Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:11, курсовая работа
Переход к рыночной экономике предполагает развитие различных форм предпринимательства, причем особенно актуально стоит проблема становления малого бизнеса. Учитывая всю сложность организации собственного дела традиционным путем, идет активный поиск новых моделей предпринимательской деятельности. За последние годы появилось огромное количество предприятий, работающих под марками широко известных отечественных и зарубежных компаний. Поскольку очевидно, что создание сети филиалов или представительств потребовало бы гораздо более длительного периода времени и значительных инвестиций, которые в последние годы имели явную тенденцию к сокращению, можно предположить, что в данном случае имеет место какой-то новый способ организации бизнеса, позволяющий российским предприятиям использовать известные торговые марки. Данным способом является франчайзинг.
Введение……………………………………………………………………………………...........3
1 Франчайзинг как форма организации бизнеса…………………………………………..…...…5
1.1 Сущность франчайзинга как форма деловых отношений……………………………..…..….6
1.2 Виды и методы франчайзинга. Преимущества и недостатки…………………………….…..8
2 Институциональные особенности развития франчайзинга в современной экономике…..…...19
2.1 Этапы развития российского франчайзинга…………………………………………….…...19
2.2 Проблемы и перспективы развития франчайзинга в России…………………………….…..22
Заключение……………………………………………………………………………………....29
Список литературы………………………………………………………………………...……32
- франчайзинг способствует развитию малого предпринимательства в стране, положительно влияя на уровень развития отдельных отраслей хозяйства как путем внедрения новых идей, методов и технологий в малом бизнесе, так и за счет усиления эффективности положительного государственного влияния;
- создает комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ, повышая тем самым общую культуру предпринимательских отношений;
- франчайзинг способствует решению проблемы занятости населения посредством создания новых рабочих мест;
- обеспечивает развитие внешней торговли и привлечению иностранных инвестиций за счет применения международного франчайзинга;
- франчайзинг способствует повышению активности в предпринимательской среде;
- франчайзинг обеспечивает правовую защищённость малого предпринимательства;
- франчайзинг способствует насыщению рынков высококачественными товарами, услугами и современными управленческими технологиями ведения бизнеса, обеспечивая повышение налоговых поступлений.
Из всего вышесказанного следует, что государство в своих же интересах должно уделять большое внимание развитию франчайзингу.
Основные проблемы франчайзинга в России в настоящее время концентрируются в области правового механизма. Это вызвано тем, что франчайзинг, как система отношений, основан на системе договорных отношений, и должен быть обеспечен эффективной нормативно-правовой базой. В современной правовой системе России термин "франчайзинг" встречается только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где утверждается: "коммерческая концессия" является синонимом франчайзинга. Однако самый поверхностный анализ этой главы позволяет утверждать: "коммерческая концессия" значительно уже понятия "франчайзинг"; франчайзинг в нашей стране приходится базировать на комплексном договоре, основанном на ряде статей ГК РФ и законодательных актов, то есть на "обходных" правовых схемах. Все это затрудняет использование франчайзинга в отечественной экономике. Одна из основных операций при продаже франшизы - это передача фирменного наименования. По российским законам фирменное наименование, во-первых, неотчуждаемо, а во-вторых - должно указывать на деятельность и правовую форму организации.
В законодательствах многих развитых стран есть законы, которые защищают франшизу от незаконного использования и при этом не вводят для франчайзи сложную систему регистрации. Например, в США существует закон, не позволяющий компаниям и гражданам каким-либо образом наносить намеренный ущерб чужому бизнесу. В России защитить можно лишь товарный знак. Но в этом случае при его передаче в пользование другому предпринимателю нужно регистрировать эту операцию в патентных органах. Согласно ГК РФ, при заключении договора о концессии необходима его двойная регистрация в регистрационных и патентных органах. Для сравнения, в Европе и США передача франшизы требует только регистрации самого договора о франчайзинге. Сложность бюрократических процедур лишает франчайзинг его потенциальной привлекательности.
Другая серьезная проблема - это субсидиарная ответственность, которую, согласно главе 54 ГК, несет российский франчайзер за деятельность франчайзи. Во Франции, например, субсидиарная ответственность распространяется на франчайзеров только в том случае, если они поставляют продаваемый продукт. Если товар или услуга производится обладателем франшизы, то ответственность лежит на одном лишь франчайзи. Помимо вышесказанного в нашем законодательстве есть масса других положений, мешающих развитию франчайзинга. Например, глава 54 ГК почему-то сориентирована исключительно на торговый бизнес и фактически исключает франчайзинг производителя. Из-за подобных препон предприниматель просто не видит для себя реальных преимуществ в покупке франшизы
Повышение эффективности и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в законодательство. Ими необходимо достичь следующих целей:
1.Обеспечение удобства применения законодательных актов для участников франчайзинговой системы.
2.Создание прозрачности франчайзинговой системы и ее элементов для контролирующих органов.
3.Создание условий для реальной конкуренции франчайзинговых систем с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров.
Для реализации поставленных целей необходимо создать систему законодательных актов, в которую должны входить:
- Налоговый кодекс РФ и связанные с ним законы и подзаконные акты.
- Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий основные положения, которые регулируют использование франчайзинга в России.
- Законы, регулирующие права на интеллектуальную собственность и ответственность за ее нарушения.
- Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации".
В этой системе необходимо разработать и принять новый закон о франчайзинге, а в остальные нормативные акты внести изменения.
Гражданский кодекс РФ необходимо:
1) ввести
понятие и определение
2) сформировать основные понятия и их типологию, такие как товар, объект франчайзинга и субъекты франчайзинга (франчайзер и франчайзи);
3) определить типологию видов франчайзинга и особенности их использования;
4) ввести понятие франшизы (договор франчайзинга).
Все эти изменения должны приблизить как законодательство, так и терминологию франчайзинга к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.
Федеральный закон РФ "О франчайзинге в Российской Федерации" должен развить основные положения ГК РФ. В нормативных актах, регулирующих право интеллектуальной собственности и ответственность за ее нарушение, обязательно должны учитываться франчайзинговые схемы, что в настоящее время просто отсутствует.
Таким образом, для эффективного развития франчайзинга в России необходимо обеспечить нормативно-правовую базу в области применения франчайзинга (коммерческой концессии), что будет способствовать эффективному использованию преимущества франчайзинга, юридические закрепить собственные интересы участников, условий и механизмов координации совместной деятельности. [4; 8]
Защита интеллектуальной собственности. Чиновники всех рангов с завидной регулярностью заявляют, что власти стремятся защищать интеллектуальную собственность. Однако можно честно признаться, что не существует сколько-нибудь серьезной ее защиты со стороны государства. Дела, как правило, остаются нерассмотренными, без проведения серьезного расследования или экспертиз. Вместе с тем в любой нише можно обнаружить пиратов, пытающихся копировать успешную технологию. В сфере франчайзинга пиратами, например, очень часто становятся бывшие сотрудники компаний, которые используют для извлечения личной прибыли коммерческую информацию или ее часть, полученную ими на работе. Не имея достаточных средств, чтобы законно купить ноу-хау, но обладая при этом конфиденциальными сведениями о технологии и способах организации производства, они пытаются организовать похожий бизнес. Анализ показывает: качество их продукции и услуг драматически низко, а цена ниже официальной потому, что подобные фирмы не платят налоги.
Проблемы неплатежей роялти. Подобные проблемы характерны не только для российской, но и для общемировой практики. Одной из причин этого могут быть непосильно высокие ставки выплат. В этом случае франчайзеру необходимо пересмотреть объем роялти, чтобы позволить франчайзи получать достаточную прибыль. Роялти может не выплачиваться полностью, частично или с выполнения единичных контрактов франчайзи, которые тот утаивает от фирмы-франчайзера. В случае если такие недоплатежи регулярны, стоит рассмотреть вопрос о расторжении контракта с недобросовестным франчайзи и направить усилия на поиск новых партнеров в регионе.
Качество. Это одна из наиболее остро стоящих проблем франчайзеров. Несоблюдение стандартов качества, установленных франчайзером, немедленно отражается на лояльности потребителей его продукции. Проверку же на множестве объектов осуществлять крайне сложно. Такие проверки производятся во время редких инспекций, а в основном — при помощи отчетов о выполненных работах и отзывов клиентов.
Поставки. В некоторых франшизах, согласно договору, франчайзи обязан покупать необходимые для производства компоненты именно у франчайзера. В случае сбоя поставок франчайзи терпит убытки, он не может производить. В таких случаях, до заключения лицензионного договора или договора коммерческой концессии, рекомендуется подробно изучить систему логистики и связаться с уже действующими франчайзи, чтобы узнать, как обстоят дела с поставками.
Контроль качества. По закону франчайзер несет субсидиарную ответственность по претензиям, связанным с качеством продукции или услуг франчайзи. Понимающий франчайзи обязательно заострит вопрос контроля качества на переговорах и усилит соответствующие пункты договора, ведь именно от качества в конечном итоге зависит успех или неуспех франшизы. [9]
Франшизные сети благодаря своим структурным особенностям предоставляют государству большие возможности целенаправленно воздействовать на развитие малого бизнеса. Массовое внедрение франчайзинга повышает стабильность развития малого бизнеса и экономики в целом. Сеть - это "живая система", которая формируется только в реально взаимодействующих структурах. В России с ее коллективистскими традициями франчайзинг обретает мощный стимул развития. Оператор сети получает в свои руки проверенный, стабильный бизнес, который начинает давать экономическую отдачу гораздо быстрее, чем при индивидуальном развитии. Франчайзинг мобилизует финансовые сбережения населения для малых инвестиций, позволяет эффективно внедрять новую культуру управления, а также вовлекать в активную деятельность слои населения, по разным причинам стоящие в стороне от экономики.
Таким образом, развитие франчайзинга является важным фактором для поддержки малого бизнеса. Франчайзинг, благодаря преимуществам которые он может дать, привлекает все больше и больше мелких инвесторов, желающих открыть свой бизнес, но не имеющих достаточно опыта не только для того что бы открыться, но и для того, чтобы, открывшись, выжить.
Посредством франчайзинга предприниматели могут решить ряд проблем, присущих малому бизнесу. Прежде всего это недостаточность средств для серьёзного маркетинга и исследований, низкая квалификация персонала, а также отсутствие опыта. Иными словами, посредством развития франчайзинга можно обеспечить развитие малого предпринимательства - стабильного, сильного, эффективного, высококачественного и конкурентоспособного предприятия в условиях развития формирования рыночных отношений. [7]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Франчайзер и франчайзи связаны другом с другом системой договоров, в основе которых лежит франшиза. Это контрольная лицензия, выданная одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи), которая устанавливает между франчайзером и франчайзи специфическую систему взаимоотношений.
Франчайзинг, как экономический инструмент и как вид предпринимательской деятельности имеет достоинства и недостатки. Наиболее важными из достоинств, является то, что франчайзинг позволяет значительно расширить рынок сбыта стандартного, хорошо известного потребителю товара, сохраняя, при этом, независимость франчайзи, как предпринимателя. Очень важно то, что франчайзинг позволяет резко расширить возможности малого бизнеса, предоставив ему многие возможности крупных предприятий. Тем самым этот экономический инструмент резко повышает выживаемость предприятий малого бизнеса. Наиболее существенными недостатки связаны со стандартностью товара и ограничениями в ведении бизнеса. Франчайзинг снижает конкуренцию, что приводит к снижению качества товара. В конечном итоге франчайзинговая система менее гибка, по сравнению с крупными корпорациями и, тем более с предприятиями малого бизнеса.
Франчайзинг - чрезвычайно перспективный вид предпринимательства: если в обычном бизнесе из 100 возникающих предприятий в итоге выживает не более 10, то из 100 франшизных будет успешно работать 90, что немаловажно и с точки зрения создания новых рабочих мест.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что успешное развитие экономики в значительной степени определяется интеграцией крупных и малых компаний, которые являются основными элементами системы зарубежной экономики. Крупные фирмы привносят в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Очевидно, что усиление взаимодействия крупного и малого бизнеса необходимо и для успешного развития России.
Франчайзинг процветает, потому что в нем сочетается стимул личного владения с управленческим и техническим мастерством крупного бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг предлагает краткий путь к росту, так как они получают готовое дело. Для франчайзи франчайзинг дает возможность быстрого расширения. Франчайзи растет, позволяя предпринимателям финансировать его рост через продажу франшиз.
Не распространенность франчайзинга в России не связана с какой-либо спецификой страны, а объясняется крайней ограниченностью знаний в этой области не только у широких слоев населения, но и у специалистов, предпринимателей, т.е. слабая подготовка предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.
Развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга - российское законодательство. Если в зарубежных странах этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо регистрировать в Роспатенте, что приводит к возникновению бюрократических проволочек. Помимо этого, отсутствует необходимая законодательная база. В США только на федеральном уроне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в России отсутствует даже закон о франчайзинге.
Тем не менее, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг в России уже успешно развивается. Все больше предпринимательских кругов обращается к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса. Однако значение его для российской экономики переоценить сложно: для франчайзера - это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи - развивать свой собственный бизнес на базе проверенной бизнес-модели, а для государства - это эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, а следовательно, и развития всей российской экономики. Развитие франчайзинга в России будет проходить все большими темпами, поэтому не следует упускать шанс обойти своих конкурентов уже сейчас.