Пути повышения конкурентности предприятия на примере ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ конкурентоспособности торгового предприятия и разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС» на рынке г. Златоуста.
В соответствии с поставленной целью основными задачами, которые должны быть решены в дипломном проекте, являются:
исследование роли, значения и сущности конкуренции и конкурентоспособности;
оценка действующих методик анализа конкурентоспособности торгового предприятия;
анализ экономических показателей торгово−финансовой деятельности торгового предприятия;
анализ финансового состояния торгового предприятия;

Файлы: 1 файл

диплом (Восстановлен).docx

— 447.28 Кб (Скачать файл)


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

 

080502.2012.715.ПЗ ВКР


ВВЕДЕНИЕ

Один из основополагающих принципов рыночной экономики − свободная конкуренция товаропроизводителей. К середине XIX в. получил широкое развитие рынок свободной конкуренции, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения, колебания цен, постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать издержки.

Актуальность  рассматриваемой темы заключается  в том, что все предприятия  и организации в большей или  меньшей степени сталкиваются с  такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких  условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение  на рынке, а так же принимать решения  о проведении мероприятий по повышению  конкурентоспособности.

Целью исследования является анализ конкурентоспособности торгового предприятия и разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС» на рынке г. Златоуста.

В соответствии с поставленной целью основными задачами, которые должны быть решены в дипломном проекте, являются:

  • исследование роли, значения и сущности конкуренции и конкурентоспособности;
  • оценка действующих методик анализа конкурентоспособности торгового предприятия;
  • анализ экономических показателей торгово−финансовой деятельности торгового предприятия;
  • анализ финансового состояния торгового предприятия;
  • анализ конкурентоспособности торгового предприятия;
  • расчет бизнес−предложения по открытию мини−пекарни с целью повышения конкурентоспособности предприятия;

      – анализ показателей эффективности деятельности после открытия мини−пекарни.

Объектом исследования является сеть магазинов розничной торговли ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС», с частной формой собственности, занимающаяся розничной торговлей как самостоятельное звено в системе рыночных отношений, функционирующая в условиях конкуренции и предпринимательства. Выбор данного объекта обусловлен сложностью инфляционных процессов (внешние факторы) и требованиями конъюнктуры рынка в получении максимальной прибыли и удовлетворении потребностей населения.

Предмет исследования – конкурентоспособность  торговой организации ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС» г. Златоуста.

Исследование  проводилось с ориентацией на то, что разработка предложения по повышению конкурентоспособности  предприятия, а именно расчет бизнес−предложения по производству хлебобулочных изделий позволит повысить конкурентоспособность предприятия, и в результате получить более высокую прибыль и рентабельность.

Информационной  базой исследования являются данные бухгалтерской, оперативной и статистической отчетности за 2009−2011 годы ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС».

Методы, при помощи которых будет осуществляться оценка конкурентоспособности ООО  «КУПЕЦЪ−ПЛЮС» – коэффициентный метод (коэффициенты финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности,  рентабельности), методики факторного, сравнительного анализа, табличный и графический методы, метод экспертных оценок.

Теоретической разделы выполнялись на основе нормативно – правовой базы, учебной и методической литературы отечественных и зарубежных авторов (И.С.Березин, Т.Н. Байбардина О.В., Михайлов, Е.Л. Голубков, А.И. Романова, Ф.Котлер, А. И. Иванус), периодические издания журналы и газеты (Маркетинг, Вопросы статистики, Маркетинг, реклама и сбыт).

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

    1. Понятие и сущность конкурентоспособности торгового предприятия

Понятие конкуренции является фундаментальным  в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция – это  форма существования субъектов  экономических отношений на рынках товаров, капитала или труда. Конкуренция  проявляется в соперничестве  субъектов ради достижения сходных  целей и стимулирует развитие субъектов и общества в целом [5, с. 608]. Конкуренция – соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли [38, с. 85−92].

Чтобы сделать  предприятие успешным, необходимо иметь  четкое представление о его положении  на рынке, сильных и слабых сторонах деятельности, возможности формирования долговременных устойчивых конкурентных преимуществ [22, с. 22−48]. С точки зрения масштабов и влияния на уровень жизни населения розничная торговля является важнейшей отраслью экономики [36, с.17].

Розничная торговля товарами народного потребления  в основе своей деятельности предназначена  для организации потребления  населением товаров и услуг. Для  реализации своей цели и задач  она выполняет ряд функций. Основной функцией розничной торговли является доведение товаров до населения  и организация торгового обслуживания покупателей, предоставление им услуг (доставка товаров на дом, стол заказов, кафетерий, упаковка товаров и т. д.). При осуществлении розничной  торговли и обслуживании покупателей  выполняется вторая важная функция  – смена формы стоимости. Товары народного потребления и оказываемые  услуги, принадлежащие одному собственнику (государственной, акционерной, частной) при розничной купле−продаже переходят в руки одного собственника – покупателя (частная или личная собственность). Розничная торговля выполняет и социальную функцию, состоящую в сокращении затрат, времени покупателей на приобретение товаров и пребывания в каналах обслуживания. Население тратит в сфере обслуживания миллиарды человеко−часов в год и, по оценкам экспертов, до 40% этого времени расходуется нерационально. Покупатели тратят время в поисках нужного товара, на пребывание в каналах обслуживания (пребывание в очередях в магазинах, оформление покупки, дополнительное обслуживание). Все это время могло быть использовано населением на досуг, образование и прочее [28].

Торговлю можно рассматривать в различных аспектах: как экономическую категорию, как отрасль экономики, как вид предпринимательской деятельности.

Как экономическая  категория торговля выражает отношения обмена путем купли−продажи товаров посредством денег и может рассматриваться как своеобразная форма организации товарно−денежного обмена продуктами труда, характеризующаяся в условиях рынка конкуренцией и преследующая цели наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей. Торговля как форма товарного обращения осуществляет связь между производством и потреблением и представляет собой фазу расширенного воспроизводства [35, c.66−71].

Торговля  как отраслевая экономическая система представляет собой крупное и важное подразделение экономики, включающее совокупность торговых организаций, предприятий и торговых объектов и обладающее общностью материально−технической базы, используемых кадров и торгово−технологического процесса. Ей присущи все внутренние и внешние свойства отраслевых систем. К внутренним свойствам относятся однородность и устойчивость, к внешним – обусловленность отраслевой системы и ее способность к адаптации [15, c.360].

Оптовая и розничная торговля занимает значительный удельный вес в общем объеме ВВП Российской Федерации (таблица 1.1.)

Согласно  данных таблицы 1.1, удельный вес оптовой и розничной торговли в валовом внутреннем продукте увеличился на 0,033 в 2011 году по сравнению с 2009 годом.

 

Таблица 1.1 − Удельный вес оптовой и розничной торговли в структуре ВВП Российской Федерации за 2009−2011 годы

В миллиардах рублей

Показатели

Периоды, годы

Базисные индексы изменения

2009

2010

2011

Валовой внутренний продукт

38809

45166

54369

1,401

Оптовая и розничная торговля

6060,6

7329,1

8771,2

1,447

Удельный вес оптовой и розничной  торговли в валовом внутреннем продукте, %

15,62

16,23

16,13

1,033


 

Понятие «конкурентоспособность торгового  предприятия» включает конкурентоспособность  внешнюю и внутреннюю. Внешняя конкурентоспособность − это основанная на внешних конкурентных преимуществах способность предоставлять услуги, удовлетворяющие потребности и желания покупателей лучше конкурентов. Внутренняя конкурентоспособность − это способность к достижению и поддержанию определенного набора услуг с более низкими издержками, чем у конкурентов, основанная на внутренних конкурентных преимуществах торгового предприятия [39, с.386].

Конкурентоспособность предприятия розничной торговли определяется способностью его внутренней среды реагировать на изменения  внешней. Особенность внутренней среды  предприятия состоит в том, что  она находится под воздействием, как управляющей подсистемы самого предприятия, так и подсистемы более высокого уровня (например, государства) и должна адаптироваться к изменению внешней среды. Цель адаптации состоит в том, чтобы   предприятие   могло   с   наименьшими  потерями   противодействовать

возникающим во внешней среде неблагоприятным  условиям или наилучшим образом  использовать их.

Таким образом, конкурентоспособность торгового  предприятия можно охарактеризовать как разность эффекта двух взаимосвязанных уровней активности – во внешней и внутренней среде. Если эффект активности внешней среды преобладает, предприятие становится неконкурентоспособным.

Еще одна особенность конкурентоспособности  – четко выраженная потребительская  ориентация. Рассматривать ее следует  только относительно сегмента, на который  ориентируется торговое предприятие. Опрос слишком широкого круга  потребителей может дать низкий процент  покупателей, удовлетворенных услугами магазина, вследствие привлечения нецелевых  потребителей. Наоборот, магазин может  быть популярным среди узкой группы людей, иногда даже не пользующихся его  услугами. Однако это не свидетельствует  о конкурентоспособности магазина, а говорит о важности правильного  определения и классификации  показателей конкурентоспособности  и методики их оценки [10, c. 416].

Конкурентоспособность предприятия розничной торговли формируется под влиянием многих факторов: месторасположение, уровень  квалификации торгового персонала  и цен в магазине, ассортимент, организация мерчандайзинга, взаимоотношения с поставщиками.

Для поддержания  стабильного положения предприятия  на рынке необходимо формировать  устойчивые конкурентные преимущества, такие, как:

− месторасположение предприятия торговли;

− увеличение числа лояльных к предприятию покупателей;

− прочные взаимосвязи с поставщиками;

− низкие издержки, обусловленные эффектом масштаба;

− лучший сервис;

− уровень логистического обеспечения торговой сети;

− квалификация торгового персонала [11, c.656].

Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественным путем возникает из рынка и  одновременно служит непременным условием его существования и развития. Конкуренция - ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений  использования редкого блага, в  котором заинтересованы различные  группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом [19, c.11].

Термин  «конкуренция» вошел в экономическую  теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом [37, c. 457].

Толкование  понятия конкуренции в экономической  науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции  как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены [17, c. 216].

Базой оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка.

При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему  изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает  то из них, которое в наибольшей степени  удовлетворяет его потребность. При этом покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственной потребности.

Каждая  потребность обладает свойствами и  характеризующими их параметрами, которые  определяют ее сущность, необходимый  потребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. При  совпадении параметров потребности  с параметрами, характеризующими само изделие, и совершается покупка.

Для того чтобы товар был приобретен конкретным покупателем, он должен соответствовать  потребностям по техническим параметрам и финансовым возможностям потребителя (цена потребления товара), при этом потребитель стремится израсходовать  минимум средств для приобретения и потребления товара, то есть оптимизировать свои полные затраты.

Поскольку потребности каждого отдельного складываются по воздействиям обширного  комплекса факторов и носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товара разными потребителями могут  не совпадать. Соответственно неодинаковым и будет их предпочтение, выбор  из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке. Следовательно, по отношению  к конкретному потребителю конкурентоспособность  данного товара также будет индивидуальной.

Наибольшее  признание среди товаров, предназначенных  для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который  более полно ей соответствует. Это  и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе.

Информация о работе Пути повышения конкурентности предприятия на примере ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС»