоциации, эмоционально окрашивает реакцию человека, также его восприятие связано с культурными, мировоззренческими, эстетическими традициями среды, в которой вырос и сформировался человек, его прошлым.

    Связь эмоций и цвета  является многоуровневой, так как  с одной стороны, цвет непосредственно  вызывает определенные эмоции, а с  другой, эмоциональное состояние  влияет на цветовые предпочтения. Также, существуют определенная зависимость  цветовых предпочтений от характера и влияние цвета на мышление. Особенно интересно то, что цвет является полноценным и во многом универсальным средством психодиагностики и терапии.

    Итак, в результате данной работы поставленные задачи были реализованы, а также были систематизированы данные о цвете. Очень интересным представляется дальнейшее углубление знаний о цвете. Возможно, например, сравнить значимость влияний восприятия цвета и пространства. В этом направлении актуальным будет выявление возрастных особенностей, поскольку существует недостаток современных экспериментальных данных в этой области.

    Цвет  играет важную роль в рекламе. И большинство  развитых стран придают этому  огромное значение. К сожалению, в  России это пока не так.

    Будем надеяться, что в будущем картина  изменится, и мы придем к осознанию того, что знание основных законов цветового восприятия позволяет создавать рекламу, убеждающую покупателя приобрести тот или иной товар. Ведь потребительским потоком можно управлять, а цвет - одно из уязвимых мест, через которое можно осуществить этот процесс. Внимательный и осторожный подход к психике человека через его цветовое восприятие неминуем и крайне необходим, тем более что уже давно поставлена цель, как в создании качественной рекламы, так и в ее успешном использовании и действенности.

     

    Список использованных источников и литературы

     

    1. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика. / Б.А.Базыма. - СПб.: Речь, 2005. - 205 с.

    2.       Бердышев  С. Э. Рекламный текст. Методика составления и оформления/ Бердышев С.Э. – М.: Дашков и КО, 2008. – 123 с.

    3. Беспалько И.Г. О соотношении между цветовыми порогами, соматотипом и эмоциональным состоянием // Мат. методы в психиатрии и невралгии. Л.: 1972. с. 176-178.

    4. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. / Л.Ф. Бурлачук. -   М.: Знание, 2009. - 176 с.

    5. Волков Н.Н. Восприятие картины. / Н.Н. Волков. - М.: Просвещение, 2006. - 213 с.

    Информация о работе Психология восприятия цвета