Пути повышения конкурентности предприятия на примере ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ конкурентоспособности торгового предприятия и разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС» на рынке г. Златоуста.
В соответствии с поставленной целью основными задачами, которые должны быть решены в дипломном проекте, являются:
исследование роли, значения и сущности конкуренции и конкурентоспособности;
оценка действующих методик анализа конкурентоспособности торгового предприятия;
анализ экономических показателей торгово−финансовой деятельности торгового предприятия;
анализ финансового состояния торгового предприятия;

Файлы: 1 файл

диплом (Восстановлен).docx

— 447.28 Кб (Скачать файл)

Гармоничный рынок при более детальном рассмотрении:

  1. Это некоторая идеализированная модель таких рыночных процессов, которые допускают представление в виде совокупности частей некоторого общего целого (как структуры, так и процессов) и между этими частями справедливо наличие золотых пропорций.
  2. Эта модель должны служить эталоном, с которым сравниваются реальные компоненты структуры и процессов, в результате чего формируются некоторые оценки, позволяющие организовать управляющие воздействия на рынок.

Рассмотрим  вопрос о модели гармоничного рынка  более подробно. Представим модель гармоничного рынка, на котором продается  некоторый товар Т, как некоторую систему, состоящую из комплекса следующих взаимосвязанных элементов:

  • Множество продавцов в количестве k, торгующих одним и тем же для них всех товаром Т, и находящихся в состоянии конкурентного равновесия.
  • Множество покупателей товара Т. Будем считать, что их количество может быть любым.
  • Множество цен Ц={Ц1, Ц2, …, Цk} на товар Т, назначаемых продавцами.
  • Общий поток денег D от покупателей к продавцам, как результат продажи товара Т в течение некоторого временного периода. Очевидно, что общий денежный поток D есть сумма всех денежных потоков, идущих к продавцам:

D=D1+D2+…+Di+…+Dk                                                                 (1.3)

В соответствии с нашим представлением все продавцы товара Т являются конкурентами за распределение потока D. Каждый i−й продавец получает свою i−ю долю потока Di в зависимости от соотношения своей цены Цi с ценами конкурентов. Поскольку в этом заочном процессе участвует каждый из продавцов, то в итоге они должны самоорганизоваться в некоторую конкурентно−компромиссную структуру, приобретающую устойчивый характер.

В нашей  модели представим набор цен всех присутствующих на рынке конкурентов  Ц={Ц1, Ц2, …, Цk} как некоторую ценовую мембрану. По аналогии с биологической мембранной, ценовая мембрана выполняет роль барьера, определяющего соотношение между спросом и предложением. Другими словами, ценовая мембрана выполняет функцию управления денежными и материальными потоками на рынке.

В результате первоначальный поток D после прохождения через мембрану за счет разбиения его на k частей становится организованным, упорядоченным, то есть приобретает признаки наличия устойчивой структуры. Это может произойти лишь в том случае, если ценовая мембрана в свою очередь сама обладает устойчивой структурой, и эту структуру она как маску накладывает на поток D.

Зададим параметрам нашей модели пропорции, соответствующие золотому сечению:

  1. Выберем в ценовой мембране, как на множестве цен {Ц1, Ц2, …, Цk}, два значения – минимальную цену на максимальную:

Цмин=мин{Ц1, Ц2, …, Цk},                                      (1.4)

Цмакс=макс{Ц1, Ц2, …, Цk}.                                      (1.5)

Разделим  весь ценовой диапазон {0, Цмакс} на две логические составляющие: постоянную Цпост={0, Цмин} и переменную Цпер={ Цмин, Цмакс}. Природа постоянной составляющей обусловлена наличием в цене затратной компоненты товара.

Составим  для них пропорцию по правилу  золотого сечения:

пост + Цпер )/ Цпост = Цпост/ Цпер.                                  (1.6)

Из формулы 1.6 можно легко получить:

Цмин / Цмакс =0,62.                                                (1.7)

Анализ  статистики продаж подтверждает реальность существования отношения 1.7 на рынке  при наличии конкурентного равновесия.

Переменная  составляющая Цпер={ Цмин, Цмакс}, как случайная величина, имеет некоторую плотность распределения. В качестве значения первого момента этого распределения рассмотрим оценку:

Цср=( ∑ Цi )/k.                                                   (1.8)

Обрабатывая статистику продаж для  рынков самых разнообразных товаров, удалось эмпирически установить следующую пропорцию:

ср − Цмин)/( Цмакс − Цмин)=0,62,                              (1.9)

то есть средняя  величина Цср делит переменную составляющую Цпер также в пропорции золотого сечения.

Объединяя пропорции 1.7 и 1.9, получаем:

Цмин / Цмакс=(Цср − Цмин)/( Цмакс − Цмин)=0,62.                     (1.10)

Равенство 1.10 можно интерпретировать как необходимое  условие существования устойчивой структуры ценовой мембраны при  конкурентном равновесии рынка.

Равенство 1.10 можно представить в виде иллюстрации, рисунок 1.3.

Как подтверждают результаты обработки  реальных данных продаж, величины Цмин / Цмакс  и (Цср − Цмин)/( Цмакс − Цмин) действительно сходятся, причем сходятся, как и следовало ожидать, в точке 0,62, рисунок 1.4. На рисунке 1.4 по горизонтальной оси отложены порядковые номера продаваемого на рынке ассортимента товаров. Из графика видно, что если значения Цмин / Цмакс < 0,62, то рынок стремится скомпенсировать это отклонение. Аналогично и для Цминмакс>0,62.

 

  0                                                                   Цмин                   Цср          Цмакс



38%%


62%


 


100%5%


38%



62%


 

 

100%




 

Рисунок 1.3 – Графическая иллюстрация необходимого условия устойчивости структуры ценовой мембраны

Рисунок 1.4 – График сходимости типа «ножницы»  для величин Цмин / Цмакс  и (Цср − Цмин)/( Цмакс − Цмин) к значению 0,62

Таким образом, мы проиллюстрировали  тот факт, что для ценовой мембраны существует точка устойчивости ее структуры.

После рассмотрения вопроса об устойчивости структуры ценовой мембраны далее  перейдем к анализу поведения  денежных потоков, формирующихся под  ее управляющим воздействием.

Плотности p(Di) денежных потоков Di (i=1,2,…,k) распределяются в соответствии с концепцией золотого сечения пропорционально коэффициентам биноминального разложения.

Так как  для величин денежных потоков  Di, цен Цi и объемов продаж  Ni справедливо равенство:

Di=NiЦi,                                                       (1.11)

то отсюда вытекает соотношение,  имеющее смысл  баланса между двумя экономиками  – микроэкономикой и макроэкономикой [14, c. 35−40].

Модель гармонического рынка может  быть использована фирмой в качестве эталонной модели в системе гармоничного управления рынком.

Структура системы гармоничного управления рынком представлена на рисунке 1.5.

Реальный рынок


Модель гармоничного рынка



 

+


+


Поиск новых товарных ниш на рынке


Выбор регулирующих воздействий  на рынок (мембран)


Поведение политики экспансии на рынке


Мониторинг параметров реального  рынка


Есть близость к золотому сечению?


Есть возможность корректировать рынок?


Идентификация рынка


Параметры гармоничного рынка



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.5 – Структура системы гармоничного управления рынком

В основе гармоничного управления рынком лежит  процедура сравнения выбранных  параметров реального рынка  с  такими же параметрами гармоничного рынка, после чего определяется мера близости реального и гармоничного рынков.

В зависимости  от величины меры близости фирма−участник рынка выбирает комплекс мероприятий, необходимый для выработки регулирующего  воздействия на реальный рынок. Результатом  этого должно быть приближение реального  рынка к гармоничному.

Расчеты, проведенные для разных реальных рынков самых различных товарных групп с использованием рассмотренной  выше модели, показали:

  1. Тип конкуренции в большинстве случаев определяется величиной k. При больших значениях k создаются предпосылки для появления признаков совершенной конкуренции, при малых k – соответственно, несовершенной конкуренции.
  2. Сходимость к пропорциям золотого сечения может начинаться уже при величинах k≥8. Здесь под сходимостью понимается следующее. Пусть на рынке последовательно появляются фирмы−конкуренты со своими ценами. Будем фиксировать каждый раз при появлении нового конкурента минимальное значение цены и максимальное значение, и вычислять модуль отклонения Цминмакс  от золотого сечения 0,62:

d(k)=| Цмин / Цмакс  −0,62|.                                       (1.12)

Эмпирически установлено, что при увеличении количества конкурентов k отношение d(k) стремится к нулю. Этот процесс и есть сходимость к золотому сечению по ценовому диапазону.

  1. Однако, это не всегда выполняется. Реально при числе конкурентов k≥8, могут наблюдаться две картины поведения рынка:
  • Рынок самоорганизуется и стремится к золотому сечению, а следовательно, минимуму затрат на обеспечение собственной стабильности;
  • Рынок не самоорганизовался, и не удовлетворяет условиям золотого сечения. Тогда его дальнейшее поведение практически непредсказуемо. В итоге, как и следовало ожидать, для работы на таком рынке необходимо понести соответствующие затраты, например, затраты на рекламу, презентации, лоббирование, PR. Тогда его «структурная» составляющая в оценке неравномерности – максимальна, в чем достаточно несложно убедиться, проводя анализ данных по методике F – технологии [9, c. 290].

Выводы по разделу один

Конкуренция  − соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности. Конкуренция проявляется в соперничестве субъектов ради достижения сходных целей и стимулирует развитие субъектов и общества в целом. Конкуренция – соревнование между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли.

Конкурентоспособность предприятия –это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Понятие «конкурентоспособность торгового  предприятия» включает конкурентоспособность  внешнюю и внутреннюю. Внешняя конкурентоспособность − это основанная на внешних конкурентных преимуществах способность предоставлять услуги, удовлетворяющие потребности и желания покупателей лучше конкурентов. Внутренняя конкурентоспособность − это способность к достижению и поддержанию определенного набора услуг с более низкими издержками, чем у конкурентов, основанная на внутренних конкурентных преимуществах торгового предприятия.

Методы  анализа конкурентоспособности  предприятий:

  • SWOT−анализ − метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие.
  • Методика сравнительных оценок конкурентов. Для проведения анализа первоначально необходимо собрать сведения о конкурентах, показать достоинства и недостатки конкурирующих предприятий, определить сферу влияния каждого из них на рынок, показать, кто из них имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественна.
  • Модель пяти сил конкуренции М. Портера. Фирма, выступающая на рынке, должна изучить свое конкурентное окружение, то есть конкурентные силы, воздействующие на нее, которые характеризуются известной моделью движущих сил конкуренции Майкла Е. Портера. Данная модель базируется на разработанной им концепции конкурентной стратегии.

При исследовании рыночной экономики на предмет наличия  в ней признаков гармонии удалось  установить следующую закономерность. Именно присутствие согласованности, стройности в пропорциях составных  частей бизнес−процессов значительно  усиливают адаптационные качества фирмы и обеспечивают ее успешное и благополучное развитие, а отсутствие согласованности и стройности приводят в лучшем случае к неэффективному использованию ресурсов фирмы, а  в худшем – к развалу бизнеса.

Гармоничный рынок при детальном рассмотрении:

  1. Это некоторая идеализированная модель таких рыночных процессов, которые допускают представление в виде совокупности частей некоторого общего целого (как структуры, так и процессов) и между этими частями справедливо наличие золотых пропорций.
  2. Эта модель должны служить эталоном, с которым сравниваются реальные компоненты структуры и процессов, в результате чего формируются некоторые оценки, позволяющие организовать управляющие воздействия на рынок.

Информация о работе Пути повышения конкурентности предприятия на примере ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС»