Размещение и выкладка товара в торговом зале

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении основ размещения и выкладки товаров. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-изучение сущности мерчандайзинга;
- теоретические исследования основ размещения и выкладки товаров;
-исследование и анализ размещения и выкладки товаров в магазинах "Полушка";

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основные понятия мерчандайзинга
1.1 Эволюция мерчандайзинга
1.2 Характеристика и сущность мерчандайзинга
1.3 Задачи, функции и цели мерчандайзинга
1.4 Виды мерчандайзинга
Глава 2. Основы размещения и выкладки товаров в торговом зале
2.1 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
2.2 Правила выкладки товаров
2.3 Технология размещения товаров в торговом зале
2.4 Размещение и выкладка отдельных видов товаров
2.5 Атмосфера магазина и факторы влияющие на совершение покупки
Глава 3. Размещение и выкладка товаров в магазинах "Полушка"
3.1 Характеристика торговой деятельности магазина "Полушка"
3.2 Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина "Полушка"
3.3 Анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности магазина "Полушка"
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

пример курсовой работы №1.docx

— 66.88 Кб (Скачать файл)

"Вертикальная выкладка  более эффективна из-за наилучшего  обзора, более быстрой ориентации  посетителей и более полноценного  зрительного представления ассортимента, что ускоряет процесс продаж." (Таборова Л.Г., 2009, 57)

В случае, когда необходима горизонтальная выкладка, нужно учитывать, что на самой нижней полке размещается  товар более дешевый или менее  привлекательный, а также изделия  больших размеров. Движение товара направлено слева направо по серии и по уменьшению объема

При горизонтальной выкладке ту или иную разновидность товаров  размешают вдоль полок оборудования, занимая при этом одну или две полки.

Подобная выкладка может  иметь два варианта деления товара и зависит от того, как тот или  иной товар себя презентует. В первом случае продукция разделяется по виду товара. Вторым вариантом будет  горизонтальное расположение по торговой марке, таким образом, товар каждого  производителя располагается совершенно отдельно от конкурентов.

"Свои пиковые зоны  продаж горизонтальная выкладка  имеет справа от центра и  в самом центре полки. Наиболее  слабые места размещения - это  боковые и с левой стороны  от центра. Как правило, недорогие  товары располагаются в слабых  зонах, считается, что покупатель  обнаружит их и там, а в  самых сильных зонах - продукты  более дорогой ценовой категории." (Таборова Л.Г., 2009, 57)

На практике часто встречается  смешанный тип выкладки с элементами как горизонтальной, так и вертикальной схем. Выигрышной считается дисплейная выкладка, когда на обзорном месте  по ходу движения покупательского потока располагается фирменная стойка или стенд. Являясь в своем  роде дополнительным торговым оборудованием  и рекламой в одном лице, данная дополнительная точка продаж может  хорошо презентовать изделия, использовать различные инструменты и способы  расстановки товара.

 

Применяют также блочную  выкладку, или выкладку продукции  по блокам, которые образуют торговые марки (при этом возможно расположение как в горизонтальном направлении, так и в вертикальном).

Видов расположения изделий, или выкладки, много: на прилавках, отдельных  стендах, полках, поддонах, корзинах, специальных  коробах и иных приспособлениях. Какой бы ни была выкладка, она должна быть привлекательной, устойчивой, иметь наглядность и побуждать к желанию приобрести товар. Для этого следует при размещении желанного ассортимента на полках продаж сделать товар более заметным, нежели у конкурентов, заинтересовать, привлекая внимание, убедить покупателя выигрышной дополнительной информацией, создать удобство и доступность при поиске и физическом контакте, находить все новые решения.

Рассмотрим еще несколько принципов выкладки товаров.

1. Недорогие товары работают  на то, чтобы создать у покупателя  благоприятное впечатление об уровне цен магазина.

2. Принцип чередования,  когда товары с низкими и  высокими ценами чередуются, приносит  торговой точке наибольшую прибыль.

3. С учетом предыдущего  принципа основные дорогие марки,  бренды следует размещать в  самом начале ассортиментной  группы. Это логично, ведь в  еще пустую корзину человек положит большее количество товара.

4. На переднем плане  полки выставляются так называемые  фейсы - это единица продукта, расположенная лицом к покупателю, подобных рядов может быть различное количество, что связано с имеющимся объемом продукции в наличии и возможностями полочного пространства, наиболее оптимальным является 3-5 фейсов каждого вида продукции.

5. Принцип напыщенности  и гармоничности зависит от  наличия товара и его ассортимента. Если продукция представлена  в малом количестве, хотя можно  заполнить оборудование большим  количеством единиц продукции,  то покупателю труднее будет  акцентировать внимание на данном  товаре, она будет воспринята  как единичная, разрозненная, потеряется в глазах покупателя.

6. Принцип удлинения полок.  Можно удлинить полку, поставив  корзину с уцененным товаром.  Применяется и иллюзионное удлинение  с помощью зеркал, к тому же, если зеркало расположить и  сверху, то произойдет мнимое  удваивание продукции.

 

7. Принцип объединения  товаров по группам. Применяется  к товарным позициям одной серии.

8.Принцип "наилучшему  товару - лучшее место" более  применим в собственных магазинах.  Товар, который приносит самую  большую выручку, должен располагаться  в наиболее выигрышном месте.

2.4 Размещение  и выкладка отдельных видов  товаров 

 

При размещении отдельных  групп товаров в торговом зале необходимо учитывать покупательские привычки и комплексность спроса на отдельные товары. Так, группы товаров  с высокой взаимной комплексностью потребления следует располагать  по возможности рядом (например, посуда и столовые приборы).

За всеми группами товаров  закрепляют постоянные места в торговом зале, что позволяет покупателям  привыкнуть к месту их расположения и ускоряет процесс продажи. Выделяют различные типы товара:

"Основные товары (staple merchandise) - это те товары, которые розничная фирма продает постоянно. Для супермаркетов основными товарами являются, например, молоко, хлеб, консервированные супы и косметические салфетки." (Берман Б., Эванс Дж., Джоэл Р., 2003, 739)

В списке основного ассортимента товаров (basic ck list) определяется уровень запасов, цвет, торговая марка, стиль, размер, упаковка 1ругие характеристики каждого основного товара, продаваемого розничным торговцем.

К ассортиментному товару (assortment merchandise) относится одежда, мебель, автомобили и другие типы продуктов, которые розничный торговец предлагает в ассортименте, чтобы предоставить покупателю возможность выбора. Многие товары популярных размеров и цветов заказывают с помощью плана запасов модели; чтобы сделать ассортимент лее разнообразным, заказывают также небольшие количества товаров менее популярных размеров и цветов.

 

"Модный товар (fashion merchandise) - это продукты, продажи которых носят циклический характер из-за изменения вкусов и образа жизни людей. Например, такие товары, галстуки-бабочки или мини-юбки, очень хорошо продаются в течение нескольких лет, затем на некоторое время теряют популярность, а потом снова входят в моду. Для таких товаров строить прогнозы довольно сложно." (Берман Б., Эванс Дж., Джоэл Р., 2003, 739)

Сезонный товар (seasonal merchandise) - продукты, которые хорошо продаются только в сезон, т.е. в определенные периоды времени, не следующие один за другим. Такие товары, как лыжное снаряжение или системы кондиционирования воздуха, прекрасно продаются в течение только одного зимнего или летнего) сезона в году. И поскольку самые высокие показатели объемов продаж сезонных товаров обычно приходятся на одно и то же время года, составлять прогнозы для них довольно легко.

С помощью товаров индустрии  развлечений (fad merchandise) за короткое время генерируются большие объемы продаж. Но очень часто популярность игрушек и игр недолговечна. Поэтому розничной фирме следует быть осмотрительной и не относиться к товарам индустрии развлечений с чрезмерным оптимизмом или, наоборот, пессимизмом, строить прогнозы для этих товаров трудно потому, что нужно определить, действительно они будут иметь большой успех и как долго это будет продолжаться. Иногда товары индустрии развлечений становятся "долгожителями", и тогда наблюдаются

основные товары, товары индустрии развлечений и т.д.) используют список "всегда в продаже", чтобы определить, какое количество товара необходимо приобрести для перепродажи. Цель заключается в том, чтобы  закупить достаточное количество данных товаров, чтобы они всегда были в  наличии.

2.5 Атмосфера магазина  и факторы влияющие на совершение покупки

 

"Атмосфера магазина - это совокупность внешних факторов, присутствующих в торговом зале  и оказывающих определенное влияние  на сенсорные рецепторы и психологическое  состояние человека, ориентированных  на формирование эмоционально-чувственных  компонентов поведения посетителя  торгового зала и управление  ими." (Разаманов И.А., 2003)

 

Специалисты в розничной  торговой отрасли убеждены в необходимости  использования потенциала отдельных  элементов атмосферы магазина для  создания комфорта и предпочтительного  поведения посетителя на подсознательном  уровне, что может вызвать положительные  чувства и эмоции, способствующие достижению целей розничного торговца и посетителя, и в конечном счете приводит к увеличению покупательского потока и объемов продаж.

"Атмосфера магазина  выступает как основной фактор  формирования эмоций, чувств, деловой  активности покупателей, мнений  посетителей." (Разаманов И.А., 2003)

Следовательно, предприятия  розничной торговли должны создавать  такую атмосферу в магазине, которая  является оптимальной для восприятия и выполнения посетителями торгового зала своей миссии.

Как видно из сказанного выше, атмосфера магазина становится важным фактором управлением поведения  посетителя торгового зала и аргументом для обеспечения конкурентных преимуществ. Поэтому изучение факторов, формирующих  атмосферу магазина должно стать  объектом особого внимания специалистов.

Для формирования атмосферы  магазина могут быть использованы разные факторы окружающей среды, которые  можно классифицировать по различным признакам:

"Факторы внешней среды,  формирующие атмосферу магазина, имеют отношение к явлениям, происходящим  за пределами магазина, характер  которых отражается на восприятии  посетителей. В большинстве случаев  факторы внешней среды неподвластны  усилиям предприятия, так как  часто они представлены силами  более глобального характера.  Поэтому его руководству приходится  учитывать влияние внешней среды  при выборе места размещения  или приспосабливать свою деятельность  к характеристикам этой среды." (Разаманов И.А., 2003)

Территориальная среда (место  размещения) предприятия оказывает  существенное влияние на восприятие и отношение покупателей к  магазину. Целесообразно выделить факторы  внешнего окружения магазина: центральные  деловые зоны, спальные районы, окраина  города, пригородные зоны, сельская местность, придорожная зона, зоны отдыха и т.п.

 

От розничных торговых предприятий, размещенных в центральных  деловых зонах городов, особенно крупных мегаполисов и промышленных центров, покупатели ожидают высокого уровня обслуживания и удовлетворения эмоциональных потребностей. Кроме  того, необходимо отметить, что магазинам  в этой зоне покупатели присваивают  статус магазинов высоких цен, от чего падает их притягательность для многих покупателей.

Магазины и предприятия  по оказанию услуг, размещенные в  так называемых спальных районах, где  проживает основная масса населения  крупных городов, воспринимаются с  меньшим эмотивно-чувственным напряжением. С магазинами, размещенными в пригородной  зоне, на окраине города и в сельской местности, а также в придорожной  зоне, не связывают удовлетворение каких-либо эмоциональных потребностей.

Архитектура и дизайн окружающих магазин зданий и других сооружений несут значительный потенциал формирования положительных эмоций и приятных чувств, которые повлияют на восприятие самого магазина и на ассоциации покупателей. Однако необходимо подчеркнуть, что  несоответствие архитектурных особенностей и дизайна самого магазина наоборот могут восприниматься как безвкусица, способная породить отрицательные эмоции и подавленные чувства.

Внешняя экологическая среда  размещения предприятия, которая представляет собой совокупность природных, климатических, санитарно-гигиенических и других факторов, оказывает значительное влияние  на формирование эмоционально-чувственного компонента покупателя. Экологические  составляющие внешнего окружения розничного торгового предприятия могут  быть разделены на факторы, способствующие сохранению и улучшению экологической  среды, и факторы, вызывающие ухудшение состояния экологической среды.

Формированию благоприятной  атмосферы может способствовать территориальная и транспортная доступность предприятия основным сегментам покупателей, которая  определяется состоянием транспортных коммуникаций, подъездных путей и  зон парковки для автомобилей, доступностью для пешеходов и тп.

Достаточно часто посещаемость отдельных предприятий связывают  с закрепившейся за местом размещения магазина репутацией, которая способна влиять на атмосферу самого магазина и формирование положительных или  отрицательных эмоций и чувств.

 

Отрицательную репутацию, связанную  с антисанитарными условиями, скоплением мелких мошенников, навязчивых гадалок  и людей без определенного  места жительства и т.п., как правило, имеют микрорайоны около автостанций  и железнодорожных вокзалов, места  концентрации промышленных предприятий, работники которых имеют низкий образовательный и культурный уровень, и т. п.

"Факторы внутренней  среды магазина в отличие от  факторов внешней среды подвластны  усилиям предприятия, они создаются  самой фирмой и могут регулировать  их так, чтобы создать атмосферу,  соответствующую определенному  уровню эмотивно-чувственных компонентов  поведения посетителя и поддержания  активности его деятельности." (Разаманов И.А., 2003)

Информация о работе Размещение и выкладка товара в торговом зале