Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:49, курсовая работа
Целью исследования является анализ конкурентоспособности торгового предприятия и разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС» на рынке г. Златоуста.
В соответствии с поставленной целью основными задачами, которые должны быть решены в дипломном проекте, являются:
исследование роли, значения и сущности конкуренции и конкурентоспособности;
оценка действующих методик анализа конкурентоспособности торгового предприятия;
анализ экономических показателей торгово−финансовой деятельности торгового предприятия;
анализ финансового состояния торгового предприятия;
Что касается угрозы замены данного продукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе принципиально новых идей. При оценке угрозы замены необходимо учитывать характеристики и цену продукта − заменителя по отношению к традиционным продуктам, цену переключения на использование нового продукта, которая может быть достаточно высокой из-за необходимости потребителям продукта−заменителя менять оборудование, переучивать кадры и другое [29, c. 17].
Сила позиции поставщиков. Она во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли.
Сила
позиции поставщиков
Сила позиции покупателей. Она, как и в предыдущем случае, во многом определяется типом рынка, на котором действуют предприятия отрасли и покупатели их продукции. Имеются в виду рынки производителя и покупателя соответственно. Сила позиции покупателей определяется в первую очередь следующими факторами:
Рассмотренные выше четыре группы факторов определяют привлекательность отрасли и целесообразность вести в ней бизнес.
Поскольку эти факторы влияют на цены, издержки, инвестиции, то они определяют уровень прибыльности организаций данной отрасли.
Исследования,
проведенные в указанных
3 Методика сравнительного анализа конкурентов. Для проведения анализа первоначально необходимо собрать сведения о конкурентах, показать достоинства и недостатки конкурирующих предприятий, определить сферу влияния каждого из них на рынок, показать, кто из них имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественна.
В качестве источников информации о конкурирующих фирмах используются официальные данные о фирмах, данные публикаций в периодике, статистические отчеты, а также информация непосредственно с рынков сбыта: от сбытовых подразделений фирм, инженерного персонала, поставщиков и других агентов на рынке; кроме того, используются материалы совещаний, конференций, информация выставок, ярмарок и презентаций [34, c. 53−68].
Сравнительный анализ конкурентов проводится с целью:
− выявления сильных и слабых сторон в деятельности конкурентов;
− определения по совокупной оценке наиболее сильных и наиболее слабых конкурентов;
− выбора атаковых или оборонительных стратегий по отношению к конкретным конкурентам [12, c. 176].
Наиболее
часто встречающейся в
С точки зрения результативности деятельности фирм−конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, требующие изучения (указаны только важнейшие направления исследования деятельности фирм−конкурентов):
1) имидж фирмы;
2) концепция продукта, на которой базируется деятельность фирмы;
3) качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню (обычно определяется путем опросов или сравнительных тестов);
4) уровень диверсификации производственно−хозяйственной деятельности, разнообразие номенклатуры продуктов;
5) суммарная рыночная доля главных видов бизнеса;
6) предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности фирмы привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого удовлетворения их потребностей;
7) политика фирмы во внешней предпринимательской среде, которая характеризует способность фирмы управлять в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населением и т. п.;
8) финансы, как собственные, так и привлекаемые со стороны;
9) рыночная цена с учетом возможных скидок или наценок;
10) частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет;
11) уровень рекламной деятельности;
12) уровень послепродажного обслуживания.
Собранную информацию целесообразно представить в виде таблицы 1.5.
Таблица 1.5 − Данные для сравнительного анализа результативности деятельности фирм−конкурентов
Критерий |
наше предприятие |
конкурент 1 |
конкурент 2 |
конкурент 3 |
конкурент N |
имидж фирмы |
|||||
концепция продукта |
|||||
качество продуктов |
|||||
рыночная цена |
|||||
1 – позиция очень плохая; 2 − плохая; 3 − средняя; 4 − хорошая; 5 − отличная. |
При сравнительной оценке эффективности маркетинговой деятельности фирм−конкурентов (в целом по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных рынков) возможно использование следующих критериев, которые целесообразно сгруппировать по отдельным элементам комплекса маркетинга.
В процессе анализа очень важно дать развернутое смысловое объяснение или обоснование, почему той или иной переменной в таблице 1.5 присвоена данная оценка. Только в этом случае общий итог листа оценки (сумма баллов) покажет истинное положение предприятия по отношению к основным конкурентам на рынке. Суммирование по отдельным факторам и сопоставление этих данных с общим итогом таблицы позволяет руководству предприятия выяснить, за счет улучшения каких параметров нужно повышать конкурентоспособность [16, c. 304].
Оценка
возможностей фирмы позволяет построить
многоугольник
По каждой
оси для отображения уровня значений
каждого из исследуемых факторов
(в многоугольнике оценка проводилась
только по 8 факторам) используется определенный
масштаб измерений (очень часто
в виде балльных оценок). Изображая
на одном рисунке многоугольники
конкурентоспособности для
Рисунок 1.2 − Многоугольник конкурентоспособности
После построения многоугольника конкурентоспособности
производим расчет коэффициентов
Рассчитаем
индекс конкурентоспособности
Ii =
Si / Ssum,
где Ssum – площадь общего многоугольника, мм2;
Si – площадь i−го многоугольника, мм2;
Ii − коэффициент абсолютной конкурентоспособности.
Также на данном этапе можно посчитать
индекс силы конкурентоспособности i – участника рынка по формуле:
Sstri = Ii / In∙100%, (1.2)
где Sstri – сила конкуренции i− го участника рынка;
Ii – индекс конкурентоспособности i − го участника рынка;
In − индекс конкурентоспособности n− го участника рынка.
Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма−конкурент в состоянии улучшить свою деятельность.
Результаты исследования всех аспектов деятельности конкурентов используются для определения, с кем из них можно конкурировать и с кем не стоит ввязываться в конкурентную борьбу, служат целям выбора эффективных стратегий рыночной деятельности [24, с.15].
При исследовании рыночной экономики на предмет наличия в ней признаков гармонии удалось установить следующую закономерность. Именно присутствие согласованности, стройности в пропорциях составных частей бизнес−процессов значительно усиливают адаптационные качества фирмы и обеспечивают ее успешное и благополучное развитие, а отсутствие согласованности и стройности приводят в лучшем случае к неэффективному использованию ресурсов фирмы, а в худшем – к развалу бизнеса.
Проведем на эту тему сравнительный анализ большого объема накопленных данных о продолжительности жизненного цикла как самых успешных, так и самых неуспешных американских, европейских и российских компаний за последнее столетие позволил выявить наличие среди причин их развала и разорения, следующие стабильные и весьма интересные негативные закономерности:
Таким образом, с одной стороны, достаточно развитую теорию о гармонии и согласованности частей в целом, а с другой – на практике наблюдаем наличие несогласованности и диспропорций в рыночной экономике.
Данное обстоятельство послужило толчком к разработке в институте проблем управления РАН концепции гармоничного менеджмента, названная F−технологией, которая в задачах управления рыночными системами использует принцип гармоничной упорядоченности и согласованности всех составных частей систем как внутри между собой, так и с внешними факторами.
В результате к использования такого принципа в бизнесе получается бизнес−структура с явными признаками гармоничности всего множества как внутренних процессов функционирования, так и внешних воздействий. Именно за счет гармоничности возникает эффект создания того нового свойства, которого раньше не было, но которое обеспечивает на рынке несомненные преимущества перед конкурентами. Оказывается, что если соединить и согласовать эти составные части в единую гармоничную структуру, то, как следствие, резко возрастает «иммунитет» фирмы по отношению к внешним и внутренним разрушительным факторам. Вероятность негативных последствий возможных кризисов при этом резко падает.
В качестве соединяемых составных частей в F−технологии рассматриваются цены конкурентов, финансовые показатели, заработная плата, штатная структура фирмы, оборот. Все это множество параметров, сочлененных в некоторую стройную гирлянду, и должно создать в совокупности единую гармоничную структуру.
На практике, к сожалению, предприниматели обычно не очень беспокоятся о гармоничной пропорциональности показателей фирмы. В результате эта неуправляемая тенденция, накапливаясь, и приводит к логичному развалу фирмы.
F−технология предназначена для предотвращения кризисов в деятельности компаний и поэтому сразу же оказалась востребованной отечественными бизнес−структурами. Именно та часть российского бизнеса, которая ориентирована на завоевание прочных позиций на рынке, уже использует F−технологию в своей практике управления.
В настоящее время по результатам апробации F−технологии за трех−четырех−летний период за счет этой технологии устойчивость фирм к рыночным кризисам постоянно растет [33, c. 52].
Гармоничный рынок есть система, в которой между ее составляющими содержится максимальное количество связей, имеющих пропорции золотого сечения, то есть рынок оптимизированный с точки зрения минимума затрат по обеспечению собственной устойчивости.
С точки зрения минимума издержек рынок всегда являлся предметом исследования экономистов, в связи с чем, естественно, они не могли не подойти вплотную к фактам проявления в экономике золотого сечения, хотя непосредственно этот термин у них не использовался.
Информация о работе Пути повышения конкурентности предприятия на примере ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС»