Размещение и выкладка товаров в торговом зале на примере "Пятерочки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

В работе рассмотрена выкладка и размещение, демонстрация товаров в торговом зале. А так же, правила первого впечатления, правило «от глаз до третьей пуговицы на рубашке», эффект яркого пятна и тд.
Подробно освещен анализ торговой деятельности универсама «Пятерочка».
Работа содержит рекомендации по совершенствованию торговой деятельности и выкладки товаров в зале на примере универсама «Пятерочка».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………………..5
1 ВЫКЛАДКА И РАЗМЕЩЕНИЕ. ДЕМОНСТРАЦИЯ ТОВАРОВ В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ……………………………………………….....……...…..7
1.1 Рост продаж на ровном месте: выкладка товара………………………..12
1.2 Правило первого впечатления………………..…………………………..14
1.3 Правило «от глаз до третьей пуговицы на рубашке»……………….….15
1.4 Эффект яркого пятна………………………………..…………………….16
1.5 Правило объемности выкладки………………………………………..…17
1.6 Правило хорошего окружения…………………………………….……..17
1.7 Правило перекрестного опыления…………………………………..…...17
1.8 Правило безопасности………………………………….………………...18
2 АНАЛИЗ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСАМА «ПЯТЕРОЧКА»…...…………………………………………………………..19
3 РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………….………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………………………..33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………..………..……...34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 69.63 Кб (Скачать файл)

АННОТАЦИЯ

Фарафонова Е.С.Размещение и выкладка товаров в торговом зале на примере  универсама «Пятерочка». – Челябинск: ЮУрГУ, Ком-381, 36 с., библиогр. список – 35 наим.

 

 

В работе рассмотрена выкладка и  размещение, демонстрация товаров в  торговом зале. А так же, правила  первого впечатления, правило «от  глаз до третьей пуговицы на рубашке»,  эффект яркого пятна и тд.

Подробно освещен анализ торговой деятельности универсама «Пятерочка».

Работа содержит рекомендации по совершенствованию  торговой деятельности и выкладки товаров  в зале на примере универсама «Пятерочка».

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………………..5

1 ВЫКЛАДКА И РАЗМЕЩЕНИЕ. ДЕМОНСТРАЦИЯ ТОВАРОВ В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ……………………………………………….....……...…..7

1.1 Рост продаж на ровном месте: выкладка товара………………………..12

1.2 Правило первого впечатления………………..…………………………..14

1.3 Правило «от  глаз до третьей пуговицы на рубашке»……………….….15

1.4 Эффект яркого пятна………………………………..…………………….16

1.5 Правило объемности выкладки………………………………………..…17

1.6 Правило хорошего окружения…………………………………….……..17

1.7 Правило перекрестного опыления…………………………………..…...17

1.8 Правило безопасности………………………………….………………...18

2 АНАЛИЗ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСАМА «ПЯТЕРОЧКА»…...…………………………………………………………..19

3 РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………….………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………………………..33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………..………..……...34

 

ВВЕДЕНИЕ

В курсовой работе рассматривается  теоретическая часть: рациональное размещение товаров в торговом зале магазина, технология размещения, эффективность размещения. Практическая часть: среда деятельности универсама «Пятерочка».

В важную роль в развитии сферы торговли играет рациональное размещение товаров. Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные  торговые предприятия давно уже  осознали необходимость уделять  должное внимание данным аспектам своей  деятельности. Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет  правильно формировать потоки покупателей  и сокращать время их обслуживания.

Надо создавать и учитывать  удобства при ознакомлении и выборе товара, поскольку товары обладают высокой притягательностью для  покупателей – это позволяет сохранить необходимый для торговых предприятий объем оборота и обеспечить прохождение покупательского потока и в отдаленные участки торгового зала.

Выкладка товаров содержит в себе следующие этапы:

    • определение места расположения секции в торговом зале;
    • определение площади торгового зала под секцию;
    • определение способа и места выкладки товара на оборудовании;
    • оформление полок.

В связи с выше изложенным, тема исследования весьма актуальна. Она представляет не только практический, но и теоретический интерес.

Объектом исследования данной работы является универсам «Пятерочка».

Целью работы является проведение исследований по теме «Выкладка и размещение товаров в торговом зале на примере универсама «Пятерочка» и разработка предложений по их совершенствованию.

 

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретические аспекты проблемы размещения товаров в торговом зале магазина;
  • охарактеризовать внешнюю и внутреннюю среду организации деятельности предприятия;
  • рассчитать основные показатели деятельности предприятия;
  • изучить организацию и технологическое размещение товаров, пути повышения эффективности.

 

 

     1 ВЫКЛАДКА И РАЗМЕЩЕНИЕ. ДЕМОНСТРАЦИЯ ТОВАРОВ В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ

Выкладка товаров – это определенные способы укладки и демонстрации товаров в торговом зале. Эта услуга предназначена для демонстрации, облегчения поиска и выбора необходимых товаров, а также создания потребительских предпочтений.

Между размещением  и выкладкой товаров есть разница. Под размещением понимается распределение товаров на площади торгового зала, в то время как выкладка – это расположение, укладка и показ товаров на торговом оборудовании.

Различают два  основных способа выкладки товаров – вертикальный и горизонтальный.

При вертикальной выкладке однородные товары выкладываются на полках по вертикали, сверху вниз. Часто встречается в холодильных шкафах, где представлены молочные продукты: одну вертикальную полосу представляют йогурты, другую – творог, далее следуют сметана и ряженка. Такая выкладка способствует хорошей обозримости, лучшей ориентации покупателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.

При горизонтальной выкладке тот или иной товар размещают вдоль по всей длине оборудования, причем каждый товар занимает полностью 1-2 полки. Например, одна полка - томатные соусы; другая полка – прочие соусы; третья полка – майонезы. Этот способ также эффективен при продаже крупногабаритных товаров и товаров в кассетах.

На практике применяется  комбинация горизонтальной и вертикальной выкладки. Для групп товара со сравнительно узким ассортиментом предпочтительнее вертикальная выкладка; если же ассортимент более широк, рекомендуется выкладка горизонтальная или комбинированная.

Выкладка товаров  подразделяется на товарную и декоративную (демонстрационную, экспозиционную).

Товарная выкладка служит в магазинах самообслуживания одновременно и для показа, и для отпуска товаров. Декоративная выкладка (выполненная с применением средств объемно-пространственной композиции) применяется для оформления витрин и стеллажей в магазинах или отделах, где продажа производится через прилавок. Выложенные таким способом товары выполняют демонстрационную функцию, привлекают внимание покупателей. Использовать декоративную выкладку в магазинах самообслуживания нецелесообразно – что останется от композиции, когда покупатели разберут часть товаров?

Товарная выкладка в магазинах самообслуживания осуществляется, как правило, фронтальным способом. Принцип, лежащий в основе фронтальной выкладки, - один образец выставляется в полную величину, остальные (за ним) видны частично или не видны.

В зависимости  от целей мерчандаизинга, выкладка товаров может решать следующие основные задачи:

    • способствовать распределению познавательных ресурсов посетителя;
    • предопределять уровень обзора и привлекательность товара для 
      посетителя;
    • способствовать формированию более тесных взаимоотношений 
      между товарами и посетителями;
    • создавать условия для «перекрестного мерчандаизинга», при котором «товары-продавцы» наиболее полно используют свой потенциал по продаже дополняющих товаров, товаров импульсивного и пассивного спроса;
    • создавать предпочтительные условия для отдельных товаров и торговых марок;
    • способствовать достижению конкурентных преимуществ рознично 
      го торговца.

Выкладка товаров  тесно связана с понятием точки продаж.

Точка продаж (point of sale) – место в торговом зале, где потребитель может увидеть товар и принять решение о выборе и покупке, т. е. торговое оборудование, предназначенное для демонстрации и отбора товаров (стойки, горки, прилавки, прилавки-витрины, вешала, шкафы, напольные дисплеи, стеллажи, различные виды холодильного оборудования).

Организация выкладки товаров  в торговом зале зависит от следующих  факторов:

    • от формы обслуживания;
    • от габаритов товаров;
    • от физико-химических свойств товаров;
    • от необходимости соблюдения температурного режима;
    • от характеристики упаковки товаров;
    • от конструктивных особенностей оборудования (тип, высота, глубина, ёмкость и т.д.);
    • от цены товара;
    • от характера спроса на товар.

Важное значение имеют  разработка рациональной схемы размещения товаров и выбор оптимальных  способов их укладки, создание необходимых  режимов хранения товаров, организация  повседневного наблюдения и ухода  за ними.

Большое значение для осуществления  оперативного контроля и ухода за товарами, быстрой их отборки и  отпуска, имеют разработка и соблюдение рациональной схемы размещения товаров, которая предусматривает закрепление  за товарами определенных групп, подгрупп и наименований постоянных мест хранения (секций, участков, стеллажей и т. д.).

При разработке таких схем необходимо учитывать объем и  порядок поступления товаров  на склад, условия их реализации, правильное товарное соседство и возможность  повседневного наблюдения за их сохранностью. Товары, которые длительное время  хранятся размещают дальше, а товары с высокой оборачиваемостью, крупногабаритные, с большим объемом поступления  и отпуска размещают ближе к выходу.

Закрепление за секциями зон  размещения в торговом зале проводится с учетом следующих основных требований:

    • зона товарных групп, которые подготавливаются к продаже в магазине, должна примыкать непосредственно к помещениям, где производиться подготовка к продаже;
    • зона товарных групп, требующих длительного ознакомления с ними покупателей, размещается в глубине торгового зала;
    • зона, где размещаются крупногабаритные и тяжелые товары, должна находиться около узла расчета или выхода из торгового зала;
    • затраты труда торгового персонала, связанные с пополнением и перемещением товаров в торговом зале, должны быть минимальными;
    • к товарам должен быть обеспечен свободный доступ покупателей;
    • соблюдение принципа товарного соседства с учетом специфических особенностей каждой товарной группы;
    • последовательность расположения секций целесообразно сохранять неизменной. Так как покупатели привыкают к местам расположения товаров, им не приходится затрачивать время на поиски нужной секции.

При размещении и выкладке товаров большое значение имеют  зоны, в которых расположены полки  оборудования. Для осмотра товаров  наиболее удобной является зона полок, расположенных на уровне глаз покупателя (110—160 см от уровня пола). Полки, находящиеся  ниже и выше этих пределов, менее  удобны для осмотра.


В мерчандайзинге существуют понятия основной и дополнительной точки продаж.

Основная точка  продаж – это место в торговом зале, где представлен весь ассортимент данной товарной группы.

Дополнительная  точка продаж – это место, где продукция, представленная в основной точке продаж, размещается отдельно.

Причин для дополнительного  размещения товара может быть несколько.

1)  Объемное представление, т. е. представление товаров в больших количествах. Большой объем товара, выложенного на напольных дисплеях, вызывает ассоциацию, во-первых, с низкой ценой, а во-вторых, создает ощущение того, что данный товар пользуется повышенным спросом. При расположении продукции, упакованной в целлофан, покупателю кажется, что товар только-только поднесли со склада («он так хорошо идет, что не успевают даже на полки ставить»).

Напольные дисплеи  традиционно располагаются в  проходах, по направлению покупательского потока, в секции, где расположена основная категория данного товара, или отдельно.

Иногда объемные представления товара располагают у касс, но это встречается довольно редко из-за больших размеров дисплеев, которые могут создать неудобство при расчете за товар.  

2) Размещение товаров по категориям. Человек, покупая основной товар, может внезапно осознать необходимость приобретения дополнительного, сопутствующего товара. Такое расположение взаимодополняющих продуктов еще называют перекрестным мерчандайзингом.

3)   Рекламная выкладка или информация о новых товарах. В этом случае отдельное расположение товаров сочетается с применением рекламных и информационных материалов, располагается в наиболее заметных для обозрения местах.

4)  Расположение товаров, для которых проходят специальные акции 
и т. д. Очень важно, чтобы товар, размещенный в дополнительной точке продаж, присутствовал и в основной, иначе это будет воспринято как вынесение продукции из определенной продуктовой группы. А это таит в себе опасность – покупатель привык видеть и искать товары на определенных местах (в основной выкладке).

Поэтому если покупатель не обнаружил товара в привычном месте, он может «в упор» не заметить его в дополнительной точке продаж. В результате такая 
перестановка в магазине может привести к неожиданному падению продаж.

 

  1.1 Рост продаж на ровном месте: выкладка товара

 Под выкладкой товаров следует понимать определенные способы укладки и показа товаров на демонстрационной площади торгового зала. Для каждого товара должен быть определен наиболее целесообразный способ его выкладки. Этот выбор зависит от особенностей товара, его формы, размеров, потребительских свойств, упаковки, методов продажи и других факторов.  
Выкладка товаров должна обеспечить привлечение внимания покупателей, удобство при отборе, сохранность товара, эффективное использование демонстрационной площади и емкости торгового оборудования.

В торговой практике широко применяется выкладка товаров рядами, стопками, штабелями, поштучно, парами, комплектами, навалом. Фигурно-декоративную выкладку рекомендуется использовать при оформлении витрин. Практика использования  декоративной выкладки (пирамиды, горки  и пр.) в торговом зале свидетельствует  о восприятии ее покупателем в  качестве элемента рекламы, что превращает товар в «мертвого созерцателя» проходящих мимо покупателей. 

В магазинах применяют  вертикальную и горизонтальную системы  выкладки товаров. Наиболее рациональной является вертикальная система выкладки, когда однородные товары выкладывают  на всех полках горки по вертикали. При этом достигается хорошая  обозримость товаров, что позволяет  покупателям быстро ориентироваться  во всем ассортименте и совершать  покупку. Таким образом, целесообразно выкладывать товары массового спроса. 

При горизонтальной системе  определенный товар занимает одну или  две полки, которые находятся  в поле зрения покупателей. Так обычно размещают товары, требующие мало площади.

Реже используется комбинированная  система, сочетающая элементы двух предыдущих систем. Комбинированный способ позволяет  эффективно использовать площадь выкладки оборудования и разместить больше товаров в торговом зале. 

Упакованные товары и товары, пригодные для продажи россыпью, выкладывают «навалом». Этот способ выкладки оказывает стимулирующее  воздействие на покупателя, так как  создается эффект максимальной доступности  товара.

При выкладке товаров в  упаковке рекомендуется отдельные  образцы оставлять без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы  покупатель мог ознакомиться с ними.

На высоте 110 – 160 см от пола следует размещать товары-новинки, пользующиеся повышенным спросом, а также товары, в реализации которых магазин особенно заинтересован. На нижних полках горок обычно располагают товары с устойчивым высоким покупательским спросом. Внимание покупателей к нижним полкам привлекается «стандартным» способом выкладки. При этом отдельные товары укладывают штабелем, выступающим на несколько сантиметров за габариты оборудования. 

Полки горок и другого  оборудования не должны иметь пустующие  площади, но в то же время не рекомендуется  перегружать товаром площадь  выкладки. Товары, на которые следует  обратить внимание покупателей, располагают  справа от основного направления  движения покупателей, так как они  лучше обозреваются и покупатели берут их правой рукой.

Таким образом, можно выделить следующие основные принципы, которые  нужно учитывать при выкладке товаров на торговом оборудовании: 

    • однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая их лучшую обозримость; 
    • целесообразны в использовании простейшие приемы выкладки товаров; 
    • декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью; 
    • элементы оборудования для выкладки товаров не следует переполнять товаром, но при этом обеспечивается насыщенность выкладки; 
    • в оптимальной зоне обозрения (110 - 160 см от пола) необходимо размещать товары, быстрая реализация которых предпочтительна; 
    • сопутствующие (а также родственные) товары следует размещать навалом в различных местах торгового зала (у торцовых стенок, расчетных узлов и т. д.), используя корзины, кассеты или другие специальные приспособления.

Грамотная выкладка товара в магазине позволяет увеличить  продажи на ровном месте и без  лишних затрат. Это, пожалуй, тот редкий случай, когда от перемены мест слагаемых  сумма изменяется.

Предприниматели, занятые  в торговле, чаще всего узнают о  мерчендайзинге от своих поставщиков.

Но рекомендации поставщика по размещению товара нацелены на увеличение его присутствия в торговой точке, а не на развитие магазина. Поэтому  со временем владелец магазина приходит к разработке своих стандартов мерчендайзинга. Но поиск эффективных приемов выкладки лучше начинать с обкатки базовых принципов, и вот некоторые из них.

 

1.2 Правило первого впечатления

Многие посетители, зайдя  в магазин, начинают с того, что  прицениваются. В связи с этим, например, в продовольственных магазинах  товары выкладываются по возрастанию  цены (от дешевых к дорогим), учитывая направление движения покупателей.

Увидев товар по привлекательным  ценам, покупатели чувствуют себя более  свободно и комфортно. Поэтому во входной зоне магазина оптимально всего  размещать товары, на которые действуют  скидки или специальные предложения.

 

 

1.3 Правило «от глаз до третьей пуговицы на рубашке»

Существует 3 уровня выкладки товара: уровень глаз (средняя полка), уровень рук (верхняя полка) и  уровень ног (нижняя полка). Известно, что товар, размещенный на уровне глаз покупателя, продается лучше  всего.

Здесь работает принцип «от глаз до третьей пуговицы на рубашке». На этом уровне следует размещать наиболее выгодные позиции ассортимента или продукцию, которую по той или иной причине необходимо реализовать в первую очередь.

Информация о работе Размещение и выкладка товаров в торговом зале на примере "Пятерочки"