Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:25, курсовая работа
Цель данной работы заключается в выделении наиболее общих проблем, связанных со становлением маркетинга в России, описании развития маркетинговой сферы деятельности российских предприятий.
В настоящей работе ставится задача раскрыть сущность вышеназванных проблем, показать необходимость использования комплекса маркетинга на предприятии, а также, ввиду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предпринимаемые в нашей стране в течение последнего десятилетия.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА. . . . . . . . . . . . . ..5
1.1. История становления и развития маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Сущность и содержание маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3. Функции и виды маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .11
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В РОССИИ . . . . . . .15
2.1. История и практика внедрения маркетинга в России. . . . .. . . . . . . 15
2.2. Особенности и проблемы развития российского маркетинга . . . . 23
2.3. Эволюция и перспективы развития маркетинга в России . . . . . . . .31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 36
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА. . . . . . . . . . . . . ..5
1.1. История становления и развития маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Сущность и содержание
1.3. Функции и виды маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .11
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В РОССИИ . . . . . . .15
2.1. История и практика внедрения маркетинга в России. . . . .. . . . . . . 15
2.2. Особенности и проблемы
2.3. Эволюция и перспективы развития маркетинга в России . . . . . . . .31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 36
ПРИЛОЖЕНИЯ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . 38
ВВЕДЕНИЕ
Современная экономика состоит из взаимодействия трех ее основных субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих элементов имеет конкретные цели, в соответствии с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять современные инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность подобных элементов и составляет основу маркетинга.
Сердцевина маркетинга – ориентация
бизнеса на успешное решение рыночных
задач. Кредо маркетинга: производить только
то, что будет продано на рынке, и то, что позволит
удовлетворить потребности и запросы
Маркетинг – один из основных видов деятельности участников рынка. Если предприятие (фирма) хочет достичь наилучшего результата от своей деятельности , оно должно знать до тонкостей состояние и перспективы рынка, его важнейших сегментов, нужды и запросы потребителей в рамках всего рынка. В этом и состоит актуальность данной темы на сегодняшний момент. Необходимо создать товар с нужными потребительскими свойствами; с помощью доступной цены донести до покупателя идею ценности товара; найти умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным и хорошо представленным обществу, рекламировать товар таким образом, чтобы покупатели знали максимум информации о нем и захотели приобрести его.
Успешный маркетинг есть результат трех слагаемых:
1) качества предлагаемого товара;
2) величины цены на него;
3) рекламы.
Управление маркетингом включает
анализ, планирование, претворение в жизнь
Цель данной работы заключается в выделении наиболее общих проблем, связанных со становлением маркетинга в России, описании развития маркетинговой сферы деятельности российских предприятий.
К выбору данной темы меня подтолкнули следующие моменты: во-первых, по моему мнению, данная проблема актуальна на данный момент, а во-вторых, мой личный, хотя и не большой, опыт работы в проведении маркетинговых исследований, а также другой работы, в ходе которой происходили столкновения с данной проблемой.
В настоящей работе ставится задача раскрыть сущность вышеназванных проблем, показать необходимость использования комплекса маркетинга на предприятии, а также, ввиду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предпринимаемые в нашей стране в течение последнего десятилетия.
Предмет исследования – особенности развития маркетинга в РФ.
Объектом выступает развитие маркетинга.
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА
1.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА
Начиная с середины XIX века, тенденции к неконтролируемой концентрации промышленного и торгового капитала, неупорядоченная торговля, разрушительные кризисы дали американским экономистам основание назвать рынок «диким». К концу XIX века реакцией общества на такой рынок стало появление антимонопольного законодательства (Закон Шермана, США), позволяющего регулировать предпринимательскую деятельность в интересах общества.
В начале XX века (до начала 20-х годов) в ряде университетов США (прежде всего в Гарвардской школе бизнеса) начались разработки теории об инструментах управления рынком. Первоначально считалось, что основная цель — это создание на научных основах системы сбыта товаров, поэтому новая наука получила название «дистрибуция».
Позже теория получает более широкую трактовку, охватывая продвижение, удовлетворение спроса, ценообразование и т.д., и в начале 20-х годов наука приобретает название «маркетинг».
Сначала маркетинг развивался с некоторым запозданием по отношению к развитию экономики, обобщая рыночную практику успешно действующих фирм. На первом этапе своего развития маркетинг систематизировал массу разрозненных фактов, увязывая их с условиями внешней среды, выводил закономерности, в дальнейшем маркетологи-аналитики сами стали предлагать пути для совершенствования маркетинговой деятельности компаний (См. Приложение 1).
В развитых странах история развития
маркетинга как системы регулирования
тесно связана с этапами
Исходя из исторических этапов развития классического маркетинга, выделяют несколько концептуальных подходов к его организации:
Таблица 1.1
Концепция совершенствования сбыта (до начала 50–х гг.)
Суть концепции |
Любой товар может быть продан, если для этого приложить усилия. |
Особенности концепции |
Фокусировка внимания на интенсификации сбытовых усилий (что требовало значительно меньших затрат). |
Цели производителя |
Производство товара с последующим изощренным сбытом. |
Способ достижения цели |
Агрессивные методы принуждения к разовой покупке (психологическое давление, материальная заинтересованность – подарки, скидки), методы ориентации покупателей на долговременные покупки (скидки постоянным покупателям). |
Современные условия применения |
Товары пассивного спроса, (покупатель не испытывает потребность в товаре, пока не узнает о его достоинствах, избыток товаров при отсутствия естественного спроса). |
Недостатки |
Появление «иммунитета» покупателей
к различным методам |
Пример
Сеть магазинов Men ' s Merit, широко представленная как в Москве, так и в других городах РФ, активно реализует сбытовую концепцию маркетинга. Она предполагает разновариантную систему предоставления скидок на постоянной основе: сначала на весь товар предлагается 50% скидка, по прошествии некоторого времени предлагается приобрести два комплекта изделия по цене одного и т.д. В итоге независимо от вариантов сбытовых усилий потребитель платит одну и ту же цену.
Насыщение рынка, как правило, сопровождается усилением конкуренции. При этом методы конкурентной борьбы только на уровне сбытовых усилий компании теряют свою эффективность. Необходимыми инструментами активных продаж становятся ассортимент и качество.
В современных условиях эта концепция успешно применяется в рамках имиджевого, марочного маркетинга.
Таблица 1.2
Товарная концепция (до начала
70–х гг.)
Суть концепции |
Любой товар может быть продан на рынке, если он хорошего качества. |
Особенности концепции |
Усилия компаний направлены на товарную дифференциацию (совершенствование характеристик товара), для чего фирмы уже аккумулировали достаточно ресурсов. |
Цели производителя |
Повышение качества товара, характеристик товара, ценных для потребителя. |
Способ достижения цели |
Достигается путем технических разработок (инноваций), позволяющих выделить товар среди конкурентов по его качественным характеристикам. |
Современные условия применения |
Может быть применена на любых типах рынка. |
Недостатки |
Высокая цена товара на рынке (производитель возмещает расходы на разработку товара). Кроме того, производитель не способен адекватно оценивать угрозу со стороны товаров–субститутов. |
Пример
В 2002 году российским VIP -клиентам
была представлена новая модель Audi
A 8. Вот что рассказывал о ней
еще до ее появления на рынке директор
московского «Ауди Центра-
Таблица 1.3
Потребительская концепция
(до конца 70–х гг.)
Суть концепции |
Товар будет продан на рынке, если его производству предшествует изучение конъюнктуры и потребностей рынка. |
Особенности концепции |
Внимание руководства компаний направлено на удовлетворение реальных потребностей рынка. |
Цели производителя |
Стремление следовать в своей деятельности за структурой потребительского спроса. |
Способ достижения цели |
Фирмы тратят значительные ресурсы на изучение спроса и потребительских предпочтений и стремятся производить востребованный рынком товар. |
Современные условия применения |
Может быть применена на любых типах рынков. |
Недостатки |
Стремление компаний ориентироваться
на сиюминутные потребности |
Пример
В 1996 году на российском рынке
появилась новая компания с загадочным
названием «Канцлер». Догадались, чем
торгует магазин с такой
Таблица 1.4
Концепция социально–этического маркетинга (80–е годы)
Суть концепции |
Качественный товар будет |
Особенности концепции |
В ходе конкурентной борьбы компании акцентируют внимание на полезности/безопасности своих товаров для общества. |
Цели производителя |
Если производство, удовлетворяющее потребность, вызывает негативные процессы в природе или другим образом вредит обществу, то оно должно быть модифицировано или ликвидировано. |
Современные условия применения |
Экономически развитые рынки, прошедшие этап массовой ориентации на маркетинг. |
Недостатки |
Отсутствие решения ряда технологических проблем, вызывающих, в частности, высокую цену товара. |
Пример
Девиз известной во всем мире косметической компании «Ives Rocher» — «Природа — источник красоты». Акцент делается на высокой экологичности косметики: основой продукции являются натуральные растительные ингредиенты. Производство и упаковка также отличаются экологичностью и безопасностью. Так, к Примеру, потребителю предоставляется возможность только один раз купить крем в баночке, последующие же разы он сможет покупать сменные колбочки с кремом, которые без проблем вставляются в уже приобретенную баночку.
1.2.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МАРКЕТИНГА
В настоящее время в развитии рынка и маркетинга выделяются некоторые тенденции, имеющие особое значение для эволюции маркетинговой теории и практики.
Информация о работе Развитие маркетинга в современной России