Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:49, курсовая работа
Целью исследования является анализ конкурентоспособности торгового предприятия и разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС» на рынке г. Златоуста.
В соответствии с поставленной целью основными задачами, которые должны быть решены в дипломном проекте, являются:
исследование роли, значения и сущности конкуренции и конкурентоспособности;
оценка действующих методик анализа конкурентоспособности торгового предприятия;
анализ экономических показателей торгово−финансовой деятельности торгового предприятия;
анализ финансового состояния торгового предприятия;
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
080502.2012.715.ПЗ ВКР
ВВЕДЕНИЕ
Один из основополагающих принципов рыночной экономики − свободная конкуренция товаропроизводителей. К середине XIX в. получил широкое развитие рынок свободной конкуренции, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения, колебания цен, постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать издержки.
Актуальность
рассматриваемой темы заключается
в том, что все предприятия
и организации в большей или
меньшей степени сталкиваются с
такой проблемой как
Целью исследования является анализ конкурентоспособности торгового предприятия и разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС» на рынке г. Златоуста.
В соответствии с поставленной целью основными задачами, которые должны быть решены в дипломном проекте, являются:
– анализ показателей эффективности деятельности после открытия мини−пекарни.
Объектом исследования является сеть магазинов розничной торговли ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС», с частной формой собственности, занимающаяся розничной торговлей как самостоятельное звено в системе рыночных отношений, функционирующая в условиях конкуренции и предпринимательства. Выбор данного объекта обусловлен сложностью инфляционных процессов (внешние факторы) и требованиями конъюнктуры рынка в получении максимальной прибыли и удовлетворении потребностей населения.
Предмет исследования – конкурентоспособность торговой организации ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС» г. Златоуста.
Исследование
проводилось с ориентацией на
то, что разработка предложения по
повышению
Информационной базой исследования являются данные бухгалтерской, оперативной и статистической отчетности за 2009−2011 годы ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС».
Методы, при помощи которых будет осуществляться оценка конкурентоспособности ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС» – коэффициентный метод (коэффициенты финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности, рентабельности), методики факторного, сравнительного анализа, табличный и графический методы, метод экспертных оценок.
Теоретической разделы выполнялись на основе нормативно – правовой базы, учебной и методической литературы отечественных и зарубежных авторов (И.С.Березин, Т.Н. Байбардина О.В., Михайлов, Е.Л. Голубков, А.И. Романова, Ф.Котлер, А. И. Иванус), периодические издания журналы и газеты (Маркетинг, Вопросы статистики, Маркетинг, реклама и сбыт).
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция – это форма существования субъектов экономических отношений на рынках товаров, капитала или труда. Конкуренция проявляется в соперничестве субъектов ради достижения сходных целей и стимулирует развитие субъектов и общества в целом [5, с. 608]. Конкуренция – соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли [38, с. 85−92].
Чтобы сделать предприятие успешным, необходимо иметь четкое представление о его положении на рынке, сильных и слабых сторонах деятельности, возможности формирования долговременных устойчивых конкурентных преимуществ [22, с. 22−48]. С точки зрения масштабов и влияния на уровень жизни населения розничная торговля является важнейшей отраслью экономики [36, с.17].
Розничная
торговля товарами народного потребления
в основе своей деятельности предназначена
для организации потребления
населением товаров и услуг. Для
реализации своей цели и задач
она выполняет ряд функций. Основной
функцией розничной торговли является
доведение товаров до населения
и организация торгового
Торговлю можно рассматривать в различных аспектах: как экономическую категорию, как отрасль экономики, как вид предпринимательской деятельности.
Как экономическая категория торговля выражает отношения обмена путем купли−продажи товаров посредством денег и может рассматриваться как своеобразная форма организации товарно−денежного обмена продуктами труда, характеризующаяся в условиях рынка конкуренцией и преследующая цели наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей. Торговля как форма товарного обращения осуществляет связь между производством и потреблением и представляет собой фазу расширенного воспроизводства [35, c.66−71].
Торговля как отраслевая экономическая система представляет собой крупное и важное подразделение экономики, включающее совокупность торговых организаций, предприятий и торговых объектов и обладающее общностью материально−технической базы, используемых кадров и торгово−технологического процесса. Ей присущи все внутренние и внешние свойства отраслевых систем. К внутренним свойствам относятся однородность и устойчивость, к внешним – обусловленность отраслевой системы и ее способность к адаптации [15, c.360].
Оптовая и розничная торговля занимает значительный удельный вес в общем объеме ВВП Российской Федерации (таблица 1.1.)
Согласно данных таблицы 1.1, удельный вес оптовой и розничной торговли в валовом внутреннем продукте увеличился на 0,033 в 2011 году по сравнению с 2009 годом.
Таблица 1.1 − Удельный вес оптовой и розничной торговли в структуре ВВП Российской Федерации за 2009−2011 годы
В миллиардах рублей
Показатели |
Периоды, годы |
Базисные индексы изменения | ||
2009 |
2010 |
2011 | ||
Валовой внутренний продукт |
38809 |
45166 |
54369 |
1,401 |
Оптовая и розничная торговля |
6060,6 |
7329,1 |
8771,2 |
1,447 |
Удельный вес оптовой и |
15,62 |
16,23 |
16,13 |
1,033 |
Понятие «конкурентоспособность торгового предприятия» включает конкурентоспособность внешнюю и внутреннюю. Внешняя конкурентоспособность − это основанная на внешних конкурентных преимуществах способность предоставлять услуги, удовлетворяющие потребности и желания покупателей лучше конкурентов. Внутренняя конкурентоспособность − это способность к достижению и поддержанию определенного набора услуг с более низкими издержками, чем у конкурентов, основанная на внутренних конкурентных преимуществах торгового предприятия [39, с.386].
Конкурентоспособность
предприятия розничной торговли
определяется способностью его внутренней
среды реагировать на изменения
внешней. Особенность внутренней среды
предприятия состоит в том, что
она находится под
возникающим во внешней среде неблагоприятным условиям или наилучшим образом использовать их.
Таким образом,
конкурентоспособность
Еще одна
особенность
Конкурентоспособность предприятия розничной торговли формируется под влиянием многих факторов: месторасположение, уровень квалификации торгового персонала и цен в магазине, ассортимент, организация мерчандайзинга, взаимоотношения с поставщиками.
Для поддержания
стабильного положения
− месторасположение предприятия торговли;
− увеличение числа лояльных к предприятию покупателей;
− прочные взаимосвязи с поставщиками;
− низкие издержки, обусловленные эффектом масштаба;
− лучший сервис;
− уровень логистического обеспечения торговой сети;
− квалификация торгового персонала [11, c.656].
Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путем возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития. Конкуренция - ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом [19, c.11].
Термин
«конкуренция» вошел в
Толкование
понятия конкуренции в
Базой оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка.
При совершении
покупки потребитель
Каждая потребность обладает свойствами и характеризующими их параметрами, которые определяют ее сущность, необходимый потребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. При совпадении параметров потребности с параметрами, характеризующими само изделие, и совершается покупка.
Для того
чтобы товар был приобретен конкретным
покупателем, он должен соответствовать
потребностям по техническим параметрам
и финансовым возможностям потребителя
(цена потребления товара), при этом
потребитель стремится
Поскольку
потребности каждого отдельного
складываются по воздействиям обширного
комплекса факторов и носят индивидуальный
характер, оценки одного и того же товара
разными потребителями могут
не совпадать. Соответственно неодинаковым
и будет их предпочтение, выбор
из массы аналогичных товаров, предлагаемых
на рынке. Следовательно, по отношению
к конкретному потребителю
Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно ей соответствует. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе.
Информация о работе Пути повышения конкурентности предприятия на примере ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС»