Развитие маркетинга в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в выделении наиболее общих проблем, связанных со становлением маркетинга в России, описании развития маркетинговой сферы деятельности российских предприятий.
В настоящей работе ставится задача раскрыть сущность вышеназванных проблем, показать необходимость использования комплекса маркетинга на предприятии, а также, ввиду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предпринимаемые в нашей стране в течение последнего десятилетия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА. . . . . . . . . . . . . ..5
1.1. История становления и развития маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Сущность и содержание маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3. Функции и виды маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . .11
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА В РОССИИ . . . . . . .15
2.1. История и практика внедрения маркетинга в России. . . . .. . . . . . . 15
2.2. Особенности и проблемы развития российского маркетинга . . . . 23
2.3. Эволюция и перспективы развития маркетинга в России . . . . . . . .31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 36
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАРКЕТИНГ.docx

— 223.29 Кб (Скачать файл)

- организация кредитных  учреждений в рамках производственных  объединений, занимающихся выпуском  товаров долговременного пользования,  что даст расширение возможностей  сбыта и дополнительную прибыль  по процентам за кредит;     

- улучшение рекламной деятельности с широким привлечением всех средств массовой информации и изучением реакции потребителя на рекламную продукцию; использование метода привязки покупателя к какому-нибудь определенному производителю, например путем манипуляций ценами (введение скидок с цен для оптовых или постоянных клиентов, сезонные цены, распродажа залежалого товара, ярмарки и т.п.), организации выигрышных лотерей и т.д.

На основании всего вышеизложенного  можно резюмировать следующее: внедрение  маркетинга в практику российских предприятий  имело множество проблем и противоречий. Они связаны, со многими факторами, перечисленными мной в данной главе. Но главной проблемой, на мой взгляд, является консерватизм многих  руководителей российских предприятий, не понимающих до конца значение маркетинга, его целевое назначение, а также выгоды, вытекающие из правильного применения маркетинговых концепций. Этим и отличаются отечественные фирмы от зарубежных, где маркетингу отводится ведущая роль. 

2.3. ЭВОЛЮЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  МАРКЕТИНГА В РОССИИ

 

Главными объективными препятствиями  на пути становления маркетинга в  России стали супермонополизм в  промышленности, диктат центрального ценообразования, дефицит товаров  и неготовность кадров к работе в  многовариантном, многополюсном, взаимозависимом  мире. Все это консервировало несвободу  выбора как для покупателей, так  и во многом для производителей товаров  и услуг. В таких условиях потенциал  маркетинга не мог быть реализован, за исключением отдельных шагов  на уровне некоторых фирм, организаций.

Субъективными факторами, тормозившими развитие маркетинга, стали распространенные в нашем обществе антимаркетинговые  стереотипы (психологические установки  и подходы) в восприятии маркетинга со стороны хозяйствующих субъектов  и граждан, либо неоправданно упрощавшие его понимание и процедуру  осуществления, либо, наоборот, излишне  усложнявшие и приводившие к  отказу от его использования целые  сферы экономики – малый бизнес, некоммерческие виды деятельности. Эти  стереотипы в значительной степени  не преодолены и до сих пор.

Переход фирм от сугубо производственной к рыночной, маркетинговой ориентации включает в себя ряд последовательных стадий в направлении усиления внимания и учета возможностей и интересов  как потребителей, так и расширяющегося круга конкурентов. Это отражалось в организации и 

повышении роли служб маркетинга.

Эволюция маркетинга в  России 21 века определяется новыми направлениями, условиями и возможностями его  осуществления. Среди целевых направлений  могут быть названы:

-ориентация на  перспективный спрос нового качества;

-активное создание  спроса и рынка в целом;

-комплексное  управление всеми процессами  разработки, производства и продаж  продукции.

 
        Условия осуществления такого маркетинга – это характеристики российской окружающей маркетинговой среды будущего столетия:

общество станет открытым, информационным, в определенной степени – виртуальным; 

вслед за развитыми  странами в нем начнется выраженное ослабление идеологии потребительства, получит распространение приоритет  ценности личной свободы;

вырастет цена «новинок», новый спрос будет  создаваться новыми технологиями;

талант менеджера  станет ориентирован на максимизацию прибыли за длительный промежуток времени.

Появятся новые акценты  в маркетинговых исследованиях:

реальная ориентация не на сложившуюся ситуацию, а на перспективу, в том числе отдаленную;

обязательные  моделирования, прогноз и учет социальных и экологических последствий;

клиент станет активным поставщиком информации о  своих потребностях.

Сегментирование рынка потребителей в 21 веке уже не сможет идти исключительно  по традиционным социально-демографическим  критериям. Сознание и поведение  потребителя все более уверенно начинают определять совсем другие критерии и показатели: восприимчивость к  моде и к технике, умение разбираться  в качестве товара, обеспокоенность  состоянием окружающей среды, ориентация на здоровый образ жизни.

Произойдут перемены в  образовании – в статусе маркетинга как учебной дисциплины. Значительно  расширится ее содержание, как за счет стратегических подходов, так и благодаря более пристальному изучению технологий маркетинга.

Ожидаемая новация в организации  маркетинга – активное использование  преимуществ сетевых, виртуальных  организационных структур: децентрализация, приближение к потребителю, тотальная  задействованность всех сотрудников.

В товарной политике получит  преимущество новый тип товара, призванный давать свободу саморазвития потребителя. В ценовой политике значительно  вырастут глубина и регулярность проведения исследований ценовой эластичности спроса. В маркетинговых коммуникациях  произойдет переориентация с фактически принудительных форм их предъявления на принципы интерактивного взаимодействия.

   За последние годы  произошли серьезные изменения  в маркетинговом образовании  населения и подготовке профессионалов, обеспечении маркетинга монографиями, учебной литературой и периодикой. Оформилось правовое поле маркетинга. Существенно продвинулась практическая  реализация таких важнейших маркетинговых  функций, как товарная и ценовая  политика, маркетинговые коммуникации, сбыт и организация продаж. 

 
 
            
              
           

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
     

Знание и глубокое изучение маркетинга являются залогом процветания  фирмы, активной деятельности фирмы  в условиях высокой конкуренции. Недооценка важности маркетингового взаимодействия с потребителями товаров и  услуг может привести и часто  приводит к краху самых блестящих  технических и производственных начинаний, так как они оказывались  лишенными логического финала –  доведения продукции до потребителей. Значение маркетинга, в первую очередь, определяется возросшей конкурентностью  современной экономики и необходимостью сбыта продукции в этих условиях. Поэтому маркетинг органично  совмещает в себе две связанные  между собой цели. С одной стороны, это инструмент конкурентной борьбы, а с другой стороны – средство адаптации производства к потребностям потребителей. В связи с этой двойственностью  маркетинг можно интерпретировать как средство конкурентной борьбы через  более полный учет потребностей потребителей.      

В данной курсовой работы мы описали историю становления  и развития маркетинга, выделили несколько  концептуальных подходов к его организации, проиллюстрировав каждый из них примерами  и таблицами (см. Приложения), проанализировали несколько определений понятия  «маркетинг», выявили его ключевые термины (потребность и спрос), а  также рассмотрели функции маркетинга и его виды по двум различным критериям: в зависимости от размера охваченного  рынка и в зависимости от специфики  организации и ее руководства.     

Также мы проанализировали исторический аспект развития маркетинга в России, выявили характерные черты и  проблемы внедрения маркетинга в  практику российских предприятий, а  также наметили основные тенденции  развития отечественного маркетинга.       

Проблемы развития и  становления маркетинга в России неразрывно связаны с решением целого комплекса задач, главными из которых  являются становление цивилизованного  национального рынка и развития отечественного предпринимательства.      

Можно отметить, что по мере вхождения России в цивилизованные рыночные отношения, осознания роли маркетинга как инструмента повышения  эффективности решения разнообразных  проблем жизни общества, роль маркетинга будет усиливаться, и его инструменты  все более будут адаптироваться к конкретным рыночным условиям и  специфике деятельности отдельных  организаций, но для этого нужно  время.  
  
  
  
  
      

   
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Березин И.С. Маркетинговый анализ: принципы и  практика, российский опыт / И.С. Березин. – М.: Эксмо, 2004. – С. 280.
  2. Браверман А.А.  Средство преодоления кризиса и развития / А. А. Браверман // Маркетолог. – 2002. - №1. – С. 18.
  3. Ильин А., Кухарчук А. Приключения маркетинга в России (Продолжение) / А. Ильин, А. Кухарчук // Практический маркетинг. – 2003. - №1. – С. 14-16.
  4. Голубков Е.П. Маркетинг как концепция рыночного управления / Голубков Е.П. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. - №2. – С. 17-20.
  5. Голубков Е.П. О некоторых аспектах концепции маркетинга и его терминологии / Голубков Е.П. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. - №6. – С. 40.
  6. Голубков Е.П. Современные тенденции развития маркетинга / Е.П.Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. - №1. – С. 29-30.
  7. Дэй Дж. Стратегический маркетинг / Дж. Дэй. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – С. 176-177.
  8. Завгородная А.В. Маркетинговое планирование / А.В. Завгородная, Д.О. Ямпольская. – СПб: Питер, 2002. – С. 300.
  9. Иващенко А.И. Архетипы в маркетинге / А.И. Иващенко // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2006. - № 1. – С. 70.
  10. Маркетинг / У. Рудзелиус [и др.]. – М.: ДеНово, 2003. – С. 159.
  11. Разовский Ю.В., Савельева Е.Ю. Будущее маркетинга: проблемы и пути его изучения / Разовский Ю.В., Савельева Е.Ю. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. - № 6. – С. 114-116.
  12. Соловьев Б. Маркетинг на российских предприятиях: результаты специального исследования / Соловьев Б. // Бизнес. - 2005. - № 3. - С.30-32.
  13. Уткин Э.А. Маркетинг / Уткин Э.А. – М.: Эксмо, 2003. - С. 5-59, 67-97.
  14. Шевченко Д. Теория и практика употребления маркетинговой терминологии / Д.Шевченко // Практический маркетинг. – 2003. - № 3. – С. 22.
  15. Шевченко Д.А. Маркетинг: сегодня и завтра / Шевченко Д.А // Маркетолог. – 2004. - №12. – С. 12.
  16. Андреев Д.В. Проблемы развития маркетинга в России http://www.dis.ru
  17. Интернет-сайт NovosibOut, гида досуга и отдыха в Новосибирске: www.novosibout.ru /eda/cafes/173/.
  18. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов 3-е изд./ Под общ. Ред. Г.Л.Багиева .- СПб.: Питер, 2006.- 736 с.
  19. Соловьев Б.А. Маркетинг.: Учебник – М.: М.: ИНФРА-М, 2007.- 383 с
  20. Портер Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Портер; Пер. с анлг.- 3-е изд.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.-453 с.
  21. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг.- СПб.: Питер, 2006.- 400 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1


 


Информация о работе Развитие маркетинга в современной России