Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 11:46, курсовая работа
Целью работы является разработка практических рекомендаций на основе проведенного маркетингового исследования в отношении потребления косметики предприятия «Орифлейм».
В соответствии с целью исследовательской работы были поставлены следующие задачи:
- изучить основные аспекты бизнеса в сфере красоты и косметологии;
- дать рекомендации по результатам исследования.
Введение 3
Характеристика предприятия ООО «Орифлейм» и его деятельности
Общие сведения о предприятии 4
Организационная структура управления 8
Динамика экономических показателей деятельности предприятия за 2010-2012гг 11
Разработка плана проведения маркетингового исследования, анализ полученных результатов и разработка предложений для ООО «Орифлейм» по результатам исследования рынка косметической продукции города Краснодар
Определение целей и задач исследования. Разработка анкеты 17
Анализ полученных результатов
Описание предложений и рекомендаций 28
Заключение 31
Список использованных источников 32
Таблица 1.2 - Доли, занимаемые основными игроками в сегменте рынка косметика:
Основные тенденции рынка косметика говорят о ежегодном увеличении его емкости. Лидерами, как и прежде, остаются компании Эйвон( Avon ) и Орифлейм (Oriflame). Концерн Калина в структуре поставщиков косметики занимает около 5%. Однако в последнее время ситуация на рынке начала меняться не в пользу российского производителя. Это происходит за счет того, что цены на продукцию предприятий растут, в то время как цены на продукцию западных производителей показывают в отдельных сегментах рынка снижение. Объемы продаж крупных магазинов увеличились настолько, что это позволило компаниям напрямую заключать контракты с иностранными фирмами. Отсутствие посредников и дистрибьюторов значительно снизило стоимость продукции. Усиление конкурентной борьбы между отечественными и иностранными фирмами вылилось в открытие крупных западных брендов собственных производственных предприятий в России. Следовательно, преимущество в цене, которое раньше было приоритетным для потребителя, и чем пользовались российские производители, постепенно утрачивает свое значение. На первый план стали выступать такие показатели, как значимость товарного бренда, качество оформления продукции, известность предлагаемого бренда, что помогает покупателю выделить товар из ряда конкурентных марок. Сейчас российским компаниям необходимо добиваться того, чтобы именно их бренд ассоциировался у покупателя с предлагаемой ими косметики. В больших городах ситуация на рынке косметика и парфюмерия значительно лучше складывается по сравнению с небольшими населенными пунктами, в которых численность населения не превышает 100 тысяч человек. Платежеспособный спрос покупателя и развитая инфраструктура создают благоприятные рыночные условия для развития косметического рынка и тем более это характерно для зарубежных брендов. Пока еще основными игроками недооценена покупательская способность населения малых городов, сегмент рынка малых городов не является насыщенным. Стратегия продвижения в регионы есть и остается весьма перспективным направлением для косметических фирм.
Тенденции рынка. Маркетинговые исследования позволили выявить основные тенденции, которые демонстрируют растущую динамику по следующим показателям: На рынке виден рост потребления косметики, парфюмерии на душу населения; заметен рост сегмента классов Премиум ( Premium ) и Лакшери ( Luxury ), что обусловлено увеличением доходов населения. Наблюдается рост возникшего спроса на косметику, производимую на основе натуральных растительных компонентов, увеличивается доля сегмента детская косметика, что является следствием увеличения рождаемости. Кроме перечисленных тенденций эксперты отмечают, что активное развитие получит сегмент возрастной группы потребителей и сегмент - дополнительный уход за телом.
Преимущества, которые позволят
в перспективе занять лидерство на рынке:
Внедрение инновационных рецептур, обеспечивающих
уход и сохранение молодости; Соответствие
ожиданиям потребителей; Ценовые преимущества
по сравнению с конкурентами при аналогичном
качестве косметики; Содержание на складе
актуального ассортимента для потребителя.
Список факторов конкурентоспособности
по степени их важности:
- Широта и создание эффективной
дистрибьюторской сети в России;
- Гибкая ценовая политика, позволяющая
устанавливать невысокие по сравнению
с иностранными компаниями цены на продукцию;
- Важно использовать современные
технологии и постоянно обновлять производственный
комплекс, позволяющего выпускать косметику
качества, соответствующего международным
стандартам. [23]
2 Разработка плана проведения маркетингового исследования, анализ полученных результатов и разработка предложений для ООО «Орифлейм» по результатам исследования рынка косметической продукции города Краснодар
2.1Определение целей и задач исследования. Разработка анкеты
В таблице 2.1 представлен план маркетингового исследования для предприятия ООО «Орифлейм».
Таблица 2.1 – План маркетингового исследования рынка косметических компаний сетевого маркетинга для ООО «Орифлейм»
№ п/п |
Этапы |
Определение проблемной ситуации | |
Определение целей маркетингового исследования | |
Задачи исследования | |
Выдвижение рабочих гипотез | |
Определение выборочного плана маркетингового исследования | |
Обоснование методики проведения маркетингового исследования | |
Результаты проведенного маркетингового исследования | |
Выводы по проведенному маркетинговому исследованию | |
Рекомендации по результатам исследования |
1. Проблемная ситуация ООО «Орифлейм».
Oriflame компания сетевого маркетинга в настоящее время известна как один из ведущих брендов косметической продукции по всему миру. Предприятие существует на рынке уже достаточно давно. Со временем менялся ассортимент продукции, ценовая политика предприятия и др. Все это делалось с целью повышения конкурентоспособности фирмы, упрочнения ее позиций на рынке, увеличения объемов продаж. В своих изменениях руководство фирмы исходило из субъективного представления о рыночной конъюнктуре, интуиции и собственного делового опыта. В последнее время, в связи с увеличением конкуренции, расширением потребительских рынков, ростом экономики в России, встал вопрос о дальнейшем пути развития предприятия ООО «Орифлейм».
2. Цели маркетингового исследования ООО «Орифлейм».
На основании выше представленной проблемы, основными целями исследования стали.
1. Изучить рынок косметических компаний сетевого маркетинга в России и в частности в г. Краснодаре.
2. Проанализировать конкурентов предприятия ООО «Орифлейм», действующих на рассматриваемом рынке. По данным анализа выявить потенциально опасных конкурентов, как по степени пересечения ассортимента, так и в плане потенциальных возможностей развития.
3. Провести сегментирование рынка компаний сетевого маркетинга.
3. Задачи маркетингового исследования ООО «Орифлейм».
Для достижения поставленных целей исследования определяются следующие задачи:
– выявить основные тенденции рынка;
– изучить спрос на продукцию предприятия;
– определить основных конкурентов предприятия;
– оценить конкурентоспособность предприятий;
– определить рейтинг основных игроков на рынке;
– определить портрет потребителя и его предпочтений;
– выявить основные рыночные сегменты;
– дать оценку состоянию рынка и перспектив его роста.
Знать портрет своего покупателя, понимая его ожидания, выслушивая его претензии и постоянно работая в этом направлении – вот основные задачи, над которыми должна работать фирма. В современном мире жесткой конкуренции необходимо быть клиентоориентированным предприятием, чтобы добиваться реальных успехов в бизнесе.
4. Рабочие гипотезы.
3.Покупки совершаются в основном для личного пользования.
4.Насыщение рынка конкурентами, из-за чего потребитель может теряться при выборе компании.
5.Основная доля рынка принадлежит ООО «Орифлейм».
5.Определение выборочного плана маркетингового исследования
В базе данных ООО «Орифлейм» в г. Краснодаре имеется список всех торговых представителей, которые непосредственно работают с конечным потребителем. В базе данных по Краснодару у каждого представителя имеются контактные телефоны, по которым с ними можно связаться, в том числе домашний, рабочий и мобильный номера телефонов. У представителей можно узнать информацию о том, воспользовался ли потребитель продуктами предприятия ООО «Орифлейм» или предпочёл конкурентов. При втором варианте указывалась причина такого выбора.
Методом исследования было выбрано анкетирование. Задачей было опросить 50 клиентов. Когда количество заполненных анкет составит 50, анкетирование будет завершено.
6. Обоснование методики проведения маркетингового исследования
Для решения поставленных задач было проведено как первичное исследование, так и вторичное.
Первичное – это исследование предпочтений потребителей в отношении рынка косметических предприятий сетевого маркетинга. Первичное исследование будет проводиться при помощи анкетного опроса.
Анкета (или опросный лист) – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования. Анкета расположена в приложении.
Вторичное – кабинетное исследование, включающее анализ тематических журналов, публикаций и интервью с экспертами рынка, данных статистических источников.
Этапы 7, 8 и 9 будут представлены в следующем подразделе.
2.2 Анализ полученных результатов
Компании сетевого маркетинга занимаются продвижением на потребительский рынок товаров и услуг различного предназначения. Среди них можно встретить сетевой маркетинг косметики, продукции для читки бытовой техники, приспособлений для наведения чистоты дома и в офисе, продажа биологически-активных добавок, одежды, книг и много другого.
Сетевой маркетинг косметики, самый распространенный вид бизнеса в Российской Федерации. В настоящее время сетевой маркетинг косметической продукции распространен по всему миру. Обороты сетевых компаний на данном рынке составляют миллиарды долларов. И это только начало, поскольку рост индустрии сетевого маркетинга косметической продукции составляет более 20% в год. В 2010 г емкость косметического рынка составила 10,5 млрд долл.
История. В России первое практическое применение концепции сетевого маркетинга относится к началу 1990-х годов. Массовому привлечению людей в сетевые компании способствовала резко ухудшившаяся социально-экономическая обстановка. В первой половине 1990-х годов сетевой маркетинг был представлен не более чем десятком иностранных компаний с ассортиментом, включающим биологически активные добавки к пище и косметику.
Во второй половине 1990-х годов стали появляться российские сетевые компании, занимающиеся выпуском своей собственной продукции или распространением продукции российских производителей.
Тенденции рынка косметических предприятий сетевого маркетинга.в России для предприятий, действующих на рынке косметических компаний сетевого маркетинга, прослеживается несколько тенденций [20].
1. Народ богатеет. Это значит, что он становиться более платежеспособным (готовым к покупкам), но все менее интересующийся бизнесом. Спрогнозировать ситуацию несложно, перевес будут брать компании ориентированные на конечного клиента и продажи.
2. Дистрибьюторы и потенциальные дистрибьюторы становятся все более грамотными во всех отношениях. Все сложнее привлечь человека в проект основываясь только на эмоциях. Все большую роль принимают условия входа, концепция и продукт.
3. Конкуренция увеличивается с каждым годом. Все больше становиться сетевых косметических компаний, но также становиться больше и выбор в магазинах и супермаркетах.
Если при старте сетевого маркетинга в России, потребители приобретали товары на рынках и продуктовых ларьках, то сегодня это Метро, Ашаны, Рамсторы, Меги и Крокусы и сетевые компании. И это только начало, торговые сети и сетевые компании охватывают страну
4. Россия ускоренными темпами повторяем путь запада в экономике и сетевой маркетинг тут не исключение. Посмотреть сегодня на США - родину сетевого маркетинга, и вот российский сетевой рынок через 10-15 лет.
Исходя из этого можно сделать следующие выводы:
1. Выиграют те компании, которые умеют продавать продукт. Где широкий ассортимент и доступные цены. Они будут укрупняться и все сложней будет их догнать.
2. Будут отлично себя чувствовать "пирамидки", идея быстрого обогащения на халяву, находится в сущности людей. Это было, есть и видимо будет. Однако все более народа участвует в таких предприятиях осознанно, понимая, что могут проиграть, не делая ставку на долгий срок и запуская периодически новые проекты.
3. Компании без "пирамидального" маркетинга со слабым товаром и ассортиментом будут терпеть поражение.