Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:11, курсовая работа
Переход к рыночной экономике предполагает развитие различных форм предпринимательства, причем особенно актуально стоит проблема становления малого бизнеса. Учитывая всю сложность организации собственного дела традиционным путем, идет активный поиск новых моделей предпринимательской деятельности. За последние годы появилось огромное количество предприятий, работающих под марками широко известных отечественных и зарубежных компаний. Поскольку очевидно, что создание сети филиалов или представительств потребовало бы гораздо более длительного периода времени и значительных инвестиций, которые в последние годы имели явную тенденцию к сокращению, можно предположить, что в данном случае имеет место какой-то новый способ организации бизнеса, позволяющий российским предприятиям использовать известные торговые марки. Данным способом является франчайзинг.
Введение……………………………………………………………………………………...........3
1 Франчайзинг как форма организации бизнеса…………………………………………..…...…5
1.1 Сущность франчайзинга как форма деловых отношений……………………………..…..….6
1.2 Виды и методы франчайзинга. Преимущества и недостатки…………………………….…..8
2 Институциональные особенности развития франчайзинга в современной экономике…..…...19
2.1 Этапы развития российского франчайзинга…………………………………………….…...19
2.2 Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России…………………………….…..22
Заключение……………………………………………………………………………………....29
Список литературы………………………………………………………………………...……32
Для того, чтобы избежать всех этих трудностей, франчайзеры должны очень тщательно отбирать предпринимателей, которым они хотят продавать франшизы. Франчайзер должен провести интервью с каждым кандидатом, целью которого будет определить у франчайзи наличие качеств, необходимых для успешного ведения дела. После того, как франчайзи становиться частью системы, франчайзер должен наблюдать за тем, как идут его дела. Франчайзер должен уметь быстро определять назревающие проблемы и немедленно принимать решения.
Франчайзер должен поддерживать непрерывную связь с франчайзи и узнавать от него о новых идеях и решениях уже существующих проблем. Работая вместе с франчайзи, франчайзеры могут избежать проблем, которые могли бы нанести серьезный урон всей системе.
Что касается минусов осуществления такого рода предпринимательской деятельности как франчайзинг для франчайзи, то это могут быть следующие.
Во-первых — взгляд на франчайзинговую систему, как ограничивающую инициативу франчайзи. В дополнение к франчайзинговому договору франчайзи должен следовать специальным правилам, касающимся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знака франшизы. Это все описано в программе обучения франчайзера. Такие ограничения могут касаться рабочих часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых потребителю. Франчайзи должен дать согласие на принятие этих ограничений до начала действия франчайзингового договора.
Во-вторых, установление необходимого сотрудничества среди всех франчайзи системы. Хотя франчайзи представляет собой независимого владельца своего бизнеса, он является важным связующим звеном в сети владельцев франшизы. Каждый отдельный франчайзи является товарищем по бизнесу. Не смотря на то, что франчайзи предоставляют на рынок одинаковый продукт и услуги, они не являются конкурентами.
В-третьих – возможное отсутствие поддержки со стороны франчайзера. Потенциальный франчайзи должен внимательно ознакомиться с работой франчайзинговой системы, чтобы определить предоставляет ли франчайзер необходимую поддержку по менеджменту или ведению работ. Поддержка франчайзера является важнейшим аспектом во франчайзинговых отношениях. Франчайзи должен определить уровень поддержки до того, как начнет действовать контракт. Недостаточная поддержка со стороны франчайзера подрывает силу франчайзинговой системы.
В-четвертых — определение финансовой мощи франчайзера. Потенциальные франчайзи должны изучить доступную информацию о финансовом положении франчайзера. Может случиться так, что франчайзер объявит о банкротстве, что может привести к продаже франшизы или ее аннуляции.
До начала приведения в исполнение франчайзингового договора потенциальный франчайзи должен очень тщательно ознакомиться с материалами, предоставляемыми франчайзером, ему следует встретиться с другими франчайзи этой системы и определить, как франчайзер выполняет свои обещания по предоставлению услуг. Также ему лучше узнать является ли франчайзер членом местной ассоциации франчайзинга. Если да, то франчайзер, как правило, обязан в силу такого членства выполнять требования Этического Кодекса Ассоциации. Так же следует посетить местную Ассоциацию Франчайзинга, чтобы получить больше информации о франчайзере или его компании.
Общие приведенные доводы отрицательности ведения бизнеса в форме франчайзинга следует еще раз обозначить основные моменты в следующих пунктах.
Недостатки для франчайзера:
вероятность получения меньшей части прибыли от франчайзингового предприятия, чем от собственного;
невысокая репутация одного из франчайзинговых предприятий при отсутствии должного контроля над качеством может отразиться на репутации самой фирмы;
трудности контроля достоверности финансовых отчетов франчайзи;
трудности с подбором компетентного в основах бизнеса франчайзи;
обучая франчайзи, франчайзер готовит себе возможного конкурента.
Недостатки для франчайзи:
контроль осуществляемый франчайзером оставляет меньше самостоятельности в бизнесе;
потеря репутации франчайзером приведет франчайзи к потере собственной репутации;
услуги, предоставляемые франчайзером, например обязательные взносы в общий рекламный фонд, могут представлять серьезную статью затрат для франчайзи;
опасность ухудшения положения на рынке в случае продажи франчайзером своего бизнеса;
вероятность того, что прогресс в технике, изменение в законодательстве или потребностей потребителей приведут к банкротству франчайзера.
Но при наличии всех перечисленных недостатков франчайзинг на протяжении долгого времени показывает себя как успешная, прибыльная и наиболее безопасная форма ведения бизнеса, которая является в большей степени взаимовыгодной как для франчайзера, так и для франчайзи.
Так же совсем немного можно затронуть вопрос о преимуществах и недостатках ведения предпринимательской деятельности в форме франчайзинга и для потребителей. И хоть потребитель и не является стороной франчайзингового договора, он играет немаловажную роль при осуществлении любого рода предпринимательской деятельности.
Преимуществом для потребителя в первую очередь является то, что в большинстве случаев товары и услуги, реализуемые под одним товарным знаком, имеют одинаковое качество и инфраструктуру оказываемых услуг. Также, если закрывается какая-то определенная торговая точка — можно обратиться в головную компанию. За счет контроля качества со стороны франчайзера франчайзинговые фирмы обычно предоставляют более высокий уровень обслуживания, а франчайзи как собственники предоставляют потребителю услуги с большей степенью личного участия.
Что касается недостатков, то можно выделить лишь два. Первым и основным является то, что франчайзинг ограничивает конкуренцию, и, как следствие, ограничивает выбор товаров и услуг, а значит и цен. А вторым отрицательным моментом является то, что франчайзи может быть недостаточно обученным, или не в полной мере выполнять условия франчайзингового договора, а значит и качество предлагаемых товаров и услуг будет снижено, а доверие потребителя к данной торговой марке обмануто. [6]
2 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Этапы развития российского франчайзинга
Оценка экономической ситуации в России свидетельствует о существенном повышении роли малого бизнеса. Однако позитивные возможности малого бизнеса реализуемы лишь в том случае, когда он развивается как интегральная часть региональной предпринимательской среды в целом, т.е. тесно взаимодействуя с крупными производственными структурами. Действительно, качественно новой тенденцией развития производства в условиях современных хозяйственных систем становится переход от извечной конфронтации крупного и малого бизнеса к партнерству на основе кооперации и взаимодополняемости.
Но сегодняшнее взаимодействие малых и крупных предприятий России, с точки зрения требований эффективной рыночной экономики, находится в, своего рода, зачаточном состоянии. Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. [7]
Мировой опыт франчайзинга насчитывает более 100 лет. В России такой способ организации бизнеса вошел в практику лишь в 1993 году. С 1995 по 1999 год, в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, то есть в среднем по 10 новых франшиз в год. С 2000 по 2001 год, за 2 года - количество франшиз почти удвоилось. А только за один 2002 год - появилось 29 новых франшиз. На рисунке 2 представлен рост российских франшизных компаний нарастающим итогом за период с 1995 года по 2009 год.
Рис. 2. Оценка количества франшизных систем в России нарастающим итогом.
Следует иметь в виду, что данные, приведенные на рисунке 2, носят оценочный характер, так как статистика франчайзинга никем не ведется. Данные, приводимые РАФ, свидетельствуют о постоянном увеличении числа предприятий, использующих франшизу как средство ведения бизнеса. Однако приходится констатировать, что достоверных статистических данных о точном количестве существующих в России франшизных систем получить нельзя. Это связано с тем, что, развивая собственные франчайзинговые сети, многие компании никак не заявляют о себе, отказываясь оформлять отношения с франчайзи с помощью единого договора франчайзинга и заменяя его рядом других договоров (индивидуально разработанных для конкретной франшизной системы). Это является немаловажным отличием российского франчайзинга от общепринятой практики.
Так, по одним подсчетам число франчайзинговых компаний составляет порядка тысячи, по другим - 300-600. По оценкам Торгово-промышленной палаты России, количество реально действующих франшиз не превышает 150, из них успешны не более 40.
По мнению президента Российской Ассоциации развития франчайзинга А. Майлера, количество франшиз в России не превышает 500. Характер кривой, представленной на графике, говорит, что увеличение количество франшиз в России происходит с некоторым ускорением год от года. По-видимому, это связано с большим объемом ненасыщенного рынка торговли и сферы обслуживания, в особенности в регионах.
В настоящее время больше половины российских франчайзинговых систем можно отнести к небольшим (по классификации журнала Economist к таковым относятся системы с менее чем 30 точками). 28% франшиз принадлежат крупным предприятиям, насчитывающим более 100 операторов. В целом наблюдается тенденция к укрупнению франчайзинговых систем. На рисунке 3 представлена диаграмма отраслевой структуры распространения франчайзинга в России.
Рис.3. Структура российского франчайзинга
В России можно выделить восемь основных видов деятельности, в которых успешно применяется франчайзинг. На рис.3. можно видеть, что из представленных восьми основных видов деятельности безусловным лидером является торговля, которая занимает 46% рынка франчайзинга, 22% рынка занимает общественное питание, затем идут бытовое обслуживание (11%), сфера развлечений, путешествий и спорта (7%).
Увеличивающуюся нишу рынка занимает обслуживание бизнеса: уборка офисных и производственных помещений, заправка картриджей, бухгалтерское обслуживание и др.
Как видно из рис.3., в России практически не развит франчайзинг в производственной сфере, а наибольшей популярностью пользуется в розничной торговле и питании.
Популярность товарного франчайзинга объясняется тем, что обычно эти франшизы стоят недорого, значительная часть инвестиций тратится на закупку товара, а франчайзеры часто не выставляют паушальный взнос своим франчайзи и обеспечивают немалые скидки при покупке товаров. За последние 10 лет на российский рынок вышли и успешно функционируют такие известные западные франшизные системы, как «Baskin Robbins», «English First», «Carlo Pazolini», «Kodak», «Sbarro», «Subway», «Xerox» и др.
По мере приближения сроков вступления России в ВТО прогнозируется постепенное изменение национально-отраслевой структуры: если первыми на российский рынок проникли франчайзеры из быстро осваиваемых отраслей (общественное питание, торговля), возможно, впоследствии можно будет говорить о более дорогостоящих разновидностях франчайзинга (производственный, в сфере услуг). [1]
2.2 Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России
Многие предприниматели уже поняли, что создавать собственный марочный актив им не под силу, а со своими маленькими магазинчиками или отделами нельзя выделиться на фоне однотипного предложения. Выходом для малого и среднего бизнеса стала качественно новая система – франчайзинг. Во всем мире франчайзинг считается одним из самых надежных инструментов запуска бизнеса. Он интегрирует малый бизнес со средним и крупным на основе марочных активов. Однако в России существует несколько сдерживающих факторов, препятствующих распространению этой системы:
- Отсутствие сформированного среднего класса. Именно он является проводником культуры франчайзинга и составляет основной предпринимательский костяк.
− Неосведомленность. Многие активные игроки рынка не имеют представления о данной системе даже теоретически. Сами потребители порой также не представляют себе механизм работы такого бизнеса, что вводит их в некое заблуждение и путаницу.
− Практика становления. Прошло незначительное по мировым меркам количество времени, чтобы система франчайзинга получила массовое распространение. Ведь для того, чтобы франчайзинговые модели доказали свою успешность на российском рынке, должно пройти некоторое время.
− Этика бизнеса. Франчайзинг не допускает обмана, строится только на честных и открытых отношениях между партнерами по прозрачным схемам. К этому готовы далеко не все экономические игроки, причиной чего скорее является история становления бизнеса в России. [2]
Развитию франчайзинга в России препятствует в частности то, что до сих пор нет законодательных актов, регламентирующих деятельность субъектов франчайзинговых правоотношений. Для этих целей предприниматели вынуждены руководствоваться главой 54 «Коммерческая концессия» Гражданского кодекса Российской Федерации, что не соответствует международной практике. Договор франчайзинга по своему содержанию очень близок к лицензионному договору, но отношения франчайзера и франчайзи гораздо шире. В частности он включает в себя также элементы договора возмездного оказания услуг, товарищеского договора, договора купли-продажи, и даже может содержать элементы лизинга, договора займа и коммерческого кредита.
Мировая практика доказала, что франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развиваться и дальше. С другой стороны, франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом. Однако, несмотря на все блага, которые даёт франчайзинг, существует ряд проблем, препятствующих его развитию, основные из них в настоящее время концентрируются в области права. Неэффективность нормативно-правовой базы в области франчайзинга препятствует развитию франчайзинговых систем, способствующих развитию рыночной экономике: