Пути повышения конкурентности предприятия на примере ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ конкурентоспособности торгового предприятия и разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС» на рынке г. Златоуста.
В соответствии с поставленной целью основными задачами, которые должны быть решены в дипломном проекте, являются:
исследование роли, значения и сущности конкуренции и конкурентоспособности;
оценка действующих методик анализа конкурентоспособности торгового предприятия;
анализ экономических показателей торгово−финансовой деятельности торгового предприятия;
анализ финансового состояния торгового предприятия;

Файлы: 1 файл

диплом (Восстановлен).docx

— 447.28 Кб (Скачать файл)

Что касается угрозы замены данного продукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе принципиально новых идей. При оценке угрозы замены необходимо учитывать характеристики и цену продукта − заменителя по отношению к традиционным продуктам, цену переключения на использование нового продукта, которая может быть достаточно высокой из-за необходимости потребителям продукта−заменителя менять оборудование, переучивать кадры и другое [29, c. 17].

Сила  позиции поставщиков. Она во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли.

Сила  позиции поставщиков определяется следующими факторами:

  1. Разнообразием и высоким качеством поставляемых продуктов и предоставляемых услуг.
  2. Наличием возможности смены поставщиков.
  3. Величиной затрат переключения потребителей на использование продукции других поставщиков, обусловленных необходимостью использовать новую технологию и оборудование, решать организационные и другие вопросы.
  4. Величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков. Большие объемы закупки сырья, материалов, комплектующих, всего необходимого для ведения производства делают поставщиков более зависимыми от предприятий, осуществляющих масштабные закупки.

Сила  позиции покупателей. Она, как и в предыдущем случае, во многом определяется типом рынка, на котором действуют предприятия отрасли и покупатели их продукции. Имеются в виду рынки производителя и покупателя соответственно. Сила позиции покупателей определяется в первую очередь следующими факторами:

  1. Возможностью переключиться на использование других продуктов.
  2. Затратами, связанными с этим переключением.
  3. Объемом закупаемых продуктов.

Рассмотренные выше четыре группы факторов определяют привлекательность отрасли и  целесообразность вести в ней  бизнес.

Поскольку эти факторы влияют на цены, издержки, инвестиции, то они определяют уровень  прибыльности организаций данной отрасли.

Исследования, проведенные в указанных направлениях, дадут фирме возможность определить конкурентный «климат», интенсивность  соперничества и тип конкурентного  преимущества, которым владеет каждый из конкурентов. [31, с.85−92]

3 Методика сравнительного анализа конкурентов. Для проведения анализа первоначально необходимо собрать сведения о конкурентах, показать достоинства и недостатки конкурирующих предприятий, определить сферу влияния каждого из них на рынок, показать, кто из них имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественна.

В качестве источников информации о конкурирующих  фирмах используются официальные данные о фирмах, данные публикаций в периодике, статистические отчеты, а также информация непосредственно с рынков сбыта: от сбытовых подразделений фирм, инженерного персонала, поставщиков и других агентов на рынке; кроме того, используются материалы совещаний, конференций, информация выставок, ярмарок и презентаций [34, c. 53−68].

Сравнительный анализ конкурентов проводится с  целью:

− выявления сильных и слабых сторон в деятельности конкурентов;

− определения по совокупной оценке наиболее сильных и наиболее слабых конкурентов;

− выбора атаковых или оборонительных стратегий по отношению к конкретным конкурентам [12, c. 176].

Наиболее  часто встречающейся в литературе методикой является оценка основных конкурентов по некоторому числу  факторов с помощью бальной системы. Сделать это можно экспертным путем, например, проранжировать все  параметры для каждого предприятия  по шкале от 1 до 5 баллов, в которой  пять баллов означает «отлично», а один балл – «неудовлетворительно». Если по какому−либо параметру проставлена оценка 1, то это означает, что именно этот параметр является слабой стороной предприятия, и, наоборот, в случае проставления оценки 5 – предприятие является лидером по данному параметру. Оценка проводится с помощью таблицы, которая наглядно отображает рейтинг предприятий.

С точки  зрения результативности деятельности фирм−конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, требующие изучения (указаны только важнейшие направления исследования деятельности фирм−конкурентов):

1)   имидж фирмы;

2)   концепция продукта, на которой базируется деятельность фирмы;

3) качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню (обычно определяется путем опросов или сравнительных тестов);

4) уровень диверсификации производственно−хозяйственной деятельности, разнообразие номенклатуры продуктов;

5)   суммарная рыночная доля главных видов бизнеса;

6)   предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности фирмы привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого удовлетворения их потребностей;

7) политика фирмы во внешней предпринимательской среде, которая характеризует способность фирмы управлять в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населением и т. п.;

8)   финансы, как собственные, так и привлекаемые со стороны;

9)   рыночная цена с учетом возможных скидок или наценок;

10)  частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет;

11)  уровень рекламной деятельности;

12) уровень послепродажного обслуживания.

Собранную информацию целесообразно представить в виде таблицы 1.5.

Таблица 1.5 − Данные для сравнительного анализа результативности    деятельности фирм−конкурентов

Критерий

наше предприятие

конкурент 1

конкурент 2

конкурент 3

конкурент N

имидж фирмы

         

концепция продукта

         

качество продуктов

         

рыночная цена

         

1 – позиция очень плохая; 2 − плохая; 3 − средняя; 4 − хорошая; 5 − отличная.


При сравнительной оценке эффективности  маркетинговой деятельности фирм−конкурентов (в целом по совокупности деятельности на всех рынках или относительно отдельных рынков) возможно использование следующих критериев, которые целесообразно сгруппировать по отдельным элементам комплекса маркетинга.

В процессе анализа очень важно дать развернутое  смысловое объяснение или обоснование, почему той или иной переменной в  таблице 1.5 присвоена данная оценка. Только в этом случае общий итог листа оценки (сумма баллов) покажет истинное положение предприятия по отношению к основным конкурентам на рынке. Суммирование по отдельным факторам и сопоставление этих данных с общим итогом таблицы позволяет руководству предприятия выяснить, за счет улучшения каких параметров нужно повышать конкурентоспособность [16, c. 304].

Оценка  возможностей фирмы позволяет построить  многоугольник конкурентоспособности, который изображен на рисунке 1.2.

По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике оценка проводилась  только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (очень часто  в виде балльных оценок). Изображая  на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам.

Рисунок 1.2 − Многоугольник конкурентоспособности

После построения многоугольника конкурентоспособности  производим расчет коэффициентов конкурентоспособности.

Рассчитаем  индекс конкурентоспособности супермаркетов  по формуле:

        Ii =   Si / Ssum,                                                   (1.1)

где  Ssum – площадь общего многоугольника, мм2;

 Si – площадь  i−го  многоугольника, мм2;

           Ii − коэффициент абсолютной конкурентоспособности.

Также на данном этапе  можно посчитать 

индекс силы конкурентоспособности i – участника рынка по формуле:

        Sstri =   Ii / In∙100%,                                             (1.2)

где Sstri – сила конкуренции i− го участника рынка;

         Ii – индекс конкурентоспособности   i − го участника рынка;

         In − индекс конкурентоспособности   n− го участника рынка.

Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма−конкурент в состоянии улучшить свою деятельность.

Результаты  исследования всех аспектов деятельности конкурентов используются для определения, с кем из них можно конкурировать  и с кем не стоит ввязываться  в конкурентную борьбу, служат целям  выбора эффективных стратегий рыночной деятельности [24, с.15].

1.3 Основы концепции гармоничного управления рынком

При исследовании рыночной экономики на предмет наличия  в ней признаков гармонии удалось  установить следующую закономерность. Именно присутствие согласованности, стройности в пропорциях составных частей бизнес−процессов значительно усиливают адаптационные качества фирмы и обеспечивают ее успешное и благополучное развитие, а отсутствие согласованности и стройности приводят в лучшем случае к неэффективному использованию ресурсов фирмы, а в худшем – к развалу бизнеса.

Проведем  на эту тему сравнительный анализ большого объема накопленных данных о продолжительности жизненного цикла как самых успешных, так  и самых неуспешных американских, европейских и российских компаний за последнее столетие позволил выявить  наличие среди причин их развала  и разорения, следующие стабильные и весьма интересные негативные закономерности:

  • без исключения все компании мира на всех рынках во все времена и во всех странах мира обязательно проходят кризисы своего собственного развития;
  • все кризисы обусловлены неизбежно возникающими по причине роста компании диспропорциями (или отсутствием гармонии) между внешними факторами (цены и ассортимент конкурентов) и внутренними (цены, ассортимент, объемы продаж, оплата труда персонала).

Таким образом, с одной стороны, достаточно развитую теорию о гармонии и согласованности частей в целом, а с другой – на практике наблюдаем  наличие несогласованности и  диспропорций в рыночной экономике.

Данное обстоятельство послужило  толчком к разработке в институте  проблем управления РАН концепции  гармоничного менеджмента, названная  F−технологией, которая в задачах управления рыночными системами использует принцип гармоничной упорядоченности и согласованности всех составных частей систем как внутри между собой, так и с внешними факторами.

В результате к использования такого принципа в бизнесе получается бизнес−структура с явными признаками гармоничности  всего множества как внутренних процессов функционирования, так и внешних воздействий. Именно за счет гармоничности возникает эффект создания того нового свойства, которого раньше не было, но которое обеспечивает на рынке несомненные преимущества перед конкурентами. Оказывается, что если соединить и согласовать эти составные части в единую гармоничную структуру, то, как следствие, резко возрастает «иммунитет» фирмы по отношению к внешним и внутренним разрушительным факторам. Вероятность негативных последствий возможных кризисов при этом резко падает.

В качестве соединяемых составных  частей в F−технологии рассматриваются цены конкурентов, финансовые показатели, заработная плата, штатная структура фирмы, оборот. Все это множество параметров, сочлененных в некоторую стройную гирлянду, и должно создать в совокупности единую гармоничную структуру.

На практике, к сожалению, предприниматели  обычно не очень беспокоятся о  гармоничной пропорциональности показателей  фирмы. В результате эта неуправляемая  тенденция, накапливаясь, и приводит к логичному развалу фирмы.

F−технология предназначена для предотвращения кризисов в деятельности компаний и поэтому сразу же оказалась востребованной отечественными бизнес−структурами. Именно та часть российского бизнеса, которая ориентирована на завоевание прочных позиций на рынке, уже использует F−технологию в своей практике управления.

В настоящее время по результатам  апробации F−технологии за трех−четырех−летний период за счет этой технологии устойчивость фирм к рыночным кризисам постоянно растет [33, c. 52].

Гармоничный рынок есть система, в которой  между ее составляющими содержится максимальное количество связей, имеющих  пропорции золотого сечения, то есть рынок оптимизированный с точки  зрения минимума затрат по обеспечению  собственной устойчивости.

С точки  зрения минимума издержек рынок всегда являлся предметом исследования экономистов, в связи с чем, естественно, они не могли не подойти вплотную к фактам проявления в экономике  золотого сечения, хотя непосредственно  этот термин у них не использовался.

Информация о работе Пути повышения конкурентности предприятия на примере ООО «КУПЕЦЪ−ПЛЮС»